Почему нельзя заставлять ребенка есть?

Почему нельзя заставлять ребенка есть?shutterstock_353014391Источник: shutterstock

Я из категории тех детей, которые, по словам любой бабушки, «совсем ничего не едят». Это устрашающее «совсем ничего» превращается в многочасовые уговоры в духе «ложечку за маму, ложечку за папу», и в конечном итоге вызывают стойкое отвращение к еде.

И ладно бы только бабушки, но ведь приблизительно то же самое происходит и у современных родителей, и в саду, а иногда даже в школе… Сейчас я могу с юмором вспоминать истории, связанные с моим кормлением, однако в детстве мне было совсем не до смеха.

Про Мишку-утопленника мне довелось услышать от четырех человек, из чего я делаю вывод, что эта страшилка была довольно популярной у советских родителей. И кто знает, возможно, кто-то произносит ее за столом до сих пор?

Ребенку дарят красивую тарелку, на дне которой изображен медвежонок или другой герой. Затем в эту тарелку наливают суп, и если ребенок капризничает, мама произносит сакраментальную фразу: «Ешь скорее, а то Мишка утонет».

Комментарий психолога Елены Найдиной. Возможно, эта фраза и кажется взрослым безобидной шуткой, но единственной нормальной мотивацией поесть для ребенка должно быть чувство голода.

Задача родителей – научить его распознавать это чувство, не игнорировать его и вовремя останавливаться, когда оно проходит. Очевидно, история с тонущим Мишкой этому никак не способствует.

Даже напротив – ребенок во время еды начинает нервничать, торопиться, учится запихивать в себя еду, не разбирая вкуса.

Мама 6-летней Кати любила повторять: «Я столько готовила, так старалась, а ты ковыряешься в тарелке». Тогда папа авторитарно заявлял: «Пока тарелка не будет чистой, гулять не выпущу!» С этим обычно проблем не было – Катя незаметно распихивала котлетки по карманам и пулей вылетала на улицу.

Это продолжалось до тех пор, пока родители не заметили обман. Они стали следить за питанием дочери еще тщательнее. В итоге Катю довели сначала до истерики, потом до рвоты, и все завершилось посещением врача.

Комментарий психолога Елены Найдиной. Родителям важно понимать, что у ребенка формируется собственный вкус, возможно, сильно отличающийся от их собственного.

А некоторые дети особо чувствительны даже не к вкусу, а к консистенции блюд.

Вареный лук, хрящи в котлетах, комки в каше, пенка на молоке, скользкое, желеобразное и студенистое до определенного возраста будет вызывать у них стойкий рвотный рефлекс (не исключено, что и во взрослой жизни – тоже).

Бороться с этой ситуацией уговорами или ультиматумами бессмысленно. Постарайтесь изучать и мягко формировать вкусы ребенка, предлагать ему новые блюда не меньше десяти раз, но в разных формах. Так вы постепенно расширите рацион ребенка.

«Не вырастешь» легко заменяется на все, что важно для ребенка: «не будешь сильным, не сможешь играть в футбол, не победишь на соревнованиях, не станешь космонавтом» (нужное подчеркнуть). Я-то, конечно, выросла, хотя в детстве действительно была худой и мелкой. Правда, подозреваю, что мой рост – «заслуга» генетики, а не насильно скормленного творожка.

Комментарий диетолога Елены Лыковой. Размеры порций не могут быть одинаковыми для разных детей. Они должны зависеть от возраста, веса, телосложения, уровня физической и психоэмоциональной активности ребенка, состояния его здоровья на данный момент. Если вам кажется, что ребенок недоедает, обратитесь к диетологу.

Почему нельзя заставлять ребенка есть?lori-0006276178-bigwww-cropИсточник: Tatjana Baibakova / Фотобанк Лори

А эта чудная идея появилась не так давно: ребенку показывают один продукт (тот, который он любит), но в последний момент меняют его на другой.

Комментарий психолога Елены Найдиной. Довольно небезобидное развлечение: малыш познает мир – через зрение, на слух, на ощупь, на вкус. Когда то, что он видит, не совпадает с тем, что он получает в реальности, это однозначно не ведет к здоровым пищевым привычкам и не развивает доверительные отношения с родителями.

Трудно дать универсальный совет, одинаково подходящий всем детям. Однако некоторые правила все-таки можно выделить.

1. Буквально с первого прикорма развивайте вкусовые интересы ребенка. Предлагайте ему самые разные продукты (в пределах возраста) не меньше 10 раз каждый. Постепенно начинайте варьировать консистенцию – от пюре к более крупным кусочкам (опять же, в пределах возрастных особенностей).

2. Вводя в рацион новый продукт, предлагайте ребенку просто попробовать и не заставляйте доедать до конца. Если ему не понравится, попробуйте в следующий раз приготовить продукт в сочетании с чем-то еще (например, в пюре из моркови можно добавить яблоко).

3. Никогда не ешьте перед телевизором, не выясняйте отношения и не обсуждайте проблемы за столом. Ешьте в спокойной и доброжелательной атмосфере.

4. Сами придерживайтесь приблизительно того же рациона, который предлагаете ребенку. Поверьте, накормить его брокколи, пока вы сами едите сосиски с макаронами, вряд ли получится.

5. И самое главное правило: никогда не заставляйте ребенка есть!

Как кормить ребенка старше года: 8 важных правил

Нужно ли ребенку есть суп: мнение врача

6 секретов популярных «детских» продуктов

До чистой тарелки: почему нельзя заставлять детей есть?

Фрида Морева

Колумнистка, мама двоих детей

Мы все хотим, чтобы наш ребёнок получал все самое лучшее. И вопрос детского питания в этом огромном списке родительских забот и тревог уверенно занимает первые строки. Надо, чтобы ребенок ел много, часто, по расписанию и только то, что дают ему знающие родители. Но такой подход очень часто наоборот может навредить малышам. И вот почему.

Еда перестает быть просто едой

Шантаж («Не будешь есть, не пойдёшь гулять!»), угрозы («Не съешь суп, будешь в углу стоять!»), спекуляция на чувствах («Ты почему кашу не ешь? Мама старалась, готовила кашу, а ты не ешь! Ты что, маму не любишь?!»), подкуп («Съешь этот морковный салат, и я поставлю тебе мультики!»), запугивания («Кто не ест, тот никогда не вырастет! Так и останешься маленьким!») — все это не работает даже в короткой перспективе, упрямые дети все равно не едят. А в долгой перспективе и вовсе работают против ребёнка. Он начинает связывать свои страхи, слабости и отвержение со стороны близких – с едой. И тут начинаются различные пищевые расстройства — анорексия и булимия. Ведь еда это не просто еда, через еду или через отказ от неё ребёнок уже привык устанавливать свои отношения с миром. Точно так же, как родители через еду устанавливали отношения с ним.

Нет контроля над чувством голода

Здоровые дети, в действительности, достаточно крепкие создания, в которых заложена программа выживания. И эта программа не даст ребенку, который нуждается в том, чтобы поесть, остаться голодным.

Если же приём пищи диктует не голод, а воля родителя, у ребёнка не развивается навык чувствовать своё тело, удовлетворять его нужды тогда, когда это необходимо.

Впоследствии это может отразиться на способности осознавать и распознавать свои потребности и желания, которые касаются не только еды, но и здоровья, реализации, отношений и т.п.

Почему нельзя заставлять ребенка есть? «Унесенные призраками»

Повышается риск ожирения

Когда мы принуждаем ребёнка есть в отсутствие голода, мы сбиваем ему механизмы голода и насыщения. Это значит, что в будущем, даже когда он будет чувствовать себя сытым, он может продолжать объедаться. Ведь он привык есть, даже когда не голоден.

Вырабатывается ненависть к полезным продуктам

Вы орете на ребёнка, чтобы он ел цветную капусту? Есть риск, что всю оставшуюся жизнь он будет ненавидеть этот продукт. Потому что он будет связан для него со страхом и тревогой. Насилием можно вскормить ненависть ко всему полезному.

Это не значит, что родители не должны никаким образом регулировать питание ребёнка. Есть несколько вещей, которые помогают сформировать правильные пищевые привычки и накормить ребенка полезными продуктами:

 Старайтесь давать меньше сладкого. Оно сбивает аппетит, насыщает ненадолго, вызывая вскоре снова сильный голод. К тому же оно сбивает вкусовые рецепторы и не даёт почувствовать сладость овощей.

 Установите четкий режим питания и придерживайтесь его даже в дороге: 3 приема пищи и 2 полезных перекуса. Не надо заставлять ребенка есть в это время, но именно в это время следует предлагать подкрепиться. Пропустил обед? Жди до ужина. Голоден? Можешь перекусить морковкой, сельдереем или яблоком.

 Помните, что голодные здоровые дети — едят. Всегда.

Надо ли заставлять детей есть?

«Родители часто думают, что их дети мало едят, и пытаются
накормить ребенка получше. Обычно инициаторами являются бабушки, им отчего-то нужно, чтобы
внуки постоянно что-то ели.

На самом деле если вес и рост ребенка соответствуют
нормам и прибавка в весе достаточная, то нет никаких
оснований думать, что ребенок не получает достаточное количество питательных веществ.

Это касается детей разных
возрастов.

Совсем маленькие дети обычно пухлые, а по мере роста у
них вытягиваются ноги, обозначаются ребра — и тут все сразу думают, что ребенок
плохо ест, он похудел, и начинают его усиленно кормить.

Это ошибка. Чаще всего дети едят столько,
сколько им надо. Но могут съесть и больше, чем нужно, если их постоянно к этому
приучать — все время подсовывать еду или давать большие порции. И это может превратиться во вредную пищевую привычку. Ребенка нельзя
перекармливать, можно ему дать даже чуть меньше, чем указано в таблицах с возрастными
нормами, но не больше.

Другое дело, когда ребенок ест избирательно. Хотя и здесь надо быть внимательным. В развитии ребенка есть такой период, примерно с года до
двух лет, когда он останавливается на каком-то понравившемся ему наборе
продуктов и больше ничего не хочет.

Может год есть одни только макароны и курицу
или только картошку. Но организм так ловко устроен, что за этот год он не понесет
потерь. Не настаивайте на еде.

Сажайте ребенка за общий стол, предлагайте ему разные продукты, давайте брать их в руку: постепенно он расширит свой рацион.

А если ребенок более старшего возраста отказывается от целого ряда продуктов, например не ест молочное, то нужно обсудить с педиатром, чревато ли это чем-то и надо ли искать пищевые замены — или ребенок все-таки получает необходимые вещества из тех продуктов, которые и так часто ест.

Один из крайних вариантов — когда, например, семья вообще не ест продукты животного происхождения, а иногда подростки и сами принимают такое решение. Но в этой ситуации вполне реально составить полноценный рацион, к которому иногда рекомендуются добавки определенных витаминов и минералов.

Вообще, родители бывают разные. Бывают такие, которые постоянно едят, например,
шпинат и сельдерей — и во многом только потому, что считают, что это полезно. То есть любовь
к шпинату и сельдерею у них рождается из головы.

Читайте также:  Мандарины при беременности

И вот такие люди, бывает, приходят ко
мне и говорят: «Что же делать, наш ребенок не хочет есть шпинат и сельдерей — а они такие полезные!» Конечно, не хочет, потому что детям это не очень вкусно. Ребенку совсем не
обязательно есть шпинат только из-за того, что там много витаминов, ему просто
нужны овощи.

Просто надо выбрать
те, которые понравятся ему самому: детей ведь не интересует польза.

Если ребенок вообще не хочет есть овощи — добавляйте их в разные блюда (в супы, например, котлеты, лазанью).

Если он ест только курицу, а говядину и свинину не хочет — готовьте ему котлеты из смеси фарша или ищите другие источники животного белка и железа.

А чтобы ребенок ел больше фруктов, держите их прямо на столе или в холодильнике уже вымытыми и порезанными на кусочки, так удобнее есть.

Некоторые родители, дети которых, по их мнению, мало едят или слишком худые, начинают давать
витаминные коктейли, в которых есть все необходимое: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. Это не совсем правильный путь.

Дали ребенку коктейль — и вроде бы все нужное там есть. Но это не так. Как молочные смеси не являются полноценным заменителем грудного молока, так и витаминные коктейли не заменят настоящие продукты.

В настоящих продуктах есть то, чего нет
в коктейлях: те же пищевые волокна, к примеру.

Когда приходит время прикорма, все действуют по-разному:
кто-то начинает с фруктовых банок, кто-то — с каши, кто-то — с супов. С чего именно — совершенно неважно, главное — придерживаться простых правил, к которым с годами
пришла медицина.

Первое: прикорм надо начинать не раньше четырех месяцев и не позднее
шести. Второе: детям до года не стоит есть мед. Как и в консервах, в нем может содержаться ботулотоксин. Правда, объемы его невелики и организм ребенка старше года с этой проблемой справится легко.
Третье: детям до года не надо давать цельное молоко, от него может случиться
воспаление кишечника.

Четвертое: детям после года можно постепенно начинать есть все с общего стола. Надо постараться сделать так, чтобы ребенок к этому возрасту уже ел много разнообразных продуктов, чтобы основой питания была именно еда, а не грудное молоко. Те продукты, которые не полезны взрослым, не полезны и детям. Хотя есть пара исключений: все знают, что есть много сахара и соли вредно.

Так вот, детям до двух лет их рекомендуют особенно ограничивать, но не потому, что они опаснее в этом возрасте, а поскольку тогда у детей с меньшей вероятностью разовьется пристрастие к сладкой и соленой пище в будущем. Другая особенность кормления детей до двух лет: в их питании не ограничивают жиры, потому что они очень важны для развития мозга.

Пятое: детям до четырех лет не стоит давать мелкую еду вроде
винограда, сырой моркови, карамели и орехов, потому что они могут этим подавиться. И если, подавившись хлебными
крошками, ребенок их быстро откашляет, то с твердыми кусочками или плотными оболочками могут возникнуть сложности. Наконец, шестое: детям любого возраста следует ограничивать потребление фруктовых соков.

Они не так полезны, как фрукты, но содержат много сахара.

Генетически у всех разные особенности метаболизма. Если в
семье привыкли много есть и все имеют избыточный вес, то у ребенка тоже, скорее всего, будет избыточный вес. Семья, склонная к ожирению, должна особенно
думать о том, как бы не перекормить ребенка.

И если вдруг ребенок стал слишком много
весить, то надо менять его диету. Чем раньше начать с этим бороться, тем проще будет справиться с проблемой. В пубертате это будет сделать
сложнее из-за гормональных перестроек и снижения двигательной активности: все же готовятся к ЕГЭ.

Если у ребенка в 7 лет вырос живот, то лучше не
надеяться на то, что тот в подростковом возрасте сам исчезнет. Но, чтобы
ограничить ребенка в еде, придется стараться всей семье. Есть важное правило: в доме не должно быть никакой запрещенной еды.

Если папа не может жить без
бутерброда, то пусть съедает его на работе, чтобы не искушать ребенка, которому удержаться будет практически невозможно.

Родители или доктора часто ставят неверные диагнозы, которые
предполагают жесткую диету. Сейчас очень модно, например, диагностировать лактазную
недостаточность или глютеновую непереносимость — или списывать все проблемы на аллергию.

Ребенка с такими диагнозами
ограничивают в еде, он не получает важных для него веществ, хотя на самом деле диета ему не нужна
и у его проблем другие причины. Или даже проблемы нет вовсе.

Поэтому если ребенку
поставили диагноз и посадили на диету, то можно на всякий случай
усомниться в правильности диагноза и перепроверить.

А еще есть страшилка о вреде пальмового масла. Но вот пример.

Пальмовое масло добавляют в молочные смеси не потому, что это дешево, а потому, что то, на основе чего делают детское питание, — это молоко, коровье или козье, а оно очень отличается по составу от грудного молока.

И для того, чтобы подогнать состав продукт поближе к составу женского молока, приходится добавлять пальмовое масло. Пока лучше ничего не придумали. Если в составе смеси нет пальмового масла, то значит, что она меньше похожа на грудное молоко. Про это мало пишут.

И два других факта о пальмовом масле: в его присутствии хуже усваивается кальций, поэтому в смеси кальций добавляют больше. Кроме того, пальмовое масло способствует тому, что стул становится более крепким — с учетом этого также несколько корректируют состав продуктов».

“Ложечка за маму”: нужно ли заставлять ребенка есть?

К чему может привести насильное кормление

Ребенок-малоежка вызывает у родителей опасения. И накормить малыша во что бы то ни стало пытаются не только бабушки, для которых это задача номер один, но и молодые, не знавшие голодных времен, современные мамы и папы. Правы ли они в своих стремлениях?

Наверняка многие из нас видели картину (а то и сами были ее участниками в какой-то из ролей), когда ребенок сопротивляется, не ест или выплевывает еду, а взрослый всеми силами стремится переубедить его.

И для того чтобы скормить «капризуле» содержимое тарелки, в ход идет и мягкое «За маму, за папу, за бабушку…», и жесткое «Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь».

Так выглядит пищевое насилие, считает психолог Лара Покровская. 

Почему родители так поступают

Часто, заставляя ребенка поесть любой ценой, родители становятся заложниками стереотипного мышления и усвоенных ими самими в детстве привычек и установок. Во-первых, широко распространено убеждение, что ребенок — существо неразумное, и если ему позволить, он будет питаться одними сладостями. Только взрослые могут знать, что нужно малышу и в каких количествах.

Во-вторых, многие родители воспринимают отказ ребенка от еды как проявление непослушания и неуважения. «Мама так старалась, а ты не ешь».

В-третьих, считается, что если ребенок не ест, значит, он заболел, и чтобы он побыстрее выздоровел, нужно его как следует покормить.

Лара Покровская, психолог

В чем таится опасность

Ребенок может отказываться от еды по разным причинам: плохо себя чувствует, не нравятся конкретные продукты, не испытывает чувства голода в данный момент. Ни в одной из этих ситуаций заставлять ребенка есть нельзя. Насильное кормление вызывает отвращение к еде и формирует нездоровое пищевое поведение в будущем, вплоть до булимии и анорексии.

Последствия пищевого насилия для физиологии

  1. Нарушения обмена веществ.
  2. Спазм желудка и других органов пищеварения (физиологическая реакция сопротивления на прием пищи без желания).
  3. Возникновение и развитие нарушений в работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы.
  4. Сбой саморегулирующейся системы организма.

Последствия пищевого насилия для психики

  1. Фрустрации, связанные с насилием над личностью.
  2. Возрастающее психологическое сопротивление ребенка (осознаваемое или подсознательное), не всегда открыто выражаемое (не все дети способны на открытый протест).

  3. Стресс, сказывающийся как на физическом, так и на психическом здоровье.
  4. Изменения в поведении (упрямство, плаксивость, агрессивность). Утрата доверительных отношений с родителями.
  5. Страхи.
  6. Неврозы.

  7. Снижение способности к волевому регулированию поведения.

Лара Покровская, психолог

Как поступить родителям

Если малышу не нравится какой-то конкретный полезный продукт, используем правило: предлагать его до десяти раз с интервалом в месяц. Можно в разных формах.

Например, брокколи в виде пюре, оладьев, в супе. Можно схитрить — спрятать брокколи в запеканку.

Если и после десяти раз следует категоричный отказ, значит, нужно заменить этот продукт на другой, аналогичный по содержанию полезных веществ.

Важно выработать режим: есть в одно и то же время и стараться не нарушать расписание, причем это касается всех членов семьи. Исключить перекусы, призванные накормить ребенка «хоть чем-нибудь», если он не поел в положенное время.

Никогда не кормить ребенка «под телевизор» или другие развлекательные мероприятия.

Родители должны стать для малыша примером. Если взрослые едят одни продукты, а ребенку предлагают совсем другие, убедить его есть будет невозможно.

«В развитии ребенка есть такой период, примерно с года до двух лет, когда он останавливается на каком-то понравившемся ему наборе продуктов и больше ничего не хочет, — рассказывает педиатр Эмилия Гаврилова.

— Может год есть одни только макароны и курицу или только картошку. Но организм так ловко устроен, что за этот год он не понесет потерь. Не настаивайте на еде.

Сажайте ребенка за общий стол, предлагайте ему разные продукты, давайте брать их в руку: постепенно он расширит свой рацион».

Хороший способ выработки правильных пищевых привычек — предоставить ребенку право выбора за столом. Пусть он сам решит, что именно из стоящих на столе блюд и в каком количестве положить ему на тарелку.

Иногда родителям только кажется, что ребенок мало ест. Разобраться в этом поможет пищевой дневник.

Тому, кто предлагает малышу еду, нужно позаботиться о ее внешнем виде и запахе. Ничто так не пробуждает аппетит, как вкусные ароматы и красивая подача блюда.

Читайте также:  Как определить беременность без теста

Детей нельзя систематически заставлять или уговаривать поесть, если они этого не хотят. Наши ловкие приемы съесть еще одну ложечку очень хорошо работают, но совсем не приносят пользы.

Послушные дети часто страдают от лишнего веса. Важно не убить в малыше природные инстинкты, которые подсказывают, какой кусочек будет для организма лишним.

А наши просьбы съесть еще немного как раз и стирают в ребенке то, что заложено природой.

Коллекция/iStock, Pexels

Надо ли заставлять детей есть / Все за и против – статья из рубрики "Правильный подход" на Food.ru

Дети знают чего хотят, когда и в каких количествах. Вспомните, как ваш малыш часами висел на груди, а ребенок подруги наедался за 15 минут. Теперь посмотрите на знакомых взрослых. Одним достаточно съесть салат и они уже сыты, другим нужны первое, второе и компот. И то и другое нормально.

Родители часто переживают, что их ребенок:

  • ест слишком мало;
  • не ест овощи;
  • не ест фрукты;
  • не ест мясо или какой-то определенный его вид;
  • не ест рыбу;
  • ест одни макароны и хлеб;
  • может неделями требовать только манную кашу и картошку на завтрак, обед и ужин;
  • не ест морковку в супе, а только сырую.

Дети имеют полное право любить одни текстуры и ненавидеть другие. И если ребенок с удовольствием грызет сырую морковку, но не ест ее в супе, — это нормально, не надо его заставлять.

Ребенок ищет стабильности, вы же помните про важность ритуалов и режима в жизни маленького человечка.

Если ему этой стабильности не хватает, он добирает ее простым способом — просит на завтрак, обед и ужин одно и то же. Да, это не очень хорошо с точки зрения полноценного и разнообразного питания. Вместо того чтобы заставлять ребенка есть, присмотритесь, что происходит в его жизни и семье в целом. Возможно, если что-то изменить, тогда и рацион придется в норму.

Пробовать новое и неизведанное можно только в случае, когда ощущаешь себя в полной безопасности, безгранично доверяешь миру вокруг и значимым взрослым, то есть у тебя сформирован базисный уровень доверия.

Макароны, хлеб, сладкое дети любят по одной простой причине, сугубо эволюционной: природой заложена привязанность к сладкому, потому что большая часть вкусовых сосочков на языке отвечает именно за этот вкус, грудное молоко тоже очень сладкое, и жирному, как к источнику жизни и энергии. Взрослые, кстати, тоже налегают на сладкое в периоды стресса именно по этой причине.

А вот что делать со всеми остальными пунктами?

Мясо — источник белка. И видов мяса великое множество. Возможно, ребенок, который наотрез отказывается есть свинину и говядину, полюбит индейку или кролика. А остальное можно вводить в рацион в виде фарша.

Заставлять ребенка есть мясо бессмысленно. Вы сформируете у него негативное отношение не только к этому продукту, но и к пище как таковой.

Плохо, конечно, но не критично. Вкус развивается постепенно. И, возможно, после 10-15 попыток нехочуха все-таки оценит дорадо в фольге или сибас под белым соусом.

А он все пробовал? Во всех видах? То, что ребенок не ест помидоры или огурцы, не значит, что он не ест овощи. Он может обожать капусту, шпинат и свеклу в борще. А это тоже овощи.

Поэкспериментируйте со способами их приготовления и подачей к столу. Овощи можно замаскировать, добавив в котлеты, лазанью или приготовив овощной соус для любимых макарон. Так что надо не заставлять, а развивать вкус.

Сладкие фрукты рано или поздно приходят в жизнь ребенка. Достаточно почаще оставлять на столе яблоки, бананы, мандарины, груши, виноград. И убирать подальше хлеб, сушки, пряники.

3 причины, по которым ребенок может не хотеть есть, все они уважительные:

  1. Он плохо себя чувствует. Вы же во время болезни тоже не горите желанием поглощать картошку с котлетами, а предпочитаете чай и что-нибудь легкое. Аппетит во время болезни снижается, это защитный механизм. Организму нужны силы на борьбу с болезнью, тратить их на переваривание пищи сейчас ни к чему.

  2. Ребенок не голоден. То, что вы уже проголодались, не значит, что он тоже. У каждого свой метаболизм: один голоден спустя полчаса, а другой и через 6 часов не хочет есть. Аппетит — вещь тонкая. Сейчас он есть, а наругали — тут же пропал.

  3. Ребенку не нравится блюдо или продукт. Неважно, чем именно: внешним видом, запахом, вкусом, текстурой. Вспомните, у вас тоже есть такой черный список. Кто-то не может есть язык, кто-то не пьет молоко. И это нормально.

Переживать, что ребенок мало ест, стоит в том случае, когда его рост и вес значительно ниже возрастной нормы.

Принуждение, уговоры, шантаж, обещание конфеты после супа, мультики, чтобы еда залетала в рот как самолет, — все это медвежья услуга будущему взрослому.

Ребенок четко знает, что и когда он хочет, задача родителей — внимательнее слушать и отвечать на его потребности. И да, первый шаг к разнообразному и здоровому питанию — это разнообразное питание в семье. Так что отложите пакет чипсов и похрустите салатом. Не хотите? Вот и ребенка не заставляйте.

Предложить ребенку на выбор 5 видов овощей и убрать подальше сладости.

Почему нельзя заставлять ребенка есть: мнения Екатерины Блюхтеровой, доктора Комаровского и Тутты Ларсен

У «Летидора» в руках оказалась книга, в которой мама рассказывает о питании детей в разных странах, а также приводит мнение российских экспертов по этому вопросу.

Совсем недавно в издательстве «Альпина Дети» вышла книга «Любовь и брокколи. В поисках детского аппетита». Ее автор Светлана Кольчик — мама двух мальчиков, журналистка с 20-летним стажем, которая говорит на пяти языках, а в настоящее время живет между Гамбургом и Москвой.

Проблемы с тем, чтобы накормить маленького сына, у Светланы начались еще в России. Согласитесь, такая ситуация знакома практически каждой маме.

Когда судьба занесла автора в Германию, многое в подходе к питанию ей поначалу не нравилось и даже шокировало. Однако стало любопытно, а как едят во Франции и Италии, где культ еды — часть национальной идеи.

А еще ее заинтересовал британский подход, где питание с недавних пор пытаются оздоровить на государственном уровне.

Светлана говорит, что не верит в единственно правильную систему питания, но преимущество нашего времени в том, что у современных мам есть выбор, им доступны альтернативные подходы, и эта книга как раз об этом.

Помимо любопытных историй и фактов, автор приводит мнения отечественных экспертов, именно с ними с разрешения издательства и предлагает познакомиться «Летидор».

  • Ребенок должен иметь право решать, что именно и сколько он хочет съесть из того, что имеется на общем столе. И ключевое слово здесь — «хочет». Только при соблюдении этого условия он рано или поздно научится есть «для себя» и в удовольствие. А еще уважать пищу, а заодно ваше время и труд. Мама не может без конца выбрасывать недоеденные яблоки и бутерброды.

Чем раньше ваше чадо поймет, что еду надо ценить, тем лучше.

  • Предоставляйте ребенку свободу выбора как можно раньше: желательно сделать это, как только у малыша проснется пищевой интерес. Обычно это происходит ближе к году.
  • С детьми постарше определите время, когда вам удобно приготовить завтрак (обед, ужин, чай), и просто позовите ребенка к столу.
  • Откажитесь от привычки повторять приглашение по многу раз, а потом отправляться на поиски ребенка с последующим усаживанием его за стол. Кто пришел — тот поел; кто пропустил и появился позже — узнает от мамы, когда будет обед (или последующий прием пищи).
  • Пару раз «прогуляв» обед, ребенок научится лучше слушать и слышать.

А если поголодает, то тоже ничего страшного.

Наоборот, это даже полезно: так он, возможно, быстрее и лучше научится чувствовать сигналы своего организма (голод) и отвечать за последствия собственных действий (поймет, что бывает, когда отказываешься от еды).

  • Если ваш малыш не хочет есть, это не его вина. Значит, время между приемами пищи было проведено неправильно: ребенок потратил недостаточное количество энергии. Проще говоря, не проголодался.

Аппетит — это ведь не только желание есть, это отражение самой возможности, готовности организма к перевариванию пищи.

Накопились желудочный и кишечный соки, управились с работой печень и поджелудочная железа, освободился от большей части съеденного тонкий кишечник — вот и аппетит появился.

  • Ни при каких обстоятельствах отказ от еды нельзя воспринимать как трагедию. Не волнуйтесь: человеческий организм биологически приспособлен к тому, чтобы не принимать пищу в течение нескольких дней.
  • В случае отсутствия у ребенка аппетита не надо меняться в лице, торговаться с малышом, ругать его или искать альтернативу. Просто сходите с ним погулять, а по возвращении вновь предложите ту же еду, от которой он отказался.
  • Не следует допускать перекусов в промежутках между основными приемами пищи. В противном случае будьте морально готовы к тому, что к обеду или ужину дети элементарно не успеют проголодаться.
  • Нельзя кормить ребенка только потому, что его родственники испытывают потребность кормить.

Не стоит искать болезни. Не следует возводить тему еды в культ.

Ребенок лучше, чем его родственники, знает, когда и сколько ему надо есть.

  • Помните, что продолжая в принудительном порядке кормить ребенка, который отказывается есть, вы ему только вредите. Ведь еду нужно переварить и усвоить. Если ее слишком много, непереработанная пища подвергается в кишечнике процессам гниения. А желудок голодного ребенка переварит даже не слишком полезную еду.
  • Хотя бы раз в неделю собирайтесь за столом всей семьей.
  • Старайтесь максимально разнообразить рацион и давать детям возможность выбирать из качественной домашней еды.
  • Малышам уже с шести-восьми месяцев можно вводить «педагогический прикорм» — давать пробовать в малых дозах еду с общего стола.
  • Овощи, которые многие дети не любят, можно «прятать» в соусах.
  • Искусственные сладости заменяйте натуральными, например, медом (в случае, если на него нет аллергии): дети с удовольствием макают туда яблоки.
  • Пытайтесь договариваться со старшими детьми и просвещать их: объяснять, что при нездоровом питании могут развиться кариес, сахарных диабет и язва желудка.
  • Лучше всего действует личный пример: не стоит держать дома вредную еду вроде чипсов и попкорна.
  • Избегайте «пищевого радикализма» — строгих запретов и экстремальных диет.
Читайте также:  Витамин С при беременности

Shutterstock.com

Надо ли заставлять малыша доедать?

Заставлять малыша доедать обед или разрешить ему оставить еду на тарелке? Чем чревато пищевое насилие и как понять, что ребенок наелся? На эти и многие другие вопросы сегодня нам ответит автор книг о здоровье, развитии и воспитании детей, врач-педиатр Олеся Владимировна Бутузова.

— Олеся Владимировна, расскажите, пожалуйста, по каким причинам ребенок может не съедать порцию полностью?

— Самая распространенная причина — он просто наелся. Вот представьте: детский сад, двадцать самых разных детей в одной группе, а первое, второе и компот им дают в одинаковом объеме. Логично же, что все эти детки не могут иметь одинаковый аппетит? На отказ от еды влияет огромное количество факторов, и потребность в питании очень индивидуальна.

На втором месте среди причин идут заболевания. Здесь можно вспомнить себя — когда повышается температура или во рту при стоматите появляются язвочки, аппетит сохраняется? Очень сомневаюсь! Так же и у детей — заболел и сразу же ест меньше. Это нормально, заставлять не нужно!

Совсем младенцы, которые кушают материнское молоко, могут уставать от сосания, еще не наевшись, если имеют укороченную уздечку языка. Или если у мамы проблемные соски — плоские либо втянутые.

— Правда ли, что ребенок может отказываться от еды, если у него режутся зубки?

— Да, такое действительно возможно. Во-первых, это больно. Вспомните себя с воспаленной десной или больным зубом. Разве хочется есть и делать себе больнее? А уж если прорезывание сопровождается повышением температуры и ухудшением самочувствия, то тут уже и вовсе не до еды.

— Правда ли, что некоторые дети не идентифицируют чувство голода и могут не есть длительное время? Когда в таких случаях необходимо обращаться к врачу?

— Да, такое возможно. К врачу имеет смысл идти, если ребенок вообще не проявляет к еде интереса и приходит на кухню позавтракать или пообедать, только если мама позвала. В противном случае он будет заниматься своими делами, играть, не вспоминая о еде и не жалуясь на голод.

— Может ли ребенок повторять пищевые привычки родителей и не доедать свою порцию, потому что родители также не доедают?

— До года — нет, а вот после, когда будет сидеть с родителями за одним столом, то может. Хотя, как показывает практика, в семье, где уважают мнение друг друга и право на индивидуальность, могут быть совершенно разные взрослые и дети. Более того, один ребенок может активно кушать и просить добавку, а другой при этом не доедать свою порцию.

— Может ли ребенок не доедать из-за того, что порция слишком большая? Как рассчитать оптимальную порцию для ребенка?

— Здесь нет универсальной схемы для детей даже одного возраста. Более того, даже для одного ребенка. Сегодня он много бегал и прыгал на свежем воздухе и неожиданно для мамы съел тарелку супа, а следом и второе.

А на следующий день ему нездоровится или активности меньше, и аппетит снижается. Я бы рекомендовала ориентироваться на желание ребенка.

Главное, не включать мультфильмы и не кормить с прибаутками — в последнем случае малыш не чувствует насыщения и может съесть больше, чем нужно.

— На что ориентироваться в питании ребенка: на схему кормления (в определенное время — определенное количество еды) или на ощущения малыша?

— Схема существует для приблизительного представления, сколько обычно едят дети в этом возрасте. На эти цифры можно опереться, но брать их за основу точно не стоит. Во-первых, у детей разный аппетит. А во-вторых, даже в одном возрасте они имеют разные рост и вес и, соответственно, разные потребности. Желание ребенка в этом вопросе — куда как более объективная величина.

— Нужно ли менять режим питания, если родители часто сталкиваются с тем, что ребенок не хочет доедать свою порцию?

— Иногда об этом действительно стоит задуматься. Если малыш регулярно не доедает свою порцию, то либо вы кладете ему много еды, либо он ест слишком часто. Убрав один прием пищи и равномерно распределив время остальных в течение дня, можно наладить питание.

Но это, безусловно, работает только тогда, когда ребенок действительно ест часто, а не много (за папу, за маму и за нескольких бабушек по просьбе родителей).

— Стоит ли родителям использовать специальные приемы (сказки, уговоры, мультики) для того, чтобы накормить ребенка?

— Нет, такие приемы крайне не рекомендованы. Особенно питание под мультики. Ребенок тогда совершенно не контролирует, что и в каком количестве он ест, наступило ли насыщение. Он открывает рот и жует автоматически, но все его мысли — в мультике на экране или в рассказах мамы. Ребенок не чувствует насыщения, ест столько, сколько ему даст мама, а не столько, сколько по-настоящему хочет съесть.

— Как понять, что ребенок не хочет есть не потому, что не голодный, а потому, что продукт ему не нравится или вызывает негативный эмоциональный отклик?

— Ребенок повзрослее об этом попросту скажет, малыши же отвернутся от супа с брокколи, но при этом с удовольствием поедят картофельное пюре с тефтелей. Только не нужно путать такие понятия, как еда и снэки с перекусами. Иногда родители говорят мне, что ребенок суп не ест, зато вовсю уминает печенье. Эти блюда не заменяют друг друга, поэтому налицо проблемы с питанием.

— Нужно или нет заставлять малыша полностью доедать порцию?

— Ни малыша, ни взрослого заставлять не нужно. Регулятором объема не должен служить мамин половник. Согласитесь, вы попросту не можете знать, сколько может и хочет съесть ребенок. Причем бывает так, что один и тот же малыш сегодня с аппетитом уплетает целую тарелку супа, а завтра съест этого же супа ровно половину. Ведь на аппетит влияет огромное количество самых разнообразных факторов.

  • Регулятором объема пищи могут и должны служить только чувства голода и насыщения.
  • — Почему нельзя заставлять малыша доедать все до конца?
  • — Потому что это приводит к перееданию, лишней нагрузке на желудочно-кишечный тракт, а в будущем нередко становится благодатной почвой для развития нарушений пищевого поведения.

Я знаю немало взрослых людей, которые психологически не могут оставить еду на тарелке и доедают абсолютно все даже без всякого желания. У них в голове просто сидит установка — не встанешь, пока тарелка не будет чистой. Или что выбрасывать еду стыдно.

— В каких случаях рекомендуется настоять на том, чтобы ребенок доел порцию до конца?

— Я не знаю таких случаев. Возможно, имеет смысл чуть настойчивее предложить ребенку продолжить трапезу, если он бросает еду ради того, чтобы побежать играть или смотреть телевизор. Однако и здесь нужно действовать деликатно, предоставив ребенку возможность съесть столько, сколько ему необходимо.

— Как насильное кормление может сказаться на пищевых привычках ребенка в будущем?

— Пищевое насилие, к сожалению, крайне опасная и для психики, и для желудочно-кишечного тракта история.

Во-первых, это нагрузка на органы пищеварения, которые вынуждены «перерабатывать» больше пищи, чем хочется и требуется организму. А во-вторых, это серьезная травма для неокрепшей психики ребенка.

Повзрослев, он не сможет слышать сигналы голода и насыщения, не сможет им доверять. В дальнейшем это может приобретать и вовсе патологические формы, приводя к ожирению или нарушению пищевого поведения вплоть до булимии или анорексии.

Причем процент таких пациентов катастрофически стремительно растет именно среди детей.

— Почему детское фруктовое пюре МАМАКО® с козьим творожком отлично подходит для стимулирования аппетита?

— Потому что это вкусно! Нежный творожок в сочетании с фруктовым пюре является прекрасным и при этом очень полезным десертом, который понравится даже «малоежкам». Нас, педиатров, и мам порадует состав — без ГМО, сахара, консервантов и красителей. При этом продукт содержит 20 % детского козьего творожка, что обеспечивает не менее 1/3 суточной потребности ребенка в твороге.

— Можно ли как-то сгладить неприятный опыт насильственного кормления и научить ребенка употреблять продукты, которые он не хочет есть из-за негативных переживаний?

— Да, со временем. Причем скорее даже когда он сам проявит интерес. Можно понемногу добавлять эти продукты в любимые блюда. Например, ребенок любит рагу, но имеет неприятный опыт с мясом. Поначалу можно добавлять немного измельченного мяса в рагу, совсем маленькую порцию, чтобы вкус блюда не слишком менялся.

Если ребенок ест его в таком составе, то через 3—4 раза процентное соотношение кролика или индейки в рагу можно увеличить. Но это касается преимущественно детей первого года жизни. У детей старшего возраста отсутствие в рационе нелюбимых по причине насильственного кормления продуктов некритично, так как все заменяемо.

Не ест брокколи? Замените на кабачок! Отказывается от телятины? Предложите курицу! Совсем не любит творог? Давайте на полдник йогурт или кефир!

Пищевое насилие — серьезная проблема в нашей стране, которая может давать корни серьезным психологическим нарушениям в будущем. Чтобы этого не допустить, важно с самого детства внимательно и с уважением относиться к желаниям ребенка во время приема пищи. Врач-педиатр Олеся Владимировна Бутузова

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *