Важные моменты в жизни ребенка

345

230

Важные моменты в жизни ребенка Первый месяц жизни ребенка — трудное время для неопытных родителей. Многим кажется, что месячному малышу нужен лишь здоровый сон. Но именно в это время младенец начинает адаптироваться к новой среде. Особенно важно общаться с ним, уделять много времени состоянию и развитию ребенка. Важные моменты в жизни ребенка

В первый месяц у ребенка уходят послеродовые отеки, укрепляются кости. Желудочно-кишечный тракт заселяется полезной микрофлорой. Активируется собственная иммунная система: весь организм впервые сталкивается с незнакомыми бактериями и учится с ними взаимодействовать. Это важный этап в физическом развитии грудничка.

Эритроциты с плодовым гемоглобином разрушаются. Из-за адаптации ребенок иногда теряет 10% от общей массы тела. Организм работает с большим напряжением — в общем, жизнь кардинально меняется. Неудивительно, что младенец испытывает сильный стресс.

У ребенка в первый месяц очень расплывчатое зрение. Поэтому он не может различать мелкие предметы и точно фокусировать взгляд, смотреть двумя глазами в одну точку. Его движения беспорядочны, руки и ноги согнуты, потому что мышцы-разгибатели еще не успели развиться.

Только осязание, обоняние и слух работают в полную силу. В этот момент жизни новорожденные часто крутят головой, когда бодрствуют — чтобы определить источники звука. Кстати, голос мамы малыш различает лучше всего: он успокаивает ребенка, когда тот плачет. И чем больше родители говорят с младенцем, тем быстрее закладывается его речь.

Ученые подтвердили, что на первом месяце жизни детям нравится следить за лицами людей и движением предметов. Они впитывают всё за родителями: улыбаются, копируют движения, показывают язык, плавно подносят руки к своему лицу.

Внешность новорождённого тоже меняется. Начинают затягиваться роднички — задний и клиновидный. Они полностью закроются через несколько недель, а большой родничок — примерно за год.

Лицо приобретает определенные черты, с кожи исчезают милиумы — белые выпуклые точки. Также кожа немного шелушится, особенно между пальцами. Ее можно увлажнять кремом 0+ для новорожденных.

На первом месяце малыш еще не может двигаться, поэтому сучит ногами и руками. Это называется гипертонусом. Также дети пытаются поднимать голову, расположившись на животе. Некоторым даже удается держать ее прямо или приподнимать, лежа на спине.

Режим сна

В первые месяцы жизни малыш в основном спит — по 18 часов в день. Это важно для гармоничного развития ребенка. Лучше класть его на спину или бок, убирать из постели стеганные одеяла и подушки — так малыш точно в них не запутается.

Важные моменты в жизни ребенка

У новорожденного наблюдается пять состояний:

  • Глубокий сон: младенец полностью расслаблен, дыхание медленное и ровное, лицо спокойное.
  • Неглубокий сон: подергиваются руки и ноги, дыхание более учащенное.
  • Дремота во время кормления или перед сном. В это время глаза наполовину закрыты.
  • Бодрствование: активность, движение всеми частями тела.
  • Плач, если ребенок будет ощущать дискомфорт: голод, страх, неудобство.

В период бодрствования новорожденному особенно важно присутствие мамы, ласка и забота. С ребенком нужно разговаривать, успокаивать нежным голосом, обнимать и покачивать. Доказано, что в это время у родителя и ребенка вырабатывается окситоцин — его условно называют гормоном любви. Он укрепляет чувство привязанности, делает детей счастливыми и влияет на эмоциональное развитие.

Важные моменты в жизни ребенка

Некоторые мамы кормят малыша по 10 раз в день — все зависит от потребностей. Основной объем молока дети выпивают за 5-10 минут, но некоторые устают и засыпают у груди. Тогда кроху нужно легонько похлопать по щекам, вынуть изо рта сосок и вложить снова.

Важные моменты в жизни ребенка

Вместе с молоком в рот поступает воздух, из-за чего и происходит срыгивание — каждые 5 минут или при смене грудей. Чтобы помочь, младенца можно расположить вертикально на плече и немного поносить в таком положении. Легкий массаж живота по часовой стрелке, газоотводная трубочка тоже выводят газы из кишечника. В целом, вздутия, колики и спазмы часто бывают у ребенка в 1 месяц.

Важные моменты в жизни ребенка

Новорожденных кормят каждые 2,5–3 часа, поэтому они часто пачкают пеленки. Количество испражнений зависит от числа кормлений и в среднем составляет 3-6 раз в сутки. А вот мочеиспускание происходит интенсивнее: 20-25 раз. Главное — следить за ребенком и оперативно менять подгузник, чтобы не вызвать раздражения кожи.

Важные моменты в жизни ребенка Есть еще несколько правил ухода за ребенком в 1 месяц жизни:

Расчесывать нежные волосы с помощью специального гребешка.

Важные моменты в жизни ребенка

Подстригать ногти младенца, чтобы он не поцарапался.

Гулять на свежем воздухе.

Чистить нос, если там появились корочки или сопли — сам малыш не справится.

Подмывать несколько раз в день после дефекации.

Проводить купания каждый вечер с температурой воды 36 градусов. После того, как вы протерли кожу малыша от влаги, смазать ее теплым кремом.

Очень важно подбирать правильный уход с первого дня жизни младенца. Ищите упаковки с пометкой «0+» и упоминанием того, что средство проверено и рекомендовано педиатрами. Старайтесь выбирать гипоаллергенные средства — это означает, что их формула с минимальной вероятностью может вызвать аллергическую реакцию.

Пенка-шампунь с головы до пят — универсальное средство, которое очищает волосы, тело и создает легкую приятную пену. Она увлажняет кожу и делает волосы мягкими и шелковистыми. Вечером можно воспользоваться пенкой для купания «Баю-Баюшки». Аромат лаванды создает приятную атмосферу и настраивает малыша на крепкий сон, а нежная пена поднимает настроение. Крем-гель с пантенолом бережно очищает кожу при смене подгузника или перед сном. Благодаря D-пантенолу крем не сушит кожу и препятствует возникновению раздражений из-за подгузника — особенно если у малыша чувствительная кожа. Крем под подгузник создает надежный воздухопроницаемый барьер и предотвращает контакт с мокрым подгузником. Масло жожоба, D-пантенол и цинк в составе препятствуют появлению опрелостей: раздражений из-за механического трения или контакта с экскрементами. После смены подгузника обязательно понадобятся влажные салфетки. Неважно, где вы находитесь: дома, в гостях, на прогулке или в торговом центре — салфетки помогают соблюдать гигиену в любое время. Они легко и бережно удаляют загрязнения, не сушат кожу. Присыпка-крем от опрелостей нужна каждому малышу. Зачастую воспаления возникают вне зависимости от тщательности ухода и мучают младенца. Детская присыпка в форме крема моментально превращается в шелковистый тальк, который не скатывается в складочках. Крем быстро подсушивает кожу и избавляет от дискомфорта Нежный крем для лица и тела обеспечивает бережный уход за нежной кожей лица и тела. Благодаря комплексу масел ши, D-пантенолу, экстрактам цветков календулы и ромашки крем делает кожу малыша нежной и мягкой. А еще он легко наносится и быстро впитывается. Детский бальзам для губ с пантенолом подходит малышам с первых дней жизни. Его можно наносить перед выходом на улицу, чтобы защититься от воздействия солнца и ветра. Бальзам содержит D-пантенол, витамин Е, масло ши и быстро восстанавливает сухую кожу губ в любое время года.

Первую прививку ребенку делают еще в роддоме, спустя 12 часов после рождения — против вирусного гепатита. Это заболевание попадает в организм через кровь или половой контакт, не передаваясь воздушно-капельным путем. В следующий раз прививку от гепатита B ставят через 1 месяц жизни.

В течение 3-7 дней новорожденного прививают против туберкулеза (БЦЖ). Это заболевание передается воздушно-капельным путем. Вакцину вводят в плечо левой руки — именно из-за нее у нас остается небольшой шрам.

На первом медосмотре, сразу после рождения неонатолог следит за общим состоянием малыша, оценивает развитие по шкале Апгар (от 0 до 10 баллов). Следующие 4–5 дней врач ежедневно приходит в палату и проводит осмотр.

Как только мама с ребенком оказываются дома, весь 1 месяц к ним приходит участковый педиатр и патронажная сестра. Они проверяют рефлексы и родничок, дают рекомендации родителям. Также в первый месяц мама должна прийти в поликлинику на осмотр сразу нескольких врачей:

  • Педиатр измерит вес и рост новорожденного, посмотрит на психическое и физическое развитие.
  • Хирург оценит наличие грыж и осмотрит половые органы мальчиков.
  • Офтальмолог проверит, есть ли у малыша заболевания глаз и слезных путей.
  • Невролог проверит рефлексы, измерит окружность груди и головы.
  • Стоматолог осмотрит полость рта и уздечку языка: она отвечает за речь малыша.

Также врачи выдадут направление на УЗИ почек, тазобедренных суставов, органов брюшной полости, ЭХО, нейросонографию и аудиологический скрининг, если его не проводили ранее.

Во время первого месяца жизни новорожденного важно следить за весом: в среднем, он увеличивается на 20 граммов в день. 90–150 граммов в неделю — норма прибавки для малыша.

Чтобы развитие проходило в соответствии с нормой, ребенку нужно выпивать около 700 мл молока. Если малыш набирает меньше положенного, педиатр помогает корректировать питание, назначает обследования.

Также у ребенка проявляются новые рефлексы. Врожденные вроде чихания, моргания, зевоты формируются в утробе и остаются на всю жизнь. На 1 месяце жизни малыш приобретает еще несколько рефлексов. Врачи выделяют восемь основных:

  • Сосательный — сосательные движения появляются, если провести пальцем или соской вокруг губ малыша. Он особенно важен в течение первого года жизни.
  • Поисковый — кроха поворачивает голову, если погладить по щеке. Он, как и сосательный, тесно связан с инстинктом поиска пищи.
  • Хватательный — если прикоснуться к ладошке ребенка, он крепко хватает пальцы взрослого.
  • Плавательный — малыш двигается, словно во время плавания, если положить его на живот.
  • Рефлекс ходьбы — если придерживать ребенка под руки так, чтобы он касался поверхности ногами, малыш будет имитировать ходьбу.
  • Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) — если надавить грудничку на ладонь, он повернет голову и откроет рот.
  • Рефлекс Бабинского — если провести пальцем по внешней стороне стопы, пальцы расходятся веером, а ребенок шевелит стопой.
  • Рефлекс Моро — малыш сводит и разводит руки и ноги, когда слышит внезапные громкие звуки.

Также в первый месяц жизни у новорожденного получается удерживать голову, лежа на животе. Он поворачивается к источнику света, расположившись на спине. Движение глаз более плавные и координированные. В зависимости от психологического климата грудничок определенным образом реагирует на родителей:

  • Различает голос мамы и папы среди других, эмоционально реагирует на привычный звук.
  • Наблюдает за предметами и лицами, хватает пальцы родителей или игрушки. Первым улыбается маме, когда та склонилась над кроваткой.
  • «Отвечает» на голос мамы отдельными звуками, особенно когда к нему обращаются с ласковой интонацией. Поэтому важно заботиться о ребенке, показывать ему свою любовь.

Однако если некоторые признаки не описывают вашего малыша, это не повод для беспокойства. Педиатр доволен его состоянием? Значит, всё в порядке. Дети отличаются в своем развитии и не всегда похожи друг на друга. Просто дайте ребенку время проявить себя.

Упражнения и игры с ребенком

Родителям и родственникам важно постоянно разговаривать с новорожденным ребенком. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает, поверьте: малыш впитывает каждое слово. Ему можно показывать яркие предметы на расстоянии 40 см и медленно перемещать их из стороны в сторону, чтобы ребенок наблюдал за движением.

То же самое можно делать и с лицами близких. Пусть ребенок сфокусирует взгляд на вашем лице. Затем начните медленно перемещаться, чтобы ребенок поворачивал голову следом. Или попробуйте привлечь внимание малыша голосом. Позовите его из разных концов комнаты: это развивает слух и помогает ориентироваться в пространстве. Все эти упражнения положительно скажутся на развитии грудничка.

Также с малышом можно заниматься легкой гимнастикой. Разминайте ступни, разгибайте ноги и руки. Здесь важен и тактильный контакт: ребенок чувствует себя комфортнее.

Когда ребенку 1 месяц, он еще не готов к трудным играм. Есть простые упражнения для развития:

Возьмите погремушку или другой шумный предмет. Потрясите его при ребенке — это развивает слуховую координацию.

Общайтесь с малышом разными интонациями. Читайте веселые сказки, пойте песни.

Нарисуйте лица с разными эмоциями на кружках бумаги: веселые, грустные, сердитые. Прикрепите каждый кружок на палочку. Покажите на расстоянии 50 см от глаз, а как только ребенок сфокусируется на предмете, медленно водите им в разные стороны.

Читайте также:  Температура 37,38, 39 после чистки матки вакуум-аспирацией – ответы врачей

Перед упражнениями малыш должен чувствовать себя комфортно, быть сытым и бодрым. Вначале занятия длятся пару минут, потом доходят до 4–5 минут.

Проблемы в первый месяц жизни

В первые месяцы у новорожденных бывает много трудностей: дискомфорт, усталость от движений и новых впечатлений, сильный стресс после рождения. Плач — это единственный сигнал, которым младенец демонстрирует: что-то идет не так. И дело не только в кишечных коликах: причин для слез гораздо больше.

  • Голод: поэтому многие врачи советуют кормить детей по первому требованию.
  • Температура в комнате: от перегрева у малыша появляется потница, поэтому его нужно раздеть и помыть. Если же младенец замерз, лучше запеленать его и прижать к себе.
  • Неудобство: поначалу дети не умеют менять положение и иногда устают лежать на спине или боку.
  • Желание быть ближе к маме — самому близкому человеку. Объятия и поцелуи всегда благотворно влияют на психику малыша.
  • Беспокойный сон, зачастую связанный с громкими звуками или ярким светом. Следите, чтобы в комнате всегда была подходящая атмосфера для сна.

Также в этот период важно следить, как заживает пупочная ранка. Для этого пупок нужно раз в день обрабатывать зеленкой. Если через две недели корочка не отпала, ранка не зажила или появились выделения, приходите с ребенком к врачу.

Еще в 1 месяц ребенок может страдать от желтушки: из-за замены внутриутробного гемоглобина на обычный немного меняется цвет кожи. Это проходит через пару недель.

В первые месяцы родителям важно поддерживать друг друга, своевременно обращаться к врачу, выполнять все рекомендации по развитию и заботиться о ребенке. А главное — не расстраиваться, если что-то идет не так. Чем счастливее будете вы, тем радостнее станет ваш малыш.

1 неделя развития ребенка: что должен уметь новорожденный, особенности ухода

Важные моменты в жизни ребенка

Первый день новорожденного

Поздравляем, вы стали мамой! Теперь уже не нужно прислушиваться к «беременным» ощущениям, пытаясь угадать, чем занят ваш кроха. Вот он – рядом с вами, причмокивает и улыбается во сне.

Мудрая природа позаботилась о том, чтобы организм новорожденного ребенка развивался в соответствие с его потребностями. Обычно, при рождении младенцы весят от 2,5 до 4,5 кг при росте 48,0–56см*. Дети рождаются с запасом жидкости в организме, поэтому совершенно нормально, что в первые несколько дней они теряют 7–10% веса.

Первые часы жизни новорожденного вне маминого живота – это нескончаемый поток быстро сменяющихся звуков, чувств и образов, большинство из которых ему совершенно не знакомы. Новорожденный ребенок еще не может отделить себя от окружающего мира, который кажется ему не очень гостеприимным.

Малыш реагирует на мамин голос, ведь он начал слышать еще в материнской утробе на 28 неделе беременности. В новой непривычной обстановке, кроха успокаивается, когда мама говорит с ним спокойным, ласковым голосом.

Глаза новорожденного ребенка еще не способны видеть отдаленные предметы, но он может сфокусировать зрение на мамином лице, когда оно окажется достаточно близко. Малыш видит примерно на расстояние 20–30 см (от соска до глаз мамы, если находится у нее на руках). Когда зажигается свет, или что-то приближается к его лицу, ребенок щурится.

Вкусовые рецепторы и обоняние у новорожденных детей «включаются» сразу, с момента рождения: малыш хорошо различает сладость и горечь, пытается отвернуться от сильных и резких запахов. Кроха быстро запоминает запах маминой груди и предпочитает именно его всем остальным запахам.

Новорожденные дети чутко реагируют на разные прикосновения, прикосновение человеческой кожи доставляет им наибольшее удовольствие. Новорожденный ребенок не умеет самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен.

В запасе у малыша большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Например, поисковый рефлекс помогает ему найти источник пищи.

Если поглаживать кожу малыша около уголка рта, не касаясь губ, то он опустит нижнюю губу, отодвинет язычок и повернет голову в сторону «раздражителя» – материнского соска с вкусным молоком.

Новорожденные дети заметно отличаются друг от друга по пропорциям, по уровню двигательной активности и мышечного тонуса, но постепенно эти различия исчезнут, и «отстающие» быстро догонят своих сверстников.

На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения.

На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Физиологическое и психологическое развитие малыша

Важные моменты в жизни ребенка

Новорожденный ребенок не сразу физически и психологически привыкает к существованию вне материнской утробы. Саморегуляция – важная часть процесса адаптации малыша к окружающему миру.

В первые дни жизни кроха учится самостоятельно контролировать степень своей активности: плавно переходить из состояния бодрствования в состояние сна и наоборот. Задача родителей – помочь малышу в этом нелегком занятии. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки и свет, активно впитывает новую информацию и часто не может сам выйти из состояния возбуждения.

Если ротик малыша морщится, он сжимает кулачки и сучит ножками, скорее всего, пришла пора отдохнуть. Еще труднее перейти в состояние покоя после сильного крика. Одни дети успокаиваются, если родители укачивают их на руках или заворачивают в мягкое одеяльце.

Другим наоборот необходимо ощущение свободы, и они быстрее засыпают, когда их кладут на ровную поверхность и не ограничивают движения пеленкой или одеялом.

Новорожденный ребенок может сообщить о своих нуждах и внутреннем состоянии только двумя способами: плачем или улыбкой. В первые недели жизни и плач, и улыбка (еще неосознанная) – реакция на физиологические процессы, которые происходят в организме малыша.

Практически всю первую неделю жизни новорожденный проводит во сне, просыпаясь только для того, чтобы поесть. Периоды активного бодрствования, когда ребенок способен воспринимать новую информацию, крайне редки и непродолжительны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с малышом, пользуйтесь каждым удобным случаем.

Новорожденные дети легко перевозбуждаются, начинают кричать и плакать, поэтому внимательно следите за реакцией своего крошечного «ученика» и не переутомляйте его.

Важные моменты в жизни ребенка

Каждому малышу необходимо тепло человеческого тела: если ребенка редко брать на руки, он может стать вялым и апатичным.

Подвижность новорожденного ребенка ограничена: он не может самостоятельно перевернуться или повернуть голову. Меняйте положение малыша в кроватке, люльке или коляске: пусть он какое-то время проведет на животе или на боку прежде, чем вы снова уложите его на спину.

Повесьте над детской кроваткой мобиль или светомузыкальный проектор. Тихая мелодия или звуки природы в сочетании с ритмично меняющимися картинками или медленно двигающимися игрушками помогут малышу научиться самостоятельно успокаиваться и засыпать. Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком, пусть он привыкает к вашему хорошему настроению.

Безопасный дом

Важные моменты в жизни ребенка

В первые недели жизни мир малыша крутится вокруг двух самых важных вещей — еды и сна. Убедитесь в безопасности детского спального места. В кроватке новорожденного малыша не должно быть посторонних предметов: никаких крупных игрушек, пушистых покрывал и мягких подушек. Малыш еще не умеет самостоятельно переворачиваться, и если он случайно уткнется в подушку или игрушку, может создасться помеха свободному дыханию.

Вокруг кроватки должна быть безопасная зона: никаких полок и шкафов, откуда могут выпасть вещи. Ничто не должно преграждать вам доступ к кроватке и малышу. Лишнюю мебель из комнаты лучше пока убрать.

Не ставьте кроватку в непосредственной близости от окна и отопительных приборов: сквозняки или слишком горячая батарея могут привести к простуде или пересушиванию нежной кожи малыша. ки или слишком горячая батарея могут привести к простуде или пересушиванию нежной кожи малыша.

Личная гигиена малыша

Важные моменты в жизни ребенка

Новорожденный малыш не так беспомощен и беззащитен, как кажется на первый взгляд, но соблюдать некоторые основные правила все же необходимо. Обязательно мойте руки перед контактом ребенком.

Не трясите малыша даже во время игры. Осторожно поддерживайте головку и шею, когда берете его на руки. Прикосновения и объятия важны и необходимы для гармоничного развития ребенка и установления прочной эмоциональной связи между ним и родителями. Обнимайте своего малыша как можно чаще.

Ноготки на пальцах рук и ног малыша растут довольно быстро, ребенок легко может поцарапать себя и вас. Стричь ногти нужно по мере необходимости специальными безопасными ножницами с закругленными концами. Не волнуйтесь, впервые делая маникюр своему крохе — у вас все обязательно получится.

У каждого малыша должны быть свои личные предметы гигиены: детские щипчики или ножницы, мягкая щетка для волос или расческа с частыми зубьями.

Новорожденному необходимо регулярно чистить глазки и носик. Малыш не умеет сморкаться самостоятельно, поэтому освободить носик от слизи помогут самостоятельно скрученные ватные турунды подходящего размера.

Использовать ватные палочки категорически запрещается, потому что ими легко можно травмировать нежный носик младенца.

Проконсультируйтесь со своим педиатром или патронажной сестрой, как правильно проводить процедуры.

Важное о здоровье

Раздражительность и плач малыша в этом возрасте тоже отражают процессы, происходящие в его организме, и никак не связаны с особенностями характера и поведения в будущем.

Новорожденный ребенок еще не научился плавно переходить из состояния покоя (сна) в состояние бодрствования и наоборот. Утомленному малышу нужно помочь заснуть: после кормления подержите его в вертикальном состоянии, прислонив к плечу, или покачайте на руках.

Иногда, проснувшись, кроха начинает капризничать и плакать. Успокоиться самостоятельно ему пока еще трудно. Помогите малышу выйти из состояния крика, взяв его на руки или поглаживая ему животик. Со временем родители приобретают опыт и начинают лучше чувствовать потребности своего ребенка.

Меню малыша

Важные моменты в жизни ребенка

У всех здоровых новорожденных детей отлично развит сосательный рефлекс. Он формируется еще в утробе матери. Малыш инстинктивно умеет находить сосок и начинать сосать сразу, как берет его в ротик. Помогите крохе правильно взять грудь: он должен захватить ртом не только сам сосок, но и ареол вокруг, чтобы при сосании не заглатывать лишний воздух.

Малыш съедает около 700 г материнского молока в сутки, и для этого ему приходится немало потрудиться. Некоторые дети быстро устают, и им требуется отдых во время кормления, чтобы потом с новыми силами «приниматься за работу».

Чтобы молоко легче поступало в желудок, шея и туловище малыша должны быть вытянуты в одну линию.

Животик ребенка должен быть прижат к телу матери, так он останется теплым, и нежная пищеварительная система малыша лучше справится со своей задачей.

Кормить новорожденного нужно «по требованию» (примерно каждые 2 часа). Все дети и мамы разные, поэтому для получения необходимого количества молока всем малышам требуется разное количество времени.

В среднем во время каждого кормления малыш сосет около 30 минут, с небольшими остановками-передышками.

Временно насытившись, кроха периодически посасывает и облизывает сосок, чтобы стимулировать выработку новой порции материнского молока.

В идеале, одно кормление должно происходить из одной груди. Это нетрудно обеспечить, когда молока достаточно. Если молоко начинает сочиться из сосков между кормлениями, используйте впитывающие салфетки или специальные прокладки.

Обязательно следите за состоянием груди и сосков: если в груди прощупываются уплотнения, если соски кажутся сухими на ощупь или на них появились трещины, обратитесь за советом к врачу. Возможно, малыш неправильно берет грудь, и необходимо найти более подходящую позу для кормления.

Поддерживая соски в чистоте, не переусердствуйте с антибактериальными и гигиеническими средствами. Кремы и другие увлажняющие средства для сосков можно использовать только после консультации с врачом.

Если у мамы плоские или втянутые соски, то у малыша могут возникнуть трудности с захватом груди. Эта проблема – ни в коем случае не повод отказываться от естественного вскармливания. В современном мире существуют специальные накладки на соски, которые помогут сделать кормление максимально физиологичным.

Грудное вскармливание — естественный процесс, которому не нужно долго учиться. Старайтесь быть спокойной и умиротворенной во время кормления.

Читайте также:  15 способов занять ребенка дома

Со временем, вы и ваш малыш найдете тот особенный ритм, который позволит вам понимать друг друга без слов.

Если по каким-либо причинам грудное вскармливание невозможно – посоветуйтесь с вашим педиатром о том, какая адаптированная молочная смесь подойдет вашему ребенку.

Детский сон

Важные моменты в жизни ребенка

В первые недели жизни малыш может спать более 18 часов в сутки, просыпаясь, только чтобы поесть. Многие новорожденные дети предпочитают спать в позе «зародыша», к которой они привыкли в утробе матери, где в последние недели перед рождением было тесновато. Новорожденный кроха часто спит беспокойно, морщится и кряхтит во сне, он еще не привык самостоятельно засыпать и просыпаться.

С первых дней жизни можно приучать ребенка засыпать под мелодию музыкальной игрушки.

Со временем, эта игрушка станет неотъемлемой частью ритуала засыпания и поможет малышу соблюдать режим дня в более старшем возрасте.

Возможно, успокоить кроху вам поможет монотонный негромкий гул стиральной или посудомоечной машины. И конечно, пойте колыбельные: мамин голос — лучшее успокоительное для любого ребенка.

Совет недели

Танцуйте с малышом. Включите музыку и двигайтесь ей в такт, прижав кроху к груди или положив на руку. Не забывайте поддерживать головку, мышцы шеи у ребенка еще не окрепли.

Все фото: © Depositphotos

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).

Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает.

Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника.

Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться.

Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период.

Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие

Важные моменты в жизни ребенка

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях.

Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины.

После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями.

После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых.

Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие — та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми.

В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка.

Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи.

С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Важные моменты в жизни ребенка

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций.

Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет.

Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.

Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Важные моменты в жизни ребенка Дата создания: 24.04.2017 16:22:13

Трогательные моменты в жизни ребенка и семьи

Трогательные моменты в детстве ребенка надолго запоминаются его родителям. С появлением малыша у них меняется вся жизнь. Ежедневная суета приобретает иной смысл, прибавляются и надежды, и тревоги. Благодаря ребенку, жизнь расцвечивается иными красками.

Предлагаем новоиспеченным родителям узнать, что их ждет, а опытным – вспомнить, как это было.

Первые шевеления

На 8 неделе развивающийся в утробе плод начинает двигаться. Но ощущать шевеления будущего ребенка мать начинает гораздо позднее – примерно на 17–20 неделях.

Первые шевеления плода при беременности

Это один из самых чудеснейших моментов беременности. Постарайтесь его запомнить.

Первые ответы на прикосновения к животу

Разговор с развивающимся ребенком придает беременности особое очарование. Малыш начинает слышать вас на 16 неделе вынашивания. Он воспринимает звуки сквозь водную среду. Чувствительность у плода развивается в этот же период.

Читайте также:  Какие есть проблемы с влагалищем

Специалисты рекомендуют:

  • ежедневно общаться с развивающимся ребенком;
  • прикладывать руку к животу, чтобы ощутить шевеления плода;
  • включать во время беременности приятную спокойную музыку.

К моменту родов малыш уже узнает голоса родителей, если они общались с ним во время беременности.

Первая встреча

Роды надолго запоминаются каждой женщине. Будущая мама основательно готовится к этому сложному процессу.

Да, родовой процесс – занятие не из легких. Многие мамочки чувствуют сильные боли во время схваток и потуг. Но как только вы в первый раз возьмете на руки своего малыша, все неприятности тут же забудутся.

Роды: немного физиологии

Первая улыбка

Кроха начинает улыбаться уже в первые недели жизни. Это рефлекторная улыбка, основанная на напряжении мускулов.

Однако совсем скоро малыш подрастет и станет осознанно улыбаться в ответ на ваше обращение к нему. Такие моменты лучше всего запечатлеть на видео, которое после вы будете просматривать всей семьей.

Первые осознанные улыбки появляются в 1,5–3 месяца. Определить их несложно, эти улыбки более длительные, чем рефлекторные, и всегда спровоцированы действиями со стороны, например, улыбкой или голосом родителей.

Первый шаг

Первые шажочки ребенка становятся праздником в каждой семье. Ребенок начинает ходить в период 8–14 месяцев. Вначале шажки неуверенные, однако, уже совсем скоро малыш сумеет преодолеть большое расстояние. Непременно снимите видео этого момента.

Если время пришло, а кроха не торопится пойти, можно ему немного помочь.

Первое слово

Мамы, которые запоминают первое слово своего малыша, могут поведать его подросшему сыну или дочери. Часто дети спрашивают родителей, какое слово они произнесли первым. Поэтому лучше записать его, чтобы не забыть.

Первый выросший и выпавший зуб

Первыми у малыша после 3-х месяцев появляются резцы нижней челюсти. Позднее родители замечают и верхние зубки. Пропустить такое событие не удастся. Обычно детки остро реагируют на прорезывание.

У подросших малышей особый интерес вызывает первый выпавший зуб. Ситуацию можно представить ребенку в виде сказки – положить зубик под подушку, чтобы зубная фея обменяла его на денежку.

Первый раз в детский сад

Поступление 2–4-х летнего малыша в детский садик – большое событие в семье. Его необходимо непременно отпраздновать и запомнить как светлый миг. С посещением детского сада начинается социализация крохи и первое становление малыша в коллективе.

Первый раз в первый класс

И вот подросший 6-летний малыш идет в школу. Это незабываемое событие стоит непременно снять на видеокамеру и сфотографировать на память. С главного момента начинается большой путь ответственного школьника.

Непременно отпразднуйте поступление в школу в кругу семьи, чтобы ребенок ощутил значимость важной вехи в своей жизни.

Счастливые моменты складываются из мелочей и надолго сохраняются в памяти. Не давайте негативным эмоциям омрачить их и искренне радуйтесь и первому зубику ребенка, и первой отличной оценке в школе. Умейте видеть счастье в обыденной жизни и запоминайте самые трогательные моменты в жизни ребенка.

depositphotos.com

Автор

Автор портала Mama66.ru

Вы здесь: Главная » Журнал » Самые трогательные моменты в жизни малыша

Воспитание детей: правильное воспитание детей – одна из главных задач нашей жизни

Правильное воспитание детей – одна из главных задач нашей жизни.

Что такое правильное воспитание ребенка? Это формирование у него правильных целей, это помощь в создании правильного мировоззрения. Это советы, как относиться к миру и к самому себе.

Забота о выживании ребенка в сегодняшнем дне – это забота о его теле; забота о выживании ребенка в завтрашнем дне – это забота о развитии его интеллекта, способностей; забота о выживании ребенка послезавтра и в отдаленной перспективе – это забота о его душе. Без воспитания души ни о каком стратегическом выживании речи быть не может, а без любви и веры душу воспитать невозможно. Смысл воспитания ребенка в том, чтобы приблизить его к Богу.

Самый главный опыт приобретается ребенком на уровне чувств, в подсознании. То, что мы обычно называем воспитанием детей, то есть советы, нравоучения, воспитание привычек, составляет лишь 5-10% воздействия на ребенка.

Остальное определяется внутренним состоянием и поведением родителей. Тот, кто не может воспитать себя, никогда не сможет воспитать своих детей.

К примеру, если родители поклоняются благополучной судьбе, то не стоит удивляться тому, что их ребенок рано или поздно безнравственно отнесется к ним самим, если они в чем-то ущемят его благополучную жизнь.

Первую, главную модель отношения к жизни ребенок заимствует у своей матери. Для того чтобы ребенок развивался, он должен общаться один на один с матерью. Через любовь и душевное тепло происходит главное обучение.

Чем больше хлопот, связанных с воспитанием детей, чем чаще мы с ними общаемся, гладим их, воспитываем, обучаем, тем больше любви открывается в нашей душе, и ребенок реагирует соответственно – учится любить и отдавать высшую энергию души.

Детдомовские дети, не получившие в раннем детстве достаточного количества тепла и ласки, вырастают инвалидами души – отсюда их часто крайне неудачная судьба впоследствии.    

Любовь, искренность, забота, жертвенность, сострадание – этому маленький ребенок должен учиться с раннего детства, иначе он потом не сможет создать семью и развить в себе социальное мышление.

Раньше девочка играла с кастрюльками, тарелочками, нянчила тряпичную куклу – и огромная, неиспользованная энергия шла на создание образа, стереотипа матери, жены, подруги. Когда девочки играют с печально известными куклами Барби, у них срезаются навыки и образ матери, жены, хозяйки.

Жертвенность и сострадательность тут ни к чему, – кукле Барби нужны дворцы, машины и красивая одежда, то есть то, что нужно взрослому. В этой кукле воплощена идея бесплодия.

Современная наука педагогика не дает целостного понимания того, что такое ребенок и в чем смысл поведения детей. На самом деле, все очень просто: пока ребенок не вошел в социум, он отождествляет себя с телом и его поведение подчинено законам существования животного мира.

У него есть четкое врожденное понимание иерархии, понятие вожака и необходимости подчинения вожаку, тенденция унижения слабого как ослабляющего род т.д. Ребенка нельзя осуждать за подобные формы поведения, – ему нужно помочь перейти на более высокий уровень взаимоотношений с окружающими.

Нужно помогать детям переходить от уровня тела – к уровню духа и души.

Ребенку нужно давать любовь и придерживать его инстинкты; у нас же часто все воспитание сводится к тому, чтобы инстинкты подавить.

Воспитание ребенка заключается не в подавлении и наказании, а в правильной мотивации.

Если ребенку четко объяснить, куда и как идти, что такое хорошо и что такое плохо, заинтересовать его и дать простую понятную цель, – его не надо будет наказывать, он сам к ней пойдет. Ему нужно только подсказывать.

  • Таким образом, воспитание ребенка можно свести к 4 этапам:
  • 1) формирование цели;
  • 2) помощь и подсказка;
  • 3) предупреждение, – если делать то, что нужно, ребенок не хочет;
  • 4) наказание, – если делать то, что нужно, ребенок категорически отказывается.

Если цели правильные и масштабные, то ребенок будет энергичным и добродушным. Если цели привязать к инстинктам, ребенок будет эгоистичным, агрессивным или депрессивным.

Если смыслом жизни и высшей целью является любовь и единение с Богом, тогда ребенок способен будет изменить свой характер, свои наклонности и привычки.

И даже если у него в подсознании есть патологические тенденции, пришедшие от предков, при наличии любви в душе он сможет глубинно измениться и преодолеть их.

Начинать прививать ребенку правильную иерархию ценностей можно с элементарных объяснений: деньги – это хорошо, однако если есть деньги, но нет семьи, – человек счастлив не будет; если есть и деньги и семья, но на душе темно и пусто, в душе нет любви, – человек счастлив не будет. И только тогда, когда в душе светло и радостно, в душе живет любовь, – тогда будет энергия и приложится все остальное. Любовь нам дает Бог, Творец, и когда мы постоянно помним об этом, когда мы любим Его и обращаемся к Нему, – мы эту любовь получаем и становимся по-настоящему счастливыми.

Воспитание – это всегда помощь и поддержка. Эта помощь может быть жесткой, эта помощь может быть мягкой, но она всегда должна сопровождаться любовью. Ребенка можно наказывать, но нельзя ругать, – последнее тождественно его уничтожению на тонком плане.

Нужно понимать, что очень трудно преодолеть зависимость от инстинктов, двинуться в правильном направлении, поскольку чувства человека имеют огромную инерцию. Поэтому для воспитания ребенка необходима не только любовь, но и терпение.

Важные моменты в воспитании детей

Очень важно научить ребенка уважать родителей и подчиняться им, – это поможет с детства усмирять гордыню, т.к. в подсознании родители для человека тождественны Богу: они также создали нас, только на физическом плане.

Ребенок должен научиться заботиться о родителях, иначе впоследствии он вряд ли станет это делать. Давно известно выражение: «До 5 лет ребенок – царь, от 5 до 15 лет – раб, а после 15 – друг».

Мать и отец в любых ситуациях прежде всего должны демонстрировать детям свое единство, даже при внешних разногласиях, – иначе ребенку сложно будет впоследствии стать единобожником.

Ребенка нужно правильно хвалить. Если мы хвалим внешнее эго ребенка («какой ты сильный, какой умный и т.п.»), – мы усиливаем в нем гордыню, привязанность к ценностям этого мира, то есть, по сути, воруем у ребенка будущее; если же мы хвалим его за доброту, за то, что помог, сумел простить, – тогда мы защищаем стратегию, мы обеспечиваем ему будущее.

Ребенку необходима школа прохождения страданий тела и духа, школа прохождения душевной боли, – это его развитие.

Иногда ребенок сам напрашивается на наказание, – это может быть знаком того, что ему недостает нормального стресса в жизни.

В таком случае ребенку нужно помочь, дать ему возможность заниматься спортом, ходить в походы и т.д., то есть преодолевать трудности, – тогда ребенка нужно будет меньше наказывать.

Истерика у ребенка, направленная на то, чтобы получить желаемое во что бы то ни стало, – это знак, что ребенок находится в рабстве у инстинктов. В таком случае нужно не бояться применять жесткие меры для остановки истерики и в дальнейшем постепенно приучать ребенка к сдерживанию своих желаний.

Во всем должна быть золотая середина: ребенка нужно учить правильно конфликтовать и, в то же время, предоставлять ему возможность самостоятельно реализовывать навыки правильного решения конфликта в повседневной жизни; нельзя поощрять доносительство, но, в то же время, нужно научить ребенка сообщать взрослым о какой-то серьезной ситуации, которая может быть опасна, и т.д.

Ребенка нужно водить в церковь, учить молиться, – но не механически повторяя слова молитвы, а чувствуя любовь и тепло в душе. Можно попробовать передать ребенку свои чувства, испытываемые при искренней молитве.

Гармоничный ребенок – это тот, по отношению к которому не возникает агрессии; который радостен, постоянно отдает энергию на общение и помощь другим; не расстраивается по пустякам.

Сможем ли мы сделать своего ребенка истинно счастливым, подарить ему счастливое будущее, – это зависит прежде всего от нас самих. Насколько мы сами идем к Богу и любви, настолько будут счастливы наши дети.

Рекомендуется к просмотру:

1. Лазарев С.Н. О воспитании детей [Питер. 23 июня 2013]

2. С.Н. Лазарев | Следствие превосходства матери над отцом

3. Лазарев: ошибки в воспитании ребенка

4. Лазарев С. Н.- Гармоничный ребенок. Воспитание ребенка

7. С.Н. Лазарев | Истерики у ребенка

8. Лекция. Воспитание детей. Август 2014 г

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *