Субботний вечер, вы всей семьёй сидите за ужином и вдруг раздаётся телефонный звонок. Звонит ваша знакомая и сообщает, что её ребёнок ещё не вернулся домой. Позже выяснится, что его похитили. Или другой сценарий: по новостям передали, как камеры зафиксировали похищение какой-то девочки. Она села к кому-то в машину и больше её не видели.
Вы тут же бежите к своему ребёнку и много раз повторяете о том, что он никогда не должен садиться в машину к незнакомым людям, что он не должен даже общаться с незнакомыми людьми.
Ваш ребёнок послушно кивает, говорит, что всё понял, и все возвращаются к своим делам. Но обучение детей безопасности – не разовый разговор, а система.
Это часть семейной культуры, которая строится на доверительных отношениях между ребёнком и родителями.
Обучение безопасности ведёт к уверенности у ребёнка, а значит, будет меньше шансов, что его похитят или уведут в неизвестном направлении. Но для начала нужно разобраться с одним простым словом – «незнакомец».
COLADY расскажет, как родителям уберечь ребёнка от похищения. Это важно знать!
Фото Pexels
6 фраз, которые ни один ребёнок не должен слышать от своих родителей
Кто такой незнакомец?
Это человек, которого ребёнок не знает. А что нужно, чтобы его узнать? Нужно представиться. И всё – он стал знакомым. Тогда задайте себе такой вопрос: «Сможет ли знание о незнакомцах уберечь вашего ребёнка?» Нет, потому что мир ребёнка довольно простой и ему нужны более глубокие знания и представления о том, как себя вести.
Правило «свои-чужие»
Вместо того чтобы повторять ребёнку «не бери у незнакомых людей сладости» или «не разговаривай с незнакомцами», объясните ему правило «свои-чужие».
- Свои – родители, бабушка, дедушка, братья, сёстры. Вы сами определяете этот круг. Бабушки, дедушки входят в круг «свои», если они принимают участие в воспитании ребёнка. А если ребёнок видит их раз в год или видит только бабушку и дедушку с маминой стороны, потому что родители расстались, но не видится с бабушкой и дедушкой с папиной стороны, то они не входят в этот круг.
- Чужие – соседи, учителя, родители одноклассников, друзья друзей.
Очень важно объяснить ребёнку, что любое действие со стороны чужого человека согласовывается с родителем. Например, знакомый мальчик подходит к вашему ребёнку и говорит ему: «Пойдём ко мне, поиграем у меня». В этом случае первое действие ребёнка – позвонить родителю и согласовать дальнейшие действия с мамой/папой.
Признаки опасного незнакомца, которые должен знать ребёнок
Фото Pexels
Раннее развитие детей: насколько оно необходимо, плюсы и минусы – мнение психолога
Поговорите с ребёнком о признаках опасного незнакомца, приведённых ниже. Обязательно приводите примеры во время вашего разговора. Вы можете даже обыграть какие-то ситуации вместе.
- Первый признак – заманчивое предложение
Незнакомый человек, мужчина или женщина, может предложить ребёнку что-то из следующего: посмотреть щенка, купить мороженое, покататься на машине.
Вы должны дать ребёнку чёткие инструкции по поводу того, как он должен поступить в такой ситуации: держать дистанцию с этим незнакомым человеком, категорически отказываться от любого заманчивого предложения.
Если незнакомец не уходит, то нужно кричать и бежать в другую сторону. Пусть это будет ложная тревога, но ребёнок в конечном счёте будет в безопасности.
К подросткам незнакомцы могут подходить с предложением сняться в кино. Человек может действительно оказаться режиссёром, но в любом случае ваш ребёнок должен сначала позвонить родителям и назначить встречу с режиссёром только вместе с вами.
- Второй признак – просьба о помощи на улице
Незнакомец может попросить ребёнка донести сумку. Проиграйте эту ситуацию дома и скажите ребёнку, что взрослый просит помощи у взрослого. То есть в реальной ситуации ваш ребёнок должен помнить, что нужно сказать: «Сейчас я позову дяденьку, он вам поможет, а я без родителей никуда не иду». Если человек настаивает, ребёнку нужно уйти в сторону скопления людей.
Фото Pexels
- Третий признак – настойчивая помощь
Ребёнок заплакал, упал, потерялся, а незнакомец в этот момент говорит: «Давай я тебя отведу домой. Где твои родители?» Любой из нас, произнося это ребёнку на улице, становится опасным незнакомцем. Нужно остаться с ребёнком, дождаться его родителей, вызвать полицию, опеку, потребовать у пришедших родителей документы.
А что должен делать ребёнок в этой ситуации? Выслушать, коротко ответить «Нет, спасибо». Но он должен держать дистанцию и привлечь внимание других людей.
- Четвёртый признак – уговоры пойти вместе
Незнакомец говорит: «Я же дядя Серёжа, я заходил к вам в гости, помнишь? Пошли, я провожу тебя домой». Или: «Я Анна Сергеевна, работаю с твоей мамой. Пойдём вместе?» В этих ситуациях помогает идентификация по принципу «свой-чужой». Ребёнок должен чётко знать, что его заберут только родители. Он не должен идти ни с каким дядей, не позвонив маме/папе и не оповестив их об этом.
Стройте доверительные отношения со своими детьми, пусть они чувствуют, что вам можно доверять и что с вами безопасно. Тогда любые ваши правила будут восприниматься как основа этой безопасности.
Фото Pexels
Подписывайтесь на канал в Яндекс.Дзен!
Как уберечь ребёнка от похищения
А вы уверены, что ваш ребёнок мирно играет в песочнице во дворе? Возможно, в это самое время он доверчиво протягивает ладошку новому знакомому или садится в его машину? В панику впадать рано, но предостеречь малыша от опасности просто необходимо. Как распознать преступника, что делать в случае опасности и как должен действовать ребёнок, чтобы не попасть в руки злоумышленников и как защитить детей от похищения — об этом и многом другом читайте в статье.
Печальная статистика
Международный центр поиска пропавших и эксплуатируемых детей (ICMEC) делится неутешительной статистикой. Согласно отчётам ICMEC, каждый год в странах Европы пропадает более 200 тысяч детей. В Бразилии, Австралии и Канаде эти показатели ниже. В это сложно поверить, но каждый день в мире регистрируется более 900 заявлений о пропаже ребёнка.
До 75% всех заявлений приходится на подростков от 13 до 17 лет. Некоторые сбегают из интернатов или неблагополучных семей. Других манит жажда приключений, желание самостоятельности или первая любовь.
Случается, что подростки уходят из дома из-за конфликта с родителями на фоне бурного переходного возраста.
В большинстве случаев такой опыт заканчивается благополучно, а «бегунки» находятся целыми и невредимыми.
Также читайте: Девочка-подросток. Особенности ребёнка. Тонкости воспитания
Но остальные пропавшие — это дети до тринадцати лет. В этом возрасте дети чаще подвергаются похищению, чем убегают из дома. Дети дошкольного возраста не осознают опасности и могут стать жертвой несчастного случая: угодить в открытый люк, утонуть в водоёме или заблудиться в лесу.
По статистике, до 90% пропавших детей находят живыми в течение первых суток после начала поисков. Благодаря упорству полиции, а также удачному стечению обстоятельств остальных детей могут найти спустя некоторое время.
И лишь немногие так и остаются «пропавшими без вести» на долгие годы.
Также читайте: Мальчик-подросток. Особенности ребёнка. Тонкости воспитания
Кто и зачем ворует наших детей
Похитителями обычно движут две цели: жажда наживы и удовлетворение своих нездоровых желаний. Детей заставляют попрошайничать на улицах, передают в сексуальное рабство, продают «черным трансплантологам», требуют огромный выкуп у родителей. При этом не факт, что после получения денег ребёнка оставят в живых.
Дети становятся жертвами маньяков и педофилов. Известны случаи, когда детей похищали люди с сильными психологическими травмами на фоне смерти собственного ребёнка.
Детей похищают не только с площадок или дворов, но также из садиков и школ. Невнимательность педагогов и доверчивость детей играют на руку похитителям, которые зачастую мастерски владеют психологическими приёмами. Зачастую злоумышленники настолько общительны и доброжелательны, что могут сбить с толку даже взрослого человека.
Основная причина, по которой похищения вообще возможны — приветливость и открытость детей. Мы учим их помогать и вежливо отвечать людям, благодарить за угощение, не проявлять свои чувства публично, не кричать и не истерить на улице. И наступает момент, когда ребёнок просто не может ответить грубо, уйти или отказать в помощи абсолютно незнакомому человеку.
Найти пропавшего ребёнка спустя год уже практически невозможно, потому что у детей очень быстро меняются черты лица. Если же ребёнка похищают в раннем возрасте (например, до трех лет), он быстро забывает своих родителей и привыкает к жизни в других условиях.
О том как научить ребёнка думать своей головой и принимать правильные смамостоятельне решения узнайте — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».
Как уберечь ребёнка от похищения!
Несмотря на серьезность ситуации не настраивайте ребёнка враждебно по отношению к миру и окружающим людям. Не пугайте его «плохими дядьками». Учите ребёнка быть приветливым и не бояться незнакомцев.
Ваша задача как родителя — установить четкие правила безопасности для детей разного возраста. Для дошкольника достаточно усвоить, что:
- нельзя далеко отходить от родителей на прогулке;
- нельзя уходить с незнакомыми людьми;
- нельзя брать сладости или игрушки у посторонних без разрешения родителей.
Для детей постарше правила необходимо дополнить, поскольку вы не всегда будете их сопровождать на прогулке или по дороге в школу. Расскажите ребенку о типичных ситуациях, которые могут предшествовать похищению. Например, незнакомый человек:
- предлагает что-то бесплатно;
- просит о помощи;
- приглашает к себе домой или в машину;
- действует от имени родителей без их предупреждения.
Очень часто злоумышленником оказывается близкий знакомый или друг семьи. Поэтому если ребёнок почувствовал угрозу со стороны любого взрослого, он должен действовать немедленно.
Что делать в таких ситуациях:
- резко прекратить общение, не боясь показаться невежливым;
- как можно скорее уйти/убежать, зайти в магазин или другое людное место;
- позвонить родителям (ребёнок должен знать наизусть номер мамы или папы на случай, если телефон потерялся);
- обратиться к взрослым людям (продавщице или охраннику магазина, женщине с ребёнком на детской площадке) и попросить их вызвать полицию;
- если заманивают или пытаются увести силой — любым способом привлечь внимание окружающих: кричать, хныкать, визжать, падать на землю и звать на помощь;
- если ребёнка удерживают силой, можно сымитировать припадок, рвоту или потерю сознания. Как только преступник растеряется, бежать при первой возможности.
Ребёнка могут похитить не только с улицы, но и из дома. Здесь действуйте по классике: научите ребёнка не открывать двери посторонним ни при каких обстоятельствах. В список посторонних попадают все, кроме родителей.
Объясните, что у вас есть ключ и вы можете самостоятельно открыть двери. Договоритесь, что в случае непредвиденной ситуации (например, потери ключа) вы предварительно позвоните по телефону и попросите впустить вас.
Что можете сделать вы:
- Настроить горячие клавиши на телефоне ребёнка на случай экстренной ситуации.
- Установить специальную программу (GPS-локатор), которая определяет местоположение ребёнка с разницей в несколько метров.
- Использовать современные гаджеты. Например, детские часы с функцией слежения, мобильного телефона и камеры.
Если несчастье все-таки произошло
Не полагайтесь на свои силы, не предпринимайте хаотичных панических действий. Сразу же обращайтесь в полицию! Обычно пропавшие дети находятся в течение часа после начала розысков, но с каждым часом такая возможность убывает.
Итак, порядок действий следующий:
- Позвоните в полицию и сделайте устное заявление о пропаже ребёнка.
- Позвоните на горячую линию общественной волонтёрской организации (в Украине это «Служба розыска детей», телефон 116 000, «Лиза Алерт»: 8-800-700-54-52; в России — Ассоциация «Поиск пропавших детей»: +7(499)686-02-01).
- Отправляйтесь в отделение полиции. При визите обязательно иметь при себе актуальное фото ребёнка и его вещи (для служебной собаки). Не скрывайте никаких подробностей, которые сопровождали исчезновение ребёнка (время, место, возможный конфликт или ссора между вами). Будьте максимально честны с полицией, любая информация поможет в поисках ребёнка.
- Опубликуйте полную информацию о пропавшем ребёнке в тематических группах по поиску детей в своем регионе.
Случается, что злоумышленники похищают детей в больших супермаркетах и магазинах, пользуясь большим скоплением народа. Как только вы обнаружили пропажу ребёнка, действуйте немедленно! Обратитесь к охране с просьбой перекрыть выходы и проверять каждого человека.
Сделайте объявление для ребёнка о том, что ожидаете его в определённом месте (на случай, если он просто потерял вас из виду и заблудился). И еще одно объявление — для потенциального злоумышленника.
Пообещайте, что если он сейчас же отпустит ребёнка, то сможет покинуть здание без преследования со стороны полиции.
Не оставайтесь в стороне
Если вы подозреваете, что готовится похищение, обязательно вмешайтесь. Помните: в следующий раз на месте чужого ребёнка может быть ваш.
- Ребёнок со взрослым идёт нехотя, кричит, падает на землю. Конечно, это может быть показательная истерика для родителей. Но если ребёнок отбивается от взрослого и сильно плачет, возможно, малыша пытается силой увести незнакомец. Спросите у взрослого, что случилось, а у малыша — кем ему приходится эта женщина или мужчина. Настоящие родители смогут объяснить вам причину истерики и даже поблагодарят за бдительность. Похититель же откажется от своих планов, потому что вы уже обратили на него внимание и запомнили его внешность.
- Подозрительный человек продолжительное время наблюдает за детьми на площадке или во дворе. Убедитесь, что он не выгуливает своего ребёнка и действительно пришел один, а потом дайте ему понять, что он замечен. В идеале — снимите его на камеру телефона. В этом случае злодей скорее всего скроется.
- На ваших глазах незнакомец после нескольких минут диалога уводит ребёнка в сторону. При этом малыш называет спутника дядя или тётя. Также вас должна насторожить разница во внешнем виде взрослого и ребёнка (прилично одетый ребёнок и неряшливо или бедно одетый взрослый). Подойдите и поинтересуйтесь у ребёнка, куда они направляются, кем ему приходится спутник и как долго они знакомы.
- С ребёнком разговаривает представитель власти, при этом малыш выглядит растерянным и подавленным. Задайте уточняющие вопросы, потребуйте у «полицейского» предъявить документы. В случае отказа без стеснения фотографируйте его при помощи телефона.
Не сомневайтесь в правильности и необходимости своих действий. Ваше вмешательство поможет вырвать из рук преступника еще одного ребёнка.
*****
Не будьте равнодушными! Раскажите совим близким, как защитить ребенка от похищения. Не проходите торопливо мимо маленьких попрошаек. Не закрывайте глаза на плачущего ребёнка на улице. Посмотрите внимательно на детей, рядом с которыми нет взрослых. Возможно, их давно ищут и очень ждут дома.
А чтобы оградить своего ребёнка от таких ситуаций, его надо научить самостоятельности и ответсвенности.
Узнайте как это правильно сделать на бесплатном мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель» — регистрируйтесь по ссылке
10 правил, которым мама должна научить ребенка
Конечно, вы знаете, что малышей лучше не оставлять одних – хоть дома, хоть в других местах. В России принято, после того, как ребенок пойдет в первый класс, уже считать его самостоятельным и доверять ему в одиночестве не только сидеть дома, но и добираться из школы.
- В некоторых семьях вообще принято отпускать малышей одних гулять во дворе с 3-5 лет.
- А вот на Западе за детьми до 12 лет обязательно нужен присмотр – иначе может нагрянуть служба опеки.
- Конечно, не у всех есть возможность не выходить на работу и сидеть с детьми дома, или нанимать няню, но, оставляя ребенка одного – не важно, где именно – вы обязаны рассказать ему все правила поведения, при встрече с незнакомцами.
- Да, в первую очередь именно их!
Незнакомцы бывают разные и мотивы преступных действий у каждого свои. Малышам с 1 до 7 лет трудно будет понять их, поэтому не обязательно пускаться в откровенные подробности.
Ребенку до 5 лет будет достаточно сказать, что ему могут причинить вред и увести навсегда от мамы с папой. А вот в 6-7 лет можно поговорить и серьезнее, все-таки скоро в школу, где возможны ситуации, что ребенку понадобится что-то сделать одному.
Правила поведения дома
Нередко приходится оставить ребенка одного дома, когда помочь некому, а взять его с собой невозможно. Постарайтесь заранее, прежде чем представится такой случай, рассказать, как себя вести, если в дверь или по телефону звонит кто-то незнакомый.
- Что бы ни говорил человек за дверью, не открывать ему;
- Смоделируйте разные ситуации, приведите побольше примеров того, что может придумать злоумышленник;
- Можно даже оформить это в виде игры: соорудите импровизированный «домик», возьмите мягкую игрушку, которая будет в роли ребенка и другую, которая будет незнакомцем;
- Играйте вместе с малышом, говорите вашим персонажем разные фразы, которые может сказать злоумышленник;
- И смотрите, поведется ли ребенок хоть на одну из них. («Это мамина подруга, я зайду, подожду ее дома», «Пожар, скорее выходи из дома!», «Надо проверить газовую плиту, возможна утечка газа», «Это милиция!» и другие).
- Не разговаривать с незнакомцем;
Несмотря на подготовку, ребенка легко уговорить – ведь преступно настроенный взрослый тоже подготовился.
Я встречала такой совет, что надо научить детей тем фразам, которые они должны говорить незнакомцу и не вступать с ними в беседу. примерами фраз могут быть: «мама сейчас в душе, она скоро выйдет», «папа прилег поспать», «дедушка уже идет домой из магазина», «бабушка сейчас занята, не может подойти к двери/телефону».
Но давайте будем реалистами: даже в 10-12 лет ребенку сложно включить театральные способности, не запаниковать и вспомнить нужные фразы-заготовки.
Мое мнение – учите ребенка, что они никогда не открывает дверь, и даже не подходит к ней, если родителей нет дома. Сидит как мышь и все.
- Не открывать дверь, даже если кажется, что человек ушел;
- Незнакомец может сделать вид, что ушел, а ребенку будет любопытно и он приоткроет дверь…делать этого нельзя!
- Или позвонит в дверь, а сам будет молчать. В глазок его будет не видно;
- Позвонит к соседям, они откроют, и будут разговаривать в дверях;
- Не открывать в любом случае, даже ненадолго! Даже чуть-чуть! (читайте по теме статью на сайте: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>)
Правила поведения на улице и в общественных местах
Если дома ребенок под защитой, пока закрыта дверь, то на улице, порой, даже в присутствии родителей, ребенка могут увести прямо из-под носа. Что делать в разных случаях:
- Незнакомый человек предлагает пойти с ним куда-то;
Знайте! Ни один здравомыслящий взрослый, не замышляющий дурного, не позовет детей к себе домой, за гаражи, в подъезд, в машину и в другие безлюдные места.
- Научите, что ребенок всегда должен находиться там, где большое скопление людей и не ходить в закрытые места, где никого нет;
- Что бы взрослый ни говорил, даже если это знакомый родителей/сосед/безобидная на вид старушка, ходить с ним никуда нельзя!
- Если злоумышленник пытается увести силой, хватает за руки – громко кричать: «Помогите, это не моя мама/папа! Я не знаю этого человека!»
Важно! Чтобы ребенок смог закричать, его нужно этому научить. Тренировать умение громко орать и сопротивляться.
- Обычно, мы учим детей молчать, в саду – учат молчать и слушаться взрослых, и как на этом фоне ребенку в один миг перестроиться и обойти все эти запреты, вбитые в голову?
- Шансов, честно скажу, мало!
- Поэтому, важно с маленького возраста, буквально с 1 года, учить ребенка понятию “свои” и “чужие”, чтобы у ребенка даже мысли в голове не возникало, что можно заговорить, пойти, спасать кого-то с незнакомым человеком.
- Как этого добиться, слушайте в семинаре для мам детей от 1 до 3 лет Внимание: прогулка!>>>
- Незнакомец угощает чем-то;
Бывают, конечно, просто добрые бабушки, желающие угостить. Бывают и легкомысленные взрослые. НО! Лучше ребенок будет выглядеть невежливым, отказываясь от угощения, чем попадет в беду. Пусть скажет: «Мне нельзя!».
Кратко, спокойно, без возможности продолжить разговор.
- К сожалению, и так часто бывает – детей от 1 до 7 лет просто берет за руку чужая тетя и уводит в толпе/в магазине, где, из-за скопления народа, быстро теряется из вида;
- Малыш может и не понять, что его взяла за руку не мама;
- Избежать этого можно только одним способом: в людных местах ребенок никогда не отпускает вашу руку. никогда. это правило его безопасности.
- Злой человек может начать запугивать ребенка, чтобы увести с собой. Скажет, к примеру: «Твоей маме плохо! Пойдем к ней скорее!» или «Пойдем со мной сейчас же, тихо, иначе хуже будет!»;
- В этих случаях малыш должен искать поддержки других взрослых, находящихся рядом. Конечно, надо в первую очередь идти к тем, кто тоже гуляет с детьми или к знакомым;
- Притворяется добрым и внимательным;
Часто злоумышленник, чтобы увести ребенка, использует все свое обаяние. Он может ласково разговаривать, говорить, что хорошо знает родителей. Но сейчас всю информацию легко узнать через соц. сети, поэтому незнакомцу ничего не стоит дать понять ребенку, что он, действительно, знает его семью.
Внимание! Учите ребенка, что даже со знакомыми нельзя никуда идти, даже с теми, с кем уже оставались! Только если мама или папа лично (не по телефону!) сказали ребенку, что его заберет из садика/школы знакомый.
статью по теме: Как заставить ребенка слушаться?>>>.
Разберите с детьми разные варианты фраз и уловок, которые могут использовать преступники, пытаясь увести ребенка в безлюдное место. Вот примеры:
- Хочешь погладить котенка/щенка/хомяка? Его кто-то выбросил, он ничей;
- У меня дома есть мороженое/торт/конфеты, пойдем, я тебя угощу, через порог дам, даже заходить не надо будет;
- Там чей-то телефон/планшет/кошелек лежит, в подъезде, не знаешь, чей он? Пойдем, посмотришь, вдруг это твой;
- Твой папа просил привезти тебя к нему, он ждет, если не пойдешь – будет ругаться!
- Хочешь, я подарю тебе айфон? Мне он не нужен, лежит дома;
- Помоги мне занести сумку в подъезд;
- Покажи дорогу, пойдем со мной, а то я не пойму;
- В подвале раненая кошка, достань ее, ей нужна помощь.
В общем, вы поняли, что фантазия злоумышленника может быть обширной. Он будет заманивать ребенка тем, чего у него нет, но очень хочется ребенку. Вы должны объяснить детям, что незнакомец говорит это специально, никаких телефонов, конфет и котят, на самом деле не существует, это – просто уловка.
Злодеи воздействуют на детское любопытство, заинтересовывают, уговаривают, говорят «да ты всего на минутку заглянешь, родители и не узнают!».
Тема детской безопасности должна подниматься вами, начиная с 1 годика ребенку.
- И, первое, чему стоит учить ребёнка – это ходить с вами на улице за руку;
- Учить ребёнка не убегать от вас;
- Не реагировать на угощение от незнакомых людей!
Подробные алгоритмы поведения мамы и как и что говорить маленькому ребенку, мы разбираем на семинаре Внимание: прогулка!>>>.
- Чтобы прочитать подробности, проходите по ссылке!
- Следите за своими детьми и учите их безопасности!
- :
Людмила Шарова
«Реальные злодеи прекрасно выглядят». Незнакомцы заманивают детей в городах России — им можно помешать | Телеканал 360°
В Нижнем Новгороде нашли шестилетнего ребенка, пропавшего с детской площадки. Он был в компании незнакомого мужчины. Похожий случай произошел в Красноярске в конце апреля: мужчина привел восьмилетнего мальчика в заброшенный дом и держал там сутки. По просьбе «360» психологи объяснили, почему дети слушают незнакомцев и как их уберечь от похищений.
Пропажа детей
В понедельник, 17 мая, стало известно о пропаже шестилетнего мальчика в Нижнем Новгороде. Он вышел из дома около 10:00 и не вернулся. Родственники ребенка обратились за помощью в полицию. К поискам мальчика подключились около 300 сотрудников полиции, СК, волонтеров и местных жителей. Ребенка нашли живым после полуночи.
Пресс-служба регионального управления Росгвардии рассказала, что впервые мальчика увидели в продуктовом магазине около его дома в районе 11:00.
После этого ребенка заметили на камерах видеонаблюдения в компании неизвестного мужчины.
Разослали ориентировки, и уже во вторник, в 00:40, на улице Свободы в Сормовском районе был задержан мужчина, подходящий под описание, вместе с мальчиком. Ребенок был напуган, не мог нормально разговаривать и сильно плакал.
«Он был в истерике и просился к маме. Сотрудники Росгвардии успокоили ребенка, пообещали вскоре отвезти домой и вызвали на место происшествия следственно-оперативную группу», — рассказали в ведомстве.
При первичном осмотре у ребенка не обнаружили видимых телесных повреждений. Сейчас следствие выясняет все подробности произошедшего, а также подвергался ли мальчик каким-либо противоправным деяниями. Будут проведены судебно-медицинские экспертизы.
По предварительным данным, мальчик весь день гулял по Нижнему Новгороду вместе с мужчиной, попавшим на камеры видеонаблюдения.
Задержанный ранее был судим, а сейчас «ведет бродяжнический образ жизни», уточнили в региональном управлении СК. На допросе он заявил, что познакомился с мальчиком на детской площадке.
Тот захотел погулять с его собакой, поэтому на следующий день они опять встретились на площадке.
Это не первый подобный случай. В конце апреля мужчина похитил восьмилетнего мальчика в Красноярке. Ребенок ушел из дома около 15:00 и не вернулся. Его искали на протяжении ночи и в течение первой половины следующего дня. В поисках участвовали полицейские и волонтеры, а также использовались катер и квадрокоптер. Днем мальчика нашли вместе с мужчиной, похитившим его.
По версии следствия, мужчина обманул ребенка и заманил к себе, предложив заработать денег расклейкой объявлений. Мальчик последовал за незнакомцем и оказался в заброшенном доме в центре города, где и находился до момента обнаружения. Подозреваемый признал свою вину. Суд арестовал его на два месяца.
Пойти за незнакомцем
Психолог Андрей Зберовский объяснил, что обычно дети с детства имеют дело только с теми взрослыми, которые хорошо к ним относятся: мама, папа, дядя, тетя и так далее.
Где-то до 10 лет ребенок, как правило, относится к взрослым с очень высокой степенью доверия. Он не имеет личного негативного опыта взаимодействия с ними.
Именно поэтому он доверяет даже незнакомым взрослым и готов уйти с кем угодно, послушаться кого угодно. Даже если взрослые говорили ему делать обратное.
«У ребенка нет жизненного опыта. Он предполагает, что если дядя плохой, то он должен выглядеть соответствующим образом: ходить с гримасой на лице, топором в руках и так далее. В реальной жизни, конечно, этого не происходит. Взрослый, представляющий опасность для ребенка, как правило, выглядит обычным образом. Он не подает угрожающих признаков», — отметил Зберовский.
Психолог Екатерина Трофимова добавила, что зачастую проблема не в том, что дети не знают правила. Обычно ребенку стыдно отказать незнакомцу. Он боится его обидеть, потому что приучен думать в первую очередь о других. Ребенок не умеет отстаивать свои интересы, не перечит взрослым, жалеет всех.
Еще одна причина — дефицит внимания в семье. Тогда любой интерес к себе ребенок воспринимает с радостью. Он также может быть слишком доверчив, иметь большое количество страхов, быть стеснительным или слишком вежливым. Либо ребенок мало одобряем в семье, нуждается в похвале и покупается на лесть.
Крючок негодяев
По словам Трофимовой, именно этими крючками пользуются злоумышленники, чтобы наладить контакт с ребенком и заманить его в ловушку.
Незнакомцы добры и улыбчивы, обращаются к детскому желанию защищать и помогать, поэтому или просят о помощи (пропал котенок, кому-то плохо), или давят на детскую беспомощность и невозможность себе что-то купить, предлагая подарок бесплатно (например, раздача конфет, тех же щенят и котят, предложение покататься на машине или что-то еще в этом духе).
Вопреки экранному образу негодяя, ужасному на вид, реальные злодеи прекрасно выглядят, мило общаются и создают впечатление хороших людей. Это отдельная тема, которую нужно обсудить с ребенком
Екатерина Трофимова
психолог.
Как рассказал Зберовский, злоумышленник может подобраться к ребенку, когда он дезориентирован и не совсем понимает, где находится и что происходит. Тогда он включает в себе напускную доброжелательность, спрашивает, где находятся родители, и предлагает помощь. Таким образом он располагает ребенка к себе.
Еще один способ — это манипуляции на «взрослости». Преступник говорит: «О, ты совсем взрослый! Ты, наверное, уже можешь сам ездить по городу, много чего посетить и потом рассказать об этом родителям». У ребенка появляется ощущение, что он может поднять свой авторитет.
Трофимова отметила, что на крючок негодяев легче попадают послушные и вежливые дети. Непоседливые грубияны защищены больше. А значит, необходимо учить своего ребенка не только доброте, но и навыкам самообороны на психологическом и физическом уровнях.
Чему учить ребенка?
Ребенка нужно приучить к тому, что с незнакомцами нельзя разговаривать. Незнакомцы — это люди, которые не были представлены родителями. Необходимо объяснить, что на все вопросы и просьбы надо отвечать «нет» или «только вместе с мамой». Отказываться от любых подарков из чужих рук. Также важно, чтобы ребенок помнил, что никто не имеет права его трогать.
«Помогать другим детям, котятам и умирающим — только вместе с мамой или с полицией и скорой помощью. Даже если незнакомец говорит, что нужна помощь маме или папе, — решительное „нет“. Надо также, чтобы ребенок выучил номера телефонов родителей и спасательных служб», — подчеркнула Трофимова.
С ребенком нужно обсудить, что, как только рядом появляется человек, вызывающий подозрения или даже долю сомнений в намерениях, нужно сразу звонить родителям. Именно поэтому нужно всегда иметь при себе заряженный телефон, не задерживаться допоздна и постоянно быть на связи. Стоит также установить на телефон приложение, отслеживающее местоположение.
Нужно приучить ребенка к тому, чтобы он никуда не уходил с условленного вместе с родителями места. Если заблудился, то стоять на месте. Необходимо, чтобы ребенок также знал свои ФИО и адрес. Если незнакомец подошел в магазине, то ребенку нужно обратиться за помощью к продавцу, полицейскому или охране.
«Важно объяснить ребенку, что обычным хорошим и добрым людям незачем звать ребенка куда-то. На это нет причин. Они все могут сделать сами, либо они попросят помощи у других взрослых людей», — добавила Трофимова.
Ребенок должен помнить, что люди с плохими намерениями пугливы и боятся шума в общественных местах. Если взрослый не отстает, то необходимо поднять шум. Это сразу отпугнет трусливого негодяя.
Зберовский подчеркнул: в идеале ребенка стоит приучить к тому, чтобы он вообще не шел на контакт с незнакомцами. Как только ребенок начнет разговаривать, у взрослого появится шанс его переговорить и переубедить.
«Нужно объяснить ему, что, когда незнакомец к нему обращается, нужно ускорить шаг, начать убегать. Не нужно стесняться убегать. Не нужно бояться бросать свой самокат или велосипед в случае чего. Нужно, чтобы ребенок не стеснялся обращаться за помощью и бежал в общественные места», — сказал психолог.
Правила для родителей
Трофимова также назвала несколько правил для родителей. Прежде всего, не оставлять ребенка без присмотра. Не забывайте, что, чему бы вы ни учили, все равно остается шанс, что ребенок растеряется и забудет все, о чем вы договорились. Ведь в ситуации стресса теряются даже взрослые люди.
В руки преступников попадают так называемые «жертвы». Те, кто в семье всегда уступает, — это старшие братья и сестры. Например, они часто слышат: «Ты же взрослый. Уступи малышу». Это дети, которых сильно ругают или даже бьют.
Это те, кому запрещено выдавать негативные эмоции. Те, кто ждет родителей подолгу и проводит время с нянями или родственниками. Те, кто живет в семье с человеком с зависимым поведением.
А также если в семье есть кто-то, кто долго или сильно болеет.
«Существует много вариантов. Скажу лишь, что если ребенок привык уступать, то он уступит снова. Лучшая защита — это профилактика.
Если вы видите, что ваш ребенок почему-то не может себя защищать, не стесняйтесь обратиться к специалистам. Старайтесь формировать доверие и дружбу. Это даст ребенку уверенность и чувство защищенности.
Ребенок, который чувствует себя защищенным, никогда не будет чувствовать потребность общаться с чужими», — подчеркнула Трофимова.
Психолог посоветовала для профилактики читать, обсуждать и проигрывать разные сказки, например «Пряничный домик», «Мальчик-с-пальчик», «Приключения Буратино» и многие другие, где положительный герой дает смелый отпор злым персонажам. Это даст ребенку разрешение быть «плохим» с незнакомыми и подозрительными людьми. А ситуации из реальной жизни стоит обсуждать и рассказывать в приемлемой форме, ориентируясь на возраст ребенка.