Церебрастенический синдром: 5 главных причин и действенные советы для родителей от педиатра

Содержание:

© А. Олеся Валерьевна, к.м.н., практикующий врач, преподаватель медицинского ВУЗа, специально для СосудИнфо.ру (об авторах)

Церебрастенический синдром (ЦАС, церебрастения) представляет собой сложный симптомокомплекс, включающий разнообразные психоэмоциональные отклонения, нарушения в поведении, сниженные умственную трудоспособность и способность к обучению. Пациенты с церебрастеническим синдромом обычно наблюдаются у невролога.

Среди больных с диагнозом ЦАС преобладают дети. Это не случайно, ведь детский мозг очень подвержен неблагоприятным воздействиям не только в первые годы жизни, но и на этапе формирования нервной системы во время внутриутробного развития.

В основе церебральной астении лежит органическое поражение головного мозга, а проявления его могут быть настолько разнообразны, что не всегда точный диагноз ставится вовремя. Взрослые списывают его проявления на усталость, возраст, перенесенные в прошлом травмы или инфекции, не придавая должного внимания прогрессированию патологии.

Особой настороженности заслуживает это состояние в педиатрии. Дети, страдающие легкими формами церебрастенического синдрома, испытывают трудности с обучением, непослушны, капризны, но родители могут не придавать большого значения этим симптомам в надежде, что ребенок все «перерастет».

При церебрастении больные нуждаются не только в соответствующем лечении, но и особом образе жизни, отношении близких и друзей, понимании со стороны педагогов. В этой связи своевременная диагностика ЦАС и информирование родственников об особенностях патологии приобретают большой смысл.

Причины церебральной астении

Причиной церебрастенического синдрома выступают состояния, которые приводят к структурным (органическим) изменениям в мозговой ткани. Среди них наибольшее значение имеют:

  • Внутриутробная гипоксия плода на фоне патологического течения беременности и родов, внутриутробного инфицирования;
  • Родовые травмы с асфиксией новорожденного;
  • Недоношенность;
  • Прием беременной некоторых лекарств;
  • Нейроинфекции (менингит, энцефалит);
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Хирургические операции, особенно, у детей;
  • Атеросклероз.

Основным фактором риска развития ЦАС считают патологию беременности и родов, когда очень хрупкая и чувствительная нервная ткань мозга подвергается действию гипоксии. Недостаток кислорода вызывает не только нарушение созревания структур мозга, но и повреждения отдельных его элементов. Не случайно церебральная астения чаще всего диагностируется у малышей и детей школьного возраста.

Церебрастенический синдром: 5 главных причин и действенные советы для родителей от педиатра

Черепно-мозговые травмы, особенно ушибы мозга, не проходят бесследно. Их последствия в виде церебральной астении могут проявиться даже спустя несколько лет. Для детей травмы несомненно более опасны, чем для взрослых людей, но высокие компенсаторные возможности нервной ткани позволяют не только предупредить, но и эффективно лечить все проявления астении.

Особый фактор риска – хирургическая операция, во время которой мозг испытывает гипоксию и нарушение трофики. Усугубляют ситуацию гипотония, послеоперационные кровотечения, нарушения электролитного обмена. Не последнюю роль играет и необходимость проведения общего наркоза, препараты для которого могут оказывать негативное влияние на головной мозг.

При воздействии перечисленных выше факторов повреждаются нейроны, нарушаются связи между ними, затрудняется передача нервных импульсов, поэтому пациенты испытывают трудности прежде всего при умственной деятельности. У детей признаки церебральной астении становятся очень заметны при посещении детских коллективов – садов, начальной школы.

Проявления церебральной астении

Типичным проявлением ЦАС считают так называемую «раздражительную слабость», когда снижение функциональной активности мозга сочетается с раздражительностью и другими психоэмоциональными сдвигами.

На начальных этапах признаки ЦАС сводятся к повышенной утомляемости, некоторой апатии, сонливости, желанию чаще отдыхать, поэтому легко могут быть приняты взрослым больным за переутомление или результат частых стрессов. На фоне постоянного чувства усталости присоединяется раздражительность, которая истощает больного и заставляет обращаться за помощью.

По мере прогрессирования мозговой дисфункции среди симптомов появляются:

Церебрастенический синдром: 5 главных причин и действенные советы для родителей от педиатра

  • Снижение памяти, способности концентрировать внимание;
  • Сниженная способность к обучению;
  • Сильная утомляемость даже при незначительной умственной или физической активности;
  • Расстройства сна – бессонница или, наоборот, сонливость;
  • Головные боли, тошнота;
  • Метеочувствительность, плохая переносимость жары;
  • Рассеянность, неусидчивость у детей;
  • Эмоциональная нестабильность.

Церебрастенический синдром у детей

Церебрастенический синдром у детей проявляется нарушением в общем развитии, в интеллектуальной сфере и поведении.

При ЦАС вследствие внутриутробной гипоксии и патологии родов признаки поражения мозга заметны уже после рождения: малыш беспокоен, плохо спит, отстает в развитии, возможно нарушение аппетита.

По мере роста присоединяются другие изменения – нарушается умственное развитие, происходит дезадаптация в коллективе.

Стоит отметить, что изначально интеллект у такого ребенка может быть достаточным, но в силу неспособности сконцентрироваться на обучении, невозможности запомнить даже небольшой объем информации маленькие пациенты нередко отстают в развитии от сверстников.

Церебрастенический синдром: 5 главных причин и действенные советы для родителей от педиатра

Дети с ЦАС отвлекаются, неусидчивы, могут заниматься одним делом около 15-20 минут, после чего чувствуют сильную усталость. Быстрая утомляемость может быть причиной того, что ребенку невозможно будет длительно находиться в коллективе сверстников, «выседеть» весь урок. При обучении больные делают ошибки при письме, путают и пропускают буквы, плохо воспроизводят прочитанное.

Наряду с быстрой интеллектуальной истощаемостью, при церебральной астении всегда присутствует психический компонент. Больные склонны к немотивированной агрессии, вспышкам гнева, раздражительны, при этом страдают сниженной критикой к происходящему и себе. Дети мучаются различными страхами, энурезом, могут испытывать чувство постоянного беспокойства, вероятны неврозы и заикание.

Возможно наличие вегегативной симптоматики в виде нарушения деятельности пищеварительной системы, потливости, колебаний артериального давления. Поездка в транспорте или необходимость нахождения в душном или жарком помещении становятся настоящей пыткой, а на любое изменение погоды ребенок реагирует обострением симптоматики и ухудшением самочувствия.

При церебральной астении дети очень чувствительны к окружающим условиям. Так, они остро реагируют на яркий свет, громкие звуки, различный шум, поэтому родители должны быть осведомлены о таких проявлениях патологии, чтобы создать максимально комфортные условия для ребенка.

При черепно-мозговых травмах или инфекционной природе церебральной астении, признаки патологии появляются не сразу, а постепенно, после перенесенного причинного заболевания. Это требует постоянного динамического наблюдения за растущим ребенком.

Церебральная астения у взрослых

Церебрастенический синдром у взрослых чаще всего появляется после перенесенных травм или воспалительных процессов головного мозга. Возможны его признаки после инсультов – кровоизлияний и инфарктов мозга, на фоне выраженного атеросклероза, приводящего к сильной гипоксии. В последнем случае обычно преобладает диагноз дисциркуляторной дистонии.

https://www.youtube.com/watch?v=yuPn5-VSM40\u0026t=70s

Проявления ЦАС у взрослых сводятся к когнитивным нарушениям. Больной не в состоянии заниматься привычными видами деятельности, требующими концентрации внимания, плохо запоминает и воспроизводит простейшую информацию.

Даже чтение книг может вызвать трудности и быструю утомляемость. Церебральной астении сопутствует постоянное чувство усталости, желание отдохнуть, поспать. Уже к обеду пациент очень утомлен и не в состоянии работать.

Снижение интеллектуальных способностей сопровождается апатией, раздражительностью, частыми сменами настроения. Нередки вегетативные расстройства в виде колебаний давления, потливости, плохой переносимости высоких температур, духоты, яркого света и шума. Больные испытывают головные боли, возможна бессонница.

Церебрастенический синдром: 5 главных причин и действенные советы для родителей от педиатра

Посттравматический ЦАС имеет некоторые особенности. Так, пациенты после черепно-мозговой травмы более склонны к поведенческим реакциям, выражающимся в агрессии, немотивированных поступках, повышенной возбудимости. Они очень сильно реагируют на внешние раздражители – яркий свет, громкий звук.

После перенесенной травмы пациент долго помнит пережитые им страдания, склонен к постоянной тревоге и беспричинному беспокойству, нарушениям сна и переживаниям.

Признаки церебральной астении могут возникнуть не сразу, а через несколько недель или месяцев после травмы, поэтому весь период выздоровления больной должен находиться под наблюдением.

Большое значение имеет помощь и внимание со стороны родных и близких, которые могут сделать адаптацию к привычной жизни более комфортной.

По течению церебрастенические расстройства могут быть явными или скрытыми. Скрытый ЦАС представляет собой более опасный вариант.

При явной форме все его симптомы хорошо выражены, поэтому такой пациент не остается без внимания специалистов, в то время как скрытое течение патологии нередко приводит к поздней диагностике, а больной длительное время пытается бороться с недугом самостоятельно, принимая его за стресс и переутомление.

Лечение церебральной астении

Перед началом терапии пациент с подозрением на церебральную астению проходит детальное обследование, включающее оценку жалоб и симптомов, проведение МРТ, КТ головного мозга, УЗИ сосудов, электроэнцефалографию и т. д., в зависимости от причин заболевания.

Лечение ЦАС должно быть комплексным, включающим и медикаментозную коррекцию имеющихся расстройств, и соответствующий образ жизни, и психологическую поддержку не только специалиста, но и родных.

Медикаментозная терапия направлена на улучшение функции головного мозга и состоит в назначении ноотропных, сосудистых препаратов, витаминов и микроэлементов:

  • Фезам, ноотропил, ницерголин, препараты, содержащие экстракт Гинкго билоба улучшают кровообращение в мозге, нормализуют обменные процессы, способствуя восстановлению памяти, улучшению общего эмоционального фона;
  • Антидепрессанты и успокоительные средства – показаны при апатии, склонности к депрессии, выраженной раздражительности;
  • Витаминные комплексы, содержащие витамины группы В, микроэлементы (магний, кальций) – улучшают трофику и ускоряют восстановление после перенесенной гипоксии;
  • При бессоннице показаны снотворные препараты.
Читайте также:  Не чувствую приливов: молоко пропало?

Церебрастенический синдром: 5 главных причин и действенные советы для родителей от педиатра

Для любителей народной медицины тоже есть средства, помогающие снять некоторые симптомы. Так, не лишними будут настои из травы мелиссы, валерианы, пустырника. Эти травы обладают хорошим успокоительным эффектом и безопасны для большинства взрослых пациентов, а при желании их дать детям лучше все же проконсультироваться у врача.

Популярностью пользуются физиотерапевтические процедуры, позволяющие больному расслабиться, снять нервное перенапряжение. Возможен массаж, иглорефлексотерапия. Снизить возбудимость хорошо помогают все виды водных процедур – ванны с минералами, плавание, душ-массаж и т. д.

В комплексной терапии ЦАС есть место и лечебной физкультуре. Упражнения позволяют пациенту отвлечься от переживаний и тягостных мыслей, улучшают кровообращение, повышают общий тонус. Возможны как групповые, так и индивидуальные занятия. Важно, чтобы упражнения не вызывали переутомление и сильную усталость, поскольку пациент может вновь почувствовать слабость и впасть в апатию.

Больным церебральной астенией нужно соблюдать режим, больше гулять на свежем воздухе, избегать переутомлений и сильных нагрузок, постепенно увеличивая их объем по мере выздоровления. Лучше исключить поездки в транспорте, громкие звуки и яркий свет.

Дети, страдающие церебральной астенией, должны наблюдаться у невролога и проходить медикаментозное лечение. Во всех случаях, когда нарушена адаптация в коллективе или обучение в школе, требуется помощь психолога и специальная коррекционная программа обучения. Возможно, такого ребенка направят в специализированное учебное заведение, где работают подготовленные специалисты.

Родители ребенка, страдающего ЦАС, должны всячески поддерживать его, помогать, ободрять при успехах, но не стоит ругать малыша при неудачах. Важно создать у ребенка веру в собственные силы и положительный результат от любого вида деятельности. Особая группа пациентов – школьники.

Они очень ранимы, плохо воспринимают неудачи, в то время как учитель может «записать» такого ученика в ряды двоечников и лоботрясов.

Неуспеваемость по всем предметам должна настораживать родителей уже в начальных классах, поскольку своевременное лечение и специальная программа обучения могут помочь правильному развитию в дальнейшем.

В целях профилактики ухудшений самочувствия и возврата негативных симптомов пациентам с ЦАС рекомендуется больше отдыхать, избегать стрессов и эмоциональных переживаний, гулять в тихих спокойных местах.

Очень важна помощь и поддержка близких, которые могут создать условия для хорошего настроения.

Нет ограничений по приему витаминов и микроэлементов, а в случае возврата беспокойства больной сам может принять успокоительные препараты, которые ему уже выписал врач.

Когда юноша, страдающий церебральной астенией, заканчивает школу, у родителей возникает закономерный вопрос: что будет со службой в армии.

По-хорошему армия и ЦАС – вещи несовместимые, так как изменение режима, строгие рамки, риск травмирования головы, большие физические нагрузки могут значительно усугубить состояние.

Вопрос отстранения от службы в армии решает комиссия врачей и всегда – в пользу больного.

Прогноз при ЦАС в целом неплохой. Своевременно принятые меры и постоянное наблюдение позволяют восстановить эмоциональный фон, умственные способности, память. Большинство пациентов адаптируются к жизни в социуме, возвращаются к работе, обучаются в школе.

© 2013-2022 sosudinfo.ru

Источники

Перейти в раздел:

  • Заболевания мозга и сосудов головы, цереброваскулярная диагностика, анатомия, фармакология
  • Рекомендации читателям СосудИнфо дают профессиональные медики с высшим образованием и опытом профильной работы.
  • На ваш вопрос в форму ниже ответит один из ведущих авторов сайта.

В данный момент на вопросы отвечает: А. Олеся Валерьевна, к.м.н., преподаватель медицинского вуза

Поблагодарить специалиста за помощь или поддержать проект СосудИнфо можно произвольным платежом по ссылке.

Церебрастенический синдром (ЦАС) у детей

Церебрастенический синдром – это комплекс различной симптоматики, которая проявляется снижением внимания, астенией, нарушением памяти, повышенной утомляемостью. Развитие патологии вызвано органическим поражением головного мозга.

Дети страдают тиками, неврозами, заиканием, девиантным поведением. Отмечается повышенная истощаемость умственной деятельности, нарушения двигательной активности, головные боли. Диагностика часто затрудняется смазанной неврологической симптоматикой.

Развитие заболевания происходит на фоне органических поражений мозга и стрессовых ситуаций.

Развитие и деятельность головного мозга зависит от огромного количества факторов, среди которых недоношенность плода, хроническая гипоксия, прием тератогенных и эмбриотоксических препаратов, родовые травмы, интоксикации. Негативно отразиться на состоянии мозга способны нейроинфекции, травмы, нейрохирургические операции. К основным причинам ЦАС детей младшего и школьного возраста относятся следующие проблемы:

  • черепно-мозговые или родовые травмы;
  • асфиксия новорожденного;
  • внутриутробные инфекции;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • сердечно-сосудистые патологии;
  • энцефалит, полиомиелит, менингит.

К особой группе риска относится кислородное голодание при проведении хирургических вмешательств. Пагубно влияет на мозг новорожденного употребление матерью алкоголя, определенных лекарственных препаратов, наркотических средств. Пусковым механизмом к проявлению цереброастенического синдрома считаются вирусные инфекции, а также длительное психическое или эмоциональное напряжение.

Церебрастенический синдром: 5 главных причин и действенные советы для родителей от педиатра

Основные проявления

У младенцев патология проявляется апатией, сонливостью, вегетативными дисфункциями. Снижается аппетит, отмечается набор веса, заторможенность развития. Малыши плохо ориентируются в незнакомом месте, стараются избегать подвижных игр.

Дошкольников преследуют различные страхи и фобии, появляется тревожность. Часто наблюдается заикание, гипергидроз, ночной энурез. У детей появляется метеозависимость, частые смены настроения, эмоциональная неустойчивость.

Стрессовые ситуации вызывают расстройство стула, головокружения, учащенное сердцебиение.

В пубертатном периоде к симптомам физического недомогания присоединяются когнитивные нарушения. Отмечается расстройство речевых и моторных функций (алалия), нарушен процесс запоминания, восприятия и обработки информации. В отсутствии адекватных лечебных мероприятий высоки риски формирования органического расстройства личности, приводящего к дезадаптации в повседневной жизни.

Последствия

Вследствие развития церебрастенического синдрома значительно снижается способность ребенка к обучению, запоминаю учебного материала и воспитанию, быстро устает и легко отвлекается.

Несмотря на то, что интеллект, как правило, не нарушен, такие дети отстают в освоении учебных программ, у них наблюдается эмоциональная лабильность, раздражительность, апатичность.

Со временем могут развиваться различные неврозы, логоневрозы, фобии.

Диагностика

Для выявления причины церебрастенического синдрома детским неврологом собирается подробный анамнез ребенка, информация о протекании беременности. Для выявления психических расстройств проводится консультация детского психолога и психиатра. В качестве инструментальной диагностики используется компьютерная томография, МРТ, электроэнцефалография (ЭЭГ).

Лечение

Лечение должно быть комплексным. Медикаментозная терапия направлена на улучшение работы нервной системы, улучшение её трофики. Психотерапевтические занятия направлены на социализацию ребенка, адаптацию к внешним факторам.

Дополнительно применяется остеопатическое лечение, массаж, рефлексотерапия.

Важную роль в эффективности лечения и реабилитации играют родители: на них лежит ответственность за соблюдение ребенком правильного режима сна и отдыха, обеспечение сбалансированным питанием, ограничение времяпрепровождения за компьютером и поощрение за занятия спортом.

Коррекция церебрастенического синдрома у детей с последствиями перинатального повреждения цнс

catad_tema Педиатрия — статьи Статьи

Опубликовано в журнале: Практика педиатра НЕВРОЛОГИЯ

Октябрь 2007 г.

В.М. Шайтор, педиатр-невролог высшей квалификационной категории, доцент кафедры неотложной медицины ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования» Росздрава, канд. мед. наук

В современных условиях социально-экономической жизни России остро встает проблема снижения уровня здоровья детей и подростков [11]. В частности, наблюдается интенсивный рост числа детей, имеющих субклинические формы пре- и перинатальной патологии ЦНС [1, 2].

У детей, перенесших перинатальные повреждения нервной системы, неврологическая симптоматика на первом году жизни зачастую проявляется либо кратковременно и в легкой форме, либо полностью отсутствует.

В последующие возрастные периоды развития ребенка, особенно в критические, под воздействием психоэмоциональных и физических нагрузок выявляется отсроченная манифестация церебральных нарушений [8, 14].

Наиболее часто у таких детей отмечается раннее формирование церебрастенического и астеновегетативного симптомокомплексов, легкая диффузная неврологическая симптоматика, умеренные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения и обучения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности [3, 7]. Эти симптомы развиваются в результате нарушения регуляции кислородозависимых систем энергообеспечения и, как следствие, снижение стрессоустойчивости и компенсаторно-приспособительных возможностей организма [15]. Причиной развития кислород-зависимого гипоэргоза могут быть токсикоз беременности, внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные микротравматические повреждения головного мозга, субклинические формы натальной травмы головного мозга и шейного отдела позвоночника [13].

ЦЕРЕБРАСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Наиболее частым клиническим проявлением кислородзависимого гипоэргоза является церебрастенический синдром. Различают органические астенические нарушения (45%) — инфекционные, эндокринные, онкологические, гематологические, грубые неврологические — и функциональные (55%): переутомление, стресс, интоксикации, нарушение функции желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), у взрослых — депрессия.

  • Церебрастенический синдром — это функциональная недостаточность ЦНС, обусловленная незрелостью или задержкой формирования центральных механизмов регуляции полиэтиологического происхождения, выражающаяся нарушениями адаптационно-приспособительных возможностей ребенка к стрессовым воздействиям.
  • Причинами возникновения церебрастенического синдрома у детей с перинатальными поражениями являются остаточные последствия ишемически-гипоксического повреждения ЦНС перинатального и травматического генеза, вертебрально-базилярная недостаточность, нейроинфекции, соматические расстройства, адаптационный стресс, физическая и психо-эмоциональная нагрузка, периоды возрастных физиологических кризов, нарушение биоритмики (нарушение режима дня, смена часовых поясов).
  • Пусковым механизмом церебрастенического синдрома являются хроническая гипоксия головного мозга (анемическая, циркуляторная, гистотоксическая) и экстрацеребральные факторы (недостаточность церебрального кровообращения на фоне кранио-вертебральной патологии, нарушение функции сердечно-сосудистой системы, гиповолемия, гипоксемия, нарушения кислотно-щелочного равновесия).
Читайте также:  Можно ли кормящей маме миндаль?

Клиническими проявлениями церебрастенического синдрома у детей с последствиями перинатального повреждения ЦНС являются энцефалопатия (физическая слабость, быстрая утомляемость, головная боль, чаще во второй половине дня, нарушение сна, снижение памяти, любознательности, круга интересов, вялость, безразличие и др.), неврозоподобный синдром, возможны аутистический, тревожно-фобический синдромы, вегетативная дисфункция (метеозависимость, потливость, эмоциональная и поведенческая лабильность), нарушения функций ЖКТ, сердечно-сосудистой системы, функциональная недостаточность зрительного и слухового анализаторов.

КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Многолетними исследованиями, проведенными в Институте мозга человека РАН (г.

Санкт-Петербург) и в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, доказано, что перинатальные нарушения ЦНС обусловливают снижение компенсаторно-приспособительных возможностей организма детей с момента рождения и определяют плохую переносимость информационных нагрузок и любых других стрессовых воздействий в последующие периоды развития, особенно при переходе от дошкольного к школьному периоду, что создает угрозу дезадаптации на ранних этапах социализации ребенка [3, 6, 7].

Целью одного из таких исследований являлись вирифицирование клинических синдромов, нейрофизиологических критериев, определяющих функциональное состояние ЦНС, и разработка наиболее эффективных схем лечения для профилактики клинических манифестаций последствий перинатального повреждения нервной системы.

Было обследовано 464 ребенка с проявлениями отдаленных последствий перинатального повреждения ЦНС ишемически-гипоксического генеза в возрасте от 5 до 15 лет с жалобами на слабость, быструю утомляемость, головную боль (чаще во второй половине дня), нарушение сна, снижение памяти и обучаемости. При отборе больных исключались дети с органическими изменениями ЦНС.

Всем детям проведены клинико-неврологическое, электроэнцефалографическое (ЭЭГ), реоэнцефалографическое (РЭГ) обследования, ультразвуковая допплерография сосудов головного мозга и шеи (УЗДГ), омегаметрия, суперпозиционное электромагнитное сканирование головного мозга и шейного отдела позвоночника. На двух последних методах диагностики хотелось бы остановиться подробнее.

Сущность метода омегаметрии состоит в количественном дифференцировании уровней активного бодрствования, определении особенностей адаптивного поведения, системных реакций и адаптационных возможностей организма к текущим психическим и физическим нагрузкам по параметрам одного из видов сверхмедленных физиологических процессов (СМФП) милливольтового диапазона (омега-потенциала) от 0 до 0,5 Гц [4, 7]. С помощью метода омегаметрии выявляют интегративный показатель, характеризующий меру координированности межорганного и межтканевого нейрогуморального взаимодействия при ведущей роли центральной и вегетативной нервной системы.

Метод суперпозиционного электромагнитного сканирования головного мозга относится к новейшей высокоинформативной диагностической технологии и позволяет анализировать особенности структуры головного мозга, функциональную нейрональную активность, нейро-медиаторное и ферментное обеспечение его деятельности, степень миелинизации нервных проводников, скорость первичной обработки информации. Данный метод — неинвазивный, он не требует анестезии, не имеет ограничений и противопоказаний по возрасту.

Клинико-неврологическое обследование детей выявило наличие церебрастенического синдрома у 339 человек (73%), хронической вертебрально-базилярной недостаточности — у 283 (61%), гипертензионно-гидроцефального синдрома — у 97 (21%), синдрома вегетативной дисфункции — у 148 (32%), нарушение зрения (без органических изменений) — у 162 (35%), синкопальных состояний — у 42 (9%) ребят. Анализ ЭЭГ-обследования показал наличие низковольтной биоэлектрической активности коры головного мозга как в фоне, так и при проведении функциональных нагрузок (88%), снижение функционального состояния срединных стволовых структур мозга (67%), угнетение основных биоритмов и появление распространенной пароксизмальной эпилептиформной активности в условиях гиперкапнии (39%).

При УЗДГ сосудов головного мозга наблюдалась асимметрия линейной скорости кровотока по позвоночным артериям в 39% случаев, признаки функциональных стенозов и экстравазальной компрессии на позвоночные артерии — соответственно в 38 и 37% случаев.

Результаты РЭГ-исследований выявили ангиодистонические проявления в виде повышения сопротивления пиально-капиллярной сосудистой сети с обеих сторон до 60-90% с выраженными признаками венозной дисгемии.

У 39% детей проявилась скрытая сосудистая неполноценность при ротации головы в виде экстравазальных компрессионных воздействий с ограничением кровотока в позвоночных артериях и ангиоспастическим уменьшением пульсового кровенаполнения.

Анализ результатов омегаметрии показал снижение уровня бодрствования исходных значений омега-потенциала на 15-20 мВ от исходного уровня.

Суперпозиционное сканирование головного мозга позволило выявить дисбаланс и недостаточность нейромедиаторного и ферментного обеспечения деятельности головного мозга.

Анализ результатов обследования группы детей с синкопальными состояниями, являющимися отдаленными последствиями перинатальной патологии нервной системы, позволил определить интегральный маркер риска возникновения синкопальных состояний.

Манифестация синкопальных состояний на фоне церебрастенического синдрома реальна при совокупности нейрофизиологических показателей: на ЭЭГ выявляется низкая исходная биоэлектрическая активность (< 35 мкВ), появление пароксизмальной активности и дисфункции стволовых структур при функциональных пробах, снижение компенсаторных возможностей коры больших полушарий головного мозга; на РЭГ - дефицит исходного пульсового кровенаполнения в вертебро-базилярном бассейне 15% и более, при функциональных нагрузках - от 50%; при омегаметрии уровень бодрствования ниже - 20 мВ, проба Штанге - устойчивость к транзиторной гипоксии менее 20 С.

ЛЕЧЕНИЕ

Детям с последствиями перинатального повреждения нервной системы необходим целый комплекс терапевтических мероприятий: щадящий режим дня, адекватная лекарственная терапия, мягкие мануальные техники, лечебный массаж, ЛФК, оздоровительное плавание, дневная ортопедическая коррекция шейного отдела позвоночника, транскраниальная микрополяризацию (ТКМП) по программе коррекции интеллектуально-мнестических функций силой постоянного тока 0,03-0,08 мА сеансами по 15-20 минут.

Использование ТКМП позволяет путем направленной активации или торможения различных регуляторных зон мозга вызвать дестабилизацию системы патологически сформированных межнейронных связей, повысить восприимчивость центральных структур к действию афферентации, активизировать процессы морфофункционального созревания ЦНС и т.д. ТКМП, в отличие от физиотерапевтических процедур, рассчитана на получение избирательных, специфических реакций [6, 5].

Лекарственная терапия включает применение «непрямых» антигипоксантов, аминокислот (метионин, лецитин, глицин, глутаминовая и фолиевая кислоты), ферментотерапию, гепатопротекторы, витаминотерапию (группы В12, В6), спазмолитики (Эуфиллин, папаверин), мочегонные препараты (Верошпирон, Триампур, мочегонный чай), вазоактивные и ноотропные препараты.

В качестве ноотропного средства нами используется известный в практической неврологии эффективный и безопасный препарат Пантогам® (компания «ПИК-ФАРМА», Россия), оказывающий на ЦНС метаботропное, нейропротекторное и нейротрофическое действие. Пантогам нормализует процессы тканевого метаболизма, потенцирует ГАМК-ергическое торможение в нервной ткани при непосредственном влиянии на ГАМКБ — рецепторно-канальный комплекс.

Показания для применения Пантогама наиболее соответствуют клиническим проявлениям церебрастенического синдрома перинатального генеза: психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности.

При этом препарат не стимулирует «судорожную» биоэлектрическую активность головного мозга и обладает мягким седативным эффектом. Пантогам (таблетки в дозировке 0,25 г или 10%-ный сироп) назначается пациентам в дневные часы в средневозрастных дозировках, курс — 1 месяц.

Затем необходим перерыв в лечении на месяц и возобновление курса терапии.

Таким образом, многолетний опыт работы и результаты исследований, проведенных в Институте мозга человека РАН (г.

Санкт-Петербург) и в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, позволяют выделить клинико-нейрофизиологические показатели диагностики церебрастенического синдрома, который является основным фактором, определяющим ограничение компенсаторно-приспособительных возможностей детей к повседневным психическим и физическим нагрузкам, а также предложить методы профилактики и лечения отдаленных последствий перинатального повреждения ЦНС.

Список использованной литературы находится в редакции.

Церебрастенический синдром

Обнаружение у ребенка в процессе обследования негрубых остаточных проявлений органического поражения ЦНС обычно служит основанием для диагностики церебрасте- нического синдрома.

К числу причин церебрастенического синдрома относятся различные формы патологического течения беременности и родов, перенесенные черепно-мозговая травма (ЧМТ), нейроинфекции (менингиты, энцефалиты) или общие инфекции с токсическим поражением мозга, сложные хирургические операции (особенно под общим наркозом).

Церебрастенический синдром формируется у большинства детей, перенесших ЧМТ. Своеобразие клинического течения и исходов ЧМТ у детей обусловлено тем, что механическая энергия воздействует на мозг, рост и развитие которого еще не закончены.

В клиническом течении ЧМТ различают три периода: острый — первые 2—10 недель, промежуточный — 10 недель — 6 месяцев, отдаленный — от 6 месяцев до 2 лет и более. Даже легкие ЧМТ не проходят в детском возрасте бесследно.

Так, примерно у одной трети детей, перенесших сотрясения головного мозга, в отдаленном периоде отмечаются жалобы на головные боли, повышенную утомляемость, трудности в школьном обучении (так называемый посткоммоционный синдром).

Читайте также:  30 неделя беременности

ЧМТ средней и тяжелой степеней приводят к более серьезным последствиям, но в то же время у детей чаще, чем у взрослых, возможен благоприятный исход даже после тяжелой ЧМТ вследствие высоких компенсаторных возможностей и пластичности развивающегося мозга.

Для предупреждения стойких когнитивных нарушений в отдаленном периоде ЧМТ следует обращать внимание на наличие проявлений церебрастенического синдрома в промежуточном периоде ЧМТ, которые являются показанием для проведения коррекционных мероприятий.

Типичным проявлением церебрастенического синдрома считается так называемая раздражительная слабость.

С одной стороны, для детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются истощаемость, фон настроения снижен.

Утомляемость иногда выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, готовность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

Возникновение астенических симптомов на фоне органических изменений ЦНС придает церебрастеническому синдрому ряд особенностей. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при любой интеллектуальной нагрузке у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти.

Считается, что повышенная возбудимость, раздражительность, аффективная взрывчатость, а также гиперестезия к звукам и яркому свету более характерны для посттравматической церебрастении. При постинфекционной церебрастении чаще наблюдаются перепады настроения с плаксивостью, капризностью, чувством недовольства.

Частыми проявлениями церебрастении бывают головные боли, усиливающиеся во второй половине дня на фоне утомления, вестибулярные расстройства (головокружения, чувство дурноты при езде на транспорте, сопровождающиеся тошнотой). Кроме езды на транспорте плохо переносятся качели, жара и духота, изменения погоды с резкими колебаниями атмосферного давления.

По мере развития ЦНС включаются различные механизмы компенсации резидуальной церебральной недостаточности, поэтому для проявлений церебрастенического синдрома характерен постепенный регресс.

Однако возможно наступление периодов декомпенсации, особенно во время возрастных кризов.

Помимо возрастных физиологических сдвигов причинами декомпенсации могут быть переутомление, связанное с учебными перегрузками, психотравмирующие ситуации, различные соматические заболевания, инфекции.

Поскольку у многих детей с ГРДВ наблюдаются трудности в формировании навыков письма, чтения, счета, ГРДВ необходимо отличать от специфических форм трудностей школьного обучения.

Дислексия, дисграфия и дискалькулия часто сопровождаются нарушениями внимания и гиперактивностью, но последние являются в этих случаях симптомами вторичного характера.

Нарушения внимания и гиперактивность возникают в условиях перенапряжения, стресса, когда ребенку предъявляются завышенные требования в ходе тех форм интеллектуальной деятельности, которые обеспечиваются недостаточно сформированными у него навыками и высшими психическими функциями.

Поведенческие нарушения занимают важное место в клинике заболеваний щитовидной железы. Так, для тиреотоксикоза характерно снижение психической активности, которое выражается в повышенной утомляемости, быстрой истощаемости, затруднениях концентрации внимания и ухудшении работоспособности.

Характерна лабильность настроения, которая сопровождается постоянной внутренней напряженностью, беспокойством, тревожностью. Внешне это проявляется чрезмерной оживленностью, повышенной возбудимостью, немотивированной вспыльчивостью, раздражительностью, торопливостью. Больные находятся в постоянной спешке, не способны к ожиданию, говорят сбивчиво и бестолково.

В ходе целенаправленного исследования было показано, что гиперактивность и расстройства внимания с высокой частотой наблюдаются при синдроме генерализованной резистентности к гормонам щитовидной железы, который представляет собой редкую наследственную патологию.

При наличии у детей с гиперактивностью каких-либо симптомов, которые могут наблюдаться при дисфункции щитовидной железы или патологии щитовидной железы у ближайших родственников, им показано обследование эндокринологом.

Изменения поведения, сходные с таковыми при ГРДВ, могут наблюдаться у детей, имеющих значительное снижение остроты слуха различной этиологии.

Эти больные испытывают трудности, связанные с получением, анализом, организацией, переработкой, хранением и использованием информации, воспринимаемой посредством слухового анализатора, что делает их внешне похожими на детей с ГРДВ.

Между тем особенности развития и поведения этих детей имеют очевидную связь с дефицитом слуха, и проведению дифференциального диагноза с ГРДВ помогают анализ анамнестических сведений, а также отоневрологическое обследование.

В некоторых случаях приходится проводить дифференциальный диагноз ГРДВ с эпилепсией. Так, если заболевание начинается с типичных абсансных приступов, то они нередко принимаются окружающими ребенка людьми за эпизоды рассеянности, невнимания.

Гиперактивность и дефицит внимания чаще встречаются при локально обусловленных формах эпилепсии.

Имеются указания на то, что гиперактивность наблюдается у 30% больных при височной эпилепсии со сложными парциальными приступами, при лобной эпилепсии с локализацией эпилептического очага в орбито-фронтальной области.

Гиперактивность и дефицит внимания у детей с эпилепсией могут быть связаны с длительным лечением барбитуратами; снижение темпов интеллектуальной деятельности с нарушениями внимания нередко отмечается на фоне приема дифенилгидантоина и политерапии.

Дифференциальный диагноз ГРДВ необходимо проводить с различными вариантами патохарактерологического развития, а также психическими расстройствами, включая умственную отсталость, аутизм, шизофрению, аффективные расстройства.

В частности, умственная отсталость легкой степени может быть ошибочно принята за ГРДВ, так как часто сочетается со слабостью активного внимания, двигательной расторможенностью, моторной неловкостью, стереотипными движениями.

В подобных случаях с целью дифференциального диагноза применяются специальные методы оценки уровня интеллектуального развития ребенка.

Шизофрения у детей также может сопровождаться избыточной активностью и дефицитом внимания, однако непостоянный характер этих симптомов и наличие других психопатологических нарушений, особенно кататонического и аффективного регистров, а также семейная отягощенность по данному заболеванию делают возможным разграничение этих симптомов с ГРДВ.

Аутизм проявляется отрешением с «уходом в себя», что иногда может ошибочно приниматься за дефицит внимания, но вместе с тем ограниченность контактов с окружающими, избегание взгляда «глаза в глаза», речевого общения, стереотипность во всех функциональных актах, наличие диссоциации между основными сферами психической деятельности с дезинтеграцией внутри каждой из них, приводящие к нарушениям социализации, не укладываются в рамки ГРДВ. Аутистические симптомы также сочетаются с выраженной задержкой, остановкой умственного, речевого, моторного, эмоционального развития. Анализ всего комплекса имеющихся расстройств позволяет дифференцировать аутизм с ГРДВ.

Важно учитывать то, что в группе детей с гиперактивностью могут встречаться пациенты с особыми наследственными синдромами. Наиболее ярким клиническим примером среди них является синдром Туретта.

У большинства больных с синдромом Туретта помимо множественных тиков, в том числе вокальных, наблюдаются двигательная расторможенность, импульсивность, нарушения внимания, навязчивые действия.

Однако почти в 50% случаев эти симптомы предшествуют появлению тиков, что может затруднять дифференциальный диагноз.

Другими наследственными синдромами, которые в большинстве случаев сопровождаются гиперактивностью, относятся синдромы Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видеманна, фрагильной Х-хромо- сомы и некоторые другие.

Каждый из них характеризуется умственной отсталостью и типичными фенотипическими признаками. Трудности в их разграничении с ГРДВ встречаются лишь в тех довольно редких случаях, когда интеллектуальный дефицит выражен не столь глубоко.

К настоящему времени для упомянутых наследственных синдромов установлены локусы генетических аномалий и разработаны методы молекулярно-генетической диагностики.

Синдром Вильямса иногда упоминается в литературе под названием «синдром надклапанного стеноза аорты».

Это состояние характеризуется специфическим лицевым фенотипом («лицо эльфа»), аномалиями со стороны сердечно-сосудистой системы, поведенческими и когнитивными расстройствами, в том числе эмоциональной лабильностью, моторной расторможенностью, «навязчивой коммуникабельностью».

Частота встречаемости составляет 1 : 25 000 живорожденных. У больных с синдромом Вильямса была идентифицирована микроделеция на хромосоме 7 (7qll.23), затрагивающая ген эластина.

Синдром Смита-Мажениса характеризуется брахицефалией, своеобразным лицевым фенотипом, брахидактилией и низким ростом.

Могут наблюдаться также плоскостопие с малыми размерами стоп, короткие широкие ладони, ограничение движений в локтевых суставах, врожденные пороки сердца, хриплый низкий голос, симптомы полиневрита. Частота встречаемости составляет 1 : 25 000 — 50 000 живорожденных.

Синдром обусловливается частичной или полной делецией в области 17р11.2. Предполагается, что степень выраженности поведенческих, когнитивных нарушений и остальных симптомов зависит от величины генного дефекта.

Другим наследственным синдромом, сопровождающимся гиперактивностью, является синдром Беквита-Видеманна.

К его характерным признакам относятся крупная масса при рождении (свыше 4 кг), ускоренные темпы физического развития в раннем возрасте, специфический лицевой фенотип с макрофтальмией, гипоплазией средней трети лица, макроглоссией, нарушения формирования передней брюшной стенки (от пупочной грыжи до расхождения прямых мышц живота). Задержка психического развития наблюдается редко. Высок риск возникновения гипогликемических приступов и злокачественных опухолей. Генная мутация локализуется в 11р15.5.

Таким образом, гиперактивность и нарушения внимания у детей могут наблюдаться при широком круге состояний, в связи с чем при постановке диагноза ГРДВ требуется проведение тщательного дифференциального диагноза. Необходимо учитывать то, что тактика лечения ГРДВ и внешне сходных с ним состояний имеет значительные различия.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *