Одна из основных обязанностей родителей – обеспечение безопасности ребенка. Современная жизнь – непредсказуема и опасна. С раннего возраста необходимо развивать в ребенке внимательность и умение действовать в необычной ситуации.
Родителям нельзя впадать в крайности, некоторые из них не отпускают ребенка от себя до подросткового возраста.
В этом случае дети плохо адаптируются, не могут обеспечить свою безопасность, потому что надеются на родственников.
Другие родители оставляют малышей без присмотра, в возрасте, когда нет понимания опасности. Процесс взросления ребенка и освоения навыков должен проходить постепенно.
Правила безопасного поведения на улице дети должны знать с раннего возраста
Начало обучения
Обучение должно соответствовать возрасту ребенка и уровню его психологического развития.
- Начать обучение правилам безопасного поведения можно с игровой формы, такая техника будет предпочтительная для детей 4-6 лет. Дети часто ассоциируют себя с игрушками, охотно включаются в процесс. Можно придумать игру «Что делать, если ты потерялся?». Основным героем может стать любимая кукла или игрушка.
Научите ребенка, что делать, если он потерялся
- Для детей младшего школьного возраста будет интересная сюжетно-ролевая игра. Можно разыграть сценку, что делать в экстренной ситуации на улице. В непринужденной обстановке можно оговорить варианты поведения и возможные ошибки.
- Для подростков будет эффективна беседа. Следует оговорить безопасные места для прогулок, действия в экстренной ситуации, телефоны служб спасения, алгоритмы поведения на улице в опасных ситуациях.
Что важно знать родителям
Не стоит запугивать ребенка, приводить печальную статистику, полицейские сводки. Этим вы только вызовите стресс и недоверие к миру. Следует сосредоточиться на правилах безопасного поведения, которые смогут предотвратить беду на улице.
- Будьте личным примером для ребенка. Если переходите дорогу вместе с ребенком на красный свет, то не стоит удивляться, когда малыш будет нарушать правила безопасности.
- Важно наладить доверительные отношения с ребенком. Информация при этом будет легче восприниматься, если у ребенка возникнут страхи и сомнения, он скорее с вами поделится.
- Отправляя ребенка одного на улицу, не стоит отдавать ему дорогой мобильный телефон, украшения, вешать ключ от входной двери на шею.
Ребенок должен усвоить, как существует опасность на дороге
Ребенок не должен получать крупные суммы денег. Особенно осторожным нужно быть в транспорте и при оплате покупок. Злоумышленники могут увидеть крупные купюры, попытаться их заполучить.
Ребенок должен усвоить
- Правила поведения на улице запрещают разговаривать без присутствия взрослого с малознакомыми людьми.
- Нельзя садиться с малознакомыми и незнакомыми людьми в транспортное средство.
- Если у ребенка появилось чувство тревоги, опасности, сопротивления необходимо бежать кричать, использовать предметы самозащиты.
- Нельзя принимать из рук малознакомого и незнакомого человека подарки и еду. Обо всех попытках сообщать родителям.
- Нельзя помогать незнакомому человеку на улице, если он просит, следует позвать окружающих, если человеку действительно нужна помощь, то он не испугается, не уйдет.
Обучите малыша правилам поведения с незнакомыми людьми
Нужно быть предельно внимательным при входе в подъезд и лифт. Если ребенок заметил подозрительного человека, то следует пропустить его вперед, подождать, пока он пройдет.
Опасно ехать с лифте и заходить в подъезд с незнакомцем вдвоем.
Если ребенок самостоятельно ходит в школу и обратно домой, то следует проработать маршрут, обсудить правила передвижения. Дорога должна проходить через оживленные места, старайтесь избегать пустырей, малоизвестных мест.
Первое время нужно несколько раз пройти расстояние вместе с ребенком. Особое внимание стоит обращать на места с повышенной опасностью: светофоры, переходы.
Можно найти одноклассников, которые живут в вашем районе, чтобы дети ходили вместе.
Ребенок должен знать основные правила поведения на дороге. На какой сигнал светофора нужно двигаться, где расположены пешеходные дорожки. Даже если загорелся нужный сигнал светофора, следует оглядеться по сторонам, только после этого совершать движение.
Правила дорожного движения надо повторять при каждой прогулке по городу
Необходимо учить детей не поднимать чужие предметы с земли. Особое внимание стоит уделить колющережущим предметам, шприцам, битым бутылкам, сверткам.
Ребенку нужно объяснить правила поведения, что играть предпочтительно на детской площадке. Несчастные случаи случаются даже там, что говорить о неприспособленных местах, стройках.
Следует оговорить правила поведения детей при встрече с животными на улице. По возможности следует сохранять спокойствие, развернуться и уйти. Если агрессия собак нарастает, следует позвать на помощь, двигаться в сторону подъезда, человека.
Не дразнить собак, не подходить к ним
Для самозащиты можно использовать любые предметы, которые можно достать – палка, сумка, камни.
На улице ребенок должен соблюдать чистоту, хотя это не его личная территория, но достойное поведение каждого обеспечит эстетичный вид территории, не создаст дополнительных проблем уборщикам. Такая практика научит ребенка отвечать за свои поступки.
Пройдите маршрут до школы и назад несколько раз вместе
Нельзя портить фасады зданий, ходить по газонам, это влечет большие финансовые потери. Сейчас много камер уличного видеонаблюдения, злодеяние не останется безнаказанным, отвечать придется родителям.
Правила поведения зимой еще более строгие
Отдельные правила касаются зимнего времени года. Передвигать следует спокойно, не бегая, следует приобрести ребенку противоскользящую обувь. Следует обращать внимание на крыши домов, при наличии сосулек следует выбрать максимально далекую траекторию.
Видео: Мультфильм о безоапсности на улице
Оставить комментарий
Безопасность детей на улице: учим ребенка правилам поведения в неординарных ситуациях
Больше всего на свете родители хотят, чтобы их ребенок был здоров и счастлив. Безопасность детей на улице – одна из составляющих этого желания. Знания о правилах поведения в необычной ситуации должны закладываться с раннего возраста.
Главное для родителей – не впадать в крайности. Тотальный контроль и постоянное сопровождение отпрыска вплоть до совершеннолетия – одна из них. Однако и слишком ранняя самостоятельность на улице, когда ребенок в силу малого возраста не может адекватно оценить опасность или безопасность ситуации, также неприемлема. Навыки должны быть адаптированы к возможностям детского восприятия.
С чего начинать: правила для детей 2–5 лет
Малыши с 2 до 5 лет не бывают на улице одни. Поэтому единственная опасность, которая их подстерегает, – случайно потеряться. Такое случается почти с каждым, даже при очень ответственных и внимательных родителях. Дети настолько подвижны и импульсивны, что стоит на секунду выпустить из своей руки маленькую ручку, и малыш за считаные мгновения исчезает в неизвестном направлении.
С самого раннего возраста маленький «путешественник» должен знать, что делать, если потерялся:
- Не нужно бегать и плакать. Надо стоять на том месте, где ты обнаружил, что мамы рядом уже нет.
- Вместо или вместе с плачем нужно кричать: «Мама, я здесь!»
- Мама ищет тебя и обязательно найдет – не бойся.
- С того места, где потерялся, можно уйти только с дядей полицейским, он поможет найти маму.
- Не уходи с незнакомыми людьми, даже если они говорят, что знают, где твоя мама.
- Только дяде полицейскому можно сказать свое имя и адрес.
Островки безопасности для потерявшихся детей
Прекрасная инициатива в городах России от Сбербанка – островки безопасности. Потерявшиеся дети могут обратиться в ближайшее отделение, и сотрудники банка обязательно помогут «найтись». Зеленую вывеску отделений видно издалека. Нужно показать их ребенку по ходу всех обычных маршрутов передвижений.
В островке безопасности окажут помощь не только потерявшимся детям, но и дезориентированным пожилым людям. Если в семье есть такие, то эту услугу можно взять себе на заметку.
Методы обучения детей
Дошкольники и дети младшего школьного возраста прекрасно воспринимают информацию, переданную в игровой форме. Пусть «потеряется» любимая кукла или плюшевый мишка, а малыш расскажет им, как себя вести, выступит в роли мамы или папы и «найдет пропажу».
Совершенно бесполезно озвучивать правила, если сами родители на глазах детей нарушают их. Когда малыш видит, что родители перебегают дорогу на красный свет, в неположенном месте или кидают мусор на тротуар, он будут поступать также. Хотите безопасности для своих детей? Показывайте им пример безопасного поведения.
Для того чтобы дети правильно воспринимали информацию от родителей и делились с ними возникающими страхами и сомнениями, необходимо построить дружеские, доверительные отношения. При взаимодействии «контролер – проверяемый» ребенок будет скорее поступать вопреки озвученным правилам.
Безопасное поведение на улице для детей школьного возраста
Для детей, которые уже самостоятельно гуляют или добираются до школы, кружков, стадиона и обратно, существует два вида опасности:
- риск травмироваться из-за собственной неосмотрительности;
- риск пострадать от людей с недобрыми намерениями.
Как избежать травм?
Родители всегда должны знать, где на улице играет их сын или дочь и какой дорогой он или она идет в школу, на внешкольные занятия. Места, где можно играть, и путь от дома до постоянно посещаемых мест нужно несколько раз пройти вместе с ребенком. По пути нужно обращать его внимание на возможные опасности.
По возможности следует организовать маршруты передвижения так, чтобы избегать пустырей, строек, безлюдных мест. Если есть выбор, то предпочтительнее будет чуть увеличить время пути, но переходить дорогу по подземному или оборудованному светофором переходу.
Необходимо следовать таким правилам:
- нельзя играть на стройках, крышах зданий, на проезжей части;
- любые взрывоопасные предметы – петарды, фейерверки, пистоны – можно использовать только под присмотром взрослых в подходящих для этого местах;
- ездить на велосипеде можно только во дворе, где нет машин, или по специальным велодорожкам в парке;
- нельзя подходить к незнакомым собакам и тем более дразнить их;
- в зимнее время года нужно надевать противоскользящие накладки на обувь и держаться подальше от карнизов, крыш и козырьков зданий;
- переходить дорогу можно только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, убедившись, что опасности нет;
- нельзя поднимать с земли посторонние предметы, особенно шприцы, стекло, свертки.
Общение с посторонними людьми: как вести себя ребенку?
Здесь также важно соблюсти баланс: дети не должны видеть в каждом встречном преступника и плохие намерения там, где их нет, но и доверять всем подряд – неправильно.
Самое главное – объяснить, что преступник боится огласки и разоблачения. При подозрении на недобрые намерения встречного нужно громко разговаривать, кричать о помощи, сопротивляться.
Детям трудно преодолеть внутренний барьер уважительного отношения к старшим, именно поэтому они молча и безропотно идут туда, куда ведет их преступник, даже если чувствуют тревогу и опасность. Нужно внушить ребенку, что лучше ошибиться и «обидеть» подозрением доброго человека, чем попасться «на удочку» злому.
Вот некоторые правила, которые необходимо усвоить для безопасности:
- Нельзя садиться в машину к незнакомому или малознакомому человеку, если это не такси, которое вызвали родители, чтобы ребенок не опоздал на мероприятие.
- Если вместе с ребенком в подъезд заходит незнакомый мужчина, лучше пропустить его вперед и дождаться, когда он поднимется на свой этаж или уедет в лифте. Лучший вариант – дождаться на улице кого-то из хорошо знакомых соседей и вместе с ними подняться на свой этаж.
- Если на улице незнакомый человек просит помощи, нужно обратиться к прохожим, а не кидаться помогать самому. Преступник при обращении к посторонним людям попытается сразу уйти.
- Нельзя идти с незнакомым человеком, куда бы он ни звал и что бы ни обещал. Дошкольников преступники обманывают сообщением, что за ребенком его прислали родители. Нужно придумать «пароль», который должен сказать незнакомец, если это действительно так. В противном случае – бежать, громко кричать, звать на помощь, сопротивляться, если пытаются увести силой.
- Не давайте подростку, если ему предстоит самостоятельное передвижение, крупных сумм денег, дорогих мобильных телефонов или украшений. Вешать на шею на цепочке ключ от дома также не следует. Ключ можно приколоть за кольцо булавкой к внутреннему карману, если боитесь, что он может потеряться.
- Нельзя принимать от незнакомых людей любые подарки, в том числе и еду.
- В школу и обратно, в кружок или секцию лучше идти группой. Родители могут договориться и поочередно провожать детей, если их путь проходит по небезопасным участкам.
Обо всех подозрительных встречах ребенок должен незамедлительно сообщить родителям или учителям. Никогда не ругайте ребенка, если из его рассказа понятно, что он вел себя не совсем правильно. Лучше еще раз повторите все правила безопасности на улице для детей.
Недостаточно озвучить данные правила один и даже несколько раз. Время от времени их надо повторять. Еще лучше – моделировать непредвиденные, опасные ситуации и учить детей на практике безопасному поведению.
Правила безопасности для детей
С раннего детства ребенок должен знать, что люди бывают разные, и общаться надо только с теми, кого знаешь. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.
- Для этого нужно ребенку навсегда усвоить «Правила четырех «не»:
- 1. Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом;
- 2. Не заходи с ними в лифт или подъезд;
- 3. Не садись в машину к незнакомцам;
4. Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
Очень важно объяснить ребенку, что незнакомец – это любой человек, которого не знает сам ребенок.
Незнакомец может назвать ребенка по имени, сказать, что пришел по просьбе его мамы, может позвать посмотреть мультфильмы или предложить конфету. Но если человек ребенку незнаком, то он должен на все предложения отвечать отказом и в случае опасности кричать: «Я его не знаю!»
Родителям необходимо внушить ребенку, что никогда и ни при каких обстоятельствах они не пришлют за ним в школу, домой или во двор незнакомого человека. Если такой человек подойдет, кем бы он ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, звонить родителям или обратиться к полицейскому.
НА УЛИЦЕ:
— Выходя из дома, всегда предупреждай, куда ты идешь, где будешь и во сколько ты вернешься. Если возвращаешься домой поздно вечером, проси, чтобы тебя встретили.
— В общественном транспорте садись ближе к водителю, чтобы он мог тебя видеть. Не вступай в разговоры с незнакомыми пассажирами, не рассказывай куда едешь и где живешь.
— Если необходимо пройти в темное время суток, постарайся идти вместе с людьми. Переходи улицу по подземному переходу в группе людей.
- — Не ходи в отдаленные и безлюдные места, не играй на стройках и в заброшенных домах.
- — Если показалось, что кто-то тебя преследует, необходимо незамедлительно проследовать в людное место, обратиться к взрослому.
- — Увидев впереди шумную компанию или пьяного, перейди на другую сторону улицы или измени маршрут, при этом не следует вступать в конфликты.
- — Добирайся до дома только известным транспортом (троллейбусом, автобусом, маршруткой), никогда не останавливай чужую машину и не садись сам, если предлагают подвезти.
- — Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу, магазин, аптеку, не выполняй никакие просьбы водителя.
- — Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.
- — Если незнакомец просит пойти с ним и позвонить в квартиру, потому что ему не открывают, а тебе откроют – не ходи!
- — Не иди с незнакомым человеком, если он предлагает угостить тебя конфетами, посмотреть животных, поиграть в компьютер, не бери у него напитки и прочую еду.
- В ПОДЪЕЗДЕ:
— Подходя к дому, обрати внимание, не идет ли кто-либо следом. Если кто-то идет – не подходи к подъезду. Погуляй на улице, пока этот человек не уйдет. Если чувствуешь опасность, зайди в магазин, на почту, в библиотеку и расскажи о подозрительном человеке.
— Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых жильцов дома.
— Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который может зайти за тобой в кабину.
— Если незнакомец все-таки зашел в лифт, стой к нему лицом, чтобы видеть, что он делает. В случае опасности попробуй нажать кнопку вызова диспетчера, кричи, зови на помощь.
ДОМА:
— Никогда не впускай в квартиру незнакомого человека. Если звонят или стучат в дверь, не подходи и не спрашивай, кто пришел. У родителей есть ключи, и они откроют дверь сами.
— Ни в коем случае не открывай дверь лицам, представившимся почтальоном, врачом, полицейским, сантехником, электриком, знакомым родителей, даже если они станут уговаривать.
— Покидая квартиру, посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они уйдут.
- — Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.
- КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ГОРОДЕ: дорога, наземный транспорт, метро:
- — Улицу надо переходить только на зеленый сигнал светофора или по «зебре» — белым полоскам на асфальте
- — Не вступайте на проезжую часть, пока не убедитесь в полной безопасности: если для вас загорелся зеленый свет, подождите, пока все машины остановятся, а на «зебре» будьте еще внимательнее
- — Самым безопасным для перехода улицы является подземный переход
- — Несмотря на то, что есть правило – переходить автобус и троллейбус сзади, а трамвай – спереди, лучше дождитесь, когда они отъедут, и после этого переходите улицу по пешеходному переходу
- — Старайтесь не выходить на дорогу из-за припаркованных автомобилей – они закрывают обзор
- — Никогда не пытайтесь «перегнать» автомобиль, дождитесь, пока машины проедут или остановятся на светофоре или перед «зеброй»
- — Переходить дорогу нужно тогда, когда свободы обе полосы. А если вы все же оказались на разделительной полосе – не дергайтесь вперед или назад, дождитесь, пока машины проедут
- — Научитесь понимать сигналы автомобиля – гудок, сирену, «поворотники». Они подскажут, как складывается дорожная ситуация и какие маневры собираются делать автомобили
- — Ждите общественный транспорт только на специальных остановках, не ближе 1 м от проезжей части
- — Садитесь в транспорт, только дождавшись его полной остановки
- — Старайтесь не стоять у дверей и тем более не облокачиваться на них
- — Готовьтесь к выходу заранее и выходите только после полной остановки
- — Стоять на эскалаторе нужно справа, проходить (но не бежать!) слева, при этом рука должна лежать на поручне
- — Нельзя подсовывать пальцы под поручень эскалатора, проверять ботинком ширину щели между ступеньками и стенкой, садиться на ступеньки
- — В ожидании поезда стойте подальше от края платформы, а не стремиться пролезть в первые ряды. Толпа, наседая, может случайно столкнуть на рельсы или в проем между вагонами
- — Нельзя заходить за ограничительную линию – выступающее зеркало заднего вида первого вагона вполне может задеть человека
- — Если у вас что-то упало на рельсы, не надо пытаться достать вещь самому – обратитесь к дежурному, и он специальными клещами с длинной ручкой достанет то, что вы уронили.
- Если с вами случилась большая неприятность, и вы оказались на рельсах метро:
- — не пытайтесь самостоятельно или с помощью взрослых выбраться на платформу. Даже не все взрослые знают, что как раз вдоль платформы проходит контактный рельс, находящийся под смертельным напряжением в 850 Вольт
- — если поезда еще нет, идите по глубокой ложбинке между рельсами к началу платформы, где есть чёрно-белая рейка, которая обозначает остановку первого вагона. Машинист вас увидит и не продолжит движение
— если поезд уже въезжает на платформу, ложитесь в лоток между рельсами лицом вниз, головой к поезду, максимально пригнув её.
Лоток достаточно глубокий и поезд не заденет не только ребёнка, но и взрослого. Лежать под поездом конечно очень страшно, зато безопасно.
Как только поезд уедет, идите к началу платформы за черно-белую рейку, где с помощью дежурного можно не рискуя жизнью выйти на перрон.
- ВЕЛОСИПЕДЫ И РОЛИКИ
- — По закону ездить на велосипеде по дорогам города и улицам разрешается детям с 14 лет и только без пассажиров
- — Тем, кому не исполнилось 14 лет, можно ездить на велосипеде по специальным велосипедным дорожкам и закрытым для транспортных средств площадкам
- — Запрещается кататься на велосипеде по тротуарам, дорожкам парков и бульваров
- — Переходить дорогу нужно только пешком, держа велосипед за руль
- — Ни в коем случае нельзя цепляться за любое проезжающее мимо транспортное средство
- — Очень важно научиться ездить на велосипеде медленно – удержать равновесие на велосипеде тем труднее, чем медленнее ты едешь, что особенно важно для города
- — Велосипед должен иметь исправные тормоза, накаченные шины, светоотражатели и звонок
- — Одно из главных требований при катании на роликах – умение тормозить
- — Нельзя кататься на роликах на проезжей части
- — Обязательно нужно пользоваться наладонниками, наколенниками, налокотниками и надевать шлем
- — Старайтесь не выезжать во дворы, пока не научитесь кататься на закрытых площадках, стадионах, в парках
— Также необходимо научиться «правильно» падать. Если чувствуете, что теряете равновесие, наклонитесь немного вперед и вытяните руки, чуть согнув их в локтях. Постарайтесь избежать падения на спину, а если это не удается, пригните подбородок к груди, чтобы не удариться затылком.
- КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ В ТОЛПЕ
- — Главное правило – избегать толпы
- — Если вы всё же оказались в толпе, держитесь подальше от середины, а также металлических ограждений, стен, витрин, мусорных контейнеров – всего твердого, к чему могут прижать
- — Не надо пробовать пробиться сквозь толпу или сопротивляться ей. Нужно, не останавливаясь, двигаться вместе с ней
— Если началась давка, немедленно выбросьте все предметы из рук, освободитесь от шарфа и сумки на длинном ремне. Руки должны быть не прижаты к телу, а согнуты в локтях и направлены сжатыми кулаками вверх – тогда вы сможете защитить грудную клетку. Можно также сцепить ладони в замок перед грудью
— Главная задача в толпе – не упасть. Если вы все же упали, постарайтесь как можно быстрее встать на ноги. Не вставайте на четвереньки – так вы делаете уязвимыми ваши руки
- — Если вы упали и встать не удаётся, свернитесь клубком, прикройте предплечьями голову, а ладонями затылок
- — Не паникуйте, не поддавайтесь провокационным крикам, что нужно куда-то бежать
- — Выйдя из толпы, не надо метаться в поисках потерявшихся спутников. Лучше стойте и ждите в спокойном месте, а если увидите сотрудников полиции – подойдите к ним и скажите, что вы потерялись
- — Обязательно помните наизусть свой адрес и телефон
— Если поблизости нет сотрудников полиции, не надо обращаться к незнакомым людям, звонить в квартиры жилого дома – лучше поискать телефонный автомат. В звонке в полицию вам не откажут и в магазине либо госучреждении.
- КАК НЕ ОКАЗАТЬСЯ ВОВЛЕЧЕННЫМ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
- v Никогда не соглашайтесь «постоять на углу и свистнуть, подать другой знак, когда кто-нибудь пойдет». Чем в это время будут заниматься другие, вы можете не узнать, но, когда их поймают, обязательно упомянут, что вы тоже участвовали в преступлении
- v Никогда не отзывайтесь на просьбу помочь чьему-то приятелю, потерявшему ключи от квартиры — пролезть в форточку и открыть дверь изнутри
- v Никогда не берите на хранение домой какие-либо вещи – они могут быть крадеными
- v Будьте осторожны с выбором друзей. Оказаться в плохой кампании – значит подвергать себя постоянному риску
- СЕМЕЙНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
1. Придумайте вместе с детьми семейный пароль, который каждый сможет использовать в качестве сигнала в случае опасной ситуации.
2. Если ваш ребенок добирается до дома без сопровождения взрослых, придумайте вместе с ним постоянный и наиболее безопасный маршрут. Договоритесь с ребенком о том, что он постоянно будет ходить именно этой дорогой.
3. Научите ребенка беречь ключи и расскажите ему, что делать, если он их потеряет. Выходя из дома, ребенок должен проверять, взял ли он ключ с собой.
4. Оговорите границы окрестностей, в которых ребенок может гулять.
5. Сформируйте у ребенка привычку рассказывать о том, как он провел время, когда оставался без вашего присмотра.
6. Ребенок обязательно должен знать свое имя, имена родителей, домашний адрес и телефон. Это поможет ему добраться до дома, если он потерялся.
7. Дети должны знать, как и в каких случаях можно позвонить в полицию, противопожарную службу и скорую помощь.
- ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ
- 010 – ПОЖАРНЫЕ, МЧС
- 020 – ПОЛИЦИЯ
- 030 – СКОРАЯ ПОМОЩЬ
- 112 – ЕДИНЫЙ ТЕЛЕФОННЫЙ НОМЕР ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ СО ВСЕХ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ
- 0911 – МОСКОВСКАЯ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ (С ЛЮБОГО СОТОВОГО ОПЕРАТОРА)
- 8-800-2000-122 (РОССИЯ), 8 (495) 624-60-01 (МОСКВА) — ДЕТСКИЙ КРУГЛОСУТОЧНЫЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Безопасность ребенка на улице: памятка для мамы
Безопасность ребенка на улице: памятка для мамы
А ситуаций таких много. Встреча со странными незнакомцами, бродячие животные, транспорт и автодороги, агрессия со стороны других детей, особенности погодных явлений, опасные места на улице, где можно получить травму.
И каждый случай надо обговаривать в отдельности, чтобы безопасность ребенка на улице была полной.
Какие бывают опасности
Самое главное – подготовить ребенка ко всему, с чем он, теоретически, может столкнуться, если вдруг останется на улице один. Знать – значит, быть готовым.
Постарайтесь построить вашу беседу так, чтобы малышу было интересно слушать. Пусть задает вопросы, если захочет, но главное – завладеть его вниманием. Как – зависит от вас, ведь вы лучше знаете своих детей и как найти к ним подход.
Список опасностей на улице для ребенка:
- Проезжая часть. В первую очередь следует объяснить правила движения пешеходов, как переходить дорогу и прочее;
- Всевозможные стройки, заводы и другие огороженные забором предприятия. Нужно, чтобы ребенок понял, что на территорию подобных объектов вообще не следует заходить;
- Гаражи, заброшенные дома. Эти места таят в себе разнообразные угрозы, одна хуже другой, их нужно обходить стороной;
- Лес, поле, безлюдные переулки. Очень опасны неожиданными неприятными встречами для любого человека, не только ребенка;
- Темное время суток. Не нужно доводить детей до страха темноты, этот пункт надо объяснять особенно аккуратно (читайте, что делать, если ребенок боится темноты?>>>);
- Незнакомцы, предлагающие что-либо. Все взрослые знают, какие бывают маньяки и ненормальные, а вот дети не всегда могут правильно оценить опасность. Главное правило – ни с кем и ни под каким видом ребенок не должен уходить никуда;
- Ровесники-хулиганы. Не все родители должным образом воспитывают в своих детях положительные качества, и один из важнейших моментов – подсказать, как общаться с агрессивно настроенными сверстниками;
- Речки, озера и другие водоемы. Прекрасно, когда рядом с домом есть вода – красиво, приятно. Но это только прибавляет угроз для детей. (хотя, бывает и так, что дети не любят купаться. Узнайте, что делать, когда ребенок боится воды?>>>;
- Бродячие животные. Правильное обращение с животными включает в себя не только то, что их нельзя обижать, но и то, что не надо трогать незнакомых животных. Ведь это может быть даже опасно!
- Резкое изменение погодных условий. Казалось бы – ураганов и извержений вулканов в вашей местности нет, что еще может случиться? А если ребенок промок под дождем – как ему себя вести? Это обязательно надо знать;
- В конце концов, ребенок может просто потеряться. Как вести ему себя в этом случае – расскажите до того, как может возникнуть подобное.
Что говорить и как
Вроде бы – все понятно, вот опасности, вот дети, осталось лишь рассказать, как себя вести, а как не вести. Но не каждый взрослый способен сделать это правильно. статью по теме: Как объяснить ребенку, что нельзя?
Знать-то мы знаем, а вот с формулировками у многих беда. Главное, объяснить, что в любой ситуации ребенок что-то может сделать сам. И от этого зависит исход происшествия.
- Во-первых, не запугивайте – не надо сгущать краски, пространно описывая, что может сделать маньяк или как сильно заболеешь, промочив ноги. Говорите то, что реально может случиться, но не преувеличивая;
- Во-вторых, не отсекайте возможного происшествия в любом из перечисленных пунктов. Лучше расскажите обо всем. Возможно, не сразу, а дозированно;
- Поехали на прогулку в людное место – расскажите перед этим, как вести себя, если потерял родителей (и напоминайте об этом перед каждой следующей поездкой, пока ребенок сам не запомнит все);
- Проходите мимо реки – рассказываете о правилах поведения у водоема и на льду;
- Увидели собак – расскажите о животных и угрозах от них;
- Конечно, есть правила, которые следует рассказать в первую очередь – на проезжей части, общение с незнакомцами.
- В-третьих, важно правильно объяснить, что должен делать (или не делать!) ребенок в каждом конкретном случае. Поэтому, удостоверьтесь сначала, что вы сами верно оцениваете выход из положения и возможности ребенка;
Не думайте, что некоторые вещи и так «очевидны» даже детям. Это вам они так понятны, а ребенок только познает, только учится. Прямо «разжевывайте»
- В-четвертых, найдите подход к своему малышу, расскажите обо всей необходимости знать опасности в лицо. Кому-то хватит простой душевной беседы, а кто-то обратит внимание на рассказ только в игре или в форме сказки;
- Напоследок, обязательно проверьте полученные знания, устройте небольшой экзамен в шутливой форме, особенно это касается общения с незнакомцами.
- Смоделируйте разные ситуации, пусть вы или какая-то игрушка будут вместо чего-то или кого-то, кто таит в себе угрозу. Например: соорудите импровизированный домик из стола, пледа и диванных подушек и делайте вид, что вы – незнакомец, который хочет увести ребенка из этого домика разными предлогами;
- Научите ребенка в каждой ситуации находить то, что он может сделать для своего спасения. Найдя это, он почувствует уверенность и страх немного отступит.
Самые опасные ситуации: как научить детей правильно реагировать
Как мы уже выяснили, подозрительные незнакомцы – самая непредсказуемая угроза. А значит – о ней надо рассказать в первую очередь. Что ребенок должен знать об этом:
- Ни в коем случае не ходить куда бы то ни было с кем-то, без предварительного согласования с родителями;
Одно дело, когда мама утром говорит, что из садика заберет бабушка/няня/сестра, причем в присутствии воспитателя и совсем другое – когда некто приходит и говорит, что «он договорился с мамой». Верить – только родителям!
- Не вступать в разговоры с незнакомцами;
Некоторые умеют заговорить так, что и взрослый поверит. Потому лучше сразу уходить от разговора, стараться уйти в то место, где вокруг много людей и громко говорить: «Я Вас не знаю, мама не разрешает мне разговаривать с незнакомыми».
Ведь бывают просто общительные старушки, например, которые по простоте душевной начинают спрашивать малышей о чем-нибудь. Поэтому лучше пусть ребенок выучит эту фразу.
И, разумеется, правила поведения на дороге – транспорт есть везде, въезд, обычно, в каждый двор имеется.
- С какой стороны обходить машину, автобус, трамвай;
- На какой свет переходить проезжую часть и в каком месте;
- Как определять по светофору, что делать на каждый цвет;
- Где пешеходная зона и в какие моменты нельзя выходить на дорогу.
Учитывайте и то, что находится рядом с вашим домом и тем местом, где гуляет ребенок. Сами оцените, что из этого представляет опасность и как избежать несчастных случаев. Стройка, пруд, завод, свалка – любое из подобных мест может нести угрозу.
И помните – заниматься обучение безопасному поведению ребенка на улице нужно еще с колясочного возраста. А в 1-2 года это должна быть целенаправленная, ежедневная работа. Прослушайте семинар “Внимание: прогулка! Как гулять с малышом?”
В этом семинаре, вы получите ответы на вопросы:
- как научить ребенка ходить на улице, держась за руку;
- как отучить убегать от мамы;
- что делать с конфликтами между детьми на площадке?
- если ребенку дарят подарки или начинают разговаривать незнакомые люди, как быть маме?
- правила удобной, понятной прогулки, приучающей ребенка слушаться вас!
>>>Жмите на ссылку, чтобы ознакомиться с полной программой семинара!
Лучше перестраховаться, лучше несколько раз рассказать одно и тоже, чем потом сокрушаться. Пусть дети всегда будут здоровы и счастливы!
:
Людмила Шарова
Безопасность ребёнка на улице. О самом важном
Современный выживальщик это уже давно не нервный фрик, который боится всемирного правительственного заговора и копает бункер на заднем дворе своих родителей. Теперь это чаще всего взрослые и состоятельные люди, которые прекрасно понимают, что мир стремительно катится в пропасть, и что без навыков, знаний и оружия им в нём просто не выжить.
А у взрослых и состоятельных людей есть семьи и даже дети. Поэтому проблема личного выживания плавно трансформируется в обеспечение безопасности ребёнка и семьи.
Но если техническую сторону вопроса отцы-выживальщики прорабатывают на совесть, то с теоретической подготовкой часто бывают проколы.
Многие тупо не знают, чему учить детей, несмотря на то что дети были, есть и остаются крайне уязвимыми перед внешними угрозами.
Для начала печальная статистика. По данным Лии Шаровой, руководителя центра консультирования по детской безопасности «Стоп-Угроза», большинство первоклассников понятия не имеют об базовых навыках личной безопасности на улице. Итак:
- практически никто не помнит наизусть телефоны родителей. «А зачем, всё в памяти смартфона есть».
- практически все пойдут за человеком, который позвал их по имени. Прямая логика — он меня позвал, значит он меня знает. Значит — знакомый, а знакомым можно доверять.
- практически все испугаются громко закричать на улице, если их куда-то вежливо поведут за руку.
- практически все проводят вежливую «тётю» и пожилого человека до магазина, помогут донести вещи и всё такое. Да, культурные и воспитанные дети, помогают тем кто их просит и вообще молодцы. Что характерно, в «пожилые» могут записать даже сорокалетних, главное, чтобы человек выглядел представительно.
- практически все уверены, что смогут опознать преступника. Он всегда выглядит подозрительно, ведёт себя странно, одевается неаккуратно, в маске, глаза прячет.
- большинство уверенны, что могут доверять любым знакомым взрослым. То есть тем, кого уже неоднократно видели — продавцам магазинов, родителям одноклассников, соседям.
- большинство в случае опасности побежит в подъезд, переулок или другое место, где можно спрятаться.
И всё бы ничего, если бы мы жили в спокойной и безопасной стране, где все люди соблюдают закон и всё работает так, как надо. Ведь дети не знают, что настоящие преступники меньше всего похожи на преступников. И что опасность может прийти даже от тех, от кого не ожидаешь. Поэтому для обеспечения безопасности ребёнка на улице ему нужно втолковать несколько простых правил.
Доверять можно только семье
Или тем, про кого родители лично и чётко сказали «Вот ему можно доверять». Если маму подвёз до дома начальник и вежливо зашел выпить чашечку кофе — это ничего не значит и доверять ему всё ещё нельзя, даже несмотря на то, что он «хороший знакомый».
Если в дверь звонит прилично выглядящая женщина и представляется «тёткой мамы из Караганды» — дверь не открывать. Звонить родителям и прямо спрашивать. Лучше потом просить прощения у настоящей тёти, чем впустить фальшивую. Если на улице подошла незнакомая тётя и попросила помочь — игнорируйте.
Пусть даже ребёнка после этого обзовут «невоспитанным» или «хамкой», зато риска уж точно не будет.
Если что — кричать и вырываться
Важный элемент безопасности ребёнка на улице — умение привлечь к себе внимание в случае опасной ситуации.
К счастью, большинство случайных прохожих скорее придёт на помощь ребёнку, чем взрослому, особенно если быстро и внятно объяснить ситуацию.
Причём важно объяснить ребёнку, что именно кричать, чтобы прохожие не спутали поведение в случае опасности с обычными детскими капризами. «Нипайду!» и «Отпусти!» не прокатят. «Помогите, я не знаю этих людей!» — сработает.
Избегать закрытых пространств
Спрятаться — прямая биологическая реакция слабого организма на опасную ситуацию. Но это не поможет, поскольку преступник скорее всего жертву найдёт, а никого рядом уже не будет. Поэтому поступать нужно прямо противоположным образом — бежать к людям и активно привлекать к себе внимание. Подавляющее большинство агрессоров в такой ситуации отступят.
Помнить наизусть важные номера
Номера родителей, свой номер, адрес, домашний телефон — всё это должно быть не в памяти смартфона, а в памяти его обладателя. В этом случае ребёнок сможет всегда выйти на связь. Достаточно просто на улице подойти к человеку и попросить позвонить по конкретному номеру — и всё. Потерявшемуся ребёнку никто не откажет в такой малости. Но, опять же, помнить про первый и третий пункты.
Всё это должно прочно засесть в голове у ребёнка, чтобы он чётко знал как себя вести с случае неприятностей. Сложность может возникнуть, если вы «перегнёте палку». Да, ребёнок будет чётко знать все правила поведения в опасных ситуациях. И при этом бояться всего мира.
Считать, что все вокруг потенциальные враги и преступники, что опасность может прийти с любой стороны и вообще. И не то, что бы он ошибался, нет, но потенциальный выживальщик готов. Или клиент психолога, а то и психиатра.
Так что не переусердствуйте, ведь ребёнку как-то потом в социуме ещё жить, а отношения и навыки коммуникации закладываются именно в детском возрасте.