Развитие детей имеет свои временные особенности и возраст 3 лет не исключение. В детской психологии есть даже специальный термин – кризис 3 лет.
И у этого кризиса есть свои особенности, причины и способы управления им. Поэтому если ребёнок не слушается в 3 года, что делать родителю научит эта статья.
Кроме знаний о том, что должен уметь малыш в таком возрасте, нелишним будет знать, как научить его слушаться.
Признаки
Характерными особенностями начала кризиса является открытое непослушание, желание идти наперекор родителю, а также когда привычные методы урегулирования конфликтных ситуаций перестали работать. Открыто проявляются следующие черты характера:
- Несговорчивость;
- Самовольство;
- Отказ выполнять даже элементарные просьбы родителей;
- Отказ признавать родительское главенство, причём чужих людей слушает.
- Если всё вышеперечисленное имеет место, прежде чем наказывать, стоит задуматься, почему ребёнок начал себя так вести.
- Выделяют такие основные причины:
- отстаивание независимости. Приблизительно с 3 лет появляется желание ощущать себя независимым. Развивается осознание собственной, отдельной от мамы, личности, которая имеет свои, отличные от других, желания, пристрастия, вкусы. Данные мотивы выступают основанием для внутреннего конфликта, который проявляется в нежелании выполнять волю взрослых: отказ в приёме пищи, ругань с другими детьми, драки, стремление трощить игрушки. Т. к. данное поведение становится регулярным, возникает чувство, что его действия носят умышленный характер.
- проявление самостоятельности. В 3 года малыш стремится быть взрослым, чтобы его воспринимали как большого мальчика или девочку. У некоторых возможны обиды, если их называют маленькими. Ориентировочно с 3 лет начинает формироваться представление о собственном хорошем «Я», в связи с чем происходит выставление напоказ своих достижений, хвастовство, желание быть в центре событий и внимания. Настоятельно не рекомендуется в этот период много ругать или одёргивать детей. Иначе хорошее «Я» может пострадать и у малыша возникнут комплексы.
На что обратить внимание
В период, когда ребёнок 3 года не слушается самым главным советом «что делать» будет соблюдение спокойствия и трезвого взгляда на происходящие события.
Это означает, что если ребёнок разбросал свои игрушки и отказывается их убрать, необходимо проявить свою твердость, не спешить всё делать самому. Вы этим окажете ему медвежью услугу, т. к. ребёнок станет вообще неуправляемым.
Однако необходимо удовлетворять значимые потребности малыша. И лучшим инструментом в воспитании трёхлетки будет умение разговаривать, и стремление понять.
Распорядок дня
Многие недооценивают его значимость и пренебрегают им, хотя от этого зависит развитие детей.
Опаздывание с кормлением, отходом ко сну, пробуждением, прогулками отрицательно влияет на психику детей, что приводит к непослушанию, потере аппетита, возникают сложности с укладыванием в постель, а также сон таких детей неспокоен.
Наличие режима дня формирует у ребёнка представление о правилах, положительно влияет на детскую психику, развитие дисциплинированности находится на высшем уровне, а также делает его спокойнее и уравновешеннее. Что является немаловажным, когда малыш в 3 года не слушается.
Наличие такой последовательности ежедневных событий создаёт чувство защищенности, снимает тревожность, агрессию и раздражение.
Запреты и ограничения
Они должны быть и применяться. Иначе может пострадать родительский авторитет, что впоследствии может привести к ощущению вседозволенности. Лет в 5-6 уже осознаётся что хорошо, а что плохо.
Но в возрасте трёх лет дети на это неспособны. Поэтому важно, чтобы он как можно раньше усвоил, что ему разрешается, а что нет. Если существует запрет, необходимо придерживаться этой точки зрения.
Причём родителям важно выработать единую модель поведения.
Положительным аспектом запретов является их помощь в формировании адекватного понимания мира и самого себя в нём.
Уступки и компромиссы
Прежде чем уступить, важно помнить, что уступки не должны перерасти в способ облегчения родительской задачи. Воспитывать и обучать малыша тому, что должен уметь каждый – первоочередная задача родителей.
Запреты обязательны:
- когда есть угроза жизни или здоровью;
- когда запрет способствует выработке необходимых черт характера;
- когда запрет способствует соблюдению режима дня.
А в этих случаях можно уступить:
- покупка желаемой игрушки, при условии, что не ежедневно и просьба выражена в качестве просьбы, а не требованием или истерикой. Оптимальным вариантом будет приурочить такую покупку к какому-нибудь торжеству;
- на период болезни либо плохого самочувствия.
Наказания
Если наказание становится неизбежным, важно объяснить ребёнку свой поступок. В противном случае существует риск, что малыш затаит злобу, что приведёт к формированию психологических проблем.
Важно помнить, что ребёнок 3 лет не всегда в состоянии понять, за что именно его наказывают. У него только начинает формироваться причинно-следственная связь между событиями.
Объяснив ему, снижается уровень и острота обиды, а также появляется возможность сделать выводы и вынести урок.
Наказания бывают:
- Словесные. С помощью разговоров до сознания малыша доходит, что родители недовольны его действиями, что поведение у него неподобающее.
- Физические. Применяются в случае отсутствия реакции с детской стороны на словесное наказание. Крайне нежелательно применение такого вида наказания. Оно провоцирует формирование психологических проблем у детей, неадекватных реакций на происходящие события, развитие комплексов, а также становится причиной непонимания во взаимоотношениях.
Отделение поступка от личности
Когда дети не слушаются, важно ругать их за сам поступок, не называя плохими. Поступок – плохой, малыш – нет. Ближе к трём годам детям очень легко поверить в свою неполноценность и ущербность. Задача родителей научиться воспитывать так, чтобы его внутреннее «Я» при этом не страдало, и стремиться не развивать комплексы и неуверенность в себе.
Основные рекомендации родителям
Физиологическое и психическое развитие сильно зависит от правильного подхода родителей к послушанию своего малыша.
Поэтому не следует пренебрегать нижеприведёнными рекомендациями, которые помогут пройти не только возрастной кризис непослушания, но и любые другие причины, которые заставляют вашего ребёнка идти вразрез с общепринятыми правилами поведения. Итак, что должен уметь и знать каждый родитель:
- Поддерживать зрительный контакт, разговаривая с ребёнком. Чтобы сфокусировать внимание ребёнка, нужно присесть возле него и начать разговор;
- Не позволять вседозволенности. Нужно определить чёткие разумные границы и стараться за них не выходить;
- Чётко соблюдать распорядок дня;
- Соблюдать спокойствие, не поддаваться на провокации, не переходить на крик и вести себя последовательно. Это то, что должен уметь абсолютно любой человек, не говоря уже о родителях;
- Избегать многократного повторения просьбы. Вместо этого, можно прибегнуть к наклейкам-напоминалкам на видных местах;
- Придерживаться одной линии воспитания между всеми членами семьи. То, что нельзя у мамы, должно остаться нельзя у всех;
- Дать больше свободы выбора и свободы в принятии решений. Например, пойдём гулять в парк или в песочницу;
- Следить за своим поведением и манерой общения. Дети учатся коммуникации у своих родителей;
- Стараться не использовать предлог НЕ. Дети трёх лет не понимают его предназначение и воспринимают такую фразу, как посыл к действию;
- Стремиться превращать в игровые моменты конфликтные ситуации. Например, не родитель – ребёнок спорят между собой, а котик и кролик. Это позволит ему быть более открытым в своих эмоциях.
Следует помнить, что в 3 года ребёнку необходимо больше времени на выполнение просьбы родителей, также важно чётко формулировать свои мысли (не «Сколько можно», а «Перестань»), выражать их с помощью коротких предложений, и не ставить перед малышом слишком сложных многоуровневых задач. В случае необходимости – разбить такую задачу на несколько этапов.
И самая главная рекомендация – это временный этап в жизни вашего малыша. И то, насколько вы будете готовы к нему, а также как вы с ним справитесь, зависит психическое здоровье вашего чада.
[mrp postnumb=4]
21 совет, который пригодится, если ребенок 3-х лет не слушается
Как только вашему ребенку исполнится три года, вы с удивлением и ужасом можете заметить, что из послушного и милого малыша он превращается в капризного и местами истеричного человечка. И многие родители в этот момент теряются и не знают, что делать, если ребенок 3 лет не слушается маму и дерется или закатывает истерики в магазине. Но с таким поведением можно и нужно бороться, только делать это необходимо правильно, а как именно – расскажет supermams.ru.
Почему 3х-летний ребенок не слушается
Существует только одна основная причина, почему ребенок не слушается родителей в 3 года. И называется эта причина – кризисом трех лет. В этот период он проходит новую точку в своем развитии, отсюда и название кризис.
То есть каждый, нормально развивающийся малыш должен пройти через эту точку, кто-то чуть раньше, а кто-то чуть позже.
Поэтому вам следует принять, что такое поведение совершенно нормально и при правильном вашем поведении все это пройдет довольно быстро и безболезненно.
В этом возрасте малыши начинают отделять себя от мамы и ощущать себя отдельной личностью. Начинает формироваться собственное внутреннее «Я». Также этот процесс называют сепарацией. И родителям важно вести себя во время этого кризиса правильно, так как от их поведения во многом зависит формирование характера ребенка.
При правильно пройденной сепарации в дальнейшем ваш отпрыск станет ответственным, уверенным в себе, будет отстаивать свои границы и сможет в нужное время сказать «нет». А вот при плохом развитии событий вы можете получить закомплексованного человека, которого будут давить авторитетом все подряд.
Можно ли заставить ребенка 3 года слушаться
Малыш в возрасте до трех лет безоговорочно доверяет своим самым близким людям – родителям. Он слушается их во всем. Поэтому, когда начинается процесс сепарации и кризис трехлетнего возраста, многие родители продолжают вести себя также – указывая, что делать и запрещая. Но такие методы воспитания уже не работают. И чаще не только помогают, но и вызывают конфликты, капризы и истерики.
Поэтому, если вы хотите знать, как научить ребенка слушаться, то сначала необходимо понять, что с ним происходит, а затем выстраивать свое поведение. Вам придется научиться искать компромиссы, договариваться, предоставлять больше самостоятельности.
Очень хорошо помогает личный пример. Если он видит, как мама с папой спокойно без ругани всегда все решают, то и сам подсознательно будет стремиться делать также.
Вам необходимо прислушиваться к тому, что чувствует и хочет ваш маленький человечек и затем, совместно с ним искать решение.
Кризис трех лет у ребенка начинается с ощущения своей личности — отсюда непослушание
Советы психолога
Если ребенок в 3 года постоянно не слушается родителей, дерется, грубит, истерит, кричит, балуется или вообще совсем игнорирует маму и отца, вам необходимо знать, почему он никого не хочет слушать и узнать советы, которые дает не только Комаровский, но и другие психологи.
И все специалисты утверждают одно: главное для родителя — помнить, что малыш делает все это не специально, чтобы позлить, а все его поведение связано именно с процессом сепарации. А когда вы усвоите эту главную истину, то supermams ru рекомендует прислушаться к следующим советам.
- Остановиться самостоятельно ваш малыш не способен. И он совершенно не способен воспринимать ваши фразы «остановись», «успокойся» и тому подобные. Он реагирует только на тембр голоса, ваш тон и настроение. Поэтому чтобы успокоить кроху, вы сами должны быть очень спокойными и излучать уверенность.
- В этом возрасте дети познают мир через игру, поэтому они не способны замечать беспорядок и бороться с ним – это ваша и только ваша функция. Поэтому не ругайте за разбросанные вещи и игрушки, лучше в форме игры вместе уберите их. Также вы можете справиться с конфликтом – через игру, даже если это прибавит беспорядка в вещах.
- Нельзя все время запрещать ребенку делать разные вещи. Иногда бунт возникает только из-за того, что вы постоянно произносите «нет», «нельзя», «не ходи туда» и подобные фразы. Кроха даже не будет реагировать на ваши слова, так как уже понимает, что ему сейчас в очередной раз что-то запретят. Он не видит нормального взаимодействия и бунтует через непослушание. Психологи советуют на каждое «нет», говорить три «да». То есть при запрете чего-либо сразу же разрешить что-то другое. У ребенка будет альтернатива и не появится ощущения вечного запрета.
- Убедитесь, что непослушание и плохое поведение происходят не из-за физиологических потребностей. Возможно, ваш малыш просто устал, голоден или хочет пить. Обнимите его, скажите, что понимаете его состояние и постараетесь как можно скорее исправить ситуацию.
- Иногда истерики возникают из-за того, что у крохи что-то не получается. Например, покушать самому или налить себе воды. Ваша цель или помочь ему, слегка облегчив ситуацию или разделив большую задачу на небольшие подзадачи. Или, если он жаждет самостоятельности, позволить ему самому набираться опыта, просто наблюдая со стороны и подстраховывая. Чаще всего такая ситуация возникает во время сборов на прогулку, когда ему хочется самому надеть штаны, завязать шнурки, застегнуть пуговицы и так далее. Вы понимаете, что вы все это сделаете намного быстрее и лучше, но не нужно помогать. Пусть медленно и не всегда правильно, зато он сделает это сам. И каждый следующий раз дело будет идти быстрее.
- Каждый раз, когда вы будете разговаривать с малышом, который не слушается и капризничает, постарайтесь спуститься на уровень его глаз, чтобы установить зрительный контакт. Также будет неплохо обнять его, чтобы он почувствовал ваше спокойствие и любовь.
- Разговаривайте с ребенком о его чувствах. Например, «я знаю, тебе это не нравится» и предложите варианты решения проблемы.
- Уберите из поля видимости малыша предмет, который стал причиной конфликта. Если это произошло в магазине, то выйдите на улицу, если дома, то можно уйти в другую комнату и отвлечь внимание.
Если ребенок истерит в магазине, на людях
Наверное, многие из вас наблюдали картину, что в магазине ребенок в 3 года совсем не слушается, балуется и кричит. Порой, даже свидетелям этой картины становится не по себе, а уж что говорить про родителей, которым необходимо справиться с этой ситуацией.
Истерика в магазине — страшный сон для родителей
Существует несколько проверенных способов, как существенно снизить риск появления истерики, ведь гораздо проще не допустить ее, чем потом успокаивать своего малыша.
- Не допускайте пустых рук, которые тут же потянутся к ярким игрушкам или сладостям. Перед походом в магазин возьмите с собой любимую или новую игрушку, чтобы малыш был ей увлечен и не тянул руки в разные стороны.
- Если вы все равно планировали что-то ему купить, то пусть он выберет сам из доступных вариантов. Но не предлагайте ему больше двух позиций на выбор, в таком возрасте тяжело выбирать даже из трех вещей.
- Если же эти способы не помогают, то необходимо просто вывести ребенка из магазина, а не ругаться на него или пытаться успокоить. Спокойно приобнимите его и выведите на свежий воздух. Уже на улице дайте ему время успокоиться, попить воды и спокойным голосом расскажите, как вам неприятно такое поведение. Что вы хотели купить в магазине продуктов, но теперь придется в следующий раз. Не обвиняйте его, просто расскажите все это.
Если четко каждый раз придерживаться одной и той же линии поведения, то малыш быстро поймет, что его истерики не приводят к нужному результату и он не получает того, что мог бы получить при спокойном поведении. Чаще всего уже на третий или четвертый раз вы сможете спокойно сходить в магазин без плача и истерик.
Наказание ребенка 3 года
Мнения по поводу возможного наказания ребенка такого возраста разнятся. Некоторые методы воспитания вообще не предусматривают возможности наказания.
Однако в русскоговорящих странах такие методы обычно не приживаются, так как многих в детстве наказывали, и они не видят в этом трагедии.
Большинство психологов склоняются к мнению, что наказывать можно, но делать это не во всех ситуациях и максимально правильно.
Выделяют три основных вещи: любопытство, случайность и неспособность что-то сделать. То есть если ребенок сделал что-то не незнанию, неумению или не специально, то нужно просто провести с ним беседу с разъяснениями или демонстрацией, а наказания быть не должно.
А вот за нарушения установленных правил или недопустимое поведение, при условии, что малыш понимает, что делает наказывать можно. Но как это сделать правильно? Ведь каждый человек уникален, и что будет наказание для одного, на другого не возымеет никакого воздействия. Можно выбрать подходящий способ наказания из перечисленных.
- Строгое выражение лица и серьезный жесткий голос.
- Прекращение общения не некоторое время.
- Лишение его чего-то принадлежавшего ему, например, игрушки.
Все эти наказания создают волнение и неприятные ощущения, мотивируя тем самым не совершать плохих поступков в дальнейшем.
Но, ни в коем случае нельзя применять физическое воздействие. Ведь малыш еще только учится взаимодействовать с внешним миром.
Чего делать нельзя
Если ребенок в 3 года не слушается родителей и истерит, то у вас множество вариантов разрешения этой ситуации. Но есть некоторые вещи, которые делать нельзя, если вы не хотите усугубить проблему.
- Не слушайте мнения и советы окружающих. Это ваш ребенок и только вам лучше знать, как реагировать не его поведение. Если можно, вообще отключитесь от того, что говорят другие. Потому что реплики: «какое ужасное поведение» или «какой избалованный ребенок» говорят только о том, что эти люди ничего не понимают в детях. Но при этом такие реплики могут накрутить вас, что не приведет к скорейшему решению проблемы.
- Не поощряйте истерики ребенка, давая ему то, чего он хотел. Этим вы только дадите понять, что истериками и капризами он сожжет добиться всего быстрее, чем через поиск компромисса и разговоры.
- Но не нужно впадать в другую крайность и добиваться победы любой ценой. Ваша цель не победить трехлетнего ребенка и не задавить его своим авторитетом, а научить поиску компромиссов и взаимодействия с окружающими. Иначе у вас может вырасти слабохарактерный человек, которого даже начальник будет давить своим авторитетом.
Наказание должно быть справедливым — не перегибайте палку
Советы Комаровского
Доктор Евгений Комаровский известен тем, что в доступной форме рассказывает родителям, как вырастить здорового ребенка, а также привить ему все необходимые навыки.
Иногда мнение Комаровского отличается от того, что советуют большинство педиатров. И родители вправе выбирать, какой из способов взаимодействия с крохой им подходит больше.
Но в случае с кризисом трехлетнего возраста и советами по прохождению этого кризиса, мнение Комаровского не отличается от большинства врачей. Главный совет – научится ладить со своим малышом, уступая ему в малом, но, не позволяя манипулировать.
- Родитель должен всегда оставаться спокойным, никаким образом не давать понять, что криками и истериками можно добиться желаемого. Не нужно даже становиться свидетелем истерик, просто уйдите недалеко. Не нужно и наказывать за капризы, дайте успокоиться, а потом ищите компромисс.
- Тактика воспитания должна быть единой у обоих родителей. Если мама сказала «нет», то отец не должен разрешать. Это же касается и бабушек с дедушками.
- Не нужно все время опекать ребенка, дайте ему немного самостоятельности. Пусть даже он будет делать все медленно и не всегда правильно, зато приобретет полезные навыки.
- Помните, что криками и постоянными запретами вы ничего не добьетесь. Ребенок, даже маленький, не ваша собственность и не будет делать все по вашей указке. Старайтесь искать компромиссы и договариваться.
Если родители вовремя поймут, что у ребенка наступил кризис, и началась сепарация, то при правильном поведении они смогут пережить этот период без больших проблем. Уметь договариваться с ребенком – важный навык, который точно пригодится вам в дальнейшем, особенно во время следующих кризисов. И от вас в этот период зависит очень много, ведь сейчас формируется характер вашего отпрыска.
(2
Ребенок в 3 года не слушается: что делать?
Задача родителей — помочь детям построить в уме мост между знаниями и действиями, ведь мало знать правила, важно уметь их применять.
ШАГ 1. Чутко помогите ребенку осмыслить ошибки и исправить их.
Истерики и непослушание 3-летних детей – это нормальная стадия развития, но одни это перерастают, а у других такое поведение закрепляется и переходит в протестное. Чтобы этого избежать, нужно помочь малышу обрести основы самоконтроля и осознанности.
Например, карапуз хватает без спроса чужой беговел на площадке.
Если трехлетнего ребенка за это наказать, то это даст ему понять, что он плохой, он не контролирует себя, он – разочарование для мамы. Но никак не поможет в развитии навыков самоконтроля.
Вместо этого поспособствуйте тому, чтобы ребенок задумался и осознал ошибку. Сделайте это в теплой, ободряющей и чуткой форме.
Недостаточно просто повторить правило: «Я же тебе говорила, что нельзя брать ничего без спроса». Скажите: «Ты помнишь, что надо попросить? Давай попробуем вместе еще раз». Подходим и просим.
Если ребенок может, то говорит сам, если нет, то вы просите разрешения взять беговел вместо него.
В ситуации с булкой для ребенка родители – это гарант безопасности. Маме нужно транслировать ребенку безопасный порядок вещей. Если булка горячая, и это опасно — значит, он должен подождать, вне зависимости от того, готов он принять эту идею или нет.
ШАГ 2. Помогите ребенку задуматься о том, что он чувствует.
Мы всегда обращаем внимание ребенка на действия: не трогай, отойди, не прыгай, замолчи, отдай, возьми… Как часто вы обращаете внимание ребенка на то, что он чувствует?
Когда ребенок делает что-то хорошее, например, проявляет сочувствие или спрашивает «можно взять твою игрушку?», помогите ему осмыслить чувства.
Например, скажите: «Ух ты, ты не забыл вежливо попросить игрушку. Каково это?» или «Ого, ты сказал своему другу что-то доброе, когда он разбил коленку. Как ты думаешь, от этого ему стало легче? Как ты себя при этом чувствовал?»
- Ваш малыш будет гордиться собой, испытывать чувство выполненного долга и ощущать то теплое чувство, которое приходит с умением справляться с трудной (для него) ситуацией.
- Это поможет вашему карапузу:
- понять, что делать добро приятно,
- укрепить внутреннюю мотивацию ладить и сотрудничать, что в долгосрочной перспективе приведет улучшению социальных навыков.
Еще один способ помочь ребенку — использовать книжки с картинками и игрушки, как инструмент для размышлений о поведении и чувствах. Читайте и проигрывайте истории, а потом обсуждайте: кто и как поступил? как бы поступил на месте героя ваш ребенок? что он при этом чувствовал?
ШАГ 3. Формула успеха – закрепление и повторение.
Фраза «все в порядке, давайте попробуем еще раз» — отличный инструмент для воспитания. Вместо наказания или нотаций попробуйте дать сыну или дочке еще один шанс.
Помогите ребенку задуматься о том, что он сделал неправильно. Расскажите, как он может сделать это лучше, и дайте понять, что вы верите в него.
Снова и снова напоминайте малышу, как просить игрушку на площадке и делайте это вместе с ним.
Это даст карапузу установку на рост и веру в то, что он может изменить свое поведение.
Если ребенок будет стоять в углу и думать о том, что он сделал не так, ничего в его поведении не изменится. Практика и повторные попытки с родителями, которые в них верят, творят чудеса.
Но бывают случаи, когда ни чуткость, ни проговаривание чувств, ни повторения не помогают, и чадо устраивает истерику. Например, вы с ребенком приложили много усилий, чтобы вежливо попросить желанный беговел, но хозяин железного коня не хочет ни с кем делиться своим транспортным средством.
Кризис 3 лет, ребенок перестал слушаться. Что делать?
Когда Насте было примерно 3,5 года, ее накрыл возрастной кризис. Она перестала слушаться воспитателей, бабушку и старшую сестру. Оговаривалась, все делала наоборот и становилась совершенно безбашенной.
Дело дошло до того, что однажды, переходя улицу, она вырвалась у меня из рук и чуть не попала под машину. Ей, видите ли, захотелось поиграть в «догонялки». На проезжей части.
Я тогда чудом успел ее выхватить из-под машины. В последний момент. И тогда мне стало понятно, что появилась проблема: «воспитание границ дозволенного у ребенка». И что этот «праздник непослушания» надо срочно прекращать.
А какие здесь были варианты? Бить ребенка? Ну уж нет! Оставим эти средневековые методы тем мракобесным семьям, где считают, что избиение детей при непослушании — это норма.
Итак, избиение я сразу исключил. Поскольку моей задачей было не наказать, а научить ребенка. Мне нужно было сделать так, чтобы не я заставлял ее соблюдать правила поведения, а Настя сама захотела бы их выполнять.
Как преподаватель я знаю, что ведущая деятельность и главный канал коммуникаций ребенка в 3-5 лет — это игра. А в игре главное — это эмоциональные образы. И мне нужны были образы «правильные». Которые смогли бы сформировать у ребенка новые алгоритмы поведения.
Поэтому я составил план работы. И начал его поэтапно осуществлять.
Во-первых, я нашел старинный советский мультик «Можно и нельзя». В котором два маленьких волшебника помогают малышу не попасть в сложные ситуации. Понять границы дозволенного.
Во-вторых, мы несколько раз посмотрели этот мультик с Настей. И мультик ей очень понравился. Особенно два маленьких волшебника.
Но ребенок смотрит мультики эмоционально, без осмысления. И только после пересказа он начинает понимать сюжет. Поэтому, пересказ — это наше все! Я попросил Настю объяснить, почему нельзя было играть со спичками, бегать по дороге и т.д.
В-третьих. Сразу после мультика мы начали с Настей играть в «Можно» и «Нельзя». С ее куклами и зверями. Где Настя выступала в роли сразу двух волшебников и критиковала неправильное поведение героев сказки. За которых играл я.
Эти неправильные герои лезли всюду, куда нельзя. А Настя их предостерегала, убеждала и делала внушения. С моими подсказками, разумеется.
Такой метод в педагогике называется сменой позиции. Когда ребенок смотрит на себя со стороны. И не его воспитывают в этот момент, а он. С позиции взрослого. И здесь есть и игра, и воспитание одновременно.
А играли мы очень эмоционально. Мне приходилось и насупить несогласно брови, и хныкать и т.д. Что мне дается тяжело. Как и многим мужчинам.
Но эмоции в 3-4 года — это главный канал донесения информации до ребенка. Безэмоциональных взрослых ребенок не понимает, а порой и пугается.
В-четвертых, в подобные игры мы играли с Настей каждый вечер, примерно недели две. Так мы нарабатывали новые алгоритмы поведения. После чего подошли к закреплению изученного.
В-пятых. Во время наших прогулок я начал обращать внимание Насти на то, чего она раньше не замечала. Например:
— Вон видишь мусор валяется? Почему?
- — Потому, что кто-то нехороший его бросил.
- — Пойдем, подберем его?
- — Пойдем!
- Или:
— Вон видишь мальчишка полез вниз головой? Чем это может грозить?
- — Тем, что он свалится и разобьет голову.
- — Давай ему об этом скажем?
- — Давай!
При этом я старался избегать запугивания. Проблемы надо решать, а не заменять одну другой.
В-шестых, я попросил и бабушку, и среднюю дочку — всех, с кем общалась Настя, придерживаться такой же политики. При формировании новых алгоритмов поведения крайне важно, чтобы окружающие придерживались одних и тех же требований.
Что в итоге? Положительные результаты начали сказываться уже к концу недели. Но о стойком алгоритме нового поведения на уровне привычке можно было говорить месяца через три. Это мой опыт. Может, кому-то он пригодится.
Что делать, если ребенок не слушается в 3 года
Слышат ли вас дети? Я была бы рада знать, что малыши всегда слышат и запоминают ваши слова, советы и ценные указания. Но реальность такова, что родители постоянно обнаруживают невнимательность своих крох, а иногда даже хуже — полное игнорирование или непослушание.
Часто мы видим вопросы на форумах: ребенок не слушается 3 года что делать? Давайте поговорим, почему так получается. Какие причины того, что дети не слышат своих родителей. И это в принципе касается любого возраста, но если малышу только 3 года, то все можно исправить буквально за неделю, если вы сможете сразу перестроиться сами.
Почему ребенок не слушается
Вы помните, что 70% (а по некоторым исследованиям до 90%) информации человек получает благодаря зрению? То есть, если мы смотрим на какой-то предмет, наш мозг уже обрабатывает сведения о нем. И, даже, если этот взгляд поверхностный, невнимательный, мысли он все же может занять.
Тогда поставьте себя на место малыша. Он любознательный. Его мозг похож на вечно работающий пылесос. Он постоянно ищет что-то, о чем ему нужно узнать. А значит, пока мы пытаемся ребенку что-то сказать, он увлеченно может заниматься тем или другим делом. Как думаете, насколько внимателен он в эту минуту к нам?
Интересно! Секрет хорошего оратора, которым пользовались многие харизматичные личности – зрительный контакт. Разговаривая с аудиторией они могли обращаться к каждому благодаря тому, что смотрели в глаза собеседникам.
Совет! Хотите, чтобы к вашим словам отнеслись с вниманием ваши карапузы? Тогда:
- Подойдите к малышу поближе. Если хотите, возьмите малыша на руки.
- Опуститесь перед ним, чтобы ваши глаза были на одном уровне.
- Прямо посмотрите в глаза.
Выражение лица, глаза скажут вам:
- насколько кроха сейчас настроен поговорить,
- насколько ему интересно,
- какое у него сейчас настроение.
А что самое важное, этим вы покажете, насколько серьезно то, о чем вы будете говорить.
Три в одном
Порой мы сами выдаем столько информации, что побольше списка дел в выходные дни. С той лишь разницей, что мы понимаем, некоторые дела мы рискуем забыть, поэтому записываем. Так чего же мы удивляемся, когда «список» забывает малыш?
Наши просьбы и ЦУ должны быть простыми и понятными, без лишних подробностей, которые зачастую можно оставить на усмотрение ребенка. Всеми такими деталями можно завуалировать инфу и сделать ее непонятной для карапуза.
Представьте! Если бы инструкция (любая, например, рецепт) содержала не только указания, что с чем мешать, как варить или запекать, но еще кучу подробностей. Как получают муку, сколько и как выращивать пшеницу, где изготавливали гайки для комбайна, что собирает урожай. И так по каждому ингредиенту. Скажите, что бы вы поняли?
Вот и дети не поймут, если много им говорить. «Многословие убивает мысль».
Совет! «Облегчайте» слова и просьбы, если хотите, чтобы они долетели до цели. Одна просьба – одно действие!
Фраза Не правильная : «убери в комнате, одень пижаму, почисти зубы и ложись в кровать». Правильно: «Убери игрушки с пола». Ребенок убрал, отчитался. Вы: «Молодец! Почисти зубы». И т.д.
Что делать если ребенок в 3 года не слушается и ведет себя плохо
Третья причина — эмоциональные тирады из многих букв.
Для того, чтобы наглядно продемонстрировать, когда мы допускаем эту ошибку, давайте представим себе такую ситуацию: вы видите, что ваш кроха делает что-то, из-за чего может упасть и набить шишку. Нужно малыша остановить, и при том, быстро! Как? Вы начинаете быстро-быстро что-то говорить:
- изобилуя наказами,
- возможными вариантами последствий,
- примерами,
- напоминаниями из прошлого опыта вашего и крохи.
Почему этот путь в никуда:
- Малыши живут «здесь и сейчас». У них нет накопительной системы, где они хранят воспоминания своих (а тем более чужих) ошибок.
- В момент азарта даже взрослый человек вряд ли вспомнит что-либо. Тем более карапуз. Ему весело, и он не в состоянии в пылу своего азарта что-то анализировать.
- Много слов, сказанные эмоционально и со скоростью, сливаются в одно. И как в этом слове разобраться и понять, что нужно делать?
Библия говорит: «если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?» (1 послание Коринфянам 14 глава, стих 8)
Как малышу понять, что вы хотите, и что ему делать?
Совет! Вот эти 2 вопроса и важны. Ответьте на них коротко, по существу. Тогда озвучьте малышу свою просьбу: «Не прыгай на кровати», «Слезь с карниза»…
Неочевидные просьбы
Порой наши просьбы больше напоминают квест, многоходовку с которой не так-то легко выйти победителем. Мы озадачиваем малыша вопросами, на которые он не в состоянии ответить. Например: «ты думаешь, учительнице понравится, если мы опоздаем в школу?», «ты решил на своих руках вырастить колонию микробов?»…
Чтобы понять, ребенку придется:
- провести логические цепочки,
- выстроить связь между примером и тем, что он знает,
- подумать, какой ответ мы хотим услышать.
А в итоге он может и не дойти до действий. Мы же увидим картинку так: ребенок нас не слушает.
Совет! Говорите прямо, что нужно сделать.
Если хотите малышу задать наводящие вопросы, тогда вы должны учесть несколько моментов:
- С крохой стоит разговаривать на понятном ему языке. Это касается любых сведений и примеров. Если маленький чего-то не знает, тогда или пример нужно поменять, либо объяснить его.
- При помощи примеров/вопросов объяснение будет дольше. Будьте готовы не к моментальному результату, а к беседе на 10-200 минут.
- Приводите многоступенчатые доводы. Никому не хочется воспитывать малыша командами для собаки: «лежать, сидеть, фу». Мы хотим, чтобы дитя научилось самостоятельно принимать правильные решения. Этого можно добиться, если научить размышлять кроху. Как это сделать:
- подготовьтесь к беседе заранее;
- продумайте, что в его возрасте интересно;
- постройте беседу от простого/понятного к сложному на основе интереса крохи
- Избегайте вопросов с двойственными ответами.
Рост понимания строится не на одном разговоре. Но вы справитесь!
Запреты-команды
Представьте, но вы сами можете подсказать карапузу сценарий его баловства! Когда малыш слышит какую-то информацию, он видит ее в картинке. Вы говорите: не лезь на дерево! Ребенок видит, как он на него лезет. И ему уже хочется это сделать. Он даже может не успеть запретить себе залезть.
Совет! Избавьтесь от слова «не». Если хотите получить конкретный результат, озвучьте его. Не хотите, чтобы маленький лазил по деревьям, а хотите, чтобы он играл на полянке? Так и скажите: «играй на поляне».
Радио свобода
Одна из самых частых ошибок родителей является отсутствие действий. Вы можете 100500 раз сказать, но это будет восприниматься, как фоновое звучание, издаваемое радио. И на это можно не обращать внимание.
Совет! Просите малыша максимум 3 раза:
- Озвучьте просьбу. Если не последовало ответной реакции от крохи, подойдите и удостоверьтесь, что он вас услышал.
- Четко повторите просьбу. И предупредите, что, если не будет действий со стороны малыша, на него будут возложены санкции.
- Последний раз просьба должна сопровождаться санкциями: «Я предупреждала, что будет, если ты не сделаешь то-то?»
Так вы придадите своим просьбам вес, а себе уважение в глазах карапуза.
Но не пытайтесь часто управлять поведением крохи. Только в ключевых моментах! В Библии сказано: «вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их». Частыми просьбами по поводу и без, можно раздражать и довести до вынужденной «глухоты» кого-угодно.
Крик
Для многих взрослых ничего не стоит перейти на крик. Так они хотят показать свою силу и власть. Но что получается в итоге:
- Крик пугает и доводит до прессинга. В итоге кроха сделает то, что вы «просили», но не поймет, почему так надо. А значит, будет снова и снова вынуждать нас кричать.
- Вы смоделируете ошибочную модель поведения, когда нужно кричать, чтобы быть услышанным. Очень скоро малыш будет кричать на все, и даже на вас, когда вы не услышите его.
- Ваши слова в спокойном тоне обесценятся.
- Даже к бесконечному ору можно привыкнуть и его не замечать.
Как видно, это – тупиковая линия развития общения. Но выйти из нее можно.
Совет! Учитесь успокаиваться, видеть последствия своих слов и действий, держите себя в руках. Порой шепот действует сильнее!
Белый шум
Те, кто живут рядом с источником постоянного шума, перестают его замечать. Это явление называется «белый шум». Так и наши бесконечное указания и запреты становятся прозрачными и незаметными, как белый шум.
Совет! Сосредоточьтесь на главном.
Вы не слушаете сами
То, насколько вы готовы слушать, настолько слушают и вас. Ребенок учится у нас, следуя нашей манере поведения. Как мы выслушиваем его детский наивный лепет, который важен для него, так он будет внимателен к тому, чем мы делимся с ним.
Совет! Слушайте!
Усталость
Порой чисто физические причины мешают ребенку сосредоточиться. Например, он голоден, устал, занят чем-то важным или в другой комнате.
Совет! Подыскивайте подходящее время для бесед.
Возможно, проблему эти советы не решат быстро. Зато помогут найти взаимопонимание и заложат основу для будущего решения. Если вам статья понравилась, подписывайтесь. И получайте еще много интересных статей. Направляйте своих друзей на сайт, чтобы и они смогли поучаствовать в наших беседах!