Ошибки воспитания

Сегодня разберем типичные ошибки родителей в воспитании детей. Ведь не вызывает сомнений, что 75% депрессий, фобий, психосоматических расстройств, иных «прелестей» уходят корнями в ранние детские годы. Отбросим генетические сбои, неблагоприятную наследственность, проблемный семейный анализ, тяжелую беременность, трудные роды.

Не станем рассматривать ситуации, когда фундаментом психического нездоровья подростков стали асоциальные и анормальные родители: алкоголики, наркоманы, игроманы, прочая зависимая братия.

Не будем учитывать случаи, когда психоэмоциональные нарушения или соматоформные расстройства дебютировали на фоне внезапного интенсивного стресса, например, после гибели близкого в автомобильной аварии.

Истоки ошибок в воспитании

Сложная задача – выработать и соблюдать правильный, последовательный стиль воспитания.

Что делать? Чтобы стать образцовым, ответственным родителем следует узнать обстоятельства, провоцирующие хроническое стрессовое состояние у юной личности.

Исследовать стили родительского поведения, типичные реакции на повседневные явления, традиционное отношение к ребенку, которые препятствуют нормальному развитию здорового человека.

Ошибки воспитания

Изучить плодовитую почву для выращивания психических проблем – бесполезных стереотипов мышления и ошибочных шаблонов действия взрослых. Ознакомиться с семенами родительского невежества, из которых вырастает гигантское дерево с обильными плодами: меланхолией, тревогой, агрессией, аддикцией, гиперактивностью, дефицитом внимания, суицидальным поведением.

Что такое «плохое» воспитание?

Неправильное воспитание – это серия действий, которые серьезно мешают становлению здоровой личности, наносят ущерб психики ребенка. Неверная стратегия не ограничивается одним поступком, однократным наказанием или поощрением. Это совокупность действий, которая негативно влияет на развитие и становление малыша.

В большинстве случаев плохая система воспитания – непреднамеренно сформированный конструкт. Но это не уменьшает его отрицательного воздействия на ребенка.

Некоторые родители не учитывают последствия высказываний, приказов, запретов. Другие не задумываются об отношении к крохе.

Нередко плохое воспитание происходит из-за недостатка знаний. Или же это результат нежелания изучать опыт педагогики, получать необходимые навыки.

Признаки неправильного воспитания

Определенные действия и типичные модели рассуждений указывают на неправильную линию взаимоотношения поколений. Их следует однозначно искоренить из практики.

Чрезмерный выговор

Ребенок делает что-то не так, по мнению родителя. Взрослый резко, в грубой форме его ругает. Заостряет внимание на произошедшем. Критикует не конкретную ситуацию, а личность малыша.

Прибегает к ругательствам, использует суровое наказание за оплошность. Эта практика приносит огромный вред, особенно, если ребенок проявил честность, признался в ошибке.

Итог – формирование чувства ущербности, виновности, никчемности, которые со временем создадут устойчивую депрессивную личность.

Ошибки воспитания

Воспитание на глазах у публики

Некоторые опекуны быстро выходят из себя. Не сохраняют терпение, начинают ругать, кричать, оскорблять, бить беззащитного карапуза на глазах у других. Это оказывает серьезное влияние на психику ребенка. «Публичное» наказание лишит его уверенности, привьет чувство стыда. Эффекты порицания перед аудиторией часто становятся причиной социальной фобии.

Одни советы и указания, никакой самостоятельности

Типичная ошибка – совершения выбора родителями вместо ребенка. Заботливая мама дает советы, начиная от чистки зубов, заканчивая выбором «правильной» одежды. Указывает малышу, с кем общаться, кого избегать.

Родительница настойчиво рекомендует спортивную секцию, определяет хобби. Вместо позволения сделать выбор, она лишает маленького человека права на независимость и самостоятельность.

Результат – чувство неуверенности в себе, боязнь проявить инициативу, страх выполнить шаг вперед.

Удержание на расстоянии

Промах взрослых – холодность, черствость, эмоциональная отчужденность. Зафиксированные на себе родители не обнимают наследника, не говорят ему: «Я люблю тебя». Для них выражение чувств – некий грех. Это заставляет малыша чувствовать себя эмоционально изолированным, ненужным.

У него формируется убежденность, что проявлять эмоции стыдно. Непонимание, что такое сочувствие и сопереживание – фундамент для эгоцентризма.

Неумение выражать переживания конструктивным путем – почва для тяжелых психоэмоциональных расстройств, основа для неблагополучия в будущей личной жизни, причина одиночества и социальной изоляции.

Отсутствие четких правил

Детям нужна понятная структура и строгие границы, чтобы вырасти здоровыми людьми. Если ребенок не знает, что такое дисциплина, ответственность, исполнительность, он будет страдать во многих социальных ситуациях.

Отсутствие четкого распорядка дня, продуманного режима труда и отдыха делает жизнь крохи хаотичной. Такой ученик с трудом привыкает к школьным правилам. Ему сложно сосредоточиться на одном задании.

Он вырастает неорганизованной персоной, склонной к непоследовательным действиям.

Вечная родительская занятость

Детям нужна поддержка в стрессовые моменты, такие как проблемы со школьной успеваемостью, экзамены. Некоторые родители задают шаблонный вопрос о делах, не проявляя искренней заинтересованности в жизни сына или дочери, и это критичная ошибка.

Они отмахиваются экстренными бытовыми делами, сильной загруженностью на работе, непрекращающейся усталостью. Ребенок чувствует себя одиноким и беззащитным. Утрачивает доверие к миру. Не находя поддержки, он болезненно реагирует на собственные промахи, расценивает окружение, как угрозу.

Следствие – патологическая тревожность, ощущение себя лишним.

Ошибки воспитания

Сравнение

Некоторые воспитатели постоянно говорят ребенку, что он должен быть похожим на одноклассника Петю. Быть таким же старательным, умным, воспитанным, подражать его положительным качествам.

У малыша формируется установка: «Петя хороший. Я плохой». Вначале он старается копировать родительского «идеала», уничтожая индивидуальность.

В дальнейшем он становится жертвой непрекращающейся внутренней борьбы между собственной личностью и навязанным образцом для подражания.

Неуважение

Признак плохого воспитания – отсутствие уважения к чувствам, потребностям, интересам малыша. Нравоучения типа: «это глупо», не стоит внимания, лишнее». Родительское неуважение обесценивает ценность маленькой личности. Ребенок убеждается в глупости, перестает двигаться к собственным целям, утрачивает интерес к жизни. На практике — это одна из самых распространённых ошибок воспитания.

Заразительный пример

Ребенок усваивает привычки, поведение, образ мышления, стиль реагирования родителей. Если предки – паникеры, устраивающие истерику при малейшей неприятности, потомство будет таким же.

Если родители видят мир в мрачном цвете, ребенок будет отчаянным депрессивным пессимистом. Если воспитатели охвачены навязчивым стремлением к порядку, их воспитанник будет так же ритуально драить квартиру.

Это и есть приобретенная неблагоприятная наследственность, формирующая у потомка такие же проблемы в психическом здоровье, как и у предка.

Идеализация

Некоторые папы и мамы считают, что их ребенок – уникальный. Но для всего остального мира он еще один маленький человек. Привитое крохе чувство непревзойденности, совершенства, божественности приведет к асоциальному поведению. Еще один риск – отсутствие достаточных контактов, поскольку самовлюбленных индивидов предпочитают обходить стороной.

Пакт о плохом воспитании

Неправильное воспитание имеет серьезные негативные последствия для жизни как в детстве, так и во взрослом возрасте. Вот несколько эффектов.

Антисоциальное поведение

Когда ребенок не думает, как его действия влияют на других, он может совершать мелкие правонарушения, прослыть невоспитанным человеком.

У половины детей с антиобщественным поведением во взрослом возрасте формируется полный симптомокомплекс антисоциальных расстройств личности.

Такие лица составляют основной контингент в числе наркозависимых и особ, отбывающих наказание за тяжкие преступления.

Плохая устойчивость к стрессам

Дети учатся справляться с эмоциональными, умственными и физическими травмами, видя, как родители преодолевают подобные трудности. Неверное поведение взрослых делает малышей беззащитными перед стрессами.

Они чрезмерно реагируют на изменения окружающей среды, зацикливают внимание на неприятностях.

Низкая устойчивость к стрессам, отсутствие достаточных ресурсов психики, чтобы противостоять воздействию внешних факторов, перерастает в психосоматические заболевания.

Ошибки воспитания

Депрессия и мания

Родители с нефункциональным подходом к воспитанию растят будущих пациентов с депрессивным статусом.

Уже в подростковом возрасте у детей, к которым наставники относились невнимательно, пренебрежительно, фиксируется дистимия – легкая форма депрессивного расстройства.

Если в семье нет единых требований к малышу, ребенок воспитывается с помощью «кнута и пряника», он рискует стать жертвой циклотимии – перепадов настроения с высоким шансом перехода заболевания в биполярное расстройство.

Тревожные и фобические расстройства

Неверное реагирование на случившееся со стороны взрослых, упреки и физические наказания формируют у ребенка стойкую беспредметную тревогу с высокой вероятностью развития генерализованного тревожного расстройства. Негативный эффект имеет чрезмерная предупредительность родителей, ограничение малыша от «опасных» ситуаций. Это приводит к развитию беспричинного навязчивого страха – фобии.

Обсессивно-компульсивное расстройство

Если родители не уделяют должного внимания жизни отпрыска, тот замыкается в себе. Малыш сильно страдает, когда взрослые проводят сравнения не в его пользу. Ребенок начинает сам искать объяснения случившемуся.

Часто из-за дефицита жизненного опыта он делает ошибочные выводы, устанавливает нелепые связи. У него возникает навязчивая идея, например, «чтобы меня любили, мои волосы должны быть идеально расчесанными, как у Пети».

Возникают компульсии – ритуальные действия, направленные на уменьшения беспокойства.

Пожалуй, это самые типичные ошибки родителей в воспитании детей. И один из самых важных шагов, который каждый родитель может сделать – это признать, что у него есть несколько плохих приемов воспитания. Всегда можно узнать способы устранения недостатков. Однако помимо знаний, требуется их воплощение на практике.

10 ошибок в воспитании: чего не надо делать

26 160

Угроза перестать любить — самые страшные слова, которые могут нанести ему серьезную травму. Быть любимым — базовая потребность любого человека. Малыш должен знать, что ваши чувства к нему безусловны, вы полностью принимаете его. В противном случае вы приучаете его к тому, что любовь не дается просто так, ее надо заслуживать. Вырастая, он продолжает заслуживать эту любовь у окружающих, пытаться угодить, быть для всех хорошим, это влияет на выбор будущего партнера и взаимоотношения с ним.

Ошибка №2: чрезмерная опека

Излишний контроль убивает самоконтроль, самостоятельность. Такие дети вырастают в инфантильных взрослых, не способных принимать решения, отказывать окружающим.

Если у ребенка появилось желание что-то сделать, предоставьте ему такую возможность, но сначала научите его. Особенно важно не торопить трехлетних детей в разгар кризиса самостоятельности. Часто в спешке родителям проще самим одеть малыша, чем ждать, пока он «возится». Выход: будить его раньше, чтобы оставалось достаточно времени на сборы.

Ошибка №3: неспособность понять, что ребенок — личность

Зачастую родители не видят в ребенке самостоятельного человека со своими проблемами, характером, пониманием жизни. Но даже утверждение, что у детей меньше опыта, чем у взрослых, весьма спорное. У детей свой опыт, в некоторых сферах его намного больше, чем у взрослых.

Ошибка №4: гипоопека

В некоторых семьях дети предоставлены самим себе, лишены внимания и заботы, чувствуют себя нелюбимыми и нежеланными.

Их близкие выполняют обязанности чисто механически, считая, что с главной своей задачей — научить самостоятельности — они справились. Но научить самостоятельности — одно, а пустить воспитание на самотек — другое.

Родители игнорируют проблемы ребенка, часто раздражаются. В результате ребенок чувствует себя «плохим», «глупым», виноватым в проблемах семьи.

Ошибка №5: развитие любой ценой

Зачастую из благих побуждений ребенка заставляют заниматься через «не хочу», повторяя: «Вырастешь — спасибо скажешь». Возможности ребенка действительно огромны, и при желании можно научить его читать, говорить на иностранном языке в очень раннем возрасте. Вопрос: зачем?

Читайте также:  Перинатальная энцефалопатия: 4 формы и ведущих причины, 6 ключевых синдромов и врачебный обзор методов лечения и профилактики

Усиленно стимулируя интеллектуальное развитие малыша, мы ущемляем его в эмоциональном развитии. Перегруз кружками и секциями приводит к эмоциональному выгоранию.

Бывает, что дошкольников так «загружают» учебой, что они не чувствуют ни малейшего желания идти в школу. Нередко родители впадают в крайности, стремясь дать детям то, чего когда-то не получили сами.

В стремлении реализовать амбиции они начинают рассматривать малыша не как отдельную личность, а как «бизнес-проект», который должен приносить дивиденды.

Сначала мы десятки раз за день одергиваем: «Нельзя!», «Не трогай это», «Не лезь сюда» — а потом удивляемся, что он становится безынициативным и неуверенным, и корим его за это. Категорический запрет без объяснения причин лишь акцентирует на этом внимание и создает еще больший интерес.

Действия ребенка продиктованы желанием исследовать окружающий мир, и если мы не позволяем ему идти на риск, ошибаться, набивать шишки, он не приобретает необходимый опыт. Важно создавать для ребенка безопасное пространство для экспериментов, показывать, что уважаете его интересы. Тогда, став взрослым, он не будет страдать от неуверенности в себе и незнания своих желаний и потребностей.

Ошибка №7: телесные наказания, крики, игнорирование

Ребенок должен воспринимать отца и мать как близких друзей, которым можно доверить сокровенное, а не бояться криков, нотаций и тем более кулаков. Крик и физическое наказание — акт бессилия родителей. Читать нотации тоже бесполезно: ребенок копирует образ жизни родителей, его воспитывает атмосфера, в которой он находится. Самая большая мотивация — личный пример.

Не разговаривать с ребенком — самое тяжелое с психологической точки зрения наказание, это своего рода психопатология и признак невротического поведения.

Ошибка №8: неконтролируемое использование гаджетов

Совсем запретить современному ребенку пользоваться смартфоном, ноутбуком, планшетом вряд ли возможно, но мы обязаны контролировать этот процесс.

Зачастую родителям проще поставить малышу мультфильм на планшете, чтобы он не мешал заниматься делами. Когда воспитанные на гаджетах дети приходят в школу, у трети из них обнаруживается общее недоразвитие речи при сохранном интеллекте.

Они не умеют мыслить образами, излагать мысли на письме, выстраивать устные ответы.

Многим удобно, когда ребенок «сидит в компьютере»: формально он дома, а не в сомнительной компании, и нет нужды беспокоиться о его безопасности. Но это вредно не только для зрения и осанки, но и для умственного развития.

Вместо общения со сверстниками в реальной жизни ребенок пропадает в виртуальной реальности, нарушается его эмоциональная связь с близкими. Часто это путь к игромании, наркомании, алкоголизму и другим формам зависимости.

Ошибка №9: жизнь ради детей

Нельзя упрекать детей за вклад, сделанный в их развитие. Сам факт существования ребенка — награда и компенсация за вложенные в него любовь, душу, время.

И потом, какой пример и какую любовь мы можем дать детям, если не любим самих себя? Наша неспособность заботиться о себе, относиться к себе с должным вниманием может передаться ребенку, сформировав множество комплексов от завышенных требований.

Ошибка №10: отсутствие личного примера

Истина предельно проста: у несчастливых родителей не может быть счастливых детей. Если мать и отец тревожные, невротичные, дети будут воспринимать их страхи, неврозы, неуверенность.

Бесполезно читать нотации о том, «что такое хорошо и что такое плохо»: психика ребенка формируется под влиянием вашего общения, поступков, поведения.

Не пытайтесь воспитывать ребенка, он в любом случае будет похож на вас. Воспитывайте себя.

Счастливые и психически стабильные родители — залог будущего счастья детей.

Ошибки воспитания

Ангелина Долуденко — психолог, специализация — детско-родительские отношения, кризисы развития, межличностные отношения, нарушения адаптации, депрессивные и невротические состояния.

Ангелина ДолуденкоИсточник фотографий:Getty Images

10 основных ошибок в воспитании детей — Азбука воспитания

Все роди­тели вос­пи­ты­вают детей в меру сво­его уме­ния и пони­ма­ния жизни и редко заду­мы­ва­ются о том, почему в опре­де­лен­ных ситу­а­циях посту­пают так, а не иначе.

Однако у каж­дой мамы в жизни бывают моменты, когда пове­де­ние люби­мого ребенка ста­вит в тупик.

А может быть, сами взрос­лые, при­ме­няя ради­каль­ные методы вос­пи­та­ния, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно.

В своих ошиб­ках вы не оди­ноки, все роди­тели их время от вре­мени совер­шают. Но все­гда лучше учиться на чужих ошиб­ках, не правда ли?

  • Ошибка пер­вая — обе­ща­ние больше не любить
  • “Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить”
  • Мне­ние родителей:

Почему дети так часто спо­рят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? При­зы­вать к здра­вому смыслу? Да они про­сто не слы­шат, что взрос­лые им гово­рят. Угро­жать? Это больше не дей­ствует. В таких слу­чаях мно­гие исполь­зуют свое­об­раз­ную козыр­ную карту: “Теперь мамочка больше не будет любить тебя”. Как часто мно­гие из нас про­из­но­сят эту фразу.

Мне­ние психологов:

Обе­ща­ние больше не любить сво­его малыша — одно из силь­ней­ших средств вос­пи­та­ния. Однако эта угроза, как пра­вило, не осу­ществ­ля­ется. А дети пре­красно чув­ствуют фальшь. Еди­но­жды обма­нув, вы можете на дол­гое время поте­рять дове­рие ребенка — малыш будет вос­при­ни­мать вас как людей лживых.

  1. Намного лучше ска­зать так: “Я буду тебя все равно любить, но твое пове­де­ние я не одобряю”.
  2. Ошибка вто­рая — безразличие
  3. “Делай что хочешь, мне все равно”
  4. Мне­ние родителей:

Зачем напря­гаться? Спо­рить, искать аргу­менты, дока­зы­вать что-то малышу, нерв­ни­чать? Ребе­нок сам дол­жен научиться решать свои про­блемы. И вообще, ребенка надо гото­вить к взрос­лой жизни, пусть он ско­рее ста­нет само­сто­я­тель­ным. А нас оста­вит в покое.

Мне­ние психологов:

Нико­гда не надо пока­зы­вать малышу, что вам все равно, чем он зани­ма­ется. Кроха, почув­ство­вав ваше без­раз­ли­чие, немед­ленно нач­нет про­ве­рять, насколько оно “насто­я­щее”.

И, ско­рее всего, про­верка будет заклю­чаться в совер­ше­нии поступ­ков изна­чально пло­хих. Ребе­нок ждет, после­дует ли за про­сту­пок кри­тика или нет. Сло­вом, замкну­тый круг.

Поэтому лучше вме­сто показ­ного без­раз­ли­чия поста­раться нала­дить с ребен­ком дру­же­ские отно­ше­ния, даже если его пове­де­ние вас совер­шенно не устраивает.

Можно ска­зать, напри­мер, так: “Зна­ешь, в этом вопросе я с тобой совер­шенно не согла­сен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это пона­до­бится, ты можешь спро­сить у меня совета”.

  • Ошибка тре­тья — слиш­ком много строгости
  • “Ты дол­жен делать то, что я тебе ска­зала, потому что я в доме главная”
  • Мне­ние родителей:

Дети должны слу­шаться стар­ших бес­пре­ко­словно — это самый важ­ный в вос­пи­та­нии прин­цип. Дис­кус­сии здесь не допу­стимы. Не важно, сколько ребенку — 6 или 16 лет. Детям нельзя давать побла­жек, иначе они окон­ча­тельно сядут нам на шею.

Мне­ние психологов:

Дети обя­за­тельно должны пони­мать, почему и зачем они что-то делают. Слиш­ком стро­гое вос­пи­та­ние, осно­ван­ное на прин­ци­пах, кото­рые не все­гда понятны ребенку, напо­ми­нает дрес­си­ровку.

Ребе­нок может бес­пре­ко­словно испол­нять все, когда вы рядом, и “пле­вать” на все запреты, когда вас рядом нет. Убеж­де­ние лучше стро­го­сти.

В слу­чае необ­хо­ди­мо­сти можно ска­зать так: “Ты сей­час дела­ешь так, как я говорю, а вече­ром мы спо­койно все обсу­дим — почему и зачем”.

  1. Ошибка чет­вер­тая — детей надо баловать
  2. “Пожа­луй, я сде­лаю это сама. Моему малышу это пока не по силам”
  3. Мне­ние родителей:

Мы готовы все сде­лать для нашего малыша, ведь дети все­гда должны полу­чать самое луч­шее. Дет­ство — такая корот­кая пора, поэтому оно должно быть пре­красно. Нра­во­уче­ния, неудачи, неудо­вле­тво­рен­ность — в наших силах изба­вить малы­шей от всех труд­но­стей и непри­ят­но­стей. Так при­ятно уга­ды­вать и испол­нять любое жела­ние ребенка.

Мне­ние психологов:

Изба­ло­ван­ным детям очень тяжело при­хо­дится в жизни. Нельзя дер­жать един­ствен­ное чадо под кол­па­ком роди­тель­ской любви, в даль­ней­шем это может при­ве­сти к мно­же­ству про­блем.

Поверьте, когда роди­тели уби­рают бук­вально каж­дый каму­шек с дороги малыша, от этого ребе­нок не чув­ствует себя счаст­ли­вее. Ско­рее, наобо­рот — он ощу­щает себя совер­шенно бес­по­мощ­ным и оди­но­ким.

“Попро­буй-ка сде­лать это сам, а если не полу­чится, я тебе с удо­воль­ствием помогу”, — вот один из вари­ан­тов муд­рого отно­ше­ния к дочери или сыну.

  • Ошибка пятая — навя­зан­ная роль
  • “Мой ребе­нок — мой луч­ший друг”
  • Мне­ние родителей:

Ребе­нок — глав­ное в нашей жизни, он такой смыш­ле­ный, с ним можно гово­рить обо всем. Он пони­мает нас, прямо как насто­я­щий взрослый.

Мне­ние психологов:

Дети готовы сде­лать все, чтобы понра­виться своим роди­те­лям, ведь папа и мама для них глав­ней­шие люди на свете. Малыши даже готовы погру­зиться в слож­ный мир взрос­лых про­блем, вме­сто того чтобы обсуж­дать свои инте­ресы со сверст­ни­ками. Но при этом их соб­ствен­ные про­блемы так и оста­ются нерешенными.

  1. Ошибка шестая — денежная
  2. “Больше денег — лучше воспитание”
  3. Мне­ние родителей:

Мы слиш­ком стес­нены в сред­ствах, поэтому не можем себе поз­во­лить даже поба­ло­вать ребенка, посто­янно при­хо­дится ему во всем отка­зы­вать, он дона­ши­вает ста­рые вещи и т.п. Сло­вом, будь у нас больше денег, мы были бы луч­шими родителями.

Мне­ние психологов:

Любовь не купить за деньги — зву­чит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невы­со­ким достат­ком взрос­лые делают все, чтобы ребе­нок ни в чем не нуж­дался.

Но вы не должны чув­ство­вать угры­зе­ния сове­сти за то, что не можете испол­нять все его жела­ния. На самом деле любовь, ласка, сов­мест­ные игры и про­ве­ден­ный вме­сте досуг для малыша намного важ­нее содер­жи­мого вашего кошелька.

И, если разо­браться, совсем не деньги делают ребенка счаст­ли­вым, а осо­зна­ние того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.

  • Ошибка седь­мая — напо­лео­нов­ские планы
  • “Мой ребе­нок будет зани­маться музы­кой (тен­ни­сом, живо­пи­сью), я не поз­волю ему упу­стить свой шанс”
  • Мне­ние родителей:

Мно­гие взрос­лые меч­тали в дет­стве зани­маться бале­том, учиться игре на пиа­нино или играть в тен­нис, но у них не было такой воз­мож­но­сти. И теперь глав­ная цель пап и мам — дать детям самое луч­шее обра­зо­ва­ние. Не важно, если малы­шам этого не очень-то и хочется, прой­дет время, и они оце­нят ста­ра­ния взрослых.

Мне­ние психологов:

К сожа­ле­нию, дети не все­гда оце­ни­вают уси­лия роди­те­лей. И часто бле­стя­щее буду­щее, нари­со­ван­ное взрос­лыми в своем вооб­ра­же­нии, раз­би­ва­ется о пол­ное неже­ла­ние ребенка зани­маться, ска­жем, музы­кой.

Пока малыш еще малень­кий и слу­ша­ется взрос­лых, но затем… желая вырваться из клетки роди­тель­ской любви, начи­нает выра­жать про­тест доступ­ными ему спо­со­бами — это может быть и прием нар­ко­ти­ков, и про­сто увле­че­ние тяже­лым роком в ноч­ные часы.

Поэтому, запол­няя день ребенка нуж­ными и полез­ными заня­ти­ями, не забы­вайте оста­вить ему немного вре­мени и для лич­ных дел.

  1. Ошибка вось­мая — слиш­ком мало ласки
  2. “Поце­луй и про­чие неж­но­сти не так уж и важны для ребенка”
  3. Мне­ние родителей:
Читайте также:  Я переночевали на речке

При­лас­кать млад­шую сест­ренку? Какая ерунда! Поце­ло­вать маму? Пооб­ни­маться с папой? Да на это нет вре­мени. Мно­гие взрос­лые счи­тают, что ласки в дет­ском воз­расте могут при­ве­сти в даль­ней­шем к про­бле­мам в сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции. Короче, ника­ких объ­я­тий и поце­луев — есть более нуж­ные и серьез­ные вещи.

Мне­ние психологов:

Дети любого воз­раста стре­мятся к ласке, она помо­гает им ощу­щать себя люби­мыми и при­дает уве­рен­но­сти в своих силах. Но помните, жела­ние при­лас­каться должно все-таки в боль­шин­стве слу­чаев исхо­дить от самого ребенка. Не навя­зы­вайте детям свою любовь активно — это может оттолк­нуть их.

  • Ошибка девя­тая — ваше настроение
  • “Можно или нет? Это зави­сит от настроения”
  • Мне­ние родителей:

Непри­ят­но­сти на работе, пло­хие отно­ше­ния в семье, как часто взрос­лые “выпус­кают пар” на ребенка. Мно­гие уве­рены, что в этом нет ничего страш­ного. Доста­точно потом при­гла­сить малыша и купить давно обе­щан­ную игрушку, и все будет в порядке.

Мне­ние психологов:

Роди­тели должны пока­зы­вать малышу, что их радуют его хоро­шие поступки и рас­стра­и­вают пло­хие. Это создает у детей созна­ние в непо­ко­ле­би­мо­сти жиз­нен­ных цен­но­стей.

Когда взрос­лые в угоду сво­ему эго­изму и настро­е­нию сего­дня раз­ре­шают что-то, а зав­тра это же запре­щают, ребе­нок может понять только одно: все равно, что я делаю, глав­ное, какое у мамы настро­е­ние.

Однако, если вы чув­ству­ете, что себя не пере­де­лать, лучше зара­нее дого­во­риться с ребен­ком: “Итак, когда у меня хоро­шее настро­е­ние, тебе не будет поз­во­лено делать все, что ты захо­чешь. А если пло­хое — поста­райся быть ко мне снисходительным”.

  1. Ошибка деся­тая — слиш­ком мало вре­мени для вос­пи­та­ния ребенка
  2. “К сожа­ле­нию, у меня совсем нет вре­мени для тебя”
  3. Мне­ние родителей:

Мно­гие взрос­лые очень загру­жены на работе, но каж­дую свою сво­бод­ную минутку ста­ра­ются про­во­дить с детьми: они отво­дят их в сад и в школу, гото­вят для них, сти­рают, поку­пают все, что им нужно. Дети должны сами пони­мать, что у роди­те­лей про­сто нет вре­мени поиг­рать и почи­тать с ними.

Мне­ние психологов:

Взрос­лые часто забы­вают про­стую истину — если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, кото­рый посто­янно слы­шит, что у взрос­лых нет на него вре­мени, будет искать среди чужих людей род­ствен­ные души.

Даже если ваш день рас­пи­сан по мину­там, най­дите вече­ром пол­часа (в этом вопросе каче­ство важ­нее коли­че­ства) поси­деть у кро­ватки малыша, пого­во­рите с ним, рас­ска­жите сказку или почи­тайте книжку.

Крохе это необходимо.

Источ­ник: http://www.psychologov.net/

Психологи рассказали об ошибках в воспитании детей, которые допускают даже самые опытные родители

По статистике, большинство родителей уверены в том, что они отлично воспитывают своих детей, и в целом позитивно оценивают свои педагогические навыки. Однако на практике все не так гладко.

Часто мамы и папы допускают в воспитании одни и те же ошибки, которые приводят к появлению у детей комплексов, страхов и неправильных жизненных установок, которые позже подросшие дети транслируют уже на своих детей.

В данной статье мы расскажем, как можно разорвать этот порочный круг.

Сегодня AdMe.ru собрал советы психологов со всего мира, которые помогут родителям не попасть в ловушку негативных педагогических стереотипов.

С детства родители твердят нам: «Не ябедничай», а мы верим, что это плохо. Однако психологи озабочены тенденцией замалчивания проблем в школьной среде. Они утверждают, что большинство детей из-за боязни прослыть ябедой просто не рассказывают об издевательствах и травле.

На самом деле взрослые должны научить детей рассказывать о несправедливости, а еще поддерживать тех, кто решился привлечь к решению своих проблем родителей или учителя.

Родителям больно видеть, когда их дитя страдает: плачет, злится или в ярости разбрасывает игрушки. Поэтому иногда легче прикрикнуть «не реви, не распускайся», чем разобраться в ситуации.

Такая реакция на негативное поведение ребенка — худшая из возможных, потому что отрицательные эмоции нуждаются в выходе, дабы не перегружать нервную систему. Это своеобразный краеугольный камень психологического здоровья. Умение выражать негатив — качество, присущее зрелому человеку, оно пригодится вашему ребенку во взрослой жизни.

Все родители мечтают о том, что их дети будут жить в мире с окружающими и никогда не узнают, что такое оскорбление, драка или большая ссора, и иногда в погоне за этим идеалом выбирают тактику «будь хорошим для всех».

Конечно, очень важно быть конформным и уметь общаться с окружающими уважительно, однако не следует перегибать палку и пытаться стать хорошим абсолютно для всех. Ведь ради того, чтобы все тебя считали милым, приходится наступать на горло собственным желаниям и интересам.

Многие родители считают, что успеваемость их ребенка в школе напрямую говорит о том, насколько успешным он будет во взрослой жизни. Конечно, образование играет очень важную роль, но не является единственным и главным фактором в покорении карьерных высот.

Гарвардский профессор Говард Гарднер, выделивший 8 типов интеллекта, утверждает, что большинство IQ-тестов оценивают формальную логику, между тем как существующие пространственный, музыкальный, кинестетический и другие типы интеллекта игнорируются. Тем временем растет число исследований, в которых говорится о том, что эмоциональный интеллект играет огромную роль в успешности человека.

Социологи из США отмечают, что расходы на детей в этой стране растут с каждым годом, из-за чего многие семьи вынуждены даже отказаться от родительства.

Эшли Энериз, мама и специалист по финансам, утверждает, что родители тратят гораздо больше разумного, когда речь заходит о детях. Эшли советует подумать о том, действительно ли все, что вы покупаете, необходимо ребенку. Может быть, вы стараетесь дать своим детям то, чего сами были лишены в детстве? Или с помощью приобретения новой игрушки стараетесь загладить свои педагогические промахи?

Экономия на расходах, связанных с вопитанием детей, не делает вас плохим родителем. Напротив, бережливые родители своим примером могут научить ребенка не тратить деньги на всякие пустяки.

Педагоги утверждают, что лишение ребенка чего-либо значимого для него в виде наказания за проступки — не лучший способ воспитания. Одна из самых опасных черт токсичных родителей — привычка играть в бога, наказывая или, наоборот, милуя детей. Причем правила такой игры не всегда ясны, и часто наказание зависит от настроения родителей.

А лишение ребенка любимого занятия, тренировки или возможности гулять с друзьями и вовсе не научит его ничему хорошему. Скорее наоборот: ребенок поймет, что тот, кто обладает властью, может заставить исполнить свою волю.

«Я не хочу, чтобы мой ребенок скучал или бездельничал», — говорит мама и записывает малыша в развивающий центр, придумывает игры, которые не дадут ребенку загрустить, или покупает новую обучающую игрушку, чтобы ни одна минута досуга не прошла без пользы. Такие родители совершают ошибку, полагая, что их главная забота — развлечение детей и всестороннее их развитие без отпуска и перерывов.

Однако психологи утверждают, что дети ни за что не научатся быть самостоятельными, если их родители играют роль аниматора, а жизнь превратилась в сплошной праздник.

Ошибочное представление о том, что детей нужно учить делиться, очень распространено среди родителей. Однако дети, которых заставляют делиться, вряд ли будут испытывать искреннее желание пожертвовать своей вещью или угостить друга. Скорее наоборот, они станут более бережливыми — ведь неизвестно, когда в следующий раз родители решат проявить щедрость за счет их игрушек.

А еще психологи советуют примерить подобную ситуацию на себя. Захочется ли вам делиться личной и, возможно, любимой вещью с незнакомым человеком? Снимете ли вы с себя любимую футболку только потому, что она понравилась соседу? Скорее всего, нет.

А вы считаете себя хорошим родителем? Поделитесь своим опытом воспитания детей в х.

Иллюстратор Natalia Tylosova специально для AdMe.ru

Двенадцать ошибок в воспитании: как их избежать – Развитие ребенка

Дисциплина – настолько субъективное понятие, что бывает трудно определить ее рамки. Такая неопределенность приводит к тому, что родители, прививая дисциплинированность ребенку, допускают ошибки. Рассмотрим самые распространенные из них.

Воспитание – это сложная работа, которую родители выполняют, не зная наверняка, как это делать. Когда у вас появляется ребенок, вы учите его жить в этом мире и в то же время сами многому учитесь.

Многие родители чувствуют себя измотанными и беспомощными, когда у них появляется ребенок. Родительство приносит как радость, так и множество проблем и изменений в образе жизни и рабочем графике.

На этом этапе родители должны избежать некоторых ошибок, чтобы воспитать ребенка самостоятельным и способным справиться с различными жизненными ситуациями.

Удобная ложь

Нельзя. Мы часто игнорируем правило, согласно которому должны делать то же, чему учим своих детей. Забывая об этом, не стоит ожидать, что дети последуют нашим советам. Дети учатся обманывать в раннем возрасте. Вам достаточно всего лишь солгать в мелочах, чтобы ребенок последовал вашему примеру. Дети улавливают самые тонкие нюансы лжи.

Рассказы о несуществующих монстрах, ложь о том, почему ребенок пропустил школу и почему вы не пошли в гости к друзьям, сокрытие каких-либо фактов от супруга – все это типичные ситуации, когда ребенок воспринимает ложь. Взрослые называют это оправданиями, однако дети воспринимают это как ложь. Взрослые могут отличать правду от лжи, но для ребенка это трудно. Постоянное использование оправданной лжи тоже учит ребенка лгать.

Необходимо. Осторожно относиться к использованию лжи в повседневной жизни. Ваша задача – показать ребенку хороший пример для подражания. Если вы этого не сделаете, вся ваша работа по его воспитанию будет неэффективной.

Вместо того чтобы лгать в присутствии ребенка постарайтесь исправить ситуацию. Объясните ребенку свое поведение, чтобы он смог его понять и посочувствовать вам. Это даст и вам, и ребенку возможность честно поговорить и построить крепкие взаимоотношения.

Открытое общение – это хороший способ объяснить свою точку зрения.

Пустые угрозы

Нельзя. «Перестань расплескивать суп на стол, или я тебе покажу!». Угрозы и шантаж распространены во многих семьях.

Заставить ребенка выполнить домашние обязанности (убирать в комнате, складывать игрушки, одежду и книги на свои места, учить уроки, вовремя принимать пищу и т.д.) является для родителей непростой задачей.

Поэтому они часто угрожают ребенку последствиями за невыполнение этих обязанностей. Они говорят, что не разрешат ребенку смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, пользоваться мобильным телефоном, гулять и т.д.

К сожалению, родители редко приводят свои угрозы в действие, и дети перестают воспринимать их всерьез. Дети не понимают важность родительских указаний, а угрозы в их понимании превращаются в пустые слова.

Необходимо. В таких ситуациях важно, чтобы ваши слова совпадали с действиями. Родители не любят играть роль «плохого полицейского», но иногда необходимо прививать ребенку дисциплину.

Читайте также:  Болезни груди опухоль

Если ребенок слышит только угрозы или предупреждения, он понимает, что у него есть второй, третий шанс и т.д. Например, если вы говорите: «Или ты идешь обедать, или я выключу телевизор», он, вероятно, не услышит вас, пока вы не выключите телевизор.

Вместо этого вы можете напомнить ребенку о последствиях, которые наступили в прошлый раз, например: «Помнишь, что случилось вчера, когда ты не пошел ужинать?». Такие напоминания помогают дисциплинировать ребенка, а также делают ваши предупреждения весомыми для ребенка.

Когда ребенок четко поймет правила, которые вы ему озвучиваете, вам не будет нужно напоминать ему их или угрожать.

Материальные поощрения

Нельзя. Поощрения – хороший способ дисциплинировать ребенка. Система вознаграждений помогает ребенку сформировать хорошую модель поведения. Однако есть большая вероятность того, что эта система превратится в подкуп.

Неправильная мотивация приводит к тому, что ребенок на первое место ставит свои эгоистичные мотивы. Когда вы говорите ребенку, например: «Если ты уберешь свою комнату, после этого можешь пойти погулять с друзьями», ваша мотивация превращается в подкуп.

Необходимо. Помогите ребенку понять, что мотивация должна исходить изнутри. Если вы честно объясните ребенку последствия за невыполнение обязанностей, это поможет ему понять серьезность ситуации.

Например, вы можете объяснить ему, что если он не будет готовиться к экзаменам, то будет получать плохие оценки и может остаться на второй год.

Если ребенок не будет убирать в комнате, он будет тратить много времени на то, чтобы найти нужные вещи, или в комнате могут завестись вредные насекомые.

Постарайтесь, чтобы этот разговор проходил в форме диалога, а не нравоучения. Когда ребенок имеет возможность высказать свою точку зрения, он с большей вероятностью сделает выводы из этого разговора. Кроме того, диалог поможет ребенку лучше понять вас.

Нарушение собственных правил

Нельзя. Простые правила обычно даются труднее всего. Например, многие родители учат детей чистить зубы дважды в день.

Но сколько из них сами придерживаются этого правила? Дети скорее последуют негативному примеру родителей, чем положительному.

Это касается и простых правил, которым мы учим своих детей: выключать свет, выходя из комнаты, мыть руки перед едой, говорить «спасибо» и «пожалуйста», делиться своими вещами и т. д.

Эти правила – основа дисциплины, но, если вы сами их не соблюдаете, ребенок также будет в них сомневаться.

Необходимо. Первое правило при установлении правил – соблюдать их самим. Родители являются примером подражания для ребенка. Следовательно, ребенок будет учиться у вас, в том числе и дисциплине.

Придерживайтесь правил, которые вы устанавливаете для ребенка. Показывайте ему хороший пример и объясняйте важность таких действий. Вместе мойте руки перед едой, чистите зубы на ночь, мягко напоминайте ребенку, чтобы он выключал свет или говорил «спасибо» или «пожалуйста».

Ваша компания поможет ребенку усвоить правила дисциплины.

Слишком долгое ожидание

Нельзя. Иногда мы слишком долго ждем, пока ребенок начнет следовать какому-либо правилу. Мы не обращаем внимания на непослушание ребенка, ожидая, что рано или поздно он послушается. Например, родители обычно слишком долго ждут, чтобы ребенок помыл обувь после прогулки. Родители обычно откладывают наказание за плохое поведение слишком долго.

Необходимо. Ребенок воспринимает ваши правила несерьезно и игнорирует их. Сообщите ребенку о последствиях: «Если ты не помоешь обувь, тебе придется завтра идти в школу в грязных туфлях». Так он лучше поймет необходимость выполнять ту или иную работу. Понимая реальные последствия, он становится более ответственным.

Длинные нравоучения

Нельзя. Это самая распространенная ошибка, которую допускают родители. Длинные нравоучения и указания, как ребенок должен поступать в тех или иных ситуациях, могут испортить ваши с ним отношения. Представьте на минуту, как скучно и бессмысленно раз за разом слушать то, что вы и так знаете. Вы можете это понять, ведь и сами часто сталкиваетесь с такими ситуациями на работе.

Как взрослые не любят слушать длинные монологи с указаниями, так и дети перестают их слушать где-то после третьего предложения.

Необходимо. Вместо нравоучений следует обсудить правила с ребенком. При этом важно говорить по сути. Вспоминая различные случаи плохого поведения ребенка, которые происходили в прошлом, вы можете заставить его думать, что вы его не цените.

Кроме того, длинные нравоучения приводят к тому, что ребенок упускает из виду то, что вы хотите донести до него. Поэтому лучше использовать диалог для объяснения правил. Спросите его о причинах его поведения. Дайте ему возможность объяснить свой поступок и поговорите с ним о том, как исправить ситуацию.

Чем больше вы позволяете ребенку чувствовать, что он может повлиять на ситуацию, тем более ответственным он становится.

Воспитание с гневом

Нельзя. Гнев – это ваш злейший враг, потому что он мешает вам здраво мыслить.

Гнев, направленный на детей, – самая худшая ошибка, которую родители могут допустить в процессе воспитания. В порыве гнева вы можете сказать ребенку то, о чем впоследствии пожалеете.

Кроме того, вы можете выместить свой гнев на ребенке тогда, когда он не виноват в сложившейся ситуации.

Гнев, который вы проявляете в воспитании ребенка, может иметь долгосрочные последствия. Это приводит к недоверию ребенка по отношению к вам.

Необходимо. Родители должны оказывать поддержку своему ребенку. Это помогает ему преодолевать препятствия на протяжении всей жизни.

Поэтому, чтобы избежать необдуманных поступков, сначала успокойтесь, приведите свои мысли в порядок, а затем спокойно объясните свою точку зрения. Например, если ребенок плохо написал контрольную работу, не нужно его отчитывать в присутствии учителя или одноклассников.

Можно поговорить с ним по возвращении домой. Важно, чтобы вы помогли ребенку найти решение проблемы, а затем помочь ему достичь желаемого результата.

Воспитание без уважения

Нельзя. Легче требовать уважения к себе, чем проявлять его по отношению к другим. Родители ожидают и требуют уважения детей к себе и старшим. При этом сами они допускают неуважительное обращение с ребенком.

Унижая ребенка в присутствии других, используя грубые слова, вы только учите его неуважительному поведению.

Если вы обнаружите, что ваш ребенок ведет себя грубо или неуважительно, следует вмешаться и понять причины такого поведения.

Необходимо. Вместо того чтобы сразу кричать на ребенка в присутствии окружающих, возьмите паузу. Уведите его подальше от толпы, а затем с глазу на глаз поговорите о том, что случилось.

Относитесь к своему ребенку как к взрослому и постарайтесь разобраться в ситуации как со взрослым. Важно при этом понять, что вам хочет сказать ваш ребенок.

Отрицание точки зрения ребенка только усугубит проблему и приведет к его неправильному поведению.

Отрицательные указания

Нельзя. «Не смотри телевизор», «не ешь руками», «не трогай руками растения», «не ходи на улицу» – список таких указаний может быть бесконечным. Когда ребенок постоянно слышит, что ему нельзя, он начинает задумываться: а что же ему можно. Это его расстраивает.

Когда вы постоянно запрещаете ребенку что-либо, он видит в вас преграду для своих действий. И он еще сильнее хочет нарушить ваш запрет. Все это приводит к классической проблеме родителей и детей.

Необходимо. Придерживайтесь позитивного подхода в воспитании ребенка: объясняйте ему, как поступать правильно. Позитивный взгляд на плохое поведение ребенка дает понять, как ему нужно вести себя в тех или иных ситуациях.

Замените все ваши запреты положительными альтернативами: для каждого «нельзя» должно быть «что можно сделать вместо этого». Например, вместо утверждения: «Не смотри телевизор» можно предложить: «Поиграй на улице» или «Помоги мне приготовить ужин».

Когда вы показываете ребенку альтернативы, он учится принимать правильные решения и сотрудничать с вами.

Наказание и воспитание

Нельзя. Подчиненные не любят начальников, которые не ценят их или наказывают. Начальник может считать, что жесткая дисциплина приводит к хорошим результатам, но подчиненные могут начать искать новую работу. Точно так же наказания ребенка не всегда приводят к дисциплине.

Наказание – это не метод воспитания, а ответное действие на поведение ребенка. Наказание означает, что ребенок не соблюдает границы или не соответствует вашим ожиданиям.

Необходимо. Если вы применяете наказания, чтобы помочь детям регулировать свое поведение, лучше найти для этого другой способ. Наказания ничему не учат ребенка. Вместо этого обсуждайте с ним возможные способы решения проблемы. Если ребенок проявляет плохое поведение, предложите ему хорошую альтернативу, чтобы он понял разницу.

Отсутствие правил

Нельзя. Бывают случаи, когда родители не устанавливают детям никаких правил. И взрослые, и дети ведут себя так, как им заблагорассудится.

В таких ситуациях возможны два варианта: ребенок вырастает безо всяких моральных принципов или сам формирует для себя правила, основываясь на последствиях.

Второй вариант встречается редко, поэтому для детей крайне важно видеть определенные границы.

Необходимо. Воспитание необходимо, чтобы вырастить ребенка ответственным, счастливым и способным к самоконтролю. Многие родители не устанавливают для ребенка никаких правил, и это вызывает трудности в воспитании. Требуйте от ребенка такой же дисциплины, какой бы вы требовали и от взрослого. Это поможет вам заставить ребенка придерживаться правил.

Одно решение для всех случаев

Нельзя. Воспитывая старшего ребенка и видя хорошие результаты, родители полагают, что теми же самыми методами они смогут воспитать и младшего. Однако старые методы во второй раз могут и не подойти.

Необходимо. Каждая проблема должна иметь свое уникальное решение. Одному ребенку достаточно объяснения на словах, другому необходимо увидеть последствия. Вам нужно понять, что каждый ребенок уникален и имеет свой особый темперамент и набор эмоций. Понимание разницы между характерами ваших детей важно для того, чтобы найти правильные методы их воспитания.

На пути воспитания детей родители сталкиваются со многими трудностями и со многими вознаграждениями. И дети, и родители постоянно учатся и узнают что-то новое.

Обучение ребенка хорошему поведению – скорее, командная работа, чем индивидуальная. В этом вам помогут терпение, любовь, уверенность в себе и позитивный настрой.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *