Как вести себя с ребенком

Как вести себя с ребенком

  • 7 Сентября, 2018
  • Детская психология
  • Виталий Ровно

Дети — это наша жизнь. Чем больше хороших и познавательных слов ребенок слышит в первые 3 года, тем больше он развивается. Включить ребенку телевизор или какой-то другой носитель будет неправильно, ведь должен быть контакт между малышом и родителем. Нужно рассказывать ребенку все, что происходит вокруг него, почему так происходит. Нужно проявить внимание к интересам чада. Например, взять любимую книжку, сесть рядом и прочесть или обсудить ее. Если же он играет в какую-то игру, значит необходимо проявить интерес к ней. Когда родитель проявляет внимание к своему чаду, контакт между ними становится крепче, и это помогает ребенку развивать свое мышление и мозг, помогает приобрести навыки, которые задействованы во время игры. Как разговаривать с ребенком? Ответ на этот вопрос — дальше.

В основном родители общаются со своими детьми так, как с ними общались их родители. Некоторые, наоборот, все позволяют своим чадам, а потом не знают, как с ними справиться. Другие доверяют воспитание своих детей профессионалам. Ведь специалисты знают и придерживаются правильных принципов воспитания детей.

Как вести себя с ребенком

О чем общаться

Ребенок может быть сосредоточен лишь на том, что ему интересно. Если пытаться переключить его внимание на что-то другое, его мозгу приходится расходовать больше энергии, чем на то, что ему интересно.

Если ребенку не интересно определенная игра, то слова ему не запомнятся никак.

Все времяпровождения нужно быть с ребенком на одном уровне, например, читать книгу, вместе сидя на полу, рисовать вместе за одним столом, смотреть любимый мультик, взяв его на руки.

Одно из исследований определило, что разговор взрослого с ребенком, с которым сюсюкались с 11 до 14 месяцев, влияет на то, что малыш знает больше слов, чем тот ребенок, с которым разговаривали «по-взрослому». Добрые слова очень быстро привлекают внимание малыша и вскоре хорошо запоминаются.

Нужно говорить вслух все свои движения или то, что надо сделать. Это один из способов окружить ребенка речью. Комментирование не только увеличивает запас слов, а еще и связывает звуки или слова с действиями. Например: «Берем зубную щетку. Та, которая розовая, это твоя, а зеленая — сестрички».

Самый ценный этап развития ребенка – это разговор родителей и детей. Не нужно задавать вопросы, на которые ответы «да» или «нет».

Таким образом словарный запас не расширяется, а ребенок просто вспомнил старые слова, которые он знал до этого. Чтобы ребенок начал мыслить, надо задавать ему вопросы «почему», «как», «где».

Темы разговора с ребенком достаточно разные и зависят от интересов семьи.

Как вести себя с ребенком

Принимать малыша как отдельную личность

Не нужно забывать, что ребенок – это личность. Как разговаривать с ребенком в этом случае? Не нужно навязывать ему свое мнение или свои планы. Их воплощать надо самостоятельно. Очень часто родители хотят и пытаются сделать с ребенка того, кем не стали в свое время. Например, мама хотела быть парикмахером, а из-за родительского мнения стала учительницей.

И теперь из своей дочки хочет сделать парикмахера. Но так поступать нельзя! Таким способом родители не дают ребенку развиваться так, как ему надо и хочется. С первых дней жизни ребенку нужна свобода и право выбора. Нельзя навязывать свои позиции. Нужно создать такие условия, чтобы ребенок полноценно развивался, и помогать ему лишь тогда, когда он в этом нуждается.

Полноценное развитие

Обычно к трем годам заметно, что ребенок умеет делать лучше всего и что ему нравится. В таком случае родители должны обеспечить полноценное развитие ребенка.

Взрослый как пример

Большую важность имеет то, что родители говорят в присутствии детей, и то, что они делают. Ведь родители – это пример для своих детей. Можно сколько угодно говорить им, что нужно тепло одеваться, нельзя врать или что нельзя кричать и громко разговаривать.

Слова не будут иметь никакой важности, пока сам родитель не будет тепло одеваться, разговаривать тихо и не будет придерживаться всего того, что запрещает детям. Какова будет реакция, если родители запрещают громко говорить, а сами буду кричать друг на друга? Дети будут вести в обществе себя так же, как ведут себя их родители.

Маленькие повторяют поведение взрослых. Для правильного воспитания нужно быть хорошим примером для своего дитя.

Как вести себя с ребенком

Подбор методов

Методы воспитания у родителей должны быть одинаковые. Лишь при таком условии кроха будет чувствовать себя в безопасности. Если же после наказания будет утешение, то ребенок начнет вами манипулировать. Дети подстраивают себя под окружающую среду и ищут выгоду для себя. Из-за несогласия между мнениями родителей ребенок начинает манипулировать ими.

Соблюдаем правила

В семье должна быть последовательность действий, как разговаривать с ребенком. Не нужно менять правила и запреты каждый день, ведь из-за это кроха станет недисциплинированным. Он не понимает, как себя вести, и уже растерялся, что можно делать, а что нельзя. Нужно соблюдать все правила всем членам семьи, иначе вы не сможет вырастить дисциплинированного человека.

Быть построже

Не надо потакать чаду во всех его желаниях. Для ребенка будет достаточного того, что есть в доме, например, книжек, погремушек или каких-то других игрушек и вещей.

Похвала — прежде всего

Всегда нужно хвалить свое чадо, но только в том случае, если он этого заслужил. Если же ребенка просто так хвалить, то он будет стремиться сделать еще что-то только ради похвалы. Но это не есть хорошо. Должен быть какой-то объективный повод. Ведь те люди, которых в детстве родители хвалили за что-то, вырастают лидерами, а те, которых хвалили просто так, просто исполнителями.

Говорим на равных

Необходимо давать детям возможность участвовать в домашних хлопотах и принимать их помощь. Дети хотят быть похожими на своих родителей, берут с них пример. Видя, как мама убирает, они тоже стремятся убрать где-то. От таких помощников только грязи больше. К домашней работе детей нужно приучать в форме игры.

Если же ребенка отстранили от помощи, в его голове будут мысли, что он непригоден для домашних дел. И через какой-то период времени, когда ребенок станет подростком, он не будет помогать семье. Надо идти ребенку на встречу, пусть убирает с вами, чтобы он почувствовал, что он полезен своей семье.

И в будущем вырастет хороший помощник.

Только вместе

Отец обязан принимать участие в воспитании. Ведь отец очень важен для крохи, он проводник в реальный мир.

Поэтому он должен как можно больше проводить времени с детьми и быть всегда на связи, пусть даже по телефону. Разговор отца с ребенком очень важен и приносит свои плоды.

Пока отец занимается детьми, мама в это время может уделить время себе, чтобы и муж, и дети видели красивую и ухоженную маму и жену.

Как вести себя с ребенком

Развиваем независимость

Пусть ребенок вырастет независимым. Ему нужно периодически расставаться с матерью. В возрасте от 1 года до трех лет формируется «Я». В 2-3 года нужно предоставить малышу свободу.

Правильное мышление

Малыш должен научиться мыслить и расти любопытным. Обязательно надо отвечать на все вопросы ребенка и давать такие ответы, чтобы у него появились понимание и дополнительные вопросы. Благодаря этому он умственно развивается. Очень хорошо, когда ваш ребенок в любом возрасте остается почемучкой, таким образом он развивается.

Не бояться извинений

В разговоре матери и ребенка всегда надо извиняться перед малышом, если наказали его незаслуженно. Контролируя поведение ребенка, можно предотвратить отрицательные действия. Если допустили какую-то ошибку, надо признать ее, поменять собственное поведение и двигаться дальше.

Знакомим с историей

Ребенок должен знать свое происхождение и историю своей семьи. Для этого нужно показать ему семейный фотоальбом и рассказать, кто есть кто.

Детей любят не за какие-то качества, а просто так, за то, что он есть. Очень часто родители говорят, что будут любить своих детей если, например, они будут хорошо себя вести или же если будут послушными.

Это неправильно! Важно говорить ребенку, что он вам нужен, что она вам дорог, что он хороший, что он послушный. Чаще обнимайте ребенка, ведь для него это так важно. И не только для детей важны объятия, но и для взрослых.

Нельзя все время выражать недовольство ребенком.

Как вести себя с ребенком

Самостоятельность

Не нужно без просьбы о помощи предлагать ее ребенку. Если ему трудно, он сам попросит о помощи. А если он не справляется, надо предложить ему вместе сделать это. Ведь совместные действия сближают.

Очень часто ребенок сам может себя обслужить, например, убрать за собой со стола, собрать игрушки или же застелить постель, но он этого не делает. Не нужно сразу кричать на ребенка, а лучше объяснить ему спокойным тоном, чтобы он понял, что его любят.

Во время игры надо быть на равных с ребенком, чтобы он чувствовал себя уверенней.

Не нужно делать за детей уроки или же за руку водить их по вузам или колледжам, куда они собираются поступать. У тех родителей, которые делают все за своих детей, не остается времени для себя, для собственных интересов и провождения времени с друзьями.

В разговорах родителей и детей необходимо делать акцент на самостоятельности ребенка. Следует постепенно подготавливать его к независимости, передавать ему ответственность. Например, ребенок привык, что его разбудят в школу, заставят делать уроки, он и надеется на родителей.

Он должен сам обрести отрицательный опыт, чтобы постепенно набираться ответственности. Когда же ребенок расстроен, обижен, подавлен, когда ему стыдно, родитель обязан его поддержать, показать, что понимает его переживания или состояние.

Читайте также:  Поликистоз яичников - СПКЯ в гинекологии

Ребенок рассказывает о себе все больше лишь тогда, когда уверен и убежден, что взрослый готов его слушать.

Не нужно говорить с ребенком в приказном порядке, например, «ложись в кровать», «помолчи», «делай уроки». В ответ на такие «просьбы» дети обычно сопротивляются и упрямятся. Нельзя предупреждать и угрожать, например, «если ты не прекратишь плакать, я не буду с тобой дружить», или же «если ты не будешь слушаться, я возьму ремень».

Как вести себя с ребенком

Морали и проповеди

Как разговаривать с ребенком? Следует ограничить малыша от постоянных моралей. От того, что родитель сказал это сто раз, ничего не меняется. Надо давать советы ребенку, а не готовые решения проблем.

Ведь если решать за ребенка, его это будет раздражать, и он больше не захочет ничего рассказывать. Нельзя критиковать своего малыша, типа, «что это ты сделал» или же «зря я на тебя надеялась».

Такие действия со стороны взрослых вызывают у детей отрицание, злобу, защитное нападение, подавление и разочарование в себе.

Обращать внимание нужно не только на отрицательные действия, но и на положительные. Не нужно выспрашивать, а просто постараться поддержать ребенка. Когда говорит мама о своих чувствах, она должна говорить от первого лица – «Я». Важно сказать о своих чувствах, а не о поведении малыша.

Например, «я не люблю, когда девочки не ухаживают за собой, не чистят зубки и не умываются» или «Мне не удобно передвигаться по дому, когда повсюду раскиданы игрушки». Такая форма высказывания помогает взрослым выразить негативные чувства, не обижая при этом ребенка.

Нужно быть искренними и открытыми по отношению к своим детям, тогда и они будут отвечать тем же. Высказав недовольство таким образом, родители не давят на ребенка и дают ему выбор. Он сам принимает решение, как поступать.

И только тогда дети начинают брать во внимание пожелания и переживания взрослых.

Как вести себя с ребенком

Родителю бывает больно и грустно, он может кипень в гневе и злости, но это никак не должно отражаться на детях, нельзя на них сгонять злость. Самые основные и главные качества в разговоре ребенка с мамой — это управлять своим гневом, грустью или раздражением. Нельзя кричать на ребенка и поднимать руку, а нужно, прежде всего, договариваться.

Ребенок – это маленький человек, он имеет право на свободу выбора и право на собственные мечты. Способов, как вести разговор с детьми, много. С ранних лет ребенку нужно прививать право выбора, например, при покупке вещей, выбора кружка, друзей или книг. Решение остается только за ним.

Нужно доверять своему ребенку, это создаст у него чувство защищенности и уверенности в себе. Нужно открыто говорить о своих чувствах вместо того, чтобы обвинять его.

Чтобы кроха рос счастливым и полноценным, нужно воспользоваться принципом диалога, ведь малыш тоже имеет право на свое мнение и высказывание, и если слушать его, то можно быть ближе друг к другу.

Ребенок должен всегда чувствовать и знать, что он нужен, что его любят, ведь для него это так важно, для него это как энергия, как воздух и еда.

Хорошо и правильно воспитанный ребенок станет счастливым человеком.

Как вести себя с детьми от 3 до 18

Экология жизни. Дети: Не забывайте, что настоящими родителями не рождаются, поэтому нужно приложить максимум усилий и мудрости, чтобы ими стать…

На протяжении жизни нас учат чему угодно, только не тому, как стать настоящими родителями и правильно воспитывать детей. Многие мамы и папы не знают, как общаться со своими детьми — и допускают массу ошибок, которые влекут неприятные последствия не только в отношениях «родитель — ребенок», но и в самой жизни дочери или сына в их будущем.

Психолог высшей категории, старший преподаватель кафедры психологии и управления ГУО «Минский областной институт развития образования» Нина Ивановна Кашкан помогла нам охарактеризовать наиболее специфические особенности возраста каждого ребенка и дать рекомендации, как стоит общаться с детьми на разных этапах их развития.

Дошкольники (3−6 лет)

Как вести себя с ребенком

Особенности поведения

Нина Кашкан отметила, что с трех лет детки начинают чувствовать себя самостоятельными — они часто произносят такие фразы, как «я сам», однако при этом отличаются романтической привязанностью к родителям, находятся в неустанном движении. Примечательно и то, что в этом возрасте нет различий между реальным миром и миром фантазий.

В отличие от многих взрослых, которых ввиду чувства повышенной ответственности или зависимости перед социумом очень волнует, что о них подумают, скажут другие и как это отразится на их репутации, дошколята удовлетворяют свои желания и потребности свободно от мнения окружающих.

Но вместе с тем, с радостью привлекают к себе внимание, становятся для родителей и близких «вездесущими».

Это возраст «почемучек» — они постоянно спрашивают: «А почему?», «А зачем?», «А что это?». При этом их вопросы могут заводить в тупик даже самых интеллектуальных взрослых.

Также в этот период жизни дети испытывают различные страхи и беспокойства. Они воспринимают все слишком буквально.  

Общение с ребенком

Психолог рекомендует в этом возрасте особенно жалеть и любить своего малыша, целовать, ласкать и обнимать, помогать ему удовлетворить его «я сам».

Будьте отзывчивы к его идеям, откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как только у него появится желание с вами поговорить.

На все, даже очень «неудобные», вопросы отвечайте честно. Если на интерес ребенка по поводу того, откуда он появился, вы ответите: «принес аист», «купили в магазине» — то потом вам будет сложно научить ребенка говорить правду, так как вы уже подали ему обратный пример.

Наблюдайте, как ребенок играет, не отказывайте ему в участии. Это, можно сказать, первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у малыша, как он будет их решать, когда станет взрослым, каким он будет семьянином, работником, другом.

Предоставляйте ему свободу, но учите считаться и с интересами окружающих. Останавливайте его, если он вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свое негодование, когда оно вызвано серьезным поступком ребенка.

Чего не следует делать

Старайтесь не опекать ребенка излишне и не используйте в его адрес угрозы. Не наказывайте свое чадо за качество личности — а только за действия.

И ни в коем случае не прибегайте к физическим наказаниям. Используя в воспитательном арсенале насилие, можно быстрее добиться результата, так как не нужно долго что-то объяснять и доказывать.

Однако что вы будете делать, когда ребенок вырастет?

Также психолог советует не заострять внимание на детских ссорах.

Ситуация и пути решения

Если ваш ребенок слишком часто капризничает, закатывает истерики на улице, дома, в магазинах, когда вы не купили ему любимую игрушку, то в первую очередь стоит задуматься, что, возможно, источник подобного поведения ребенка кроется во взаимоотношениях в семье. Не стоит тут же вешать на малыша ярлык непослушного. Задумайтесь над тем, что в этом возрасте дети «зеркалят» отношения своих родителей.

В связи с тем, что дети 3−6 лет характеризуются высокой переключаемостью внимания, то в момент очередной истерики ребенка постарайтесь тут же перенастроить его на что-нибудь другое, желательно неожиданное. Например, скажите: «Смотри, там, на крыше, обезьянка сидит», «Ой, Карлсон полетел!». То есть то, чего он никак не ждет.

Младшие школьники (7−10 лет)

Как вести себя с ребенком

Особенности поведения

В этом возрасте у детей появляется серьезное и трудоемкое занятие — учеба. А самым большим авторитетом порой становится учитель.

  • Также для ребят 7−10 лет характерен всплеск воображения, жизнь в фантастическом мире, чаще всего созданном по образу и подобию того, что они увидели или услышали.
  • В эти годы у детей может появиться стремление присваивать чужие вещи, что нужно тут же пресекать, не воспринимая подобные выходки как шутку, иначе это может перерасти во вседозволенность и воровство.
  • У ребенка формируется зачаточное представление о своих правах, повышается интерес к исследованию своего тела.
  • Дети чаще копируют своих родителей: в интонациях, поведении, в отношении с другими людьми.  

Общение с ребенком

Обсуждайте с ребенком проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к мужу (жене) на собственном примере, не стесняйтесь проявлять нежность и заботу к партнеру в присутствии ребенка. Узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями. Таким образом, вы покажете ребенку, что можно дружить семьями, сможете понять, какие у него друзья.

Во время учебы помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний: это повысит его мотивацию учиться еще лучше, а также поспособствует личностному развитию. При этом у ребенка обязательно должно быть рабочее место и время для выполнения домашних заданий, также он заслуживает похвалы или ободрения за свои успехи.

Если же у вас есть к нему требования, то обязательно аргументируйте их, предъявляйте их в позитивной форме, то есть говорите о том, чего вы хотите, а не о том, чего вы не хотите.

Чего не следует делать

Многие родители, меряя ребенка по себе, допускают ошибку: требуют от него того, к чему он не готов в силу своего возраста. Не отдавайте распоряжений, выполнение которых не обязательно.

Не стоит ревновать ребенка к авторитету учителя, наоборот, порадуйтесь, что так есть.

Во время выяснений отношений не давайте негативных оценок личности своих детей и ни в коем случае не сравнивайте их с другими, отдавая предпочтение последним.

Ситуация и пути решения

У младших школьников одна из самых распространенных проблем — это недостаточная мотивация к учебе. Хотя в этот период учебная деятельность — ведущая в жизни ребенка 7−10 лет.

Природа ребят этого возраста — в познании.

И если она нарушается, то прежде всего это упущение родителей, которые нередко еще задолго до школы «пичкают» своих чад знаниями: считать до ста, выучить английский алфавит и названия мировых столиц.

Вместо этого лучше подогревать любознательность ребенка такими фразами, как «об этом ты узнаешь в школе», «в школе тебе расскажут много интересного». Стоит поднимать в глазах ребенка авторитет учителя.

Развивать детей родителям, безусловно, надо, но перегружать информацией (смысл и «вкус» которой они могут не до конца еще понимать) нельзя, так как это может отбить интерес к учебе.

Подростки (11−14 лет)

Как вести себя с ребенком

Особенности поведения

Период от 11 до 14 лет нередко называют трудным возрастом. Считается, что в это время человек переживает серьезный кризис. Главная тому причина: физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы.

Подросткам свойственна склонность к самоутверждению и романтике, выяснению своих способностей и возможностей на гране риска. Также у них нередко может меняться настроение, проявляться беспричинная обида, грусть, слезы. Эмоциональная реакция может сопровождать даже, казалось бы, самые незначительные события.

В эти годы укрепляются приятельские и дружеские связи с ровесниками или ребятами постарше.

Подростки нередко яро отстаивают свою точку зрения (часто неверную), начинают критически относиться к авторитету взрослых, пренебрегая им, отдавая предпочтение мнениям своих сверстников.

Снисходительное отношение к младшим может быть для них также характерно, а также нарочито равнодушное отношение к противоположному полу, что, напротив, свидетельствует о том, что в этой области у ребенка в душе живет интерес.  

Читайте также:  Наросты во влагалище - внутри и снаружи у входа фото

Общение с ребенком

Нина Кашкан советует помнить о том, что подростку так же, как и раньше, нужны забота, внимание и участие, однако теперь уже в качестве партнера. Поэтому говорить с ребенком стоит на равных, вместе с ним планировать семейный бюджет, проведение свободного времени. Выделяйте деньги на карманные расходы, в конфликтных ситуациях высказывайтесь после него.

Выслушивайте детей, а не просто слушайте, что и как они говорят. Следует обязательно объяснять подросткам, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем что-либо сделать.

В этом возрасте также важно научить свое чадо достойно переносить огорчения и неприятности, разъяснять необходимость тех или иных ограничений в семье и в целом.

Будьте бережны к зарождающимся чувствам в душе ребенка, подчеркивайте важность выбора друзей и подруг, обозначьте рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях с людьми.

Чего не следует делать

Не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте ребенка. Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему. Когда он старается объяснить вам свои поступки, не начинайте разговор с обвинений и не перебивайте.

Также не стоит подкупать детей и вымогать силой обещание не делать то, что вам не нравится. Если в вашей семье есть правила и традиции, не отступайте от них, разве что в исключительных случаях.

Не ревнуйте сына или дочь к друзьям, приглашайте их в свой дом и старайтесь познакомиться поближе. Не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся вам не по душе.

Ситуация и пути решения

Из-за смены гормонального фона у подростков может резко падать самооценка. Они становятся неуклюжими, неуверенными, мнительными.

Снижение самооценки автоматически влечет за собой попытку ребенка самоутвердиться за счет другого, поэтому он может стать грубым и непослушным.

В этой ситуации нужно работать над повышением уверенности в себе ребенка, искать и указывать ему на позитивные вещи в его поведении.

В этот период родитель и учитель не должны фиксировать внимание подростка на том, что плохо, а, напротив, говорить о том, что хорошо в нем и достойно похвалы.

Старшеклассники (15−18 лет)

Как вести себя с ребенком

Особенности поведения

В этом возрасте молодые люди уже всерьез задумываются о многих жизненно важных вещах. Например, в учебной деятельности у них начинают проявляться профессиональные интересы и склонности. Их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться на долгие годы.

Также взрослые в этот период становятся значимыми фигурами для старшеклассников, однако теперь с учетом их личностных качеств. Из этого вытекает склонность 15−18-летних детей к поиску объекта для поклонения и подражания, а интимные переживания приобретают у них наиважнейшую роль и могут даже на какое-то время затмить все остальные увлечения и интересы.

Общение с ребенком

Рассказывайте о своих неудачах и успехах, спрашивайте совета. Будьте готовы к тому, что ваш повзрослевший ребенок может вступить в интимные отношения или приобрести вредные привычки.

Если у него появляются серьезные проблемы, помогайте своим детям найти их решение и веру в силы для их преодоления, при этом доказывая, что он (она) обладает многими достоинствами, которые нужно постоянно развивать.

Чего не следует делать

  1. Без явной на то необходимости не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида, определения поля деятельности для самореализации, в том числе и профессиональной.

  2. Не принуждайте ребенка к откровенности: если вы не будете давить на него, он сам придет и расскажет о том, что его тревожит.

  3. Не стоит делать трагедии из раннего на ваш взгляд сексуального опыта ваших детей, а помогите им справиться с возможно постигшим разочарованием или с необходимостью прибегнуть к помощи врача.

Ситуация и пути решения

Первая влюбленность для ребят этого возраста — это большая ценность, в то время как окружающие его взрослые с высоты опыта своих лет воспринимают порой это как чепуху и нередко говорят: «Да таких парней (девушек) у тебя еще столько будет!». Когда родители пытаются разрушить или умалить эту ценность, то ребенок ее защищает, а в самых плачевных вариантах может совершить попытку суицида.

Нужно понимать, что ценности взрослых и юных людей отличаются, поэтому следует обязательно считаться с ними: нельзя относиться к симпатии своего чада свысока, насмешливо, снижать значимость его впечатлений. Это первое сильное чувство очень-очень важно для него.

Стоит поговорить с ребенком по душам, рассказать о своем первом опыте увлечения, признать большое значение этого чувства в жизни человека.

Скажите, что подобные влюбленности и разочарования случаются в жизни каждого, ведь вашему ребенку кажется, что только ему не отвечают взаимностью, что только с ним случилось такое, на его взгляд, сильное чувство.

Можно пригласить его объект симпатии к себе домой, на прогулку, если только ваш ребенок этого пожелает.

Также интересно: 19 просто гениальных советов родителям  

С вашим ребенком что-то не так, если…

Не забывайте, что настоящими родителями не рождаются, поэтому нужно приложить максимум усилий и мудрости, чтобы ими стать.опубликовано econet.ru  

 Виктория Гомза

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Похожие статьи

Лиана Хазиахметова

Многие семьи сталкиваются с проблемой расставания или расторжения брака. Какими бы ни были причины, это сложный процесс для всех участников. Но ребенку особенно тяжело наблюдать за тем, как два самых важных для него человека расходятся в разные стороны. Развод родителей — переломный момент для детей, особенно если их последующая жизнь существенно отличается от прежней.

Из жизни малыша исчезает один из главных людей. Это становится для ребенка серьезной проблемой, с которой ему предстоит справиться. Зачастую наибольший ущерб наносит не развод сам по себе, а конфликты и агрессия, которые нередки между бывшими супругами.

Поэтому постарайтесь сделать все возможное, чтобы хотя бы внешне урегулировать проблему и смягчить ее воздействие на вашего малыша. В книге «О чем думает ребенок?» есть пошаговая инструкция, как вести себя с ребенком, если вы с партнером решили расстаться.

Как вести себя с ребенком
О чем думает ребенок?

1. Сообщите о своем решении вместе со вторым родителем. Поддерживайте оптимистический настрой (хотя бы внешне), чтобы эта новость стала для ребенка как можно менее болезненной.

2. Объясните причины. Расскажите, что вы несчастливы вместе и решили жить отдельно, чтобы оставаться друзьями. Подчеркните, что для малыша все не будет как прежде, но отношение к нему останется неизменным.

Как вести себя с ребенком
Покажите ребенку, что он не один и может всегда рассчитывать на помощь обоих родителей. Источник

3. Успокойте его. Акцентируйте внимание на том, как изменится жизнь малыша. Ответьте на его главный вопрос: «С кем я останусь?» Скажите также, что вы оба по-прежнему будете присутствовать в его жизни. Единственное отличие лишь в том, что мама и папа будут жить в разных местах.

4. Не испытывайте чувство вины. Не стоит покупать ребенку подарки: это может заставить малыша почувствовать себя обиженным. Он может решить, будто его подкупают, чтобы он забыл о своих чувствах.

5. Не критикуйте второго родителя. Что бы ни произошло между бывшими супругами, сохраняйте нейтралитет хотя бы перед вашим ребенком. Открытая враждебность и критика второго родителя заставят малыша почувствовать, будто его разрывают на две части.

6. Выслушайте ребенка. Малыш может переживать самые разные эмоции, в том числе и злость. Объясните ему, что грустить по этому поводу — нормально. Позвольте ребенку высказать собственную точку зрения, не навязывая ему свое мнение.

7. Сохраняйте спокойствие. Вы должны заботиться об интересах ребенка. Самое верное решение вы сможете принять, если на время забудете о собственных чувствах.

8. Заботьтесь о себе. Это необходимо, чтобы поддерживать ребенка. Попросите других членов семьи и друзей помочь вам делом или советом, обратитесь к психологу, если в этом есть необходимость.

9. Будьте терпеливы. Как правило, на то, чтобы эмоционально оправиться после развода родителей, ребенку требуется не менее двух лет.

10. Соблюдайте распорядок дня. Сделайте все возможное, чтобы поддерживать привычный для ребенка ритм жизни. Продолжайте устраивать детские праздники, путешествуйте, общайтесь с друзьями. Все это поможет малышу ощутить, что мир по-прежнему безопасен и предсказуем.

Какая последует реакция на новость о разводе, зависит в том числе и от возраста ребенка. Рассказываем, на какие моменты нужно обратить внимание с детьми дошкольного возраста.

Успокойте ребенка. Дети часто выплескивают свои чувства, вызванные крупными событиями, взрываясь по малейшему поводу. Вместо того чтобы расценивать это как дурное поведение, обнимите малыша.

Будьте готовы к регрессу. У детей могут случаться откаты в развитии: слезы перед сном, ночное недержание, беспокойство из-за разлуки с другим родителем. Будьте терпеливы.

Не скрывайте изменения в вашей семье. Пусть и воспитатель в детском саду знает об этом, чтобы с пониманием отнестись к любым переменам в поведении вашего ребенка.

Действуйте единым фронтом. Будьте дружелюбны с вашим бывшим супругом, чтобы ребенок мог спокойно приглашать вас обоих на значимые для него события.

Не их вина. Дети в этом возрасте еще не в состоянии полностью понять причины происходящего, поэтому иногда могут винить себя в разводе родителей. Объясните, что они тут ни при чем.

Будьте реалистичны. Ребенок может мечтать о вашем воссоединении. Объясните, что решение, принятое взрослыми, является окончательным и он не может на него повлиять.

5 советов от Джона Готтмана

Супружескими конфликтами следует управлять так, чтобы дети не запутались в ваших проблемах и не подумали, что несут за них ответственность.

Защита детей также подразумевает необходимость открыто говорить с ними, кроме того, вашим детям важно иметь надежные источники социальной поддержки за пределами семьи.

Вот еще несколько советов от психолога и автора книги «Эмоциональный интеллект ребенка» Джона Готтмана для семей, которые переживают развод.

Как вести себя с ребенком
Эмоциональный интеллект ребенка

  • Не используйте своих детей как оружие в супружеских конфликтах.

Разгневанные супруги иногда чувствуют искушение использовать отношение к детям, чтобы ранить друг друга. При разводе они могут пытаться ограничить возможности друг друга видеться с детьми.

Они могут также пытаться причинить боль своим супругам или бывшим супругам, направляя против них чувства детей.

Для этого они дискредитируют (правдой или неправдой) другого родителя или просят ребенка выбрать одну из сторон в семейном споре.

Подобные попытки намеренно оттолкнуть ребенка от одного из родителей — одна из самых вредных вещей для конфликтующей пары.

Как вести себя с ребенком
Нельзя использовать ребенка как оружие. Источник

Такие действия создают хронический источник мучительного конфликта для ребенка, который любит обоих родителей, хочет быть верным им обоим и в то же время считает своим долгом защищать их от нападок противоположной стороны.

Постоянное вовлечение детей в семейные споры может породить чувство, что они несут ответственность за семейный раскол, а значит и за восстановление семьи. Очевидно, что ребенок мало чем может повлиять на сохранение брака своих родителей.

В результате он ощущает бессилие, смятение и разочарование.

  • Не позволяйте детям становиться посредниками.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок пытается стать посредником между вами и супругом, примите это как знак, что уровень конфликта в вашем доме чрезмерно высок. Для благополучия своего ребенка вы должны разрядить ситуацию.

Читайте также:  Боли в начале менструаций

Используйте методы эмоционального воспитания, чтобы выяснить, что чувствует ваш ребенок. Если у вас маленький ребенок, дайте ему понять, что решение этих вопросов не входит в его обязанности, что взрослые должны сами во всем разобраться и что все будет в порядке.

С ребенком постарше разговор может быть более сложным, но попробуйте донести то же сообщение — что мама и папа должны сами разрешить свои конфликты. Скажите ребенку, что вы понимаете, что ваши ссоры его огорчают, но иногда они необходимы, потому что позволяют преодолеть разногласия.

И обязательно уверьте его, что мама и папа пытаются найти способ улучшить ситуацию.

  • Дайте детям знать, когда ваш конфликт разрешится.

Исследования, проведенные профессором Марком Каммингсом из Западно-Вирджинского университета, показали, что дети, видя, как спорят взрослые, часто страдают и проявляют агрессию, но, как только они понимают, что взрослые разрешили свои разногласия, успокаиваются. Каммингс также обнаружил, что для детей играет роль степень разрешения конфликта.

Например, они реагируют положительно, если видят, что взрослые извиняются друг перед другом или находят компромиссы. Если конфликт разрешен не полностью — например, взрослые просто поменяли тему или один уступил другому, — дети выдают отрицательную реакцию. Но самую сильную негативную реакцию вызывает молчание или непрерывное продолжение ссоры.

  • Создавайте для ваших детей сети эмоциональной поддержки.

Когда родители часто ссорятся, нередко дети старшего возраста, особенно подростки, отдаляются от своих семей и ищут эмоциональную поддержку в других местах.

Они уделяют больше времени сверстникам или своему хобби, присоединяются к семьям друзей или родственников, у которых меньше проблем.

Отдаление ребенка от семьи, как правило, причиняет ему страдания, но такая ситуация может стать положительным механизмом решения проблем при условии, что люди и занятия, которые он выбирает, положительно влияют на его жизнь.

К сожалению, в жизни некоторых детей нет ответственных взрослых, к которым они могут обратиться. Созидательная деятельность, такая как спорт, учеба или искусство, зачастую тоже оказывается им недоступна.

Дети из нестабильных семей часто подпадают под нездоровое влияние, присоединяясь к группам сверстников с асоциальным и противоправным поведением. Поэтому в периоды семейных раздоров очень важно уделять больше внимания друзьям и занятиям вашего ребенка. Узнайте, как и с кем он проводит свободное время.

Держите связь с родителями его друзей и сделайте все возможное, чтобы держать ребенка под контролем и направлять его активность.

  • В те моменты,когда вы спокойны,уделяйте время разговору с ребенком о его реакции на кризис в семье.

Вы можете начать со слов: «Я заметила, что, когда мы с папой спорили, ты притих и ушел в свою комнату. Поэтому я подумала, что наш спор тебя расстроил». Поощряйте ребенка говорить о печали, страхе или гневе, которые он может чувствовать. Сочувственно выслушивайте все, что он говорит, и помогайте ему называть свои эмоции.

Вы можете узнать о таких страхах, о которых раньше даже не подозревали. Например, ребенок может бояться, что если вы разъедетесь, то одного из вас он больше никогда не увидит. Или размышлять, где и на что он будет жить, сможет ли его обеспечить только один родитель.

Он может думать, что является источником проблемы, расстраиваться из-за этого и чувствовать себя виноватым. Иногда ребенок даже не бывает уверен, что боится; он просто чувствует, что происходит что-то плохое, и беспокоится, не зная, чем все закончится.

О каких бы страхах он ни говорил, дайте ему понять, что, даже если мама и папа ссорятся, они все равно всегда будут его любить и заботиться о нем.

И помните: чтобы защитить детей от негативных последствий супружеских конфликтов, нужно оставаться для них эмоционально доступными. Это требует внимания к повседневным рутинным событиям, вызывающим в детях эмоциональный отклик.

Если несмотря на стрессы и семейный кризис родители смогут сосредоточиться на практике эмоционального воспитания, то окажут своим детям большую услугу.

Дети нуждаются в эмоциональной близости со своими родителями, особенно в те моменты, когда семьи переживают потрясения.

По материалам книг «О чем думает ребенок?», «Эмоциональный интеллект ребенка»

Обложка поста: unsplash.com

7 практических советов, как поладить с чужим ребёнком — Лайфхакер

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вас просят присмотреть за соседским ребёнком, пока родители отлучились по неотложным делам. Или же вы зашли в гости, и, пока хозяйка на кухне, ваша задача — развлечь ребёнка. А может быть, ваша работа предполагает общение с детьми — частое или не очень (к примеру, воспитатель или парикмахер).

Как вы будете налаживать контакт с ребёнком в подобных ситуациях?

Мы подготовили список практических советов, которые помогут вам быстро найти общий язык с ребёнком. Эти советы для тех, кто не имеет профессионального опыта работы с детьми. А под словом «дети» в большей степени имеем в виду детей дошкольного возраста.

1. Относитесь к ребёнку как к обычному человеку, только маленькому

Пожалуй, это самый важный совет, который лежит у истоков остальных советов из этой статьи.

Обратите внимание, что те люди, кто наиболее успешен в установлении контакта с детьми (я наблюдал это на примере воспитателей, докторов, тренеров, с которыми контактирует мой ребёнок), общаются с ними спокойно, уравновешенно, нормальным тоном объясняя им сложные вещи. Эти люди с самого начала воспринимают ребёнка как полноценного человека, только делают скидку на то, что он ещё маленький. И такой подход подкупает детей.

Вы можете взять эту стратегию на вооружение и перестать сюсюкаться с детьми, если это уже далеко не младенцы. Ведите с ними полноценный диалог, только не с позиции «взрослый — взрослый», а с позиции «ребёнок — ребёнок».

Заметьте, что дети всегда легко находят общий язык друг с другом, сложности начинаются тогда, когда мы взрослеем. Поэтому «понизьте» себя на время до уровня ребёнка. Это значит, что не нужно открыто сомневаться, если услышите подобные заявления: «Вчера огромный самолёт прилетел к нам в огород».

Вместо этого развивайте разговор: «Серьёзно? Хочешь рассказать мне об этом?».

2. Опуститесь на уровень глаз ребёнка

Когда мы приходим с ребёнком на занятие в детский клуб, преподаватель всегда наклоняется или приседает, чтобы поприветствовать или что-то спросить у ребёнка. По её словам, это помогает ей отойти от шаблона общения «взрослый — ребёнок» и продемонстрировать своё уважение и равенство. Судя по тому, насколько хорошо у неё получается налаживать контакт с детьми, это отличный совет.

3. Не хвалите ребёнка напрямую

Если при встрече хотите сделать комплимент ребёнку, акцентируйте внимание на его одежде или на предмете, который он держит в руках. Когда посторонние люди затрагивают что-то личное, они рискуют сделать ребёнка ещё более застенчивым.

Всё, что требуется при первой встрече, — это снять напряжение, которое возникает у ребёнка при контакте с незнакомым человеком. Например, вы можете построить диалог следующим образом:

— Вау, какой у тебя красивый грузовик! Наверное, он песок на стройку возит.

Так вы переключите взгляд ребёнка на игрушку вместо пугающего лица незнакомца. Этот трюк поможет выиграть время, чтобы ребёнок привык к вашему голосу.

Или вот ещё один трюк, который может помочь. Если видите на одежде или в руках у ребёнка персонажа из мультика, который знаком вам обоим, это отличный предлог завести разговор.

— Ух ты, это фиксик? — спрашиваете вы.

— Фиксик, — отвечает ребёнок после небольшой паузы.

— А как зовут этого фиксика? — развиваете диалог вы.

  • Предмет общего интереса — это всегда хороший повод найти взаимопонимание как со взрослыми, так и с детьми.
  • Или ещё один способ, который использует наш дедушка, когда в гости заходят мои приятели со своими детьми. Он намеренно включает ошибку в то, о чём говорит:
  • — Какие у тебя красивые жёлтые сандалии, — обращается он к ребёнку.
  • — Они ведь синие, — отвечает тот.

— Точно, синие. Я потерял свои очки, а без них плохо вижу. Ты их не видел?

— Они же у вас на носу, — с улыбкой отвечает ребёнок.

После этой шутки дети легко идут с ним на контакт.

4. Выражайте эмоции ребёнка на своём лице

Часто можно встретить ситуации, когда люди смеются, когда ребёнок плачет, в попытках поднять ему настроение. Что происходит на самом деле? Ребёнок плачет ещё громче, впадая больше в отчаянье, как будто говорит: «Почему никто не понимает меня?».

В следующий раз, когда встретите ребёнка в расстроенных чувствах, попробуйте сделать грустное лицо и посочувствовать. В большинстве случаев это помогает, и малыш легче идёт на контакт.

5. Говорите о его вещах и игрушках

Если вы оказались дома у ребёнка, интересуйтесь его игрушками и книжками: «Любишь читать? Какая твоя любимая книга? Можешь показать?».

Этот трюк отлично работает не только с детьми, но и со взрослыми, ведь все мы любим повышенный интерес к своей персоне.

Или же, если нужно чем-то занять ребёнка, пока его родители отлучились, отличный выход — предложить порисовать. А если вдруг ребёнок находит это занятие слишком скучным, предложите ему рисовать с закрытыми глазами. А затем вместе угадывайте, что он нарисовал.

6. Станьте своим среди детей

Самый лучший способ ладить с детьми — это дать волю тому ребёнку, который живёт внутри вас.

Станьте своим среди детей, которые вас окружают. Примите их правила, а не навязывайте свои. Играйте в те игры, в которые они хотят играть. Говорите с ними о том, о чём им интересно слушать. Читайте те книги, которые нравятся им.

7. Универсальный способ поладить с детьми во всех ситуациях

Есть одна уловка, которая срабатывает практически всегда и со всеми детьми. Наверняка вы видели, как её используют другие взрослые, а может быть, и сами ею пользовались.

Закройте глаза руками. Держите их так некоторое время. Затем медленно раздвиньте пальцы и посмотрите на ребёнка. На его лице появится улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.

Этот список не может быть закончен без вашего участия. Если вам есть что добавить, напишите об этом в х ниже.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *