Как отучить ребёнка ругаться

Как отучить ребенка материться, коль уж он где-то научился всяким нехорошим словам? Для современных родителей этот вопрос – один из самых главных и трудных.

Главный он потому, что большинство детей сейчас, так или иначе, используют в своем лексиконе всяческие бранные слова, зачастую даже не отдавая себе в этом отчета и не понимая, что именно эти словесные конструкции и обороты означают на самом деле. Просто – так принято. Детская нецензурная брать – типичная и печальная примета нынешнего времени.

Справедливо замечено, что современные дети даже не ругаются матом, они им разговаривают. И если, допустим, каким-то волшебным способом у них отнять возможность изъясняться нецензурной лексикой, многие дети просто-напросто перестанут говорить вообще или начнут употреблять в устной речи сплошные междометия. Потому что – иного запаса слов в их словарном багаже просто не существует.

Трудный же этот вопрос потому, что попробуй человека отучи от матерщины – особенно если этот человек – ребенок. Нехорошие слова обладают одной удивительной и страшной особенностью: они намертво въедаются в человеческую душу и человеческий разум, и вымести их оттуда – сложнее сложного. Это как наркотик (только словесный). Попробуйте отучить наркомана от наркотика!

Но, вместе с тем, бороться надо. Нельзя, чтобы дети изъяснялись матом. Употребление бранных слов делает человека намного хуже – и в нравственном, и в интеллектуальном, и даже в физическом плане.

Не говоря уже о его культурном уровне. Для того, собственно, мат и существует, чтобы превращать людей в безнравственных, тупых и бескультурных существ – простите за некоторую грубость оборота.

Но это – истинная правда.

Так почему дети матерятся и как отучить их от этой губительной привычки?

Откуда они этому учатся?

Как отучить ребёнка ругатьсяСкажем о главном. В настоящее время матерятся и мальчики, и девочки – практически в равной степени. Это раньше матерщина была, большей частью, сугубо мальчишечьей удалью. А вот девочки обычно старались не произносить бранных слов, смущались и негодовали, если кто-то «выражался» в их присутствии. Теперь же – другое дело. Современные девчонки в плане нецензурной ругани ничем не отстают от мальчишек, а во многих случаях даже превосходят их. Уж такие нынче пошли времена. Так что родителям приходится отучать от прилипчивых скверных словесных оборотов в равной степени и сыновей, и дочерей.

  1. В общем и целом, ребенок начинает ругаться, когда учится произносить те или иные слова. То есть, уже в 2-3-летнем возрасте. Как уже было сказано, малыш стремится повторять то, что слышит от взрослых, и если он слышит от них что-нибудь непотребное, то… Дальше можно и не продолжать. Конечно, смысла бранных слов он еще не понимает, но хорошо их запоминает. Обычно всякая матерщина произносится с особой экспрессией и эмоциональностью, а это в первую очередь и привлекает малыша.
  2. 4-5-летний малыш уже вполне способен понять смысл бранных слов. В частности, он понимает, что это – плохие слова, и потому произносит их с конкретной целью. Например, чтобы выразить какой-нибудь протест, показать, что он чем-то недоволен, обратить на себя внимание взрослых (особенно если взрослые – нередко случается и такое – умиляются от произносимой малышом матерщины). В этом случае ребенок таким извращенным способом тешит свое тщеславие.
  3. 6-9 летние дети с помощью матерной ругани нередко стараются продемонстрировать собственную независимость или выразить протест против какого-то родительского запрета. Ну и вообще показать, какие они самостоятельные.
  4. В 10-14 лет мальчики и девочки с помощью матерщины пытаются утвердиться в компаниях сверстников. В силу возрастной психологии им кажется, что именно таким способом можно заявить о себе лучше всего. А иначе – сверстники будут считать тебя «маменькиным сынком», «ботаником» и вообще сомнительной личностью, и не примут в свою компанию. А это для 10-14 ребенка – хуже некуда. А вот если ты через слово материшься – стало быть, ты «свой пацан» или «своя девчонка».
  5. А вот к 14 (и далее) годам у большинства подростков интерес к матерщине пропадает. Соответственно и материться они начинают меньше. Дети взрослеют, и начинают понимать, что одной матерщины, чтобы тебя уважали и ценили, недостаточно, да и вообще – не это главное. Гораздо важнее – дела и поступки. Конечно, и в этом возрасте дети выражаются нецензурно, но теперь, большей частью, лишь «для связки слов», или чтобы выразить какую-то эмоцию, или чтобы рассказать анекдот. А вот если подросток продолжает сыпать матами, то сверстники начинают его сторониться, вполне логично и во многом справедливо считая его невоспитанным недоумком, с которым лучше не иметь никакого дела.

Как отучить детей от привычки материться: общие советы

Как отучить ребёнка ругатьсяПрежде всего, следует сказать, что это – дело исключительно трудное, и рассчитывать на стопроцентный успех здесь можно с большой долей условности. Потому что научиться скверным словам гораздо проще, чем от них избавиться. Но это вовсе не означает, что родители (равно как и педагоги) не должны бороться с такой скверной детской привычкой. Нужно лишь понимать и знать, как именно лучше это делать.

Поговорим вначале об общих правилах и способах отучения. Что в данном случае означает слово «общие»? Это такие способы и правила, которые можно применять в любом детском возрасте – начиная от 2 лет и заканчивая совершеннолетием.

  1. Прежде всего – родители сами не должны материться. По крайней мере, в присутствии ребенка, сколько бы лет ему ни было. Здесь все понятно и логично. Если родитель всеми способами требует от сына или дочери соблюдать речевой этикет, а сам через слово выдает маты, то вряд ли родительские требования возымеют положительное действия. Скорее – наоборот. Ребенок моментально обратит внимание на родительское лицемерие, и, скорее всего, начнет материться еще больше – в знак протеста против родительского ханжества.
  2. Родительское отношение к какой бы то ни было матерщине – также хороший педагогический способ. Иными словами: мало маме и папе самим не материться, но еще нужно всякий раз говорить свое негативное «фе» в адрес любого бранного выражения и по отношению ко всякому матерящемуся субъекту. Например, услышав из телевизора какое-то нехорошее слово, лучше в присутствии ребенка выключить телевизор, объяснив сыну или дочери, почему родитель это сделал. Или, скажем, такой пример. Если в доме – гость, и из этого гостя матерщина буквально-таки прет, лучше выставить его за дверь (в присутствии ребенка). Ничего, что с гостем, скорее всего, надолго испортятся отношения. Зато ребенок наверняка задумается на тему о том, что матерщина – это, пожалуй, и в самом деле нехорошо, коль добрый и кроткий папа поступил столь радикальным образом.
  3. Обязательно следует быть в курсе, какие телепередачи смотрит ребенок, какие книги читает и по каким сайтам путешествует. И если окажется, что мат на них, что называется, висит коромыслом, необходимо всячески отговорить сына или дочь от просмотра таких программ, а равно от чтения нехороших книг и посещения сайтов. Как это лучше сделать – советы дать трудно. Тут почти все зависит от самих родителей и отношений между ними и ребенком.
  4. Еще – необходимо быть в курсе, в каких компаниях проводит время ребенок и с какими друзьями общается. Друзья друзьям рознь: бывают такие друзья, от которых ребенку нужно держаться подальше, так как, скорее всего, именно они и являются главными «учителями» в смысле матерщины. И коль они у ребенка имеются, следует предпринять родительские усилия, чтобы разлучить сына или дочь с сомнительной компанией. Как это лучше сделать – вопрос отдельный и требует особого обстоятельного разговора.
  5. Один из самых действенных способов – воспитательные беседы. Необходимо всячески убеждать ребенка, что матерщина – это нехорошо, и объяснять, почему именно это нехорошо. И если между ребенком и родителем установлена прочная и правильная душевная взаимосвязь, такие беседы обязательно принесут результат.
  6. Нужно ли ребенка (в каком бы возрасте он ни был) наказывать за ругательства? На этот счет имеется множество самых разных мнений – и у психологов, и у педагогов, и у самих родителей. Одни говорят, что наказание не даст никакого толку, а, скорее, наоборот – ребенок в знак протеста начнет материться еще больше. Другие с этим не согласны, и уверяют, что совсем без наказания в этом случае обойтись сложно. Особенно, если ребенок еще мал, и в силу возраста опасается наказаний. Да и потом – наказание наказанию рознь. Совсем необязательно, заслышав из детских уст ужасное слово, грозиться вырвать дитяти язык, заклеить рот скотчем, заставлять вымыть рот с мылом, шлепать его по губам, пороть ремнем по известному месту и устраивать допросы с пристрастием – откуда ребенок набрался таких выражений. Хотя в некоторых случаях и такие радикальные способы дают результат, но все же лучше обойтись без наказания, и применить какой-нибудь более обдуманный и гуманный способ.

Отучение ребенка от плохих слов в зависимости от возраста

Для каждого детского возраста имеется своя особенная тактика в плане отучения ребенка от матерщины. Поговорим об этом подробнее.

  1. Как отучить ребёнка ругатьсяЕсли матерится 2-4 летний малыш, то можно, конечно, просто запретить ему произносить «плохие слова». Иногда этот срабатывает. Однако может быть и обратный результат. Родительский запрет вызовет особый, исследовательский интерес у ребенка к запретному слову, и он станет произносить это слово гораздо чаще. Другой способ – напугать малыша «страшным бабаем», который приходит к мальчикам или девочкам, произносящим плохие слова, прячет их в мешок и уносит далеко-далеко, где нет ни мамы, ни папы. Дети в этом возрасте еще верят в страшных бабаев, и поэтому подобный способ может быть весьма эффективным. Еще один прием, вытекающий из особенностей психологии детей данного возраста. «Слышишь, как то мальчик говорит плохие слова? – должна сказать мама своему малолетнему матерщиннику. – Он поступает очень плохо! Его маме за него стыдно!» Ребенок обязательно обратит внимание на «плохого» мальчика, и сделает выводы. В таком возрасте детям проще анализировать чужое поведение, чем свое.
  2. С детьми 4-5-летнего возраста уже вполне можно вести назидательные беседы на тему, как это нехорошо – ругаться. В такой беседе следует сказать, что плохие слова обычно говорят плохие люди, ругательным словом можно обидеть хорошего человека (например, маму, бабушку, друга или даже любимого щенка). И если ребенок любит маму, бабушку, друга и щенка, то он не должен говорить никому никаких скверных слов. Обычно такие доверительные беседы очень правильно и хорошо действуют на детей.
  3. В этом же возрасте дети зачастую с помощью мата пытаются манипулировать родителями. То есть, ребенок прекрасно понимает, что это – плохие слова, но произносит их намеренно. Лучший способ отучить его от такой привычки – намеренно и подчеркнуто не обращать на детское сквернословия внимания. Очень скоро юный матерщинник поймет, что его метод не работает, и перестанет его применять. А затем и вовсе забудет о плохом слове.
  4. С 6-9-летними детьми, которые прибегают к матерщине, чтобы таким способом самоутвердиться и показать свою «взрослость», также нужно вести беседы. В частности, необходимо стараться убеждать их, что самостоятельность и независимость проявляется совсем иначе. Например, ребенка, который помогает родителям в домашних делах, вполне можно считать самостоятельным. Тут же следует поручать детям этого возраста посильные для них домашние дела. И, конечно, не критиковать, когда дело не совсем получилось.
  5. Отучение от бранных слов подростка – случай особый. Здесь, конечно же, от страшных бабаев и назидательных беседах о любви к щенку толку не будет. Следует понимать, что и подростковом возрасте ребенок обычно матерится, чтобы таким способом самоутвердиться и продемонстрировать окружающему миру свое «я». Само по себе такое стремление замечательно, вот только необходимо стараться употреблять для этого другие способы. Например, задуматься о выборе профессии и налечь на школьные предметы, которые пригодятся для этого. Или – помогать родителям. Или – бить спортивные рекорды, записаться в танцевальный ансамбль, найти какое-то другое интересное увлечение. В общем, способов самоутверждения, помимо матерщины, может быть много, и все они куда как весомее и разумнее, чем бранные слова, в которых, по сути, нет никакого смысла. Именно на эти темы и следует в первую очередь говорить с ребенком-подростком. И если такие слова будут сказаны правильно и нужным тоном, они обязательно возымеют действие.
  6. Отдельный вопрос – как родителям общаться с ребенком-подростком, когда ты говоришь ему нормальные слова, а он в ответ норовит ответить матом. Ругать его за это и наказывать – дело бессмысленное: все-таки подросток – почти взрослый человек. В этом случае лучше всего дать понять, что такой тон родителям не нравится и прекратить разговор, пока подросток не успокоится и не поймет, что он, действительно, «перегнул палку», и с родителями матом разговаривать нельзя. В большинстве случаев так оно и бывает. Дело же родителей в данной ситуации – не упрекать сына или дочь за недавнюю словесную грязь, и продолжить разговор, но уже нормальным тоном и без всякой нецензурщины.
  • Дополнительно о способах отучения детей от матерщины смотрите в этих трех видео.
Читайте также:  Стул грудничка: что является нормой, а что нет

Вам также может понравиться

Туалетная лексика, мат и оскорбления. Что делать, если ребенок говорит плохие слова

Ребенок пришел из детского сада и со смехом произносит грубое слово, во время ссоры дошкольник кричит вам: «Ненавижу!», а подросток обзывает одноклассников или даже ругается матом — что с этим делать? Семейные психологи Катерина Демина и Екатерина Сиванова рассказали «Правмиру», почему детей порой привлекают «плохие слова» и как реагировать, если вы их вдруг от них услышали.

С помощью «плохих» слов дети чаще всего выражают агрессию, иных способов сделать это у них мало, а также пытаются поразить взрослых, считает психолог Катерина Демина

Как отучить ребёнка ругаться

Катерина Демина

— Сказал слово «пиписька» — и все прыгают, это же так круто. А если еще что-нибудь более неприличное сказал, то прыгают очень высоко. Это то, что лежит на поверхности. 

Глубже — дети все время проверяют границы, до какой степени им можно нарушать запреты. Табуированная лексика — максимальный вид запрета, и ребенок, говоря что-нибудь такое, каждый раз выясняет, что можно, а что нельзя. Это и про приближение к взрослости, потому что табуирована сексуальная тема. 

До каких-то пор он натыкается на родительский запрет — так говорить нельзя. Но он же эти слова услышал, значит, кому-то можно. Кому можно? Девочке говорят: «Что ты такое говоришь, ты же девочка». И она думает, что такое позволено мальчикам, и пытается стать как они, — заключает Катерина Демина.

Но стоит разграничивать абстрактные «плохие» слова, связанные с физиологией (как уже упомянутая «пиписька»), и слова обидные, оскорбительные для других. Ребенку обязательно нужно объяснить, что других людей обзывать нельзя. К таким словам в речи ребенка нужно относиться серьезно, объяснять ему, что такими словами другим людям можно причинить боль и делать это недопустимо.

Дошкольники: туалетная лексика и обидные слова

— Лет до 5–6 лет любые «плохие слова» — почти звукоподражание, — продолжает Катерина Демина. — Они не несут никакой смысл, его им придаем мы, взрослые. Лучше всего никак на это не реагировать и ничего с этим не делать, потому что если не будет реакции, это перестанет быть для ребенка увлекательным. Это всего лишь слова. 

Если ребенок, придя из детского сада, спрашивает значение слова «попа» и его вариации, я думаю, он уже все это хорошо знает, — продолжает психолог. — И спрашивает он не для того чтобы узнать, что это такое, а для того чтобы посмотреть на вашу реакцию. Это вызов. Соответственно ваш ответ должен быть максимально спокойным: «Ты что, не знаешь, что такое попа? А на что у тебя надеты штаны?» 

Дети повторяют то, что слышат от родителей, поэтому стоит обратить внимание на себя и свое поведение, говорит психолог Екатерина Сиванова.

— Если папа говорит маме: «Ну ты овца тупая», то очень сложно будет сыну объяснить, что так нельзя говорить воспитательнице или девочке, — говорит она.

— Моя дочь, что могла из детского сада принести, принесла все. Наша реакция была такая: не придавать значения. Любая другая реакция — возмущение, злость — в моменте не работает, потому что ребенку становится еще интереснее говорить такие слова. Потом я с ней, конечно, разговаривала. Объясняла: «Слушай, такое слово обозначает это место, но это слово очень грубое, так говорить неприлично».

Другое дело, что общая культура упала. Сейчас невозможно пройти по улице, не услышав эту лексику, — продолжает Екатерина Сиванова. — Здесь как раз работает история, когда все из семьи.

Если в семье грубая лексика не употребляется, то ребенок тоже ее использовать не станет. Для любого ребенка шести лет семья — это мир, это норма и то, как должно быть. Смотрите на себя, ваши дети будут разговаривать так, как вы.

Когда папа сидит с друзьями, пьет пиво и ругается матом, невозможно сыну объяснить, что так делать нельзя. 

«Я тебя не люблю», «хочу уйти из дома», «дурацкая мама»

— Я иногда слышу от мам, что их ребенок сказал им: «Я тебя ненавижу». Для них это катастрофа, — говорит психолог Катерина Демина. — Я спрашиваю: «А как у вас в семье принято выражать злость?» — «Раньше он дрался и все было нормально».

То есть драться можно, а словами говорить нельзя. У ребенка должно быть право сказать: «Я не хочу с тобой разговаривать, мне неприятно, я злюсь». Если он так говорит, значит, он зол сейчас на вас.

Можно так и спросить: «Ты сейчас злишься на меня?», и внимательно выслушать ответ.

Когда эмоции уйдут, стоит поговорить с ребенком о том, что происходит, добавляет Екатерина Сиванова. И сказать ему о своих чувствах: «Да, ты можешь меня не любить. Но я люблю тебя всегда без всяких условий. И моя любовь такая большая, что если ты вдруг не будешь меня любить, ее хватит на двоих».

— Обижаться на ребенка не надо, за этой фразой может стоять что угодно: от страха потери — «мне проще тебя не любить, чем бояться, что ты можешь умереть» — до страха, связанного со скандалом дома, разводом родителей и так далее, — продолжает она. — У меня тоже такое было в жизни.

Конечно, уходит земля из-под ног, когда дети такие вещи говорят. Но ты на то и взрослый человек, чтобы эту почву обрести и спокойно поговорить потом с ребенком о том, что между вами происходит. Причем эти разговоры можно вести и в 6 лет, и в 17, и никогда это не будет лишним.

 

Школьники: когда все вокруг дураки

Нельзя лишать детей возможности называть свои чувства в адрес родителей, братьев и сестер, учителей, считает Катерина Демина. 

— Ко мне регулярно приводят детей с жалобами на немотивированную агрессию. Например, девочка во время консультации говорит: «Мне сказали, что я хамка, за то, что я нахмурилась на маму». Не обругала, а нахмурила брови — и ее уже заклеймили как хамку. Вопрос глобальный — можно ли детям показывать свои чувства или дети всегда должны быть милыми? — рассказывает Демина.

Если в первые годы жизни все идет из семьи, то дальше многое зависит от школы, уверена другой психолог Екатерина Сиванова

Как отучить ребёнка ругаться

Екатерина Сиванова

— Детям в этом возрасте важно быть как все, сливаться с социумом. Если они будут находиться в школе, где норма — следить за своей речью, они будут это делать. Но все равно основа закладывается в семье, — отмечает она.

Если ваш ребенок постоянно говорит, что кто-то — «дурак», «тупой», нужно насторожиться. Иначе у вас может вырасти человек, который будет считать: «Все дураки, а я звезда, поэтому у меня ничего не получается». Это обидные слова, которые нельзя произносить в адрес других людей.

Родителям стоит задуматься — а что делаем мы, чтобы наш второклассник себя так вел. Сплошь и рядом в речи родителей распространена такая фраза: «Ой, а училка наша что придумала». Если ребенок слышит, что мама называет его учителя «училкой», то какого отношения от него ждать к этому преподавателю? 

Если родитель обращает внимание на свою речь, но у ребенка все равно проблемы с обидными словами, то надо разговаривать: «Петя, давай поговорим о том, кто так делает? Для чего ты говоришь о своих одноклассниках плохо?» Он вам будет что-то рассказывать, если есть диалог. Ребенок таким образом всегда сообщает о какой-то своей потребности. Может быть, ему не хватает признания или внимания.

Если ваш школьник говорит ругательные слова, это тоже нужно обсуждать.

Разговор всегда должен строиться на историях о том, «почему я так не делаю» или «я делал так, и это привело к таким последствиям, предлагаю тебе учиться на чужих ошибках и не совершать своих». Причем как можно меньше частицы «не».

Читайте также:  Маленький ребенок не боится опасности

«Не делай так» работает в режиме «не суй пальцы в розетку» и «не лезь в огонь». Во всем, что касается воспитания, надо не от запрета отталкиваться, а от осознания, почему так делать не надо.

Подростки: мат и грубые выражения

До 12 лет семья закладывает в ребенка основы, что хорошо, а что — плохо. Дальше он уходит в социум и оказывается под его влиянием, считает психолог Екатерина Сиванова.

— Он будет пробовать ругаться матом, курить или найдет еще 33 разных затеи, но у него должна быть такая основа, чтобы ее сложно было пошатнуть. Если подростки ругаются матом, с ними надо разговаривать.

Наблюдать за тем, где и с кем общается ваш ребенок, что это за компания. Объяснять, что это не норма речи и вопрос уважения к себе.

Если ты общаешься с людьми, которые другой язык не понимают, и тебе нормально, то вперед, а я общаюсь с другими людьми на языке, который принят в культурном обществе, — отмечает она.

Подросткам стоит показать интервью профессора Дмитрия Сергеевича Лихачева, в котором он говорил о недопустимости мата — иногда оно очень хорошо на них воздействует. Академик Лихачев писал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело». Стоит прочитать полный текст и обсудить с детьми.

Сам Дмитрий Лихачев не матерился даже в лагере на Соловках, где тех, кто не использовал нецензурную брань, расстреливали:

— На Соловках я встретил коллекционера Николая Николаевича Виноградова. Он попал по уголовному делу на Соловки и вскоре стал своим человеком у начальства. И все потому, что он ругался матом. За это многое прощалось. Расстреливали чаще всего тех, кто не ругался. Они были «чужие».

Интеллигентного, доброго Георгия Михайловича Осоргина островное начальство собиралось расстрелять и уже заключило в карцер, когда по разрешению более высокого начальства к Осоргину приехала на свидание жена, княжна Голицына. Осоргина выпустили под честное слово офицера с условием, что он ничего не скажет жене о готовящейся ему участи. И он ничего ей не сказал.

Когда человек матерился — это свой. Если он не матерился, от него можно было ожидать, что он будет сопротивляться. 

Сейчас матом нередко ругаются и девочки, и мальчики, говорит психолог Катерина Демина. И велика вероятность, что ваш ребенок тоже будет ругаться, пока вы этого не слышите. Что с этим делать? Обсуждать это и выстраивать границы.

— Вы можете сказать: «Сын, дочь, при взрослых мы не ругаемся, при младших не ругаемся, в общественных местах не ругаемся».

Пытаясь объяснить, что это «плохие слова», вы должны учитывать, что плохих слов нет, они все что-то значат, а значениями наделяем их мы.

Ребенок наверняка попросит объяснений, почему это слово плохое, что оно значит, и вы должны будете готовы объяснить, что не так с этим словом. Я считаю, что говорить нужно прямо и называть вещи своими именами. А то у нас же дикая история — воспитатели в детском саду, учителя, врачи не могут назвать половые органы так, как они называются, а что говорить о родителях. 

Вообще слова существуют для выражения отношения, чувств, мыслей. Если мама переживает, что ребенок как-то говорит, скорее всего, это именно для этого и было затеяно, отмечает Катерина Демина. Поэтому если грубых слов, на ваш взгляд, становится слишком много, поговорите с ребенком, он явно на что-то обижен, злится или переживает.

Как отучить ребенка ругаться матом: 13 способов, которые точно сработают

Обновлено: 10.06.2021 14:00:59

Эксперт: Белозерцева Евгения Александровна

Услышав из уст маленького ребенка крепкое словцо, взрослые реагируют на него по-разному. Одни хватаются за голову и придумывают себе возможные источники, откуда малыш мог нахвататься брани.

Другие умиляются, рассказывают эти истории своим родственникам и знакомым в форме шутки. Оба варианта действий сложно назвать правильными, ведь малыши, произносящие слова из ненормативной лексики не осознают их значения.

Причины, почему ваш ребенок начал активно использовать мат в своей речи, кроются в:

  1. Возрастных особенностях. Так, дети в возрасте двух или трех лет расширяют активный словарный запас (набор слов, которые могут не только понять, но и использовать в речи). Часто масса терминов усваивается ребенком без четкого понимания того, что они могут значить.

    Дети наделяют слова своим смыслом в зависимости от контекста ситуации, в которой они были услышаны. Бранные слова у дошкольников и младших школьников исчезают из активного лексикона, если родители заложили в них представления о культуре речи и социальных нормах.

  2. Родительском примере. Родители, которые сами используют бранные слова в речи, не должны ожидать от малыша, что тот продемонстрирует литературный лексикон. В принципах воспитания есть постулат о первенстве работы родителей над собой, так как именно с их примера начинается формирование поведенческих реакций у ребенка.

  3. Стиле воспитания. Отсутствие границ, попустительское воспитание порождает бесконтрольность в поведение подрастающего ребенка.

    Отсутствие поощрений и чрезмерный психологический прессинг также негативно отражается на овладении речевыми навыками.

    Соблюдение гармонии между неодобрением нежелательного поведения и поощрением хорошего позволяет искоренить причину появления ругательств в речи малыша.

  4. Формировании способов реагирования на стрессовые ситуации. В этом случае мат используется детьми в качестве выражения вербальной агрессии.

    Невозможность применения физических воздействий при неактуализированных потребностях, ощущении психологического давления, вызывает развитие других форм реакций.

    Здесь немаловажную роль играют родительские способы выражения эмоций. Малыши копируют поведение окружающих взрослых, принимая его за эталонный вариант.

Поэтому не нужно хвататься за голову и придумывать мгновенный способ избавления от мата. Здесь важно понимание источника возникшей проблемы и построение на ее основе алгоритма действий. В представленной статье вы найдете несколько методов, которые помогут вам искоренить брань из речи ребенка и сформировать представления о допустимости вербального выражения эмоций.

Что делать не стоит, если ваш ребенок начал ругаться матом

Как отучить ребёнка ругаться

Существует ряд ошибок, которые совершают родители, пытающиеся отучить малыша от использования мата. Маленькие дети используют его неосознанно. Дети постарше, понимающие значение слов, произносят мат, потому что не имеют сформированной культуры речи. Подростки также имеют ряд мотивов, по которым в их лексиконе прочно обосновываются не литературные ругательства: желание казаться взрослым, подражание «крутым» сверстникам и т.д. Независимо от возрастной специфики, следующие действия взрослых при коррекции речи недопустимы:

  1. Физические наказания. Применять силу в воспитании ребенка, в целом, является неоправданной и травмирующей мерой.

    Если хотите, чтобы ваши дети выросли сильными, уверенными, открытыми личностями, навсегда забудьте об использовании насилия в воспитательных целях.

    Психологические исследования подтверждают, что физические наказания порождают агрессивность, недоверие к миру и несформированность коммуникативных навыков.

  2. Ограничительные меры. У многих родителей существует следующая логическая связь: сказал бранное слово – лишился игрушек, прогулок, просмотра любимых мультфильмов и т.д. Подобная мера не столько закрепляет негативную реакцию, сколько вызывает еще больший отклик на использование мата.

  3. Чрезмерное акцентирование внимания на проблеме. Попытки подробно разъяснить, откуда малыш услышал слово, когда он уже и сам рад про него забыть, заставят брани крепко осесть в речи. Ваша бурная реакция, будь то гнев или смех, не станут сдерживающим фактором в привитии культуры речи.

  4. Проведение воспитательных мер без объяснения своей позиции. Любимая родительская фраза «Я так сказал/а» на логичный вопрос ребенка «Почему» не укрепляет доверие к вашим словам. Если решили провести беседу, то будьте готовы аргументировано выразить свою позицию без излишней эмоциональности.

  5. Проведение разъяснительных бесед при других людях. Что случается, когда вы прилюдно отчитываете своего ребенка? В нем зарождается чувство стыда, замкнутость, глубокая вина, что впоследствии негативно влияет на становление личности. Любая беседа с элементами указания на недопустимость поведения должна проводиться наедине.

  6. Резкое негативное реагирование на ситуацию использования мата. Спокойное реагирование и аргументированное объяснение сработают куда лучше, чем ваши крики и гневные попытки здесь и сейчас исключить матерное слово из речи. Научитесь владеть собой, а после займитесь воспитанием этих качеств в ребенке.

  7. Переносить негативные характеристики использования брани на личность ребенка. Малыши раннего и дошкольного возраста очень остро переносят критику. Поэтому важно правильно подбирать слова, чтобы те характеризовали поступок, а не личность. Иначе формируются негативные представления о себе и дальнейшие трудности с самооценкой.

Как отучить ребенка ругаться матом

Теперь мы плавно перешли к тем мерам, которые помогут мягко и эффективно искоренить из речи вашего ребенка мат. Важно, что для каждой возрастной группы варианты действий разнятся. Что подойдет для малыша-трехлетки, то будет неэффективно для младшего школьника или подростка. Представленные далее рабочие методы распределены по возрастным группам.

Коррекция ненормативной лексики в раннем возрасте

Как уже говорилось, в этом возрасте дети слабо понимают характер слова, которое повторили и его содержание. Какие меры помогут избавить кроху от бранных слов:

  1. В раннем возрасте еще не сформированы критерии оценки своего поведения. Поэтому разъяснительные беседы не окажут должного влияния. Что может сделать родитель в данном случае? Покажите сторонний, внешний пример. Когда кто-то использует мат, отметьте это в своем высказывании негативным окрасом: «Как некрасиво говорит эта девочка. Наверно, ее маме очень неприятно слышать такие слова».

  2. Старайтесь не вдаваться в разъяснения о единичном акте использования крепкого словца. Ваша бурная реакция – это фактор интереса малыша. Чтобы вызвать в вас вновь эту эмоцию, он будет снова и снова повторять нежелательное слово. Поэтому сохраняйте спокойствие, старайтесь не реагировать. Так вы сможете пресечь в корне единичный акт детской брани.

  3. Используйте выражение собственных эмоций. В момент, когда услышали мат, сделайте грустное, печальное выражение лица. Маленькие дети очень остро реагируют на эмоциональное состояние родителей и ваши чувства не останутся в стороне.

    Когда малыш отреагировал на ваши действия, расскажите ему, как вас расстраивает тот факт, что он говорит «плохие» слова. Важным критерием действенности метода является отношение ваших чувств к поступку ребенка, а не его личности.

    Манипуляции с его любовью к вам, угрозы прекратить любить его в случае повторения мата, приведут к негативным последствиям в построении детско-родительских отношений.

  4. Внимательно следите за своей речью. Сейчас вы пример для ребенка, нить, связывающая его с остальным миром. Ваши действия и слова усваиваются им как вариант нормы. Если вы грешите использованием мата, не удивляйтесь, что ваш малыш повторяет эти слова.

Коррекция ненормативной лексики в дошкольном возрасте

В этом возрасте можно применять методы, работающие в раннем возрастном периоде. С 4 лет малыш уже усваивает нормы культуры речи и правила поведения, поэтому к ним добавляют новые способы отучения от мата:

  1. Укажите на то, что использование бранных слов по отношению к людям сильно обижает их. Дети 4-5 лет начинают осознавать механизмы взаимодействия людей. Они понимают, что совместные игры – это весело.

    А если с ними не поделились игрушкой – это обижает их. Способствуйте формированию лексических норм через этот критерий.

    Расскажите, что определенное слово характеризует человека, как плохого, что заставляет его грустить.

  2. Отметьте тот факт, что бранными словами пользуются определенные категории людей, принадлежность к которым нежелательна. Расскажите, что мат используется людьми, которые не умеют вести себя, вредят окружающим, что к ним негативно настроены другие. Зарождающееся желание ребенка нравиться и вызывать положительные эмоции заставит его отказаться от использования мата.

  3. Переведите ситуацию в форму поучающей сказки. Сказкотерапия – отлично зарекомендовавший себя метод коррекции психологических нарушений детей дошкольного возраста. Через сюжет прослеживается реализация нежелательных паттернов поведения, их негативное влияние на жизнь главного героя, затем его исправление и восстановление положительных характеристик.

  4. Уделяйте ребенку время на совместные игры и беседы. Часто недостаток внимания заставляет кроху реализовать нежелательные формы поведения (ругаться, кусаться, ломать игрушки и т.д.).

    Так они пытаются вызвать к себе внимание, но для них не имеет значения характер этого внимания.

    Малышу необходимо 1,5-2 часа в день, которые мама и папа проводят с ним, не отвлекаясь на домашние заботы, работу и телефоны.

Читайте также:  Носить ли столбиком после кормления?

Коррекция ненормативной лексики в школьном и подростковом возрасте

Как отучить ребёнка ругаться

Подобные проблемы приобретают новые краски, когда ребенок вступает в подростковый кризис. Использование мата здесь выступает как форма протеста, деструктивного поведения, обращенного на враждебный им мир. Поэтому методы эффективной коррекции приобретают новые формы:

  1. Ваш пример сохраняет актуальность для подростков. В этом возрасте ребенок переходит от детской к взрослой позиции. Поэтому ваши навыки по выражению негативных эмоций, как взрослого человека, и общения в целом, влияют на формирование способов его реагирования. Покажите пример правильной культуры речи, и это поможет ребенку сформировать свои конструктивные методы выражения чувств.

  2. Не оставляйте акт бранных высказываний без внимания. Ваше бездействие выступает как негласное разрешение деструктивных форм поведения. Поэтому придется разъяснить свою позицию в аккуратной, корректной форме.

  3. Не пытайтесь воззвать к его морали через лекции и нравоучения. Это только разозлит подростка и заставит его действовать вам назло. Тогда что делать, спросите вы? Отметьте то, что ваш ребенок наделен потрясающим умом и выдающимся характером. Также скажите, что при наличии таких достоинств негоже выражаться с помощью недостойной лексики.

  4. Не заставляйте его отказаться от способов защиты интересов. Покажите, что существуют другие формы, с помощью которых он может даже лучше выразить свою позицию и отстоять мнение. Приведите примеры литературных героев или героев кино, которые с помощью культурной лексики умеют достичь большего эффекта, чем с использованием отборного мата.

  5. Уважайте его право на выражение чувств и эмоций. Вместо того, чтобы пресечь попытки ребенка вылить накопившийся негатив с помощью мата, отметьте, что понимаете и уважаете его чувства. Но также укажите на нежелательность использования бранных слов для данной цели.

Заключение

Существует масса способов, как отучить ребенка ругаться матом. В зависимости от возрастной группы, необходимо избирательно подходить к методам коррекции нежелательного поведения.

Но в первую очередь важно запомнить, что все эти способы объединяет одно – пример родителя как эталон для усвоения норм реагирования.

Если хотите, чтобы ваш ребенок перестал использовать мат, работайте над своим лексиконом.

Как отучить ребенка ругаться матом: 5 способов, которые точно сработают

Нецензурная лексика уже нередко встречается в нашей жизни. Бить тревогу поздно, лучше искать педагогические методы решения этой беды.

Как отучить ребенка ругаться? Разобраться помогает эксперт национального ресурсного центра по наставничеству «МЕНТОРИ» «Рыбаков фонда» Ольга Давыдова.

Малыш, из уст которого внезапно вылетает то эквивалент «блин», то неадекватный синоним словосочетания «все плохо», вводит родителей в состояние ступора. Конечно, ругающийся подросток ничем не лучше, но объяснить ему, что значит «вести себя некультурно», проще. Правда, проще объяснить не означает проще исправить ситуацию.

Для каждого возраста существуют свои варианты решения проблемы.

«Откуда он знает эти слова?» — восклицает мама. «Кто его мог этому научить?» — ужасается, но улыбается папа. Улыбаться может и мама, в этом нет ничего страшного, просто из уст ребенка любое ругательство, придуманное для устрашения, звучит скорее смешно, хоть и неуместно.

Нет ничего удивительного в том, что четырехлетка может, вернувшись из садика, поделиться с родителями новыми знаниями. Кто-то в группе принес новое слово, и, благодаря удивительной детской любознательности и жажде к познанию, оно разлетелось.

Чего уж точно не стоит делать с ребенком, так это ругать его за нечаянно выученное слово. Тем более — наказывать.

Все помнят ситуацию, произошедшую в прошлом году, когда воспитательница вымыла ребенку рот с мылом не в переносном, а в прямом смысле слова. Мало того что это возмутительно и непедагогично, но и… глупо. Дело в том, что дошколенок может не понимать ни значения слова, ни «своего преступления». Для него это просто что-то смешное, новое и запретное. И вот с этим уже можно работать.

Способ № 1. Игнорировать нежелательное выражение

Когда мой брат Арсений (6 лет) заявился домой и поведал родителям смешное, но нецензурное словосочетание, семейный совет вынес мудрое решение. Ругать не стали, пояснять смысл — тоже. Все проигнорировали ситуацию в надежде на то, что ребенок просто забудет о ней.

И ведь правда, чем острее реакция окружающих, тем сильнее она привлечет внимание ребенка и желание вызывать эту реакцию вновь и вновь.

Фраза забылась, потому что Арсений, скорее всего, даже не особо понимал ее значение. Хотя само понимание «хороших» и «плохих» слов у ребенка, несомненно, есть. И он, и его старший брат Гриша (11 лет) делают мне замечание каждый раз, когда слышат относительно невинное «блин».

— Блин не говорят, Оля, блин едят!

Способ № 2. Эмоциональная связь

Для родителей не секрет, что эмоциональная связь ребенка с ними очень высока. Дети остро реагируют на настроение родных, хотя не отдают себе в этом отчет. Расстроить маму или папу — настоящий кошмар.

Использовать эмоции можно только в воспитательных целях и разумно, ни в коем случае не шантажируя ребенка.

«Не делай этого, а то мама не будет тебя любить!»

— повторяя это, не жалуйтесь после, что вырастили бесчувственного эгоиста. С вас просто взяли пример.

Если ребенок никак не реагирует на увещевания и монологи «что такое хорошо, а что такое плохо», а вы уже имели неосторожность их начать, вариантом может стать расстройство мамы. Самое настоящее, неподдельное. Сделайте печальное выражение лица, вздохните, пусть глаза будут и правда на мокром месте.

— Мама, мамочка, что с тобой?

— Мой милый, мне очень-очень грустно, так, что хочется плакать…

— Почему? — малыш начинает хмуриться сам.

— Потому что ты говоришь вот это нехорошее слово — … Оно очень меня расстраивает.

Верите или нет, но помогает.

Ни один ребенок, окруженный заботой и любовью, не станет делать сознательно больно родным людям.

  • Почему дети ругаются сознательно матом в старшем возрасте? По тем же причинам, по которым это делают взрослые:
  • • Чтобы эмоционально разрядиться и снять стресс
  • • Чтобы казаться круче и старше
  • • Чтобы окружающие не думали, что ты пай-мальчик/пай-девочка

Кстати, частое использование ненормативной лексики входит в число признаков агрессии и деструктивного поведения у подростков. Но это совсем не значит, что надо бить тревогу, если ваша дочь-подросток в 9-м классе пришла домой и, стукнув рюкзаком по столу, выдала все, что она думает о прошедшем дне, на языке, не свойственном юной леди. Скорее всего, у девочки был просто трудный день.

Переход из детства в подростковый возраст часто связан с изменениями, которые можно назвать адаптивным кризисом.

Подросток ищет свое место под солнцем, отвоевывает территорию, внимание и признание.

Эмоциональные всплески, физическая активность и нецензурная лексика — такие же нормальные проявления кризиса, как замкнутость и проблемы в коммуникации. Но ведь мы культурные люди, и нам надо с этим как-то справляться.

Способ № 1. Не игнорировать

Если в случае с дошколенком можно было просто промолчать, то в случае с подростком — нет. Но и кричать на него, требуя прекратить, будет самым плохим вариантом.

«Ах, вам что-то не нравится во мне? Всем что-то не нравится во мне! Вот вам!»,

— это примерный смысловой ряд подростка 13-14 лет.

Попробуйте призвать ребенка к рациональности, только без морализаторства. Вы можете даже обернуть все это шуткой или разговором по душам с элементами лести (ну растили же вы не матерящегося хулигана?)

  1. — Саш, вот это да, не знал, что ты у нас бандит.
  2. — Отстань, пап, разговариваю, как хочу.
  3. — Твое право, конечно, но столь умный молодой человек, как ты, не должен прибегать к откровенно мерзким выражениям.

Способ № 2. Подыграть, но поменять карты

Стоять за себя в подростковом возрасте — навык обязательный. И тут дело даже не в умении драться, а в умении отвечать. Если тебя в школе назвали идиотом, лучше, конечно, игнорировать, но делать это очень сложно.

А тут еще родители со своим «не обращай на них внимания» — как красная тряпка для быка. Если промолчишь, значит, слабак, а слабаком быть никому не хочется.

Пусть не молчит, да простят меня сейчас педагоги.

Научите своего ребенка ругаться и отвечать так, чтобы у противника падало настроение. Но без мата.

  • Пусть будет колким, как герой классического фильма, иронизирует, как Шерлок Холмс, и жалит словом, как пчела.
  • Используйте классику, и все получится. Родителям в помощь:
  • • Серия романов Артура Конан Дойла «Шерлок Холмс»
  • • Серия романов Агаты Кристи «Эркюль Пуаро»
  • • Произведения Оскара Уайльда
  • • Произведения Марка Твена
  • Подарите ребенку сборник «Великие мысли великих людей», знакомьте его с биографиями писателей и поэтов, пусть набирается житейской мудрости: она столь же необходима, как и школьное образование.

Способ № 3. Быть примером

Если папа, которого толкнули в очереди, сообщил незадачливому прохожему о специфике его происхождения в нелицеприятных выражениях, так чего же стоит ожидать от сына?

Последний совет крайне банален: если ребенок начал ругаться, проверьте, а не ругаетесь ли вы сами. А бороться с вредной привычкой можно будет вместе.

Shutterstock.com

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *