Воспитание ребенка флегматика: трудности и пути решения

В воспитании очень важно учитывать то, к какому типу темперамента относится ваш ребёнок: сангвиник, холерик, флегматик он или меланхолик? Темперамент – это индивидуальные свойства психики, выражающиеся в скорости мыслительных процессов и динамике поведения. Свойства эти врождённые, поэтому изменить их практически невозможно, только если слегка подкорректировать или маскировать от окружающих.

Особенности характера детей формируются на основе темперамента. Чем раньше родители поймут, к какому типу темперамента относится ребёнок, тем эффективнее смогут общаться с ним, понимать его реакции и направлять поведение в нужное русло.

В чистом виде типы темперамента встречаются нечасто, но у каждого человека какой-то один всё же оказывается доминирующим. Приведём характеристики детей с разными типами темперамента.

Ребёнок-холерик: какой он?

Холерики очень активны, общительны, неугомонны. Им сложно усидеть долго на одном месте, необходима смена деятельности. Такие дети любят шумные, подвижные игры. Настроение их часто неустойчиво: они могут резко заплакать, а уже через минуту-две – неожиданно засмеяться.

Холерики склонны к обидчивости и вспыльчивости, могут проявлять агрессию. И вместе с тем большинству из них присущи лидерские качества, решительность и способность быстро адаптироваться в новой обстановке.

Одна из самых слабых сторон холериков – неумение доводить начатое до конца.

  • Воспитание ребенка флегматика: трудности и пути решения
  • Воспитание холерика
  • Рассмотрим, как правильно воспитывать ребёнка-холерика.
  1.  Важно стать для холерика настоящим авторитетом, иначе крайне сложно будет заставлять его вас слушаться. Родителям следует проявлять умеренную требовательность и твёрдость в общении с ребёнком. Но завоёвывать авторитет нужно не наказаниями и жёсткими командами, а умением заинтересовать «бунтаря», демонстрацией своей силы воли и деловых качеств, чутким пониманием его потребностей и настроения.
  2. Не пытайтесь подавить бьющую ключом энергию холерика, направляйте её в нужное русло. Всегда занимайте его подвижными играми (особенно на свежем воздухе), ставьте перед ним разноплановые задачи. Лучше всего будет отдать такого ребёнка в спортивную школу, чтобы его энергия выплёскивалась мирным путём.
  3. С раннего возраста важно формировать у холерика усидчивость и развивать желание доводить начатые дела до конца. Проводите сами занятия по подготовке к школе, читайте ребёнку книги (длинные книги растягивайте на 2-3 дня, чтобы у малыша сохранялся интерес к содержанию и ожидание продолжения). Давайте ему задания, в которых важен результат. Контролируйте не процесс их выполнения ребёнком, а именно доведение дела до конца. Стимулируйте также к тому, чтобы дети сами ставили цели и достигали их.
  4. Учите своё чадо правилам вежливости и этикета, с ранних лет обращайте его внимание на то, как нужно вести себя в общественных местах.
  5. Говорите с ребёнком негромким, спокойным голосом, но уверенно и решительно, не позволяя ему чувствовать себя хозяином положения.
  6. Больше общайтесь с маленьким холериком, позволяйте выражать ему свои чувства, помогайте переживать трудности, чтобы избегать вспышек гнева.
  7. Чётко соблюдайте режим дня. Пусть ребёнок просыпается, кушает и ложится спать в одно и то же время. Призывайте его к порядку и аккуратности: всегда собирать игрушки, беречь свои вещи и т. д.

Таковы особенности воспитания ребёнка с холерическим темпераментом.

Характеристика ребёнка-сангвиника

Сангвиника по праву можно назвать душой компании и «энерджайзером». С раннего возраста дети, принадлежащие к этому типу темперамента, жизнерадостны, очень подвижны, эмоциональны, общительны. У них много друзей, окружающие к ним тянутся.

И сангвиники охотно знакомятся с новыми людьми. Они уверены в себе, легко справляются со стрессом и привыкают к новым условиям.

Слабые стороны: могут быстро охладевать к выполняемой деятельности (если теряют к ней интерес), чувства их часто поверхностны.

Воспитание ребенка флегматика: трудности и пути решения

Рекомендации для родителей по воспитанию детей-сангвиников

  1.  Общайтесь с ребёнком эмоционально, чтобы быть с ним на одной волне, суметь заинтересовать и привлечь его внимание.
  2. Постоянно занимайте свою кроху разными видами деятельности. Пусть это будут развивающие и творческие занятия, подвижные игры и задания, требующие усидчивости. Главное – обеспечить регулярную смену одного дела другим.
  3. Улыбайтесь, смейтесь вместе с ним, способствуйте тому, чтобы дома сангвиник чувствовал себя комфортно.
  4. Поручайте ребёнку задания, которые ему нужно сделать, акцентируйте внимание на ценности результата. Важно привить ему способность доделывать начатое. Хвалите его за качественно выполненные задачи. Сангвиника важно приучить делать всё не «абы как», а основательно и аккуратно, чтобы ему самому это нравилось.
  5. Ещё раз о похвале. Она не должна быть излишней, чтобы не вызвать «звёздную болезнь» у сангвиника, к которой они вполне склонны.
  6. Разговаривайте с ребёнком о чувствах, поощряйте его к выражению своих переживаний. Читая книги, просматривая мультфильмы, телепередачи, обращайте его внимание на то, какие эмоции испытывают люди. То есть важно научить сангвиника осознавать глубину своих переживаний и чувств окружающих.
  7. Стимулируйте малыша к отзывчивости, внимательному отношению к близким и друзьям. Будьте для него в этом примером, вместе помогайте окружающим. Способствуйте тому, чтобы у него складывались устойчивые отношения с товарищами.
  8. Поскольку маленький сангвиник легко устанавливает контакты с окружающими и нередко подвергается чужому влиянию, настоятельно объясняйте ему, что нельзя вступать в разговор с незнакомцами и куда-либо с ними идти.
  9. Следите за тем, чтобы у ребёнка были устойчивые интересы. С их помощью можно развить у него настоящий талант.

Особенности детей-флегматиков

Флегматики спокойны, уравновешены, усидчивы и зачастую медлительны. Они стремятся доводить начатые дела до конца, последовательны и рассудительны. Чаще всего дети с таким типом темперамента послушны, соблюдают порядок и дисциплину.

Обычно они малообщительны и неэмоциональны, могут играть в одиночестве. Интересы флегматиков устойчивы. Они с трудом переключаются с одного дела на другое, им нелегко привыкнуть к новым людям и новой обстановке.

Обычно дети-флегматики хорошо спят и практически не доставляют проблем своим родителям.

Воспитание ребенка флегматика: трудности и пути решения

Как воспитывать флегматиков?
Особенности развития и воспитания детей-флегматиков в том, чтобы последовательно и терпеливо учить их необходимым жизненным навыкам и слегка стимулировать к проявлению активности и инициативы.

  1. Разбавляйте спокойные занятия и игры подвижными упражнениями, «паузами активности», песнями, танцами. Занимайтесь гимнастикой.
  2. Хвалите ребёнка, если у него получается быстро выполнить какое-либо дело.
  3. Способствуйте тому, чтобы маленький флегматик больше взаимодействовал с другими детьми, особенно подвижными и весёлыми. Бывайте чаще на детских площадках, в парках, в людных местах. Запишите малыша в кружок с учётом его интересов и его согласия. Там необходимо будет общаться с ребятами и выполнять задания разной сложности.
  4. При чтении сказок, просмотре мультфильмов, фильмов, спрашивайте ребёнка о том, что он чувствует и думает: «Интересно ли тебе?», «Нравится ли этот герой? Почему?», «Как ты думаешь, почему он так поступил?» и т. д. Стимулируйте флегматика к высказыванию своего мнения, учите излагать свои мысли.
  5. Тренируйте разные варианты поведения в играх. Например, у дочери или сына не получается начать с кем-то общение, выйти на уроке к доске или ответить достойно обидчику. Создайте игровую ситуацию и помогите ребёнку выбрать успешный способ действия, чтобы он перестал бояться в реальной ситуации.
  6. Общайтесь с ребёнком эмоционально, старайтесь заразить его своим позитивом, рассказывайте интересные и смешные истории, чтобы расшевелить малыша.
  7. Делитесь примерами из собственного детства о том, как вам удавалось справляться с трудностями, как приходилось проявлять активность, браться за новые незнакомые дела. Ставьте акцент на том, что в итоге вам это понравилось и вы много чему научились.

Ребёнок-меланхолик: особенности темперамента

Меланхолики очень ранимы, тревожны и эмоционально чувствительны. Внешне они обычно выглядят спокойными, но в душе могут о чём-то сильно переживать, бояться, обижаться. С детства меланхолики вежливы и тактичны, но тяжело сходятся с новыми людьми.

Друзей у них немного, но среди них обычно есть один-два близких. Сильные стороны этого типа темперамента – это развитая интуиция, эстетический вкус и творческие способности. Меланхолики могут продуктивно работать, но быстро утомляются.

К себе и окружающим они предъявляют высокие требования.

  1. Воспитание ребенка флегматика: трудности и пути решения
  2. Особенности воспитания меланхолика
  3. Воспитывать ребёнка-меланхолика следует с помощью чуткого отношения к его внутреннему миру, поддержки и признания достоинств.
  1. Старайтесь лишний раз не критиковать маленького меланхолика, не сравнивать с другими детьми, не оскорблять его. Это очень ранит его сердце.
  2. Поддерживайте старания ребёнка с помощью похвалы, подчёркивайте его сильные стороны, почаще напоминайте ему о них.
  3. Разговаривайте с малышом тепло и эмоционально. Способствуйте тому, чтобы он делился с вами внутренними переживаниями, помогайте выражать свои мысли. Внимательно его слушайте и поддерживайте зрительный контакт. Учите малыша не прятать взгляд, чтобы он чувствовал себя увереннее.
  4. С пониманием относитесь к страхам ребёнка меланхолического темперамента. Не заставляйте насильно их преодолевать, не высмеивайте его и не называйте «трусом». Вместо этого, помогайте своему чаду словами выражать отношение к страху, изображайте его рисунками, придумывайте сказки о том, как какой-то герой тоже боялся, но ему удалось справиться с этим. Делитесь примерами из собственного опыта о том, как вам успешно удалось преодолеть определённые трудности и страхи. Всегда показывайте малышу, что вы на его стороне и понимаете его переживания.
  5. Развивайте навыки общения меланхолика, знакомьте с детьми, почаще бывайте в гостях, в людных местах.
  6. Следите за его творческим потенциалом, присмотритесь к тому, что у него хорошо получается и к чему лежит душа. Вероятно, эти навыки нужно развивать дальше, записавшись в кружок или студию. Возможно, это окажется делом жизни меланхолика и будет заряжать его положительной энергией.
  7. В семье дети с таким типом темперамента должны чувствовать себя комфортно. Создайте для них такие условия, чтобы они вам доверяли и не замыкались в себе. Проявляйте к ним интерес, поддерживайте и подбадривайте в трудных ситуациях.
  8. Поддерживайте любые проявления меланхоликом инициативы, хвалите за самостоятельно выполненные дела.
  9. Помогайте ребёнку с помощью смоделированных дома ситуаций тренировать уверенность в себе, настойчивость, смелость и умение высказывать своё мнение. Будьте наставником и другом для него.
Читайте также:  Ребенок 11 месяцев: 11 навыков, что должен уметь, 7 способов развития ребенка

Индивидуальные особенности вашего крохи должны стоять на первом месте при построении системы воспитания. Если вы будете замечать и учитывать их, то сможете направить его развитие в нужное русло.

Тест на определение типа темперамента

Для определения предлагаем пройти тест

Воспитание ребенка флегматика: трудности и пути решения

Вам также может понравиться

Как развитие ребенка зависит от типа темперамента?

Как вести себя с детьми разных темпераментов? Как мы уже выяснили, ребенка-меланхолика надо с осторожностью отдавать в детский сад, а маленького холерика постепенно приучать к усидчивости — возможно, даже с помощью психолога. Сегодня расскажем, как не перегрузить развивающими занятиями сангвиника и не упустить ничего в развитии флегматика.

Воспитание ребенка флегматика: трудности и пути решения

Сангвиник: не только развивающие занятия

Третий тип — сангвиник — сильный, уравновешенный, спокойный, с хорошей подвижностью и большой мощностью нервных процессов.

Такой ребенок, как правило, радует родителей: он любознателен, непоседлив, но одновременно и достаточно «вменяем» — его можно остановить, переключить на другое занятие, не чувствуя при этом, что разгружаешь вагон картошки. Такие дети — желанные гости на любых развивающих занятиях для малышей и на детских площадках.

Единственное, что можно посоветовать родителям сангвиников: не забывать, что их дети — это дети, и не перегружать малышей взрослыми занятиями. Если малыш стал капризным, драчливым или, наоборот, вялым, начал часто болеть — значит, сейчас ему нужны не развивающие занятия, а спокойные и веселые игры с родителями и товарищами.

И еще: не стесняйтесь просить о помощи. Жить с ребенком-сангвиником 24 часа в сутки и семь дней в неделю — большое испытание, если только вы сами не ребенок-сангвиник. Сангвиники очень контактны и любят поболтать как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому пусть у вашего малыша будет много собеседников и товарищей по играм.

Доказательством того, что у сангвиников тоже бывают проблемы, может служить следующая история, рассказанная мамой:

«Нy вот, моя девушка уже скоро месяц, как школьница. Ребенкy стpашно нpавится в школе, но тyт возникла одна пpоблема, и я не знаю, как ее pешить.

Дело вот в чем: Юля ходит на пpодленкy — и там отвpатительно себя ведет. То есть, по словам yчительницы, в классе — ангелочек, послyшная, внимательная, спокойная; на пpодленке — задиpа, хyлиганка, постоянно кpичит, шyмит, деpется…

Как бyдто после звонка с последнего ypока pебенка подменяют. Есть y меня пpедположение, что она пытается таким стpанным обpазом утвердиться сpеди детей, котоpые на пpодленкy остаются.

В классе-то она — yже пpизнанный лидеp, а на пpодленке — самая мелкая, единственная пеpвоклашка, вот и пытается что-то доказать.

Воспитание ребенка флегматика: трудности и пути решения

Учителя от такого поведения не в восторге, я — тоже, но не знаю, как ей объяснить, что так себя не ведyт.

То есть она выслyшивает pазъяснения и замечания, pасстpаивается из-за своего плохого поведения, клянется, что больше никогда-никогда-никогда… И все начинает сначала.

Может быть, кто-то с подобными пpоблемами сталкивался? Потомy что надо ведь что-то делать… Или ждать, пока само пpойдет? А если не пpойдет?»

«Может, просто устает психологически с непривычки? Все силы тратит на спокойное поведение на уроках, а на оставшееся время уже сил не остается? Ведь и после детского садика, например, дети дома могут скандалить начать, хотя в группе себя прекрасно вели. А без продленки пока никак не обойтись?»

«Так ведь она сама всегда ноет, когда ее с продленки забирают: „Ну ма-а-мочка! Дай еще поиграть!“. А тyт еще оказалось, что мало ей танцев: она втоpyю неделю просит отдать ее в секцию фехтования в школе, а сегодня ее подpyжка заманила в кpyжок флоpдизайна. Мне стpашно становится, а pебенок полон энтyзиазма и жалеет, что в школе кpyжка по pисованию нет».

Флегматик: не торопите и предлагайте больше занятий

И, наконец, четвертый тип темперамента — флегматик. Сильный, уравновешенный, спокойный, с малой подвижностью нервных процессов; он всегда испытывает трудности, когда внешние условия требуют быстрого реагирования.

Младенец-флегматик хорошо спит и хорошо ест (если он хорошо спит, но плохо ест — вызывайте педиатра).

Обычно он немного задерживается в развитии, балансируя где-то на нижней границе нормы (но если задержка составляет месяц и более, необходима консультация невропатолога).

Это те дети, которых можно спокойно оставить в комнате в одиночестве, — они будут тихо играть на полу со своими кубиками и даже не подумают сделать какую-нибудь шалость.

Флегматику требуется много времени для того, чтобы научиться чему-то новому, но зато выучит он это хорошо, на совесть. При этом, в отличие от меланхолика, бóльшую часть времени будет пребывать в благодушном настроении. В песочнице он с удовольствием раздаст всем свои игрушки, но не догадается попросить чужую.

Жить с флегматиком удобно и приятно (если вы сами не холерик), но… тот, кто мало просит, мало получает.

Если сангвиник или холерик заинтересовались чем-то — будьте спокойны: об этом узнаете не только вы, но и все окружающие в радиусе полкилометра. Даже меланхолик «выканючит» то, что ему нужно.

«Сферу интересов» флегматика вам придется определять по выражению его глаз. Вот отрывок из письма одной мамы, иллюстрирующий эту проблему:

«Не могу понять, отчего моей дочке ставят задержку развития речи! То есть почему ставят, мне объяснили — она в свои 4 года говорит как двухлетка, предложениями из двух слов. Но вот откуда эта задержка взялась — ума не приложу.

Беременность и роды были без патологий, ребенок здоровый, болела только насморком. И не глупая вроде, мне помогает, подметает полы, моет посуду, оставить ее дома можно было с тех же 2 лет — только поставь кассету с мультиками и иди.

В садике тоже всегда ее хвалили — такая старательная, аккуратная. Я, правда, никогда с ней ничем специально не занималась — пробовала, да ей неинтересно, она больше любит с куклами играть. Но ведь со мной тоже никто никогда не занимался — а у меня никакого отставания не было, я и читать сама в 3 года научилась.

Воспитание ребенка флегматика: трудности и пути решения

Самое скверное, что она мне напоминает мою собственную старшую сестру. Про нее тоже все говорили: „Такая красивая девочка, такая спокойная, такая хорошая“.

А я как раз была „плохой“, хулиганкой — с меня родители глаз не спускали. В результате сестра так и не вышла замуж, осталась с мамой. А мама в 50 лет взяла и завела новую семью.

Сестра очень сильно переживала это, говорила, что мама ее предала. Даже лечилась от депрессии».

Предлагайте ребенку-флегматику побольше самых разнообразных занятий (в разумных пределах), но не торопите с выбором. Демонстрируйте свой энтузиазм.

Возьмите 2–3 баночки гуаши ярких цветов, несколько приятных на ощупь кисточек, большой (но не слишком) лист бумаги, устройтесь за столом или прямо на полу и начните рисовать картину, при этом не скупитесь на эмоциональные комментарии. Вполне вероятно, что скоро ваш ребенок поймет, о чем идет речь, и захочет присоединиться.

(Этот же трюк может сработать с холериком, правда, холерик, скорее всего, отберет у вас кисть и закончит картину по своему разумению.) Задавайте ребенку вопросы, интересуйтесь его мнением.

Часто из флегматиков получаются очень хозяйственные и рассудительные мамины помощники. Им можно доверить и посуду, и ведро с водой. Если ребенок ходит в садик, попросите воспитателей по возможности не торопить его.

Когда флегматика начинают понукать, он теряет уверенность в себе и часто заболевает. На детской площадке будьте готовы поддержать ребенка, если он растерялся. Не мешайте ему делиться игрушками, но попросите пару игрушек в обмен.

Через несколько месяцев он научится проделывать этот трюк сам.

Итак, мы рассмотрели 4 типа темперамента у детей. А как насчет вас? К какому типу вы причисляете себя? Разумеется, вы понимаете, что чистые темпераменты встречаются крайне редко, а их проявление во многом зависит от жизненных обстоятельств. Уставший сангвиник вполне может повести себя как холерик — то есть «взорваться» из-за ерунды, уставший холерик — стать чувствительным, как меланхолик.

И все же в парах, где мама — преимущественно флегматик, а сын — преимущественно холерик, или папа — холерик, а дочь — меланхолик и т.д., вполне возможны конфликты — просто из-за того, что не совпадает их ритм жизни.

Разумеется, вашему ребенку, который понятия не имеет о темпераментах, будет трудно понять, что вы не такой (не такая), как он, и приспособиться к вам.

Но он постарается это сделать, если вы, в свою очередь, постараетесь приспособиться к нему.

Советы по воспитанию ребенка-флегматика

Родители должны запастись терпением!

Читайте также:  Лечение у гинеколога (воспаление спайки трубы женские болезни) - где пройти

Большинство мам и пап активно интересуются у педагогов и воспитателей состоянием своих малышей, обращают внимание на их настроение.

В связи с этим у них возникает масса вопросов к специалистам, как организовать, заинтересовать и побудить ребенка к активным действиям.

Нужно знать, что активность ребенка зависит от его темперамента, который подразделяется на четыре вида: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. 

мы хотим поговорить и рассказать вам о флегматиках.

Малыш-флегматик – это  молчаливый, не реагирующий на близких его людей и мир в целом ребенок. Если происходят конфликты со сверстниками, во время ссор и неприятностей он остается вполне спокойным. Очень трудно переносит переезды и смену обстановки. У него медленная речь, с размеренными паузами.

Хорошо запоминает стихи и выполняет порученные ему задания. Скорость запоминания медленная, но флегматик достаточно прилежный и запоминает выученные стихи надолго. В играх отдает предпочтение только нескольким самым любимым игрушкам. Ведет малоподвижный образ жизни, любит принимать участие в спокойных, нешумных играх.

Эти детки чистюли, которые предпочитают, чтобы во всем был порядок: играют исключительно своими игрушками, имеют собственную кружку и ложку, аккуратно относятся к своим игрушкам и одежде, никому не разрешают трогать свои вещи.

Долго привыкают к новым людям и имеют проблемы с проявлением чувств. Эти дети не стремятся стать лидерами.

В будущем из них вырастают отличные исполнители, потому что они обладают всеми подходящими качествами для этого, а именно: самообладанием, терпимостью, работоспособностью и старательностью.

Важным моментом в воспитании ребенка-флегматика является терпение родителей! Им необходимо приложить немалые усилия, чтобы научить его с малых лет ухаживать за собой и наводить порядок. Зато в дальнейшем все их усилия вознаградятся, и ребенок научится все делать самостоятельно с завидной аккуратностью.

Следует чаще хвалить флегматика за выполненную в срок порученную работу. Постепенно развивать в ребенке активность, учитывая его физиологические особенности и предпочтения.

Воспитание ребенка флегматика: трудности и пути решения

Родителям следует научить малыша взаимодействовать с окружающим миром. Для этого подойдут ненавязчивые маленькие поручения, например, покупка продуктов в магазине, помощь сверстнику в починке велосипеда.

Важно, чтобы родители находились рядом в эти моменты, потому что флегматику изначально трудно приступить к делу, а тем более закончить его. Родителям повезет, если у малыша-флегматика появится в друзьях активный ребенок. Не стоит бояться, что друг возьмет всю инициативу в свои руки и станем предводителем для вашего малыша.

Это поможет развить во флегматике качество трудолюбивого исполнителя и, несомненно, приобрести для себя лучшего друга на долгие годы.

Флегматику можно доверять поручение текущих дел, потому что по своей сути он ответственный. Родители должны радоваться, что у них спокойный, уравновешенный ребенок, которому несвойственны, как другим детям, участие в экстремальных играх, шумные выяснения отношений и слезные истерики.

Новое видео:

Новое видео:

Как воспитывать ребенка-флегматика? Рассказывает психолог

Кто такой ребенок флегматик? Нужно ли как-то особенно воспитывать ребенка флегматика? Ты узнала, что у тебя растет флегматик: что делать? Сайт Твой Малыш знает все о нюансах воспитания ребенка флегматика

Чем отличается ребенок флегматик от своих сверстников? Как воспитывать ребенка флегматика: это просто или сложно? Что делать, если ребенок флегматик? На эти вопросы отвечает психолог Алина Оверченко, которая рассказывает обо всех нюансах воспитания ребенка флегматика. Если у тебя именно такой малыш, читай внимательно нашу статью.

Чем отличаются дети-флегматики?

Дети-флегматики:

  • эмоционально сдержанные, спокойные, уравновешенные;
  • осторожные, рассудительные;
  • несколько молчаливые, говорят замедленно,
  • малоэмоциональны, мало жестикулируют, имеют бедную мимику;
  • проявляют постоянство в своих интересах и отношениях с людьми, не желают заводить новые знакомства;
  • любят распорядок дня и порядок в целом, поэтому не любят изменений;
  • ответственные, надежные;
  • вялые, неэнергичен, медленные;
  • тяжелые на подъем, задачи выполняют медленно, но без ошибок и до конца;
  • предпочитают однообразные монотонные задачи.

Особенности воспитания ребенка-флегматика

Прежде всего, следует осознать, что ребенок-флегматик медленный, неповоротливый, имеет замедленные реакции и может производить впечатление ленивого. Это порождено особенностью нервной системы, а именно преобладанием процесса торможения над возбуждением в коре головного мозга.

Поскольку никто не в силах заменить свой мозг на другой, не стоит требовать от ребенка-флегматика, чтобы он был активным, как холерик или сангвиник. Однако можно научить его быть более быстрым. Для этого можно привлекать ребенка к подвижным играм, делать с ним нечто, состязаясь в быстроте (например, кто первый дойдет до качели), петь песню и танцевать в быстром ритме и так далее.

Им можно смело поручать задачи, которые требуют усидчивости. Они способны выполнять их максимально качественно в соответствии с возрастом, однако времени это займет достаточно много.

Читай также: Ребенок слишком сильно расстраивается из-за ошибок: как ему помочь?

Если ты хочешь разнообразить жизнь ребенка-флегматика, поведя его в новое для него место, следует сначала подробно объяснить ребенку, для чего ему нужно туда идти, показать выгодность для ребенка посещения этого места. Это необходимо в связи с тем, что флегматики долго адаптируются к новым местам, людям, ситуациям, а потому в них может отсутствовать желание что-то менять. Флегматики — маленькие консерваторы.

Теперь ты понимаешь, почему неуместно, скажем, требовать от меланхолика или флегматика быстрого выполнения задания. В силу темперамента они могут выполнить его или медленно и качественно, или быстро и некачественно. Учитывая в процессе воспитания индивидуальных особенностей ребенка, в том числе темперамента, поможет родителям воспитать счастливого человека.

Воспитание ребенка флегматика: трудности и пути решения

Наш автор и специалист:

Оверченко Алина, канд. психол. наук, практический психолог,

тел.: (099) 041 34 79

 depositphotos.com

Типы темперамента ребенка

Подробности Советы психолога

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.

Воспитание ребенка флегматика: трудности и пути решения

От темперамента человека зависят

  • Оценка и контроль деятельности.
  • Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания).
  • Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций).
  • Темп, ритм и ускорение деятельности.
  • Дисциплинарные воздействия.
  • Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

Темперамент составляет основу развития характера человека, оказывает влияние на способы общения и поведения человека.

Под темпераментом понимается врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Темперамент, проявляющийся в  общей психической активности, моторике, эмоциональности требует от взрослых учитывать тип темперамента ребенка, а также знать достоинства и недостатки типа темперамента, для того, чтобы применяемые методы воспитания были максимально эффективными. 

Темперамент влияет на:

  • На скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость и интенсивность.
  • На темп и ритм деятельности, поведение, речь, мимику, пантомимику.
  • На формирование характера и поведение.
  • На поступки людей.

Психологическая характеристика типов темперамента ребенка

В психологии выделяют 4 типа темперамента ребёнка: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

  • Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан.
  • Холерик (от греч. «холе» — красно-желтая желчь) — порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
  • Флегматик (от греч. «флегма» — слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
  • Меланхолик (от греч. «мелайн холе» — черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.

Для каждого типа темперамента ребенка применяются свои особые методы воспитания. У каждого типа темперамента имеются как достоинства, так и недостатки.

 Поэтому в процессе воспитания необходимо развивать и опираться на положительные стороны темперамента, учитывать особенности темперамента у детей.

Темперамент и характер ребенка

Тип темперамента ребенка — Холерик

Ребенок холерического типа вспыльчив, агрессивен, неуравновешен, несдержан, резок, обидчив, в общении прямолинеен. Его реакции сильны и быстры. Легко берется за работу. Работает на подъеме сил, но недолго, через определенное время происходит затухание и спад деятельности. Монотонную работу выполняет с трудом.

Холерики способны быстро принимать решения и действовать. В критической ситуации проявляют напор и решимость. 

Подростки-холерики — веселые, активные, озорные ребята. Они способны вести за собой как сверстников, так и взрослых. В тоже время подростки холерического типа часто являются инициаторами срыва уроков, ввязываются в ссоры и драки. 

Холерики подвержены резкой перемене настроения и нервным срывам. 

Мимика и жесты холериков живые и выразительные. Речь эмоциональная, быстрая, порой сбивчивая. 

Холерики хорошо засыпают и просыпаются.  

Особенности воспитания холерика

  • Темпераменту холерика свойственна чрезмерная энергичность, поэтому используйте ее  «в мирных целях». Поддерживайте его полезные увлечения, связанные с двигательной активностью. Поручайте выполнение домашних дел, поощряйте занятия спортом. Лучше отдать ребёнка в спортивную секцию.
  • Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров.
  • Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка.
  • У ребенка должны быть трудовые обязанности.
  • Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха.
  • Приучайте ребенка к правилам, этике общения.
  • С детьми 5 лет говорить о недопустимости вспышек.
  • Строго соблюдать режим дня.
  • Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю ты это умеешь».
  • Разговаривайте с ребенком о его поведении.
  • Не позволяйте ребёнку быть хозяином положения и всех вести за собой.
  • Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва.
  • Научитесь предвидеть выброс сил холерика.
Читайте также:  Симфизит при беременности: что это такое, симптомы, расхождение лонного сочленения, влияние на роды, лечение и профилактика

Тип темперамента ребенка — Сангвиник 

Дети-сангвиники отличаются активностью, энергичностью, уравновешенностью,общительностью. В стрессовой ситуации сохраняет самообладание.

Речь отчетливая, но громкая и торопливая. Мимика и жесты живые. 

Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. За дело берется с энтузиазмом, работает долго, не уставая,  но если теряет к нему интерес тут же бросает, не доделав до конца. Сангвиник обладает хорошей выносливостью и работоспособностью. Прекрасно переключается с одного вида деятельности на совершенно другой. 

Неудачи и неприятности сангвиник переживает легко. Чувства радости, гнева, недовольства, враждебности, горя, привязанности возникают быстро, они искренние, но неглубоки.  

Дети-сангвиники прекрасно адаптируются к новым условиям, быстро находят общий язык с малознакомыми людьми. 

Как правило дети хорошо учатся, быстро схватывают новый материал. Интересы детей-сангвиников весьма разнообразны.

Особенности воспитания сангвиника

  • Проявляйте строгость и требовательность к сангвинику.
  • Контролируйте его действия и поступки.
  • Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством.
  • Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку.
  • Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения.
  • Формируйте устойчивость интересов ребёнка.
  • Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо помочь.
  • Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется.
  • По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он сам.

Родителям о детях:

  • ПОВЕДЕНИЕ: степень влияния воспитания и наследственности на проявление агрессивности у детей и взрослых людей.
  • Кризис трех лет: особенности протекания кризиса, советы родителям  по воспитанию ребенка.
  • Закаливание: солнце, воздух и вода для здоровья вашей семьи: советы и рекомендации 

Тип темперамента ребенка-Флегматик

Ребенок флегматик отличается уравновешенностью, рассудительностью, хладнокровностью, медлительностью,усидчивостью, спокойствием, скрытностью, инертностью, мало разговорчивостью, незлопамятностью.  

В делах проявляет последовательность и обстоятельность. Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей, начатое дело всегда доводят до конца. 

Речь флегматиков спокойная, неторопливая, без резко выраженных эмоций, мимики и жестов. 

Для флегматиков характерно постоянство в отношениях, увлечениях и интересах. В работу флегматик включается медленно, столь же медленно переключается с одного вида деятельности на другой.

Дети дошкольного возраста с легкостью соблюдают режим для. 

Флегматики любят аккуратность и порядок во всем. Разум флегматиков преобладает над чувством. Они медленно сходятся с новыми людьми, но в тоже время затем прекрасно контактируют с ними.  Эмоции флегматики предпочитают держать в себе. Чувства их глубоки, но тщательно спрятаны от посторонних глаз.

Пока не будут затронуты личные интересы флегматиков, их сложно вывести из себя.

Особенности воспитания флегматика

  • Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка-флегматика правильным приемам одевания, ухода за вещами.
  • Не торопите ребенка.
  • Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность.
  • Хвалите флегматика за скорые действия.
  • Приучайте ребёнка-флегматики к движениям, занимайтесь гимнастикой.
  • Ходите в гости и давайте поручения ребенку пойти к кому-либо.
  • Подружите его с подвижными ребятами, но контролируйте это.
  • Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно.
  • Уважайте его внутренний покой.
  • Обращайтесь к флегматику в случае необходимости. 

Тип темперамента ребенка — Меланхолик

Меланхолики отличаются неуравновешенностью, малоподвижностью, высокой эмоциональной чувствительностью, застенчивостью, ранимостью, скрытностью, нерешительностью, неуверенностью в себе, пессимистичностью, замкнутостью, обидчивостью, плаксивостью, тревожностью.

В благоприятной обстановке сдержаны, тактичны, милы. 

Мысли и переживания меланхолики держат в себе. Они тяжело переносят огорчения, обиды, неудачи хотя внешне это может никак не проявляться. 

Ребенок меланхолик испытывает трудности адаптации, долго адаптируется в новом коллективе, теряется в новой обстановке, испытывает трудности, смущается при общении с малознакомыми людьми. Настоящих друзей у меланхоликов немного. 

Меланхолики быстро устают, утомляются, поэтому в процессе работы им необходимо делать паузы. В спокойной обстановке работает продуктивно. 

Меланхолик предъявляет высокие требования не только к себе, но и окружающим. 

 Особенности воспитания меланхолика

  • Придерживайтесь принципа постепенности.
  • Приучайте ребенка не бояться небольшого шума и новых знакомств.
  • На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее.
  • Меланхолику полезно заниматься спортом. Спорт научит его  регулировать свои движения, преодолевать трудности.
  • Взрослым детям помогать действиями и советом.
  • Развивайте общение ребенка.
  • Поддерживайте положительные эмоции ребенка.
  • Необходимо давать идеалы и образцы для подражания.
  • Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью.
  • Успокаивайте ребенка говоря, что то, что с ним случилось это самая обыкновенная вещь и с другими происходит тоже самое.
  • Уважайте внутренний мир ребенка.

Видео — Типы темперамента детей — особенности воспитания,секреты межличностных и семейных взаимоотношений 

Родителям о ребёнке:

  1. Оформление интерьера детской комнаты с учетом психологических, возрастных, поведенческих и эмоциональных особенностей ребенка. 
  2. Недоношенные дети: особенности ухода за недоношенными детьми.
  3. Поза при кормлении ребенка грудью: виды и особенности кормления детей в зависимости от выбранной позы.  

Медлительный ребенок дома и в школе, советы родителям

А вы думали над тем, что вечно опаздывающий ваш друг, вырос из ребенка, которого родители забыли или не смогли научить ценить и чувствовать время. А это не только умение — узнавать по циферблату, который час. Родители должны помочь ребенку развить внутреннее ощущение протяженности времени, действительно нужного, чтобы закончить дело, выполнить задание, или дождаться дня рождения. А ваш ребенок знает, за какое время он может почистить зубы, съесть манную кашу, или дойти до бассейна? Дети до пяти лет вообще не задумываются, если им во время не подсказать, что выполнение любого действия измеряется временем. И, научить ребенка чувствовать время, ценить его – ваша важная задача, чтобы потом не ругать ребенка, за вечные опоздания, не успевания, не собранность, медлительность, и не возмущаться, что он опять не чего не успел во время. А как научиться чувствовать время, если тебе не дают им распоряжаться? В большинстве случаев право распределять время ребенка, находится у родителей. Мамы и папы решают, во сколько ему вставать, играть, рисовать, идти в на прогулку, и смотреть мультики. Когда весь распорядок дня спланирован за ребенка – у него нет не возможности, не потребности, учиться ценить время. Но есть и другая крайность – режима дня нет вовсе, и временные рамки не как не ограничиваются. Захочет, проснется, захочет, поест, сколько хочет – столько и играет, и ребенок живет в стране, под названием « БЕЗВРЕМЕНЬЕ» и тоже не может научиться чувствовать время. Вспомните, вы, куда то опаздываете, зовете ребенка одеваться и обуваться, а он не идет. Вы сразу прокручиваете мысли – он меня не слышит, он вредничает, но он просто опять ушел в свою страну « БЕЗВРЕМЕНЬЕ». Искажения реального времени у детей считаются вполне естественными. Для ребенка типичны два состояния: или он увлечен любимым занятием и тогда время для него не существует, либо он не знает, чем ему заняться, слоняется без дела, ждет мультфильм, или начало праздника, и тогда время для него время, как бы останавливается. Так что же делать маме, у которой начальник с очень хорошим чувством времени, и который сурово наказывает за опоздание, а ребенок не хочет одеваться, и идти в детский сад. Обычно родители начинают нервничать, кричать, негодовать, а ребенок все равно, не собирается заканчивать игру.

А что поможет? Подойдите к ребенку и вникните в его мир игры, затем каким-то образом отреагируйте на него, на его игру, задайте вопросы, а затем переключите игру на ее окончание.

Регламентируйте время занятий ребенка, но не количеством минут, которые ребенок не сможет осознать, а количеством операций: «Вот давай дорисуем здесь цветы и идем одеваться», «Досматривай, эту серию и идем ложиться спать», «Твои куклы пойдут в гости, и будут гостить до твоего возвращения из садика»… Да на это уйдет от 3-7минут, но зато спасет от конфликта, от стресса вас и вашего ребенка.

Что еще можно сделать?

• Засекайте время, которое необходимо вам, чтобы добраться от дома до магазина, или садика. Первый раз пройдитесь нормальным шагом, в другой раз быстрым, или пройдитесь совсем медленно. После таких экспериментов, договоритесь с ребенком, что утром, чтобы не опаздывать, вы будете идти в быстром темпе, а вечером в том темпе, который более комфортен ему.

И главное, сдержите свое обещание. • Спросите, что ребенок сможет сделать за 5 минут. Возможно, он скажет, что протереть пыль. Попросите сразу же выполнить его это задание, и вы вместе засеките, сколько у него уйдет на это времени. После этого обязательно обсудите разницу между реальным и предполагаемым временем.

Потом посмотрите, что он успеет сделать за 7, 10, 15 минут. Такие занятия позволяют ребенку понять, что не во всех делах время их выполнения зависит только от него, что есть объективно определяемое время.

Например, если он захочет проверить за какое время он сможет добраться до дачи, то он не сможет это сделать, быстрее, чем по расписанию придет электричка, и отвезет вас за город. Но в его силах успеть на электричку, которая приходит раньше!

• Предлагайте ребенку, хотя бы иногда, прежде чем начать какое-то дело (умывание, одевание, прием пищи и т.д.), посмотреть на часы и запомнить расположение стрелок на циферблате, а затем сравнить, как изменилось их расположение после окончания занятия.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *