Философия психоанализа совершила переворот в философии, она обратила внимание не просто на человека, а на его внутренний мир, психику. Психоанализ изначально был медицинской дисциплиной, однако глубина подходов, целостность трактовок, сделали психоанализ одной из ведущих философских теорий современной науки.
Основателем философии психоанализа является З. Фрейд, поэтому часто философию психоанализа называют фрейдизмом. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский невропатолог, психиатр, философ. Сущность теории Фрейда в том, что врач – психоаналитик для человека, прежде всего, неверующего в Бога, превращается в своего рода «священника – исповедника».
Стержень философии Фрейда – учение о бессознательном, хотя здесь он не является первооткрывателем понятие «бессознательное» мы находим еще у Платона, затем Декарта.
Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из 3 компонентов: «сознательное» (эго – Я), «бессознательное» (Ид – ОНО), «предсознательное» (супер – эго – Сверх – Я). Центральная составляющая – это «бессознательное» (ОНО) – это суть человеческой психики, это темная сторона человека, это низменные инстинкты и удовольствия.
В основе бессознательного в теории Фрейда находится «либидо» – сексуальный инстинкт. ОНО властвует над человеком, над его Я («сознанием»). Третий компонент – Сверх – Я – это моральная цензура, нравственные нормы, социальные запреты, родительский авторитет.
Через Сверх – Я осуществляется сублимация (вытеснение), переключение бессознательных влечений (ОНО) в социально значимый импульс (Я).
На основе этой теории строится учении Фрейда об истериях. У нормального человека, когда он хочет сделать что – то постыдное, Сверх – Я сублимирует, не дает «подавить» Я – сознание. У психически больного Оно начинает контролировать Я.
ОНО у психически нормального человека может проявляться в оговорках, в манере одеваться, через походку, жестикуляцию, в сновидениях и т. д. С проблемой бессознательного связана работа Фрейда «Толкование снов». Здесь бессознательное выступает в символической форме, когда ОНО выступает как реальное Я.
Все симптомы невротических заболеваний Фрейд усматривает в забытых сексуальных переживаниях детства. Исходя из этого, Фрейд строит свое учение о детской сексуальности.
Он выделяет 3 фазы: 1 – фаза детской сексуальности – оральная, получение удовольствий от сосания материнской груди и еды. 2 – садистко – анальная, связана с эрогенностью слизистых оболочек кишечника (удовольствие от опорожнения).
3 – фаллистическая – высшая ступень, – когда ребенок заостряет внимание на половых органах. На этой стадии и могут возникнуть неврозы и фобии (страхи).
Фрейд развивает учение о том, что ребенка бессознательно влечет к своим родителям (дочь к отцу, сына к матери). Здесь он вводит понятие «Эдипов комплекс».
Суть «Эдипова комплекса» в бессознательном сексуальном влечении сына к матери, а так же особое чувство уважения и одновременно ненависти к отцу – сопернику.
При нормальном развитии, считает Фрейд, у мальчика формируется мужской характер и воля, при ненормальном – неврозы.
Объясняя психическое развитие ребенка, Фрейд утверждает, онтогенез (т. е. индивидуальное развитие) повторяется филогенез, т. е. стадии развития либидо соответствуют определенным периодам предыстории человечества (это его «метапсихология») – работа «Тотем и табу».
У первых людей на уровни религиозного сознания возникают запреты (табу) на браки внутри рода. Так у человека возникает «осознание вины» – совесть. А совесть и есть основа нравственности человека, основа Сверх – Я.
Поэтому, эволюция человеческого общества – это ограничение естественных инстинктов и появление социальных запретов.
В 30 гг. при рассмотрении истории развития человечества (войны и революции), Фрейд расширяет понятие бессознательного, наряду с инстинктом самосохранения и сексуального влечения, он выделяет «инстинкт жизни» (ЭРОС) и «инстинкт смерти» (Танатос). Танатос – инстинкт агрессии, через этот инстинкт, Фрейд обосновывает историческую неизбежность войн. Сам же Фрейд был противником войны.
Психоаналитический метод Фрейд применил для объяснения сущности религии, искусства, морали. Фрейд активно выступает против религии, которую считает «формой коллективного психоза», источником религии он видит первобытный страх человека перед силами природы.
Искусство у Фрейда – это выражение внутреннего мира неудовлетворенного человека. Либидо – сексуальный инстинкт, способен, по мнению Фрейда, проявляться, сублимировать не только в половом акте, но и в художественном творчестве (работа «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства»).
Фрейд внес психоанализ во все основные философские науки: философию сознания, этику, эстетику, антропологию. Фрейд имел множество учеником, но все они отошли от его учения, повергли его критике.
Одним из наиболее выдающихся учеников Фрейда был Карл Густав ЮНГ (1875 – 1961) – швейцарский психиатр и философ. Однако Юнг отказался от главного принципа Фрейда от теории сексуальности.
Он считал, что «либидо» – это не есть половой инстинкт, это особая психическая энергия. Юнг подверг критике и биологическую природу бессознательного. Для него «бессознательное» – это присущее всему человечеству свойство, т. е.
бессознательное есть «коллективное бессознательное». «Коллективное бессознательное» – это глубокий слой человеческой психики, хранящий генетическую память человеческого рода.
«Коллективное бессознательное» – это врожденное качество у каждого человека, оно включает в себя скрытые следы человеческой истории: род, семья, нация, раса.
Структурные элементы, устойчивые формы, схемы, символы в которых существует «коллективное бессознательное» он назвал «АРХЕТИПЫ». Проникнув в сознание, «архетипы» наполняют сознание опытом, таким образом, архетипам принадлежит важнейшая роль в психическом балансе личности.
Юнг особо выделяет ряд архетипов: «ПЕРСОНА» – это маска, ширма истинного «Я», это то, каким видят человека окружающие. Это компромисс между индивидом и обществом. Но «Я» не должно быть равно «персоне», иначе личность потеряет индивидуальность.
«ТЕНЬ» – это низменное в человеке, которое заложено в каждом через наследственность, это «звериное лицо человека».
«АНИМА – АНИМУС» – женское и мужское начало в человеке. По Юнгу, человек бисексуален, т. е. в каждом независимо от пола есть мужское и женское начало.
«САМОСТЬ» – центральный архетип личности. Нечто среднее между сознательным и бессознательным. Это поиск идеальной личности, в результате Юнг приходит к пониманию «Самости» как Бога («Бог внутри нас»). Исходя из этого, Юнг придает большое значение религии, «она лечит истерзанное «Я», религия – это способ избавления от неврозов.
Другим выдающимся учеником Фрейда был немецкий философ Эрик Фромм (1900 – 1980). Фромм рассматривал человека как социальное существо, а «бессознательное, подобно сознанию, является социальным феноменом», т. е.
бессознательное есть «социальное бессознательное», содержание которого есть вытесненный психический материал, являющийся не индивидуальным, общим для большинства членов общества.
«Социальное бессознательное» – это своего рода фильтры, которые обеспечивают нормальное функционирование общества: логика, язык, соц. запреты и др. , то, что не позволяет «низменному» выходить наружу.
Фромм занимался философией человека, он пытался определить сущность человека как био – социального существа. «Человек часть природы и частица общества и одно и другое неразделимы.
Человек – это единственное существо, осознающие смысл своей жизни. Смысл человеческой жизни – это борьба с превратностями судьбы. Фромм выделяет 3 главных противоречия человеческой жизни: 1) это противоречие между жизнью и смертью, 2) противоречие между, тем, что человек хочет и то, что может (могу – хочу), 3) противоречие между стремлением был со всеми и стремлением к одиночеству.
По мнению Фромма, источником всех движущих человеком сил, всех его страстей, аффектов, стремлений является необходимость постоянного разрешения противоречий своего существования и поиска все более высоких форм единства с природой, с другими людьми и самим собой.
Независимо от удовлетворения животных потребностей актуализируются специфически человеческие потребности. В работе «Здоровое общество» Фромм дает следующую их классификацию: 1) Потребность в приобщенности (необходимость преодолеть одиночество).
Это возможно только посредством любви, 2) Потребность в преодолении ограниченности собственного существования. Это потребность быть творцом. 3) Потребность в братстве. Это поиск помощи близких, межличностных отношений, защиты. 4) Потребность в чувстве тождественности. Это обретение индивидуальности.
5) Потребность в системе ориентации и потребность в поклонении. Это поиск системы координат для организации восприятия мира, интеграции усилий и осмысления жизни.
Одно из главных направлений гуманистического психоанализа Фромма – это его философия любви (работы «Душа человека» «Философия любви»). Фромм классифицирует виды любви: материнская любовь, отцовская любовь, дочерняя и сыновняя, братская (гуманизм), половая и др.
Высшая форма, по его мнению, это любовь к Богу, он понимает ее как любовь во всем и ко всем. Цель философии Фромма – это общество всеобщей любви. «Любовь – это действенная сила в человеке, сила, разрушающая все преграды, сила, способная объединять».
Фромм призывает к новой религии, религии любви, «гуманистической религии».
Но Э. Фромм не идеализирует человека. Фромму принадлежит парадоксальная мысль о том, что история не стремится очеловечить человека, а наоборот, она пытается вытравить в нем истинно человеческое, то, что дала ему природа. Это связано со стремлением человека к свободе. В этом плане Фромм выделяет «свободу для» и «свободу от».
«Свобода от» – негативна, она против природы, она ведет к одиночеству и страхам, и как следствие мазохизм, садизм, стремление к разрушению, конформизм. Человек как бы не выдерживает бремени свободы, т. к. свобода – это ответственность, и тогда человек бежит от свободы (работа «Бегство от свободы»).
«Свобода для» – позитивная свобода – это реализация себя как личности.
Проявить себя человек может только в обществе справедливости, – это социализм (учение Фромма часто называют фрейдомарксизм). Однако Фромм критиковал Маркса, говорил, что Маркс не понял человека, который по своей природе эгоистичен; общество можно изменить, лишь изменив человека.
Психоанализ подошел к проблеме внутреннего мира человека. Долговое время фрейдизм оставался ведущим течением в философии ХХ века, появились его новые последователи.
Фрейдизм – направление, охватывающее психологию, философию, медицину, социологию и другие науки.
Психоанализ имеет большое практическое значение, врач – психоаналитик сейчас становится важной составляющей практической медицины и психологии.
Основные понятия
Бессознательное (ОНО), Сверх – Я, сублимация, архетип, либидо, «Эдипов комплекс».
Эдипов комплекс: 6 признаков, что он есть у вашего ребенка
Согласно древнегреческому мифу, оракулы предрекли фиванскому царю Лаю, что он погибнет от руки собственного сына. Поэтому Эдип был брошен на верную смерть в пустыне, но подобран и воспитан чужими людьми, которых считал родителями. Повзрослевшему Эдипу каким-то образом открылось касавшееся его пророчество, и он покинул дом, не желая, чтобы оно сбылось. Судьба столкнула его с незнакомцем — Лаем, которого он и убил в результате завязавшейся ссоры. А затем неподалеку от города Фивы уничтожил чудовище, наводившее ужас на горожан. Фиванцы провозгласили Эдипа царем, и он женился на вдове Лая, не ведая, что это его родная мать.
«Кого ты больше любишь, меня или папу?», «Я хочу спать вместе с вами», «Когда я вырасту — выйду замуж за папу».
Вы уже слышали эти фразы от своих детей? Ну что ж, значит, об эдиповом комплексе вы знаете не понаслышке! На самом деле на этом этапе речь идет об эдиповой ситуации и эдиповом конфликте — типичной практически для всех детей стадии развития.
Если же конфликт в определенном возрасте остается неразрешенным, тогда уже говорят об эдиповом комплексе как о некотором психологическом неблагополучии, отражением которого станут трудности во взаимоотношениях с другими людьми и другие сложности.
Ситуация, о которой пойдет речь ниже, возникает в возрасте 2–3 лет, когда малыш постепенно «отделяется» от мамы и начинает воспринимать себя членом тройственного союза, в котором ему отныне предстоит найти свое место.
Как правило, вступая в эдипову стадию, ребенок испытывает активно собственнические, очень нежные чувства к родителю противоположного пола и стремление утвердиться и соперничать с родителем своего пола.
Обычно чувства ребенка довольно сильные и противоречивые, но при этом для него — это шаг в сферу новых, волнующих переживаний.
Не правда ли, необыкновенно приятно, когда ваш маленький сын смотрит на вас с таким обожанием! Как на всемогущую и прекрасную богиню. А каково в этот период положение отца в семье?
Олег, папа трех мальчиков, говорит об этом со знанием дела: «Я был не в восторге от сложностей, возникающих между моей женой и сыновьями. Я чувствовал себя полностью исключенным из происходящего. Когда нашему младшему сыну исполнилось три года, он взял за привычку под утро залезать к нам в постель.
В полусне он устраивался между мамой и мной и засыпал как ангелочек. Его маму это так умиляло, что она не протестовала против вторжения на нашу территорию. Однажды я не выдержал и попытался запретить ему забираться к нам в кровать, но у этого хитрюги оказалось немало способов убедить нас, что он просто не может спать один.
Жене с трудом удалось убедить его спать в своей кроватке».
И мальчики, и девочки в своем развитии проходят две фазы эдипова комплекса. Так называемую негативную фазу, во время которой ребенок испытывает влечение к родителю своего пола и соперничает с родителем противоположного пола. И позитивную, где ребенок переживает влюбленность в родителя противоположного пола и чувство соперничества с родителем своего пола.
Ребенок, вошедший в эдипову стадию, хочет безраздельно владеть одним из родителей, быть для него единственным. Другой же родитель воспринимается как противник. Ребенок испытывает к нему сильную ревность, но одновременно бессознательно идентифицируется с ним.
Таким образом, мальчик «присваивает» себе мужественные черты отца, его авторитетность и властность, а девочка становится женственной, как мама.
Соперничество с одним из родителей приносит малышу немало переживаний: он колеблется между желанием не видеть папу и маму вместе и чувством вины за плохие мысли.
Порой это так влияет на ребенка, что ему могут начать сниться пугающие сны, в которых «обиженный» им родитель может предстать в виде людоеда или злой колдуньи. Подобные образы выдают страх ребенка перед наказанием со стороны родителя-соперника за его притязания.
Маленькие дети могут быть очень изобретательными в проявлениях соперничества и любви. Вот некоторые из типичных признаков:
- Возросшая агрессивность во время игр с мамой или папой, периодически вам «как бы случайно» пребольно достается.
- Капризы, постоянные споры и непослушание при появлении родителя-соперника. Что неудивительно, он ведь нарушил идиллию.
- Обожаемое дитя так и льнет к возлюбленному родителю, а поцелуи часто попадают в губы.
- Малыш плачет, бушует и обижается, когда родители уединяются. Это его способ разрушить пару.
- Он просачивается в супружескую постель под предлогом, что ему не спится, он не может быть один или ему приснился страшный сон.
- Малыш писает в кроватку по ночам. Он же не может спать на мокром?! И вот он уже в вашей постели. В общем, у маленького хитреца найдется в запасе немало способов добиться своего.
В этот период родителям бывает довольно трудно выбрать правильную линию поведения. И родитель, ставший объектом влюбленности ребенка, и родитель-соперник оказываются в одинаково непростом положении, столкнувшись с проявлениями детской сексуальности и агрессивными реакциями. В любом случае ваши ответные проявления не должны быть слишком сильными.
Не стоит реагировать бурной встречной агрессией на враждебность ребенка и интенсивно отвечать на его любовные притязания. Избегайте и другой крайности — игнорирования чувств ребенка. Малыш будет переживать из-за отказа родителей замечать происходящие в нем перемены.
В этот, порой непростой период важно помнить, что ребенок учится устанавливать более зрелые отношения, а также регулировать проявление влечений и импульсивное поведение.
Родитель, ставший объектом обожания, на первый взгляд находится в более «выгодном» положении, но и его ответственность за сохранение правильной расстановки сил в семье очень велика.
Например, если мама слишком потворствует сыну, ситуация только усугубится. Очень важно, чтобы отец не самоустранялся от решения вопроса, а иллюзии сына не подпитывались и не получали подтверждения.
Нельзя позволить ребенку поверить, что его родитель может стать впоследствии его мужем или женой.
Возможно, многие задумаются о том, как быть, если у малыша только один родитель. Будет ли он в этом случае переживать эдипову стадию? Да, будет, важно, чтобы отсутствующий родитель продолжал существовать в мыслях ребенка.
Для этого надо чаще говорить о нем, не слишком идеализируя и посвящая ребенка в то, как его отец или мать отнеслись бы к тем или иным вещам.
Таким образом, малыш будет проживать эдипову фазу столь же полноценно, как и ребенок из полной семьи.
Как правило, эдипова стадия заканчивается к 5–7 годам. Все дети проходят этот путь по-разному. Некоторые пытаются безраздельно завладеть маминым вниманием и чувствами и агрессивно реагируют на отца. Другие довольно спокойно проживают этот период и очень быстро переключаются на новую фигуру — воспитательницу или папиных друзей.
Впрочем, в любом случае для родителей это прекрасная возможность в легкой, но очень четкой форме сформулировать запрет на инцест. «Ты никогда не сможешь жениться на маме или выйти замуж за папу. Когда ты станешь взрослым, ты сможешь жениться на ком-то другом, и у вас будут дети».
С одной стороны, это сильно разочарует ребенка, но с другой — будет способствовать укреплению его чувства реальности.
Больше полезных и интересных материалов о семейной психологии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Эдипов комплекс: как помочь ребенку его преодолеть?
Ваш сын заявил: «Когда я вырасту, я женюсь на маме!», а дочь воспылала нежными чувствами к отцу? Значит, они уже вступили в фазу эдипова комплекса и так называемого комплекса электры. Что это за «комплексы» с витиеватыми названиями и стоит ли с ними бороться?
Если верить классическому психоанализу по Фрейду, эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс электры (у девочек) проявляется в период между тремя и пятью годами.
Именно в этом возрасте отношение детей к родителю противоположного пола приобретает романтический оттенок, дочери и сыновья стремятся произвести впечатление на объект своей пылкой любви: девочки упражняются в кокетстве с отцом, демонстрируя ему новые прически и платья, а мальчики стремятся поразить своих мам силой и ловкостью. По этой причине родитель своего пола на бессознательном уровне воспринимается как соперник/соперница. Маленькие девочки, проникнувшись особой, романтически окрашенной любовью к отцу, начинают испытывать к матери амбивалентные чувства и соответственно себя ведут. С одной стороны, они испытывают к ней восхищение, стремятся во всем ее копировать, идентифицируют себя с ней, с другой – вступают с ней в конкурентную борьбу за право «обладания» отцом.
Внутренний конфликт и выход из него
Что касается мальчиков, то они по тому же принципу пытаются «тянуть одеяло на себя»: сыновья уже не согласны с прежней ролью в отношениях «мать-младенец», они стремится встать на один уровень с отцом, занять партнерское положение. Именно это желание порождает внутренний конфликт, ведь ребенок занимает более низкую ступень в системе семейной иерархии.
Разрешение внутреннего конфликта заключается в том, что сын осознает временное превосходство отца, что будет мощным стимулом для развития его собственной мужественности (аналогичное происходит с девочками).
Если же ребенок не придет к такому неосознанному решению, то в зрелом возрасте у него могут возникнуть проблемы в ситуациях, которые требуют активации мужского или женского начала.
Бывает так, что не «отыгранный» сценарий противостояния мальчика с отцом переносится во взрослую жизнь: при столкновении с мужчиной-конкурентом, который также проявит интерес к его пассии, он может проецировать на него образ собственного отца. То есть в этой ситуации сам он будет играть роль незрелого, капризного и обидчивого мальчика из раннего детства.
А если эдипов комплекс не проявился?
Родители могут не замечать тех признаков, которые обычно проявляются у детей на стадии эдипова комплекса. Так, например, некоторые мальчики словно пропускают закономерный этап враждебности к отцу и ведут себя, как обычно, не проявляя «телячьих нежностей» по отношению к матери.
Со стороны может казаться, что дочь, как прежде, «ровно» относится и к отцу, и к матери. Однако отсутствие видимых признаков эдипова комплекса или комплекса электры у детей не означает, что они отсутствуют вовсе. Даже чуткие родители не всегда могут понять, что на самом деле чувствует ребенок.
А комплексы, о которых идет речь, могут проявляться более или менее интенсивно в зависимости от личностных особенностей ребенка.
Норма, а не патология
Не стоит забывать, что эдипов комплекс – нормальная стадия развития личности. Ведь задача развития для девочки или мальчика – стать мужчиной/женщиной. И, как это ни странно, над решением этой задачи на бессознательном уровне дети работают уже к годам трем.
Чтобы обрести автономию, отделившись от матери, ребенку нужно осознать свою принадлежность к конкретному полу, с которым он начнет себя идентифицировать. В этом смысле фаза эдипова комплекса – это первый шаг на пути к формированию полноценной сексуальности.
Это такой фундамент, на котором будут в дальнейшем строиться отношения вашего ребенка с противоположным полом.
Поэтому если ребенок чересчур нежен с вами, не выражайте бурного негодования и не делайте попыток его высмеять. Спокойным тоном объясните: «Я не могу выйти замуж за тебя, потому что ты мой сын. Я замужем за твоим отцом».
Дайте ему понять, что стадия незрелости временная, что однажды этот маленький мальчик станет таким же сильным и мужественным, как папа, а маленькая девочка обретет ту же женственность, что и мама, а главное – впереди их ждет большая любовь и счастливая семейная жизнь.
Лучше объяснить это на примере сказочных персонажей: принцев и принцесс, ведь для ребенка это проекции образов родителей, объектов любви, причем в большей степени идеальной, платонической, вера в которую необходима для зарождения уже «взрослых» отношений с противоположным полом.
Дорогой эдипов комплекс – Наука и технологии – Материалы сайта – Сноб
Древнегреческая легенда об Эдипе, который убил своего настоящего отца и женился на матери, известна очень давно.
Кроме литературного определения, термин Эдипов комплекс имеет и медицинское – это абсолютно неосознанное влечение сексуального характера к родителю противоположного пола, и ревность или враждебные чувства к родителю того же пола, что и ребенок.
Пик его развития приходится на возраст от 3 до 6 лет, а последствия расстройства личности проявляются уже во взрослом возрасте. Особенно часто это явление наблюдается у представителей мужского пола: они тянутся к матери и живут в постоянном конфликте с отцом. Что такое Эдипов комплекс – нормальный этап развития детской психики или отклонение?
Идея Эдипова комплекса
Эдипов комплекс Зигмунд Фрейд описал в своих трудах еще в далеком 1897 году, и он стал одним из основных понятий современного психоанализа.
За идею этого расстройства взята историческая трагедия Софокла «Царь Эдип», которая повествует о главном герое по имени Эдип. По сюжету он убил своего отца Лая, короля Фив, не зная о том, что это его родитель. Впоследствии он женился на женщине по имени Иокаста.
Узнав от пророка о том, что он живет со своей матерью, а убил отца, Эдип, не выдержав такой правды, лишил себя зрения.
Эта история послужила для Фрейда причиной долгих рассуждений на тему взаимоотношений отцов и детей. После глубокого самоанализа психолог смог провести ряд сходств со своей жизненной ситуацией и поведением до и после смерти отца.
Зигмунд Фрейд стал автором этого синдрома. Понятия комплексов Эдипа и Электры пришло на смену теории о соблазнении, став новшеством в мире психологии.
Ситуация ревностных отношений детей к родителям выступает основным фактором в развитии невротических состояний. https://youtu.be/RYNfNS_w7jY
Тревожные звоночки
Вот несколько признаков, по которым можно судить, что ваш сын задержался в переходном периоде и прогнать навязчивого Эдипа ему пока никак не удаётся.
Срываюсь на близких — в чём причина раздражительности?
- Непрекращающиеся попытки соблазнения в буквальном смысле, как бы, на первый взгляд, эти строки вас не пугали. Да, такое бывает. Мальчик пытается, как бы невзначай, поцеловать свою маму то в губы, то в шею. Он может тесно прижиматься.
- Маленький мужчина ревностно относится, когда его объект обожания с кем-то любезно общается. Это может быть не только муж – отец ребёнка, но и другие, посторонние представители сильной половины.
- Любыми попытками сын пытается лечь спать вместе с мамой, в том числе говорит, что страшно, что скучно, устраивает истерики, чтобы поменяться с папой спальными местами или поселиться хотя бы между ними.
- Ребёнок пытается везде заместить своего отца: старается делать его домашние дела, показывает своё превосходство перед отцом в играх, примеряет его одежду. Иногда даже доходит до того, что мальчик просит, а иногда в ультимативной форме требует от матери его бросить и жить только вдвоём.
- Сын начинает прибегать к хитрости и сталкивает родителей лбами: наговаривает одному на другого, чтобы вызвать ссору.
Проявление Эдипа у мальчиков и девочек
Что такое Эдипов комплекс, расскажет раздел психоаналитической теории. Основными положениями этого комплекса становятся:
- представление родителей для детей, как сексуальных объектов;
- эротическое влечение к собственной матери в раннем возрасте у мальчишек;
- сексуальное влечение к собственному отцу у девчонок;
- ревностное отношение, споры с отцом;
- амбивалентные чувства к своему родителю.
Влечение к матери или отцу может быть:
- осознанным – проявляется у малышей или подростков, когда они понимают происходящее;
- неосознанное – когда влечение к матери проходит на бессознательном уровне: ребенок слишком привязан к родительнице и не смыслит жизни без нее, поэтому ревностно отгоняет всех и не дает до нее даже дотронуться.
Синдром Эдипа у мальчиков
Эдипов комплекс у мужчин проявляется в детстве и имеет такие формы:
- агрессия по отношению к родителю;
- враждебное отношение;
- ревность по отношению к матери.
Малыш, желающий видеть мать рядом с собой, видит в лице папы соперника и с ревностью относится к его отношениям с матерью. Ребенок не может стерпеть, что мать оказывает знаки внимания не ему, а отцу, и принимает такие действия, как измену. Дитя пытается скрывать свои чувства, потому что боится расправы со стороны сильного соперника.
Под страхом быть изувеченным, кастрированным, формируется некое «Сверх-Я», которое под собой подразумевает угрызения совести, отвечает за моральное поведение дома и в обществе.
Такая самоорганизация на уровне подсознания помогает ребенку самому подавить свои желания. Тогда к мальчику приходит понимание, что он должен быть похожим на отца.
Заболевание проявляется у мальчика враждебным отношением к отцу
Расстройство Электры у девочки
Комплекс Электры по Фрейду подразумевает под собой то, что во младенчестве девочка привязывается к родителям в одинаковой степени. Объектом любви поначалу является мать.
По достижению трехлетнего возраста дитя вдруг обнаруживает отсутствие у себя полового члена. Новшество в собственном теле делает открытие в развитии сексуальности девочки.
Теперь она представляет себя рядом с отцом, а мать отталкивает ревностью и агрессивным настроем.
Эдипов комплекс у женщины имеет схожесть с мужским расстройством. В детском возрасте девочка ревностно относится к отношениям матери и отца. Может случиться так, что дочь будет винить мать в своей проблеме, отсюда и враждебный настрой к родительнице. Мысленно дитя может мечтать о жизни с отцом, о том, как будет иметь детей от него.
Девушка, в отличие от юноши, не испытывает страха быть кастрированной, поэтому осознание неправильности действия к ней не приходит. Комплекс может оставаться и у взрослых женщин, совершенно не беспокоя его обладательницу.
Взглянув на ситуацию с другой стороны, можно прийти к выводу, что комплекс Электры в психологии тоже важен в плане осознания женщиной своего «Сверх-я», которого у нее может и не произойти, вследствие чего зарождаются комплексы и чувство неудовлетворенности собой.
Описание комплекса Электры
Духовные причины идентификации
В норме девочка в процессе развития отождествляет себя с матерью, но бывает, что на место мамы становится отец. Этого может желать сама мать — когда любовные чувства проходят, появляются другие отношения или давит быт, женщина начинает отдаляться от супруга.
Она не желает выполнять домашние обязанности, заниматься хозяйством, и бессознательно стремится переложить дела на дочку.
Помимо всего прочего, замечая в ребёнке схожесть с мужем, который якобы виноват в неблагополучном браке, женщина вымещает агрессию на маленькой копии ненавистного мужчины.
Синдром может проявиться и в счастливых семьях. Это случается, когда мама идентифицируется с дедом. Идеализируя собственного отца, мать малышки передаёт ей патологический сценарий, и дочка усваивает на подсознательном уровне схему типично мужского поведения.
Дочь может идентифицироваться с жёстким отцом, чтобы избавиться от страха перед ним. Якобы она тоже сильна, и нет причин для боязни.
Если девочке не хватает материнской любви, она добивается теплоты, становясь копией её любимого мужа, полагая, что это сделает маму более благосклонной.
Понимание комплексов
Эдипов комплекс и комплекс Электры могут иметь два направления.
Не надо бояться: 6 страхов беременных и как с ними бороться
- Позитивное, когда, по мнению Фрейда, ребенок влюблен в родителя противоположного пола.
- Негативный, влюбленность девочки в мать, мальчика в отца.
Понятие комплекса по Фрейду может означать, что ребенок способен занять как позицию любви к матери, так и к отцу. Такое понятие бисексуальности проявляется с ранних лет. Ребенок может отдавать предпочтение любой форме любви, в периоде взросления проявляется позитивное и негативное направление комплекса Эдипа – это норма.
Важно, чтобы дитя сделало правильный выбор и выводы, которые пригодятся для дальнейшей жизни.
Значение
С этих источников психоаналитической теории Фрейд придавал Эдиповом комлекса приоритет и внимание в образовании всех невротических заболеваний. По Фрейду успешное решение Эдипова комплекса является ключом для психического здоровья человека.
Неудача же ведет к неврозам и сексуальных отклонений: в этом случае говорят о нерешенный Эдипов комплекс или нерешенных Эдипов ситуации. В последствиях Фрейд придавал Эдиповом комлекса еще большее значение, и видел его практически во всех проявлениях человеческой цивилизации эдипальный корни.
Так, например, в «Тотем (и) и табу» (1913) Фрейд пишет: «Таким образом, в конечном результате этого крайне сокращенного исследования, я хочу сделать вывод, что в Эдиповом комплексе совпадают начала религии, нравственности, общественности и искусства в полном объеме данным психоанализа, по которым этот комплекс составляет ядро всех неврозов ».
На позднем этапе развития психоанализа Фрейд указывает на необходимость установления деких границ применения данного понятия и необходимость ограничений спекуляций на его счет («Конец Эдипова комплекса», 1924).
Впрочем, от прежних взглядов Фрейд не отказался, а упомянутая работа стала целью «расставить все точки над i» в рядах психоаналитиков, которые допускали себе вольность в интерпретации явление (смотреть ниже).
Известны также слова Фрейда, согласно которому признание Эдипова комплекса является своего рода опознавательным признаком психоаналитиков: «Признание Эдипова комплекса называется Шибболет, который отличает сторонников психоанализа от его противников».
На сегодня большинство психоаналитиков фройдиськои школы в след по Фрейду признают приоритетное значимость Эдипова комплекса в психосексуальному развития человека. Однако за пределами психаналитичнои теории понятие Эдипова комплекса не получило признания из-за своей ненаучность (смотреть также раздел «Критика»).
Методы борьбы
Психоаналитик Фрейд описывал избавление от Эдипова комплекса для женщин и мужчин по-разному. Бороться каждый человек должен самостоятельно.
У мальчишек еще в раннем возрасте происходит вытеснение комплекса путем страха кастрации. А комплекс Электры надолго сохраняется, переходя во взрослую жизнь, что способствует подготовке к будущему материнству.
Главную роль в жизни детей играют родители. Модель поведения в семье, отношения между взрослыми оставляют отпечаток в детской психике.
Если отец постоянно обижает мать, то ребенок начинает с новой силой ненавидеть обидчика, что тормозит процесс отпускания любовной ситуации с матерью.
Взрослые должны помочь малышу адаптироваться в жизни, объяснить, что хорошо и плохо. Развивать любовь следует к обоим родителям, ребенок должен понимать: мама и папа – это муж и жена, а когда он вырастет, у него будет свой любимый человек.
- Каждый день оба супруга должны говорить ребенку о своих чувствах к нему.
- Следует показать модель поведения семьи, расскажите, как должны строиться отношения.
- Старайтесь не делать ничего компрометирующего на глазах ребенка, не следует поощрять его ревность.
Нарциссизм
Миф о Нарциссе, влюбившемся в свое отражение, знаком нам с детства. Нарциссизм часто смешивают с явлением эгоизма у детей и взрослых, однако существует такое состояние, как «нарциссическое расстройство личности». Такие люди склонны преувеличивать свое значение для мира.
Они считают себя особенными, а окружающих недостаточно талантливыми и должными исполнять их желания и потребности. Безусловно, каждый из нас уникален и прекрасен, но человека со здоровой психикой и нарцисса отличает именно отношение к другим людям. Нарциссы обесценивают все, что им не интересно, и считают, что правила существуют для всех, кроме них.
Интересно то, что их самооценка зачастую является очень хрупкой и любое замечание или критика способны вывести их из себя.
Стокгольмский синдром
Термин «стокгольмский синдром» был впервые введен психиатром Нильсом Бейерутом после известного захвата «Кредитбанка» в 1973 году. Этот интересный и страшный феномен заключается в том, что жертва начинает испытывать симпатию, а иногда и привязанность к мучителю.
По мнению Бейерута, это происходит, потому что жертва видит гарантию своей безопасности в том, что будет солидарна с преступником. В 1973 году при захвате «Кредитбанка» некоторые заложники вступили в теплые отношения с захватчиками, а впоследствии даже оплатили им адвокатов.
Да уж, наш мозг способен вытворять невероятные вещи во имя инстинкта самосохранения.
Социофобия
Боязнь публичных выступлений сопровождает многих людей с детства, но вряд ли это можно назвать социофобией. Социальное тревожное расстройство –– это настоящая боязнь других людей и нежелание находиться в их обществе.
Социофобы избегают публичных мест до слез, красных пятен на лице и дрожания рук (в прямом смысле).
Они не забывают плохие ситуации, связанные с конфузами или негативной оценкой в обществе, их очень легко смутить, они впадают в ступор и даже подвержены паническим атакам.
Теория по Фрейду
Зигмунд Фрейд по-своему описал теорию появления синдрома Электры. Во-первых, он отрицал сам термин, предпочитая называть патологию «женской версией Эдипова комплекса».
Психоаналитик считал, что ребенок до определенного возраста привязан к обоим родителям одинаково. Затем девочка обнаруживает, что у нее отсутствует такой же детородный орган, как у мужчин, поэтому появляется «зависть к пенису».
Сначала дочь испытывает сексуальное желание к отцу, хочет от него забеременеть. Затем она начинает обвинять мать, что та родила ее «неполноценным» человеком.
Желание быть мужчиной остается с девочкой надолго и порождает в ней ощущение собственного несовершенства.
Такое трактование развитие женской сексуальности поддерживалось не всеми психоаналитиками.
Значимость понятия в психоанализе
Эдипов комплекс носит временный характер в становлении личности и половом созревании, по мнению Зигмунда Фрейда. Авторитет родителей подрывается и перемещается в бессознательное детской психики.
Он становится первым звеном в становлении «Сверх-Я», которое в дальнейшем формирует чувство вины. Оно вызывает сильнейшие невротические расстройства в дальнейшем.
И поддаются лечению только с помощью курсов психоанализа.
По мнению психоаналитиков, люди, которые прошли стадию эдипова комплекса с отклонениями, начинают часто болеть, ударяются в религию и часто критикуют общество за его несовершенство, из-за чего сами сильно страдают. Им присуще излишнее морализаторство, осуждение.
Предпосылки развития
Синдром Электры и комплекс Эдипа развиваются далеко не у всех детей. Это происходит под влиянием некоторых факторов. Психологи выделяют общие предпосылки развития патологии:
- Недостаток внимания со стороны родителей. Дети пытаются заслужить любовь.
- Стресс в раннем детстве. Обычно это происходит при рождении брата или сестры, которые забирают все внимание родителей.
- Постоянные ссоры и конфликты в семье. Ребенок считает виноватыми в них мать или отца.
- Воспитание ребенка в неполной семье. Родитель всецело при надлежит ребенку, поэтому появление соперника воспринимается очень остро.
Поведение отца
Часто отцы своё параноидальное влечение к дочери вуалируют ярко выраженной заботой и опекой. Они не разрешают ей ходить на дискотеки, встречаться с мальчиками, сидеть с подругами в кафе. Даже обычная косметика и короткие юбки становятся табу.
Родитель уверен: люди видят в девочке те же качества, что и он – зрелость и сексуальность. Поэтому начинает всячески ограждать дочь от общества.
После такого морального давления барышня может вырасти закомплексованной серой мышкой, не умеющей проявлять женское очарование и прирождённый шарм.
Нередки случаи, когда, поняв своё неправильное отношение, отец резко меняет поведение. Он отталкивает девочку, разрешая ей полностью поступать самостоятельно.
Комплекс Электры в таком случае дополняется маниакальным ощущением неполноценности.
Девушка не может по мановению волшебной палочки переключиться на новую действительность, она чувствует себя неуверенно, думая, что общество не в состоянии распознать и оценить по достоинству все позитивные качества её характера.