Сегодня разберем типичные ошибки родителей в воспитании детей. Ведь не вызывает сомнений, что 75% депрессий, фобий, психосоматических расстройств, иных «прелестей» уходят корнями в ранние детские годы. Отбросим генетические сбои, неблагоприятную наследственность, проблемный семейный анализ, тяжелую беременность, трудные роды.
Не станем рассматривать ситуации, когда фундаментом психического нездоровья подростков стали асоциальные и анормальные родители: алкоголики, наркоманы, игроманы, прочая зависимая братия.
Не будем учитывать случаи, когда психоэмоциональные нарушения или соматоформные расстройства дебютировали на фоне внезапного интенсивного стресса, например, после гибели близкого в автомобильной аварии.
Истоки ошибок в воспитании
Сложная задача – выработать и соблюдать правильный, последовательный стиль воспитания.
Что делать? Чтобы стать образцовым, ответственным родителем следует узнать обстоятельства, провоцирующие хроническое стрессовое состояние у юной личности.
Исследовать стили родительского поведения, типичные реакции на повседневные явления, традиционное отношение к ребенку, которые препятствуют нормальному развитию здорового человека.
Изучить плодовитую почву для выращивания психических проблем – бесполезных стереотипов мышления и ошибочных шаблонов действия взрослых. Ознакомиться с семенами родительского невежества, из которых вырастает гигантское дерево с обильными плодами: меланхолией, тревогой, агрессией, аддикцией, гиперактивностью, дефицитом внимания, суицидальным поведением.
Что такое «плохое» воспитание?
Неправильное воспитание – это серия действий, которые серьезно мешают становлению здоровой личности, наносят ущерб психики ребенка. Неверная стратегия не ограничивается одним поступком, однократным наказанием или поощрением. Это совокупность действий, которая негативно влияет на развитие и становление малыша.
В большинстве случаев плохая система воспитания – непреднамеренно сформированный конструкт. Но это не уменьшает его отрицательного воздействия на ребенка.
Некоторые родители не учитывают последствия высказываний, приказов, запретов. Другие не задумываются об отношении к крохе.
Нередко плохое воспитание происходит из-за недостатка знаний. Или же это результат нежелания изучать опыт педагогики, получать необходимые навыки.
Признаки неправильного воспитания
Определенные действия и типичные модели рассуждений указывают на неправильную линию взаимоотношения поколений. Их следует однозначно искоренить из практики.
Чрезмерный выговор
Ребенок делает что-то не так, по мнению родителя. Взрослый резко, в грубой форме его ругает. Заостряет внимание на произошедшем. Критикует не конкретную ситуацию, а личность малыша.
Прибегает к ругательствам, использует суровое наказание за оплошность. Эта практика приносит огромный вред, особенно, если ребенок проявил честность, признался в ошибке.
Итог – формирование чувства ущербности, виновности, никчемности, которые со временем создадут устойчивую депрессивную личность.
Воспитание на глазах у публики
Некоторые опекуны быстро выходят из себя. Не сохраняют терпение, начинают ругать, кричать, оскорблять, бить беззащитного карапуза на глазах у других. Это оказывает серьезное влияние на психику ребенка. «Публичное» наказание лишит его уверенности, привьет чувство стыда. Эффекты порицания перед аудиторией часто становятся причиной социальной фобии.
Одни советы и указания, никакой самостоятельности
Типичная ошибка – совершения выбора родителями вместо ребенка. Заботливая мама дает советы, начиная от чистки зубов, заканчивая выбором «правильной» одежды. Указывает малышу, с кем общаться, кого избегать.
Родительница настойчиво рекомендует спортивную секцию, определяет хобби. Вместо позволения сделать выбор, она лишает маленького человека права на независимость и самостоятельность.
Результат – чувство неуверенности в себе, боязнь проявить инициативу, страх выполнить шаг вперед.
Удержание на расстоянии
Промах взрослых – холодность, черствость, эмоциональная отчужденность. Зафиксированные на себе родители не обнимают наследника, не говорят ему: «Я люблю тебя». Для них выражение чувств – некий грех. Это заставляет малыша чувствовать себя эмоционально изолированным, ненужным.
У него формируется убежденность, что проявлять эмоции стыдно. Непонимание, что такое сочувствие и сопереживание – фундамент для эгоцентризма.
Неумение выражать переживания конструктивным путем – почва для тяжелых психоэмоциональных расстройств, основа для неблагополучия в будущей личной жизни, причина одиночества и социальной изоляции.
Отсутствие четких правил
Детям нужна понятная структура и строгие границы, чтобы вырасти здоровыми людьми. Если ребенок не знает, что такое дисциплина, ответственность, исполнительность, он будет страдать во многих социальных ситуациях.
Отсутствие четкого распорядка дня, продуманного режима труда и отдыха делает жизнь крохи хаотичной. Такой ученик с трудом привыкает к школьным правилам. Ему сложно сосредоточиться на одном задании.
Он вырастает неорганизованной персоной, склонной к непоследовательным действиям.
Вечная родительская занятость
Детям нужна поддержка в стрессовые моменты, такие как проблемы со школьной успеваемостью, экзамены. Некоторые родители задают шаблонный вопрос о делах, не проявляя искренней заинтересованности в жизни сына или дочери, и это критичная ошибка.
Они отмахиваются экстренными бытовыми делами, сильной загруженностью на работе, непрекращающейся усталостью. Ребенок чувствует себя одиноким и беззащитным. Утрачивает доверие к миру. Не находя поддержки, он болезненно реагирует на собственные промахи, расценивает окружение, как угрозу.
Следствие – патологическая тревожность, ощущение себя лишним.
Сравнение
Некоторые воспитатели постоянно говорят ребенку, что он должен быть похожим на одноклассника Петю. Быть таким же старательным, умным, воспитанным, подражать его положительным качествам.
У малыша формируется установка: «Петя хороший. Я плохой». Вначале он старается копировать родительского «идеала», уничтожая индивидуальность.
В дальнейшем он становится жертвой непрекращающейся внутренней борьбы между собственной личностью и навязанным образцом для подражания.
Неуважение
Признак плохого воспитания – отсутствие уважения к чувствам, потребностям, интересам малыша. Нравоучения типа: «это глупо», не стоит внимания, лишнее». Родительское неуважение обесценивает ценность маленькой личности. Ребенок убеждается в глупости, перестает двигаться к собственным целям, утрачивает интерес к жизни. На практике — это одна из самых распространённых ошибок воспитания.
Заразительный пример
Ребенок усваивает привычки, поведение, образ мышления, стиль реагирования родителей. Если предки – паникеры, устраивающие истерику при малейшей неприятности, потомство будет таким же.
Если родители видят мир в мрачном цвете, ребенок будет отчаянным депрессивным пессимистом. Если воспитатели охвачены навязчивым стремлением к порядку, их воспитанник будет так же ритуально драить квартиру.
Это и есть приобретенная неблагоприятная наследственность, формирующая у потомка такие же проблемы в психическом здоровье, как и у предка.
Идеализация
Некоторые папы и мамы считают, что их ребенок – уникальный. Но для всего остального мира он еще один маленький человек. Привитое крохе чувство непревзойденности, совершенства, божественности приведет к асоциальному поведению. Еще один риск – отсутствие достаточных контактов, поскольку самовлюбленных индивидов предпочитают обходить стороной.
Пакт о плохом воспитании
Неправильное воспитание имеет серьезные негативные последствия для жизни как в детстве, так и во взрослом возрасте. Вот несколько эффектов.
Антисоциальное поведение
Когда ребенок не думает, как его действия влияют на других, он может совершать мелкие правонарушения, прослыть невоспитанным человеком.
У половины детей с антиобщественным поведением во взрослом возрасте формируется полный симптомокомплекс антисоциальных расстройств личности.
Такие лица составляют основной контингент в числе наркозависимых и особ, отбывающих наказание за тяжкие преступления.
Плохая устойчивость к стрессам
Дети учатся справляться с эмоциональными, умственными и физическими травмами, видя, как родители преодолевают подобные трудности. Неверное поведение взрослых делает малышей беззащитными перед стрессами.
Они чрезмерно реагируют на изменения окружающей среды, зацикливают внимание на неприятностях.
Низкая устойчивость к стрессам, отсутствие достаточных ресурсов психики, чтобы противостоять воздействию внешних факторов, перерастает в психосоматические заболевания.
Депрессия и мания
Родители с нефункциональным подходом к воспитанию растят будущих пациентов с депрессивным статусом.
Уже в подростковом возрасте у детей, к которым наставники относились невнимательно, пренебрежительно, фиксируется дистимия – легкая форма депрессивного расстройства.
Если в семье нет единых требований к малышу, ребенок воспитывается с помощью «кнута и пряника», он рискует стать жертвой циклотимии – перепадов настроения с высоким шансом перехода заболевания в биполярное расстройство.
Тревожные и фобические расстройства
Неверное реагирование на случившееся со стороны взрослых, упреки и физические наказания формируют у ребенка стойкую беспредметную тревогу с высокой вероятностью развития генерализованного тревожного расстройства. Негативный эффект имеет чрезмерная предупредительность родителей, ограничение малыша от «опасных» ситуаций. Это приводит к развитию беспричинного навязчивого страха – фобии.
Обсессивно-компульсивное расстройство
Если родители не уделяют должного внимания жизни отпрыска, тот замыкается в себе. Малыш сильно страдает, когда взрослые проводят сравнения не в его пользу. Ребенок начинает сам искать объяснения случившемуся.
Часто из-за дефицита жизненного опыта он делает ошибочные выводы, устанавливает нелепые связи. У него возникает навязчивая идея, например, «чтобы меня любили, мои волосы должны быть идеально расчесанными, как у Пети».
Возникают компульсии – ритуальные действия, направленные на уменьшения беспокойства.
Пожалуй, это самые типичные ошибки родителей в воспитании детей. И один из самых важных шагов, который каждый родитель может сделать – это признать, что у него есть несколько плохих приемов воспитания. Всегда можно узнать способы устранения недостатков. Однако помимо знаний, требуется их воплощение на практике.
10 ошибок в воспитании: чего не надо делать
26 160
Угроза перестать любить — самые страшные слова, которые могут нанести ему серьезную травму. Быть любимым — базовая потребность любого человека. Малыш должен знать, что ваши чувства к нему безусловны, вы полностью принимаете его. В противном случае вы приучаете его к тому, что любовь не дается просто так, ее надо заслуживать. Вырастая, он продолжает заслуживать эту любовь у окружающих, пытаться угодить, быть для всех хорошим, это влияет на выбор будущего партнера и взаимоотношения с ним.
Ошибка №2: чрезмерная опека
Излишний контроль убивает самоконтроль, самостоятельность. Такие дети вырастают в инфантильных взрослых, не способных принимать решения, отказывать окружающим.
Если у ребенка появилось желание что-то сделать, предоставьте ему такую возможность, но сначала научите его. Особенно важно не торопить трехлетних детей в разгар кризиса самостоятельности. Часто в спешке родителям проще самим одеть малыша, чем ждать, пока он «возится». Выход: будить его раньше, чтобы оставалось достаточно времени на сборы.
Ошибка №3: неспособность понять, что ребенок — личность
Зачастую родители не видят в ребенке самостоятельного человека со своими проблемами, характером, пониманием жизни. Но даже утверждение, что у детей меньше опыта, чем у взрослых, весьма спорное. У детей свой опыт, в некоторых сферах его намного больше, чем у взрослых.
Ошибка №4: гипоопека
В некоторых семьях дети предоставлены самим себе, лишены внимания и заботы, чувствуют себя нелюбимыми и нежеланными.
Их близкие выполняют обязанности чисто механически, считая, что с главной своей задачей — научить самостоятельности — они справились. Но научить самостоятельности — одно, а пустить воспитание на самотек — другое.
Родители игнорируют проблемы ребенка, часто раздражаются. В результате ребенок чувствует себя «плохим», «глупым», виноватым в проблемах семьи.
Ошибка №5: развитие любой ценой
Зачастую из благих побуждений ребенка заставляют заниматься через «не хочу», повторяя: «Вырастешь — спасибо скажешь». Возможности ребенка действительно огромны, и при желании можно научить его читать, говорить на иностранном языке в очень раннем возрасте. Вопрос: зачем?
Усиленно стимулируя интеллектуальное развитие малыша, мы ущемляем его в эмоциональном развитии. Перегруз кружками и секциями приводит к эмоциональному выгоранию.
Бывает, что дошкольников так «загружают» учебой, что они не чувствуют ни малейшего желания идти в школу. Нередко родители впадают в крайности, стремясь дать детям то, чего когда-то не получили сами.
В стремлении реализовать амбиции они начинают рассматривать малыша не как отдельную личность, а как «бизнес-проект», который должен приносить дивиденды.
Сначала мы десятки раз за день одергиваем: «Нельзя!», «Не трогай это», «Не лезь сюда» — а потом удивляемся, что он становится безынициативным и неуверенным, и корим его за это. Категорический запрет без объяснения причин лишь акцентирует на этом внимание и создает еще больший интерес.
Действия ребенка продиктованы желанием исследовать окружающий мир, и если мы не позволяем ему идти на риск, ошибаться, набивать шишки, он не приобретает необходимый опыт. Важно создавать для ребенка безопасное пространство для экспериментов, показывать, что уважаете его интересы. Тогда, став взрослым, он не будет страдать от неуверенности в себе и незнания своих желаний и потребностей.
Ошибка №7: телесные наказания, крики, игнорирование
Ребенок должен воспринимать отца и мать как близких друзей, которым можно доверить сокровенное, а не бояться криков, нотаций и тем более кулаков. Крик и физическое наказание — акт бессилия родителей. Читать нотации тоже бесполезно: ребенок копирует образ жизни родителей, его воспитывает атмосфера, в которой он находится. Самая большая мотивация — личный пример.
Не разговаривать с ребенком — самое тяжелое с психологической точки зрения наказание, это своего рода психопатология и признак невротического поведения.
Ошибка №8: неконтролируемое использование гаджетов
Совсем запретить современному ребенку пользоваться смартфоном, ноутбуком, планшетом вряд ли возможно, но мы обязаны контролировать этот процесс.
Зачастую родителям проще поставить малышу мультфильм на планшете, чтобы он не мешал заниматься делами. Когда воспитанные на гаджетах дети приходят в школу, у трети из них обнаруживается общее недоразвитие речи при сохранном интеллекте.
Они не умеют мыслить образами, излагать мысли на письме, выстраивать устные ответы.
Многим удобно, когда ребенок «сидит в компьютере»: формально он дома, а не в сомнительной компании, и нет нужды беспокоиться о его безопасности. Но это вредно не только для зрения и осанки, но и для умственного развития.
Вместо общения со сверстниками в реальной жизни ребенок пропадает в виртуальной реальности, нарушается его эмоциональная связь с близкими. Часто это путь к игромании, наркомании, алкоголизму и другим формам зависимости.
Ошибка №9: жизнь ради детей
Нельзя упрекать детей за вклад, сделанный в их развитие. Сам факт существования ребенка — награда и компенсация за вложенные в него любовь, душу, время.
И потом, какой пример и какую любовь мы можем дать детям, если не любим самих себя? Наша неспособность заботиться о себе, относиться к себе с должным вниманием может передаться ребенку, сформировав множество комплексов от завышенных требований.
Ошибка №10: отсутствие личного примера
Истина предельно проста: у несчастливых родителей не может быть счастливых детей. Если мать и отец тревожные, невротичные, дети будут воспринимать их страхи, неврозы, неуверенность.
Бесполезно читать нотации о том, «что такое хорошо и что такое плохо»: психика ребенка формируется под влиянием вашего общения, поступков, поведения.
Не пытайтесь воспитывать ребенка, он в любом случае будет похож на вас. Воспитывайте себя.
Счастливые и психически стабильные родители — залог будущего счастья детей.
Ангелина Долуденко — психолог, специализация — детско-родительские отношения, кризисы развития, межличностные отношения, нарушения адаптации, депрессивные и невротические состояния.
Ангелина ДолуденкоИсточник фотографий:Getty Images
10 основных ошибок в воспитании детей — Азбука воспитания
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе.
Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.
А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно.
В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
- Ошибка первая — обещание больше не любить
- “Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить”
- Мнение родителей:
Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло, как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: “Теперь мамочка больше не будет любить тебя”. Как часто многие из нас произносят эту фразу.
Мнение психологов:
Обещание больше не любить своего малыша — одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка — малыш будет воспринимать вас как людей лживых.
- Намного лучше сказать так: “Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю”.
- Ошибка вторая — безразличие
- “Делай что хочешь, мне все равно”
- Мнение родителей:
Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.
Мнение психологов:
Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно “настоящее”.
И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг.
Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.
Можно сказать, например, так: “Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета”.
- Ошибка третья — слишком много строгости
- “Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная”
- Мнение родителей:
Дети должны слушаться старших беспрекословно — это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку — 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.
Мнение психологов:
Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку.
Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и “плевать” на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.
В случае необходимости можно сказать так: “Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим — почему и зачем”.
- Ошибка четвертая — детей надо баловать
- “Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам”
- Мнение родителей:
Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство — такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность — в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.
Мнение психологов:
Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем.
Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот — он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким.
“Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу”, — вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
- Ошибка пятая — навязанная роль
- “Мой ребенок — мой лучший друг”
- Мнение родителей:
Ребенок — главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.
Мнение психологов:
Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
- Ошибка шестая — денежная
- “Больше денег — лучше воспитание”
- Мнение родителей:
Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.
Мнение психологов:
Любовь не купить за деньги — звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался.
Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька.
И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.
- Ошибка седьмая — наполеоновские планы
- “Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс”
- Мнение родителей:
Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам — дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.
Мнение психологов:
К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой.
Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем… желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами — это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы.
Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.
- Ошибка восьмая — слишком мало ласки
- “Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка”
- Мнение родителей:
Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев — есть более нужные и серьезные вещи.
Мнение психологов:
Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно — это может оттолкнуть их.
- Ошибка девятая — ваше настроение
- “Можно или нет? Это зависит от настроения”
- Мнение родителей:
Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые “выпускают пар” на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.
Мнение психологов:
Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей.
Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение.
Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: “Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое — постарайся быть ко мне снисходительным”.
- Ошибка десятая — слишком мало времени для воспитания ребенка
- “К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя”
- Мнение родителей:
Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.
Мнение психологов:
Взрослые часто забывают простую истину — если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души.
Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку.
Крохе это необходимо.
Источник: http://www.psychologov.net/
Психологи рассказали об ошибках в воспитании детей, которые допускают даже самые опытные родители
По статистике, большинство родителей уверены в том, что они отлично воспитывают своих детей, и в целом позитивно оценивают свои педагогические навыки. Однако на практике все не так гладко.
Часто мамы и папы допускают в воспитании одни и те же ошибки, которые приводят к появлению у детей комплексов, страхов и неправильных жизненных установок, которые позже подросшие дети транслируют уже на своих детей.
В данной статье мы расскажем, как можно разорвать этот порочный круг.
Сегодня AdMe.ru собрал советы психологов со всего мира, которые помогут родителям не попасть в ловушку негативных педагогических стереотипов.
С детства родители твердят нам: «Не ябедничай», а мы верим, что это плохо. Однако психологи озабочены тенденцией замалчивания проблем в школьной среде. Они утверждают, что большинство детей из-за боязни прослыть ябедой просто не рассказывают об издевательствах и травле.
На самом деле взрослые должны научить детей рассказывать о несправедливости, а еще поддерживать тех, кто решился привлечь к решению своих проблем родителей или учителя.
Родителям больно видеть, когда их дитя страдает: плачет, злится или в ярости разбрасывает игрушки. Поэтому иногда легче прикрикнуть «не реви, не распускайся», чем разобраться в ситуации.
Такая реакция на негативное поведение ребенка — худшая из возможных, потому что отрицательные эмоции нуждаются в выходе, дабы не перегружать нервную систему. Это своеобразный краеугольный камень психологического здоровья. Умение выражать негатив — качество, присущее зрелому человеку, оно пригодится вашему ребенку во взрослой жизни.
Все родители мечтают о том, что их дети будут жить в мире с окружающими и никогда не узнают, что такое оскорбление, драка или большая ссора, и иногда в погоне за этим идеалом выбирают тактику «будь хорошим для всех».
Конечно, очень важно быть конформным и уметь общаться с окружающими уважительно, однако не следует перегибать палку и пытаться стать хорошим абсолютно для всех. Ведь ради того, чтобы все тебя считали милым, приходится наступать на горло собственным желаниям и интересам.
Многие родители считают, что успеваемость их ребенка в школе напрямую говорит о том, насколько успешным он будет во взрослой жизни. Конечно, образование играет очень важную роль, но не является единственным и главным фактором в покорении карьерных высот.
Гарвардский профессор Говард Гарднер, выделивший 8 типов интеллекта, утверждает, что большинство IQ-тестов оценивают формальную логику, между тем как существующие пространственный, музыкальный, кинестетический и другие типы интеллекта игнорируются. Тем временем растет число исследований, в которых говорится о том, что эмоциональный интеллект играет огромную роль в успешности человека.
Социологи из США отмечают, что расходы на детей в этой стране растут с каждым годом, из-за чего многие семьи вынуждены даже отказаться от родительства.
Эшли Энериз, мама и специалист по финансам, утверждает, что родители тратят гораздо больше разумного, когда речь заходит о детях. Эшли советует подумать о том, действительно ли все, что вы покупаете, необходимо ребенку. Может быть, вы стараетесь дать своим детям то, чего сами были лишены в детстве? Или с помощью приобретения новой игрушки стараетесь загладить свои педагогические промахи?
Экономия на расходах, связанных с вопитанием детей, не делает вас плохим родителем. Напротив, бережливые родители своим примером могут научить ребенка не тратить деньги на всякие пустяки.
Педагоги утверждают, что лишение ребенка чего-либо значимого для него в виде наказания за проступки — не лучший способ воспитания. Одна из самых опасных черт токсичных родителей — привычка играть в бога, наказывая или, наоборот, милуя детей. Причем правила такой игры не всегда ясны, и часто наказание зависит от настроения родителей.
А лишение ребенка любимого занятия, тренировки или возможности гулять с друзьями и вовсе не научит его ничему хорошему. Скорее наоборот: ребенок поймет, что тот, кто обладает властью, может заставить исполнить свою волю.
«Я не хочу, чтобы мой ребенок скучал или бездельничал», — говорит мама и записывает малыша в развивающий центр, придумывает игры, которые не дадут ребенку загрустить, или покупает новую обучающую игрушку, чтобы ни одна минута досуга не прошла без пользы. Такие родители совершают ошибку, полагая, что их главная забота — развлечение детей и всестороннее их развитие без отпуска и перерывов.
Однако психологи утверждают, что дети ни за что не научатся быть самостоятельными, если их родители играют роль аниматора, а жизнь превратилась в сплошной праздник.
Ошибочное представление о том, что детей нужно учить делиться, очень распространено среди родителей. Однако дети, которых заставляют делиться, вряд ли будут испытывать искреннее желание пожертвовать своей вещью или угостить друга. Скорее наоборот, они станут более бережливыми — ведь неизвестно, когда в следующий раз родители решат проявить щедрость за счет их игрушек.
А еще психологи советуют примерить подобную ситуацию на себя. Захочется ли вам делиться личной и, возможно, любимой вещью с незнакомым человеком? Снимете ли вы с себя любимую футболку только потому, что она понравилась соседу? Скорее всего, нет.
А вы считаете себя хорошим родителем? Поделитесь своим опытом воспитания детей в х.
Иллюстратор Natalia Tylosova специально для AdMe.ru
Двенадцать ошибок в воспитании: как их избежать – Развитие ребенка
Дисциплина – настолько субъективное понятие, что бывает трудно определить ее рамки. Такая неопределенность приводит к тому, что родители, прививая дисциплинированность ребенку, допускают ошибки. Рассмотрим самые распространенные из них.
Воспитание – это сложная работа, которую родители выполняют, не зная наверняка, как это делать. Когда у вас появляется ребенок, вы учите его жить в этом мире и в то же время сами многому учитесь.
Многие родители чувствуют себя измотанными и беспомощными, когда у них появляется ребенок. Родительство приносит как радость, так и множество проблем и изменений в образе жизни и рабочем графике.
На этом этапе родители должны избежать некоторых ошибок, чтобы воспитать ребенка самостоятельным и способным справиться с различными жизненными ситуациями.
Удобная ложь
Нельзя. Мы часто игнорируем правило, согласно которому должны делать то же, чему учим своих детей. Забывая об этом, не стоит ожидать, что дети последуют нашим советам. Дети учатся обманывать в раннем возрасте. Вам достаточно всего лишь солгать в мелочах, чтобы ребенок последовал вашему примеру. Дети улавливают самые тонкие нюансы лжи.
Рассказы о несуществующих монстрах, ложь о том, почему ребенок пропустил школу и почему вы не пошли в гости к друзьям, сокрытие каких-либо фактов от супруга – все это типичные ситуации, когда ребенок воспринимает ложь. Взрослые называют это оправданиями, однако дети воспринимают это как ложь. Взрослые могут отличать правду от лжи, но для ребенка это трудно. Постоянное использование оправданной лжи тоже учит ребенка лгать.
Необходимо. Осторожно относиться к использованию лжи в повседневной жизни. Ваша задача – показать ребенку хороший пример для подражания. Если вы этого не сделаете, вся ваша работа по его воспитанию будет неэффективной.
Вместо того чтобы лгать в присутствии ребенка постарайтесь исправить ситуацию. Объясните ребенку свое поведение, чтобы он смог его понять и посочувствовать вам. Это даст и вам, и ребенку возможность честно поговорить и построить крепкие взаимоотношения.
Открытое общение – это хороший способ объяснить свою точку зрения.
Пустые угрозы
Нельзя. «Перестань расплескивать суп на стол, или я тебе покажу!». Угрозы и шантаж распространены во многих семьях.
Заставить ребенка выполнить домашние обязанности (убирать в комнате, складывать игрушки, одежду и книги на свои места, учить уроки, вовремя принимать пищу и т.д.) является для родителей непростой задачей.
Поэтому они часто угрожают ребенку последствиями за невыполнение этих обязанностей. Они говорят, что не разрешат ребенку смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, пользоваться мобильным телефоном, гулять и т.д.
К сожалению, родители редко приводят свои угрозы в действие, и дети перестают воспринимать их всерьез. Дети не понимают важность родительских указаний, а угрозы в их понимании превращаются в пустые слова.
Необходимо. В таких ситуациях важно, чтобы ваши слова совпадали с действиями. Родители не любят играть роль «плохого полицейского», но иногда необходимо прививать ребенку дисциплину.
Если ребенок слышит только угрозы или предупреждения, он понимает, что у него есть второй, третий шанс и т.д. Например, если вы говорите: «Или ты идешь обедать, или я выключу телевизор», он, вероятно, не услышит вас, пока вы не выключите телевизор.
Вместо этого вы можете напомнить ребенку о последствиях, которые наступили в прошлый раз, например: «Помнишь, что случилось вчера, когда ты не пошел ужинать?». Такие напоминания помогают дисциплинировать ребенка, а также делают ваши предупреждения весомыми для ребенка.
Когда ребенок четко поймет правила, которые вы ему озвучиваете, вам не будет нужно напоминать ему их или угрожать.
Материальные поощрения
Нельзя. Поощрения – хороший способ дисциплинировать ребенка. Система вознаграждений помогает ребенку сформировать хорошую модель поведения. Однако есть большая вероятность того, что эта система превратится в подкуп.
Неправильная мотивация приводит к тому, что ребенок на первое место ставит свои эгоистичные мотивы. Когда вы говорите ребенку, например: «Если ты уберешь свою комнату, после этого можешь пойти погулять с друзьями», ваша мотивация превращается в подкуп.
Необходимо. Помогите ребенку понять, что мотивация должна исходить изнутри. Если вы честно объясните ребенку последствия за невыполнение обязанностей, это поможет ему понять серьезность ситуации.
Например, вы можете объяснить ему, что если он не будет готовиться к экзаменам, то будет получать плохие оценки и может остаться на второй год.
Если ребенок не будет убирать в комнате, он будет тратить много времени на то, чтобы найти нужные вещи, или в комнате могут завестись вредные насекомые.
Постарайтесь, чтобы этот разговор проходил в форме диалога, а не нравоучения. Когда ребенок имеет возможность высказать свою точку зрения, он с большей вероятностью сделает выводы из этого разговора. Кроме того, диалог поможет ребенку лучше понять вас.
Нарушение собственных правил
Нельзя. Простые правила обычно даются труднее всего. Например, многие родители учат детей чистить зубы дважды в день.
Но сколько из них сами придерживаются этого правила? Дети скорее последуют негативному примеру родителей, чем положительному.
Это касается и простых правил, которым мы учим своих детей: выключать свет, выходя из комнаты, мыть руки перед едой, говорить «спасибо» и «пожалуйста», делиться своими вещами и т. д.
Эти правила – основа дисциплины, но, если вы сами их не соблюдаете, ребенок также будет в них сомневаться.
Необходимо. Первое правило при установлении правил – соблюдать их самим. Родители являются примером подражания для ребенка. Следовательно, ребенок будет учиться у вас, в том числе и дисциплине.
Придерживайтесь правил, которые вы устанавливаете для ребенка. Показывайте ему хороший пример и объясняйте важность таких действий. Вместе мойте руки перед едой, чистите зубы на ночь, мягко напоминайте ребенку, чтобы он выключал свет или говорил «спасибо» или «пожалуйста».
Ваша компания поможет ребенку усвоить правила дисциплины.
Слишком долгое ожидание
Нельзя. Иногда мы слишком долго ждем, пока ребенок начнет следовать какому-либо правилу. Мы не обращаем внимания на непослушание ребенка, ожидая, что рано или поздно он послушается. Например, родители обычно слишком долго ждут, чтобы ребенок помыл обувь после прогулки. Родители обычно откладывают наказание за плохое поведение слишком долго.
Необходимо. Ребенок воспринимает ваши правила несерьезно и игнорирует их. Сообщите ребенку о последствиях: «Если ты не помоешь обувь, тебе придется завтра идти в школу в грязных туфлях». Так он лучше поймет необходимость выполнять ту или иную работу. Понимая реальные последствия, он становится более ответственным.
Длинные нравоучения
Нельзя. Это самая распространенная ошибка, которую допускают родители. Длинные нравоучения и указания, как ребенок должен поступать в тех или иных ситуациях, могут испортить ваши с ним отношения. Представьте на минуту, как скучно и бессмысленно раз за разом слушать то, что вы и так знаете. Вы можете это понять, ведь и сами часто сталкиваетесь с такими ситуациями на работе.
Как взрослые не любят слушать длинные монологи с указаниями, так и дети перестают их слушать где-то после третьего предложения.
Необходимо. Вместо нравоучений следует обсудить правила с ребенком. При этом важно говорить по сути. Вспоминая различные случаи плохого поведения ребенка, которые происходили в прошлом, вы можете заставить его думать, что вы его не цените.
Кроме того, длинные нравоучения приводят к тому, что ребенок упускает из виду то, что вы хотите донести до него. Поэтому лучше использовать диалог для объяснения правил. Спросите его о причинах его поведения. Дайте ему возможность объяснить свой поступок и поговорите с ним о том, как исправить ситуацию.
Чем больше вы позволяете ребенку чувствовать, что он может повлиять на ситуацию, тем более ответственным он становится.
Воспитание с гневом
Нельзя. Гнев – это ваш злейший враг, потому что он мешает вам здраво мыслить.
Гнев, направленный на детей, – самая худшая ошибка, которую родители могут допустить в процессе воспитания. В порыве гнева вы можете сказать ребенку то, о чем впоследствии пожалеете.
Кроме того, вы можете выместить свой гнев на ребенке тогда, когда он не виноват в сложившейся ситуации.
Гнев, который вы проявляете в воспитании ребенка, может иметь долгосрочные последствия. Это приводит к недоверию ребенка по отношению к вам.
Необходимо. Родители должны оказывать поддержку своему ребенку. Это помогает ему преодолевать препятствия на протяжении всей жизни.
Поэтому, чтобы избежать необдуманных поступков, сначала успокойтесь, приведите свои мысли в порядок, а затем спокойно объясните свою точку зрения. Например, если ребенок плохо написал контрольную работу, не нужно его отчитывать в присутствии учителя или одноклассников.
Можно поговорить с ним по возвращении домой. Важно, чтобы вы помогли ребенку найти решение проблемы, а затем помочь ему достичь желаемого результата.
Воспитание без уважения
Нельзя. Легче требовать уважения к себе, чем проявлять его по отношению к другим. Родители ожидают и требуют уважения детей к себе и старшим. При этом сами они допускают неуважительное обращение с ребенком.
Унижая ребенка в присутствии других, используя грубые слова, вы только учите его неуважительному поведению.
Если вы обнаружите, что ваш ребенок ведет себя грубо или неуважительно, следует вмешаться и понять причины такого поведения.
Необходимо. Вместо того чтобы сразу кричать на ребенка в присутствии окружающих, возьмите паузу. Уведите его подальше от толпы, а затем с глазу на глаз поговорите о том, что случилось.
Относитесь к своему ребенку как к взрослому и постарайтесь разобраться в ситуации как со взрослым. Важно при этом понять, что вам хочет сказать ваш ребенок.
Отрицание точки зрения ребенка только усугубит проблему и приведет к его неправильному поведению.
Отрицательные указания
Нельзя. «Не смотри телевизор», «не ешь руками», «не трогай руками растения», «не ходи на улицу» – список таких указаний может быть бесконечным. Когда ребенок постоянно слышит, что ему нельзя, он начинает задумываться: а что же ему можно. Это его расстраивает.
Когда вы постоянно запрещаете ребенку что-либо, он видит в вас преграду для своих действий. И он еще сильнее хочет нарушить ваш запрет. Все это приводит к классической проблеме родителей и детей.
Необходимо. Придерживайтесь позитивного подхода в воспитании ребенка: объясняйте ему, как поступать правильно. Позитивный взгляд на плохое поведение ребенка дает понять, как ему нужно вести себя в тех или иных ситуациях.
Замените все ваши запреты положительными альтернативами: для каждого «нельзя» должно быть «что можно сделать вместо этого». Например, вместо утверждения: «Не смотри телевизор» можно предложить: «Поиграй на улице» или «Помоги мне приготовить ужин».
Когда вы показываете ребенку альтернативы, он учится принимать правильные решения и сотрудничать с вами.
Наказание и воспитание
Нельзя. Подчиненные не любят начальников, которые не ценят их или наказывают. Начальник может считать, что жесткая дисциплина приводит к хорошим результатам, но подчиненные могут начать искать новую работу. Точно так же наказания ребенка не всегда приводят к дисциплине.
Наказание – это не метод воспитания, а ответное действие на поведение ребенка. Наказание означает, что ребенок не соблюдает границы или не соответствует вашим ожиданиям.
Необходимо. Если вы применяете наказания, чтобы помочь детям регулировать свое поведение, лучше найти для этого другой способ. Наказания ничему не учат ребенка. Вместо этого обсуждайте с ним возможные способы решения проблемы. Если ребенок проявляет плохое поведение, предложите ему хорошую альтернативу, чтобы он понял разницу.
Отсутствие правил
Нельзя. Бывают случаи, когда родители не устанавливают детям никаких правил. И взрослые, и дети ведут себя так, как им заблагорассудится.
В таких ситуациях возможны два варианта: ребенок вырастает безо всяких моральных принципов или сам формирует для себя правила, основываясь на последствиях.
Второй вариант встречается редко, поэтому для детей крайне важно видеть определенные границы.
Необходимо. Воспитание необходимо, чтобы вырастить ребенка ответственным, счастливым и способным к самоконтролю. Многие родители не устанавливают для ребенка никаких правил, и это вызывает трудности в воспитании. Требуйте от ребенка такой же дисциплины, какой бы вы требовали и от взрослого. Это поможет вам заставить ребенка придерживаться правил.
Одно решение для всех случаев
Нельзя. Воспитывая старшего ребенка и видя хорошие результаты, родители полагают, что теми же самыми методами они смогут воспитать и младшего. Однако старые методы во второй раз могут и не подойти.
Необходимо. Каждая проблема должна иметь свое уникальное решение. Одному ребенку достаточно объяснения на словах, другому необходимо увидеть последствия. Вам нужно понять, что каждый ребенок уникален и имеет свой особый темперамент и набор эмоций. Понимание разницы между характерами ваших детей важно для того, чтобы найти правильные методы их воспитания.
На пути воспитания детей родители сталкиваются со многими трудностями и со многими вознаграждениями. И дети, и родители постоянно учатся и узнают что-то новое.
Обучение ребенка хорошему поведению – скорее, командная работа, чем индивидуальная. В этом вам помогут терпение, любовь, уверенность в себе и позитивный настрой.