Существует ли кризис первого года?
Существует. Психолог Даниил Эльконин относил кризис первого года к числу «малых» кризисов в жизни человека и считал, что это состояние разделяет два этапа эпохи раннего детства – младенчество и ранний детский возраст.
Лев Выготский полагал, что кризис первого года связан с появлением в жизни ребенка ходьбы и автономной речи (переходный этап между пассивной и активной речью, так называемый «детский жаргон»). Обе этих функции буквально рушат привычную систему существования, когда потребности ребенка полностью соответствовали его желаниям – и в большинстве случаев удовлетворялись.
В годовалом возрасте ребенок начинает изучать окружающий мир, его интересуют окружающие предметы, в его сознании теперь всплывают образы из памяти, все вызывает у него побуждение к действию.
По мнению психолога Екатерины Мурашовой, в год у ребенка запускается биологическая программа, целью которой является определение границ дозволенного. Именно этот процесс приводит к появлению в поведении ребенка агрессии, нытья, манипуляторного плача.
Когда именно происходит кризис первого года?
Считается, что начало кризиса первого года может поджидать ребенка уже в девять месяцев. Примерно к полутора годам (плюс-минус) он затихнет и наступит непродолжительный стабильный период развития. Завершится он новым кризисным витком в районе второго дня рождения малыша.
У всех детей бывает кризис первого года?
В общем-то, да, у всех.
Проявляться он может по-разному, но суть примерно такая: ребенок отчаянно нуждается в родителях, значимых взрослых, особенно в маме (в этот момент вы можете заметить, что он просто не желает слезать с рук, вечно канючит и просит любви и ласки), но при этом хочет активно познавать и исследовать, часто игнорируя прямые запреты. В это время противоречивость поведения – один из основных принципов существования дитя, который вчера был миленьким младенчиком, а теперь больше похож на ребенка Розмари.
Каковы основные признаки первого кризиса?
Не заметить его трудновато, конечно. Но когда старшие родственники начнут говорить вам, что вы его избаловали (потому он и орет) или просто не умеете воспитывать (иначе как объяснить, что он орет?), вы утешитесь тем, что на самом деле вы ни в чем не виноваты, а ваш малыш просто растет и развивается, как любой ребенок.
Итак: во время кризиса первого года вы можете заметить, что ребенок чаще и интенсивнее, чем раньше, капризничает, впадает в истерику, отказывается от еды, проявляет агрессию, не желает отпускать вас от себя, требует повышенного внимания, отказывается выполнять просьбы, ведет себя противоречиво и непоследовательно.
И все это практически одновременно и в течение всего дня. Да, это трудное время. Но это не ваша вина! И не вина ребенка. Ему трудно и он очень нуждается в вашей заботе (а не в том, чтобы его оставили в комнате проораться и понять, что он сделал не так).
Помогите ему пройти через кризис с уверенностью в том, что он по-прежнему любим, что его поддерживают и оберегают самые главные люди в его жизни.
Что делать?
Во-первых, понять, что этот этап – неизбежен. Ребенок обязательно должен научиться взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно, проверив, насколько далеко простираются границы дозволенного.
Во-вторых, поощрять самостоятельность. Пусть он с головы до пят обмажется яблочным пюре, но дайте ему орудовать ложкой самому. Именно сейчас ему важно понять, что он – не приложение к родителям, но личность с собственным образом мышления.
В-третьих, установить границы и сформировать четкий список запретов. Запрещая, придется повторять слово «нельзя» сто миллионов раз, но обязательно говорить, почему именно вы это делаете. Основные запреты должны касаться безопасности ребенка. Все, что запрещено, остается запрещенным стабильно. Все, что разрешено, должно быть разрешено всегда.
В-четвертых, обязательно используйте возможности игры. Все проявления кризиса легче переживать через игровую деятельность.
Разыгрывайте с игрушками спектакли на тему безопасности, показывайте, как последовательность действий отразится на поведении плюшевых кис и мишуток.
Если не знаете, как это все делается, посещайте игровые встречи для родителей, чтобы понять, как правильно играть, слушайте лекции специалистов по игре, изучайте пособия и книги о занятиях с малышом дома.
В-пятых, развивайте речь. Не в смысле – научите своего ребенка разговаривать за неделю по новомодной технологии, а просто разговаривайте с ним. Называйте предметы, чувства, эмоции, подключите весь свой скудненький актерский талант и пользуйтесь мимикой и жестами. Лучшего момента, чем кризис первого года, для обучения на собственном опыте просто нет.
Кризис 1 года у ребенка – признаки кризиса первого года жизни и как он проявляется – agulife.ru
Что такое кризис одного года и как родители могут помочь малышу пройти через это?
Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.
Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху.
Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития.
В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках
Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:
- Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир.
- Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает.
- Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.
Некоторые навыки, полученные ребенком до года, могут на время исчезнуть. Например, уже научившись ходить, малыш опять начинает ползать. Это происходит потому, что полностью умение ходить еще не сформировалось, а в данный момент акцент в развитии сместился на что-то еще, например на логическое мышление.
У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.
Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.
Что происходит с ребенком в этот период
Характерные признаки кризиса одного года:
- Самостоятельность;
- Неуправляемость;
- Упрямство;
- Непослушание;
- Требование внимания к себе;
- Чувствительность к замечаниям;
- Обиды;
- Агрессия;
- Капризность;
- Противоречивое поведение.
Теперь ребенок способен действовать под влиянием не только событий, которые происходят сейчас, но и всплывающих в памяти представлений и образов.
В это время у ребенка наблюдается определенный скачок в развитии. Внутри него происходят глубокие психологические преобразования. Он начинает ощущать себя личностью и хочет быть самостоятельным.
У маленького человека возникают собственные желания, которые больше не зависят от взрослых. Он стремится познавать мир самостоятельно — все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что внутри.
И любые запреты вызывают в нем волну непослушания.
Чего не надо делать родителям
Многие родители переживают, не понимая, как лучше вести себя с капризным малышом. Не стоит волноваться — этот нелегкий период надо просто пережить, стараясь сделать так, чтобы он прошел максимально безболезненно для вас и для ребенка. Важно понимать, что все происходящее с ним — это нормально. Чего не стоит делать:
- Винить себя в том, что ребенок плачет или капризничает;
- Слушать родственников, говорящих, что вы его разбаловали;
- Кричать на малыша, показывать ему свою негативную реакцию и шлепать его — он все равно не поймет за что;
- Ругать его за сломанные игрушки и разрисованные стены — так он познает мир;
- Запрещать ему все подряд. Помните, что каждый запрет — это стресс для ребенка, а все его непослушное поведение и разбрасывание игрушек — способ познать мир. В опасной ситуации спокойно объясните ему, почему не следует так поступать;
- Использовать слово «нельзя» слишком часто. Приберегите его на случай, если ребенок действительно делает что-то не так (например, высыпает сахар на стол). А в критических ситуациях используйте слово «опасно»;
- Мешать малышу быть самостоятельным — поддерживайте его, если он стремится все сделать сам;
- Впадать в крайность, реагируя на все его капризы и исполняя все его желания, — ищите способы отвлечь или уговорить ребенка;
- Вести себя недостойно или неправильно в присутствии малыша — дети в этом возрасте все копируют;
- Показывать ребенку, что вы доминируете, потому что вы взрослый, — он должен видеть в вас своего друга;
- Игнорировать малыша.
Что необходимо делать родителям
- Стараться соблюдать привычный режим дня.
- Создавать максимально богатую развивающую среду в доме. Обучайте его. Давайте ему трогать разные поверхности, нюхать запахи, слушать звуки. Показывайте, как пользоваться разными предметами.
- Во всем поддерживать своего малыша.
- Подавать ребенку только хороший пример.
- Давать ему несложные поручения, чтобы малыш почувствовал свою ответственность и самостоятельность.
- Согласовать модель воспитания с остальными родственниками, чтобы не возникало противоречивого поведения разных членов семьи, когда один запрещает, а другой разрешает.
Во избежание лишних конфликтов, уберите подальше предметы, которые ребенку лучше не трогать.
- Организовать ребенку личное пространство, где он будет чувствовать себя главным.
- Стараться понять все просьбы малыша, если поняли — озвучивайте их. Например: «А, ты хочешь достать игрушку?» — и даже: «Ты хочешь потрогать огонь?» Затем можно объяснить, почему этого не стоит делать. Важно, чтобы не возникало неразрешенных ситуаций.
- Не бойтесь, что ребенок стукнется, поранится или обожжется, конечно, если речь не идет о серьезной ране. Осваивающий окружающую реальность маленький человек обязательно должен пройти через некоторые испытания, чтобы научиться безопасно действовать в нашем непростом мире.
- Уважать личность ребенка и демонстрировать свое уважение. Это поможет ему вырасти сильным и уверенным в себе человеком.
- Проявлять безусловную любовь к малышу. Чаще обнимайте и целуйте его.
- Если вам надо выйти из дома, расскажите об этом. Объясните, что вы скоро вернетесь.
- Если ребенок вас не слушает и продолжает совершать какие-то недопустимые действия, важно четко выстроить систему правил и запретов. Не делайте ничего насильно. Придумайте, как его отвлечь или увлечь. Например, если малыш отказывается от определенной еды, предложите съесть ее в компании с игрушками.
- Перед тем, как идти в туалет, заинтересуйте ребенка чем-нибудь, иначе он обязательно расстроится из-за вашего отсутствия. В таком случае поговорите с ним из-за двери, объясните, что скоро вы выйдете.
- Если ребенок просит помочь — помогите, но не переусердствуйте с помощью. Пусть малыш старается справиться сам, а вы «подстрахуете» его в той части дела, которая ему пока не под силу.
- Если малыш требует внимания — уделите ему время. А если у вас его совсем нет, отвлеките его чем-нибудь интересным.
Надеемся, эти советы помогут вам наладить конструктивное общение с вашим малышом. Пусть этот период будет для вас не кризисом, а увлекательным «квестом», который научит вас выдержке и мудрости, а вашему ребенку поможет стать взрослее.
Статья на нашем канале Яндекс Дзен
Кризис первого года жизни
Кризис первого года жизни – переходный этап развития между младенчеством и ранним детством. Результатами являются новообразования психики: автономность, речь как инструмент саморегуляции, произвольность движений, понимание существования границ. Кризисный период проявляется выраженным стремлением к самостоятельности, непослушанием, эмоциональными всплесками – ребенок быстро раздражается, злится, кричит, плачет, падает на пол. Диагностику осуществляют детские психиатры, психологи. Лечение не требуется, кризис является нормальным периодом, самостоятельно разрешается к полутора годам.
В современной психологии психическое развитие рассматривается как цикличный процесс, состоящий из стабильных и кризисных периодов. Количественные изменения происходят медленно, постепенно.
Качественный скачок развития – кризис – продолжается 3-6 месяцев, завершается появлением новообразований, формирующих более сложные взаимоотношения человека со средой. Перестраиваются внутренние переживания, потребности, побуждения. Кризис 1 года переживают дети с 9 месяцев до 1,5 лет.
Проявления могут быть едва заметными либо выраженными. Тяжелые, затяжные симптомы распространены в семьях с авторитарным стилем воспитания, гиперопекой.
Кризис первого года жизни
Годовалый ребенок совершает первые попытки ходьбы. Расширяется окружающее пространство, происходит отделение от родителей. Малыш осознает способность перемещаться самостоятельно, без помощи мамы, папы. Появляются первые слова, речь изменяет характер отношений с окружающими, направляется на овладение предметными действиями.
С одной стороны, внешние изменения – ходьба, речь, манипулятивные действия – сопровождаются возникновением новых качеств психики. Формируется потребность проявлять самостоятельность, изучать пространство, предметы. С другой стороны, отношение взрослых к ребенку не меняется.
Отсутствуют условия для проявления самостоятельности, активность малыша пресекается запретами, предостережениями, привычными способами действий родителя.
Основой возрастного кризиса является противоречие между устоявшимися отношениями с людьми, формами деятельности и изменившимися потребностями, возможностями ребенка. Метаморфозы психики базируются на физиологических изменениях – созревании структур головного мозга, перестройке функциональных систем ЦНС.
До 9-10 месяцев организм младенца регулируется биологическими ритмами: нужды естественно возникают, выражаются недовольством, удовлетворяются взрослым. К первому году речь становится инструментом самоприказа, но еще недостаточно развита для управления поведением. Биологические ритмы теряют организующую функцию.
Параллельно формируется ходьба, манипулятивные действия, открывается пространство предметов, выступающих как источники удовлетворения потребностей (до кризиса источником является взрослый).
Невозможность получить желаемое (физическая недосягаемость, запреты) проявляется «гипобулическими реакциями» – яркими аффективными всплесками, регрессом поведения.
Проявления наблюдаются у детей с 10-12 месяцев. Негативные реакции провоцируются отношениями предыдущей стадии развития – мама направляет ребенка, пытается накормить, уложить спать, одеть для прогулки, использовать коляску.
Подобные ситуации, запреты, отказы взрослых ограничивают самостоятельность. Резко нарастает аффект, поведение соответствует более раннему периоду развития (регрессирует). Ребенок громко плачет, кричит, падает, стучит кулаками, топает ногами.
При частых эмоциональных приступах нарушается аппетит, сон становится беспокойным, ухудшается самочувствие.
Действия, мотивы, потребности ребенка определяются непосредственными ситуациями, образами, представлениями памяти. Капризы, истерики могут возникать внезапно: увидел шапку – захотел пойти на улицу, мама принесла полотенце – расплакался.
Ребенок начинает ощущать себя субъектом (источником) собственных желаний. Обладая любопытством, проявляет чрезмерную активность, подвижность, хотя координация, точность не развиты. Малыш тянется к электроприборам, розеткам, посуде, книгам и прочим неисследованным объектам.
Препятствия на пути (ограничения, запреты взрослых) провоцируют эмоциональный всплеск. Негативизм выражается реакциями протеста, отказом совершать привычные ритуалы приема пищи, укладывания в постель, умывания, одевания.
Чем больше правил, препятствующих проявлению самостоятельности, тем более ярко выраженными являются симптомы кризисного периода.
Кризис первого года жизни относится к «малым» возрастным кризисам, протекает относительно легко, завершается самостоятельно. Осложнения крайне редки, представлены эмоционально-поведенческими отклонениями.
Они формируются при затянувшемся кризисном периоде, когда реакции временного характера превращаются в устойчивые паттерны поведения. Причиной является отсутствие пластичности воспитания.
Пример: насильственное принуждение к гигиеническим процедурам закрепляет негативное отношение к ним ребенка, реакции отказа возникают на протяжении раннего детства, дошкольного возраста.
Кризис первого года происходит в семейной обстановке, его проявления замечаются родителями, близкими родственниками. Обычно сложный период переживается без вмешательства специалистов, при выраженных симптомах, продолжительном течении требуется помощь психолога, врача-психиатра. Диагностика проводится клиническими методами. Используются:
- Беседа. Уточняется анамнез, наличие сопутствующих заболеваний, особенности материально-бытовых условий жизни, методы воспитания. Дифференциация проявлений кризиса от симптомов психоневрологических патологий осуществляется на основании их продолжительности, выраженности, динамики.
- Наблюдение. Специалист обращает внимание на особенности взаимодействия родителя и ребенка, оценивает эмоциональные, поведенческие реакции малыша. Для кризиса характерны трудности установления продуктивного контакта, негативизм, протесты, отказы, плач.
Кризисные периоды – естественные этапы развития. Ребенок не нуждается в специальном лечении. Родителям показаны психологические консультации.
Специалист рассказывает о способах поведения, выстраивании отношений, организации режима дня, досуга ребенка, переживающего кризис.
Взрослым необходимо признать новые потребности, нарастающую самостоятельность малыша, научиться сотрудничать с ним на основе предметных действий. Общий список рекомендаций:
- Соблюдение режима дня. Важное новообразование кризиса – принятие ребенком границ, правил. Распорядок дня – система, обеспечивающая определенность действий, ритуалов. Следуя режиму, малыш растет здоровым, эмоционально уравновешенным, менее капризным.
- Создание развивающей среды. Важно организовать пространство квартиры в соответствии с возрастными особенностями ребенка – обеспечить удобство ходьбы (половое покрытие, поручни), подобрать разнообразные по функциям, текстуре, форме предметы для манипуляций. Данные меры позволят реализовывать самостоятельность.
- Обеспечение бытовой безопасности. Необходимо убрать острые, бьющиеся, представляющие ценность предметы, скрыть электрические розетки, провода. Отсутствие источников опасности – причин для запретов – снизит частоту эмоциональных негативных приступов.
- Возможность проявлять самостоятельность. Нужно разрешать ребенку самому выполнять ежедневные ритуалы, несмотря на неаккуратность, медлительность. Помощь должна быть представлена предложением сотрудничества.
- Наличие обратной связи. Слабое развитие речи не позволяет ребенку правильно выразить желания. Нельзя игнорировать попытки установления контакта. Важно понять малыша, и, если выполнить просьбу невозможно, то объяснить почему.
- Следование системе запретов. Родители должны согласовывать, соблюдать правила поведения. Любое «надо», «нельзя» – обосновывать, выполнять при любых обстоятельствах.
- Отказ от насилия. При капризах, отказах внимание ребенка стоит переключать игрой, стихотворением, песней, рассказом. Насильственные действия взрослого – прямая провокация крика, плача, истерики.
- Проявление уважения, любви. Выстраивать сотрудничество необходимо через положительные эмоции, доброжелательное отношение. Важно показывать ребенку любовь, хвалить. Авторитарность приводит к формированию пассивности, трусливости, безынициативности.
Прогноз всегда благоприятный. Кризис первого года продолжается в течение нескольких месяцев, заканчивается качественными изменениями психической сферы – появлением предметной деятельности, речи, формированием самостоятельности.
Предупредить период кризиса невозможно, так как он является этапом развития, а не патологическим состоянием.
Придерживаясь рекомендаций психологов о качественном изменении взаимоотношений с ребенком, правильной организации среды и режима, можно уменьшить негативные проявления в поведении, эмоциях ребенка, сократить их продолжительность и частоту.
Как пережить кризис первого года ребёнка с пользой
Ещё недавно малыш был спокойным, доброжелательным и отлично ладил с бабушкой или папой, пока вы занимались своими делами. Но в последнее время его просто невозможно узнать.
Ребёнок всё время виснет на руках, постоянно требует внимания и закатывает истерики без повода. Вы в ужасе думаете, что так теперь будет всегда.
Не переживайте, вы столкнулись с первым нормативным возрастным кризисом.
Почему происходят кризисы первого года ребенка, в чём их плюсы и как помочь малышу пережить это время с пользой — читайте в статье.
Психология кризиса 1-го года
Немногие родители знают, что кризис одного года — естественный процесс, который сопровождает переход ребёнка от младенчества к раннему детству.
Малыш взрослеет и начинает осознавать себя как самостоятельную личность. После кризиса происходит скачок в развитии ребёнка, а его мышление переходит на качественно новый уровень.
Дети начинают увереннее ходить, чётче разговаривать и радуют родителей новыми словами.
Кризис 1 года у детей — это первый шаг на пути отделения от родителей. Для ребёнка очень важно прожить этот период правильно. От того, насколько успешно он преодолеет кризис, зависит его характер, способность общаться, принимать решения и преодолевать трудности в будущем.
Причины нормативного кризиса
Кризис первого года жизни ребенка связан с тем, что он:
- осознаёт свои желания. Отделяет себя от мамы и замечает, что не всегда их желания совпадают;
- понимает, что пока маленький, а родители — взрослые. Ему недоступны те вещи, которые доступны маме с папой;
- взрослеет, у него появляются новые потребности, которые уже невозможно удовлетворить старыми методами. Но диапазон возможностей ребёнка ещё очень мал;
- начинает ходить и говорить. Малыш жаждет быть самостоятельным и стремится исследовать мир всеми возможными способами. Но при этом он регулярно сталкивается с запретами, причин которых не понимает;
- определяет границы дозволенного. При помощи манипуляторного плача он испытывает на прочность социальные рамки;
- испытывает целую гамму новых чувств. Он хочет общаться и делиться ими с окружающими, но пока не может выразить эмоции словами.
Хотите, узнать как наиболее комфортно преодолеть кризис одного года, как для ребёнка так и для вас? Тогда регистрируйтесь — на бесплантный онлайн мастер-класс Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».
Когда начинается кризис 1-го года жизни ребенка
Дети развиваются по-разному. Соответственно, и кризис может подстерегать детей в разном возрасте. Первый возрастной кризис может начаться в 9 месяцев, а закончиться в возрасте 1,2 года. После наступает непродолжительный период затишья перед следующим неспокойным этапом — кризисом полутора лет.
Кризисный период бывает у всех детей. Но у одних он проходит быстро и почти незаметно, а у других этот этап взросления растягивается и полон эмоций. Продолжительность и интенсивность кризиса первого года зависит от:
- характера и темперамента ребёнка;
- умения родителей правильно реагировать на поведение малыша;
- стиля воспитания и отношений, сложившихся в семье.
Как проявляется кризис первого года
Первый признак кризиса — противоречивое поведение ребёнка. Он отчаянно нуждается в родителях, постоянно просится на руки, но при этом хочет активно познавать мир. Или долго просит какую-нибудь вещь, а как только получает, бросает её на пол.
Признаки кризиса 1 года у ребенка:
- Повышенная капризность и плаксивость.
- Истерики в ситуациях, которые раньше не вызывали подобной реакции.
- Отказ от любимой еды и привычных процедур.
- Агрессивное поведение.
- Боязнь потерять маму из виду, требование повышенного внимания к себе.
- Отказ выполнять ваши обычные просьбы.
- Утрата навыков, которые малыш приобрёл раньше (например, перестал ходить и снова начал ползать).
- Отказ от помощи взрослых, стремление выполнять всё самостоятельно (например, пытается повторять действия взрослых или обижается, когда ему подсказывают, что делать).
Далее рассмотрим, что делать родителям, чтобы кризисы первого года жизни миновали как можно скорее и принесли только пользу ребёнку.
Как помочь малышу преодолеть кризис
Для начала ознакомьтесь с психологией кризиса 1 года у ребенка и примите три истины:
- Это не ваша вина. И не вина ребёнка. Он страдает от проявлений кризиса ещё больше, чем вы. Именно сейчас ребёнок нуждается в вашей поддержке и заботе больше, чем обычно. Дайте ему почувствовать, что он любим.
- Кризис неизбежен и необходим для ребёнка. Так он учится быть самостоятельным, определять границы дозволенного и взаимодействовать с миром.
- Этот период обязательно закончится, и после него наступит этап спокойного и стабильного развития.
До следующего нормативного возрастного кризиса.
А теперь начинайте действовать.
✓ Воспитывайте и поощряйте в ребёнке самостоятельность. Сейчас для этого идеальные условия, потому что он сам к этому стремится. Если момент будет упущен, то в 3-5 лет уже будет сложнее заставить ребёнка выполнять даже простые действия самостоятельно.
Пришло время делать что-то не для ребёнка, а вместе с ним. Привлекайте малыша к домашним делам, учите его держать ложку, мыть руки перед едой, пить из чашки.
✓ Установите границы и сформируйте запреты. Они помогут вам пережить кризис 1 года у ребенка как минимум без сильного стресса. Формируя запреты, учитывайте следующее:
- запреты должны быть однозначными и иметь чёткие логические обоснования;
- ребёнок должен понимать, что будет в случае нарушения запрета;
- запреты должны действовать всегда, вне зависимости от вашего настроения или ситуации;
- слово «нельзя» должно звучать очень редко и обозначать реальную опасность или угрозу для жизни и здоровья ребёнка;
- чем меньше будет запретов, тем серьёзнее ребёнок будет к ним относиться;
- все члены семьи должны придерживаться общей линии поведения с ребёнком.
✓ Используйте возможности игры. Проявления кризиса проще пережить через игровую деятельность. Разыграйте спектакль при помощи игрушек и на их примере покажите, какими последствиями грозит нарушение чётких запретов.
В момент кризиса 1-го года ребёнка очень привлекает всё новое и необычное.
Например:
- пластиковые тарелки и стаканы;
- крышки от банок и ложечки;
- бумага и пальчиковые краски;
- съедобный пластилин;
- детские музыкальные инструменты с громким звуком.
Дайте малышу тарелочку с отварным рисом или овощами, посадите игрушки за стол и позвольте ему самостоятельно их покормить. Это и готовый сюжет для новой игры, и развитие мелкой моторики, и свободные руки мамы.
Организуйте ему безопасное пространство для игр. Уберите всё ценное, опасное и хрупкое повыше, а в нижних ящиках оставьте то, с чем ребёнок условно может играть.
✓ Предлагайте альтернативные решения. Если в период кризиса 1 года ребёнок требует то, что вы позволить не можете, отвлеките его, уговорите или предложите альтернативу.
Например, ребёнок на прогулке устал идти ножками, но при этом не хочет ехать в коляске и просится на руки. Присядьте рядом и скажите, что вы тоже устали.
Поносите малыша некоторое время, а потом пожалуйтесь, что «болят ручки и спинка», опустите его на землю и медленно идите рядом. Старайтесь объяснять все свои запреты и не идите на поводу у каждого каприза.
✓ Развивайте речь ребёнка. Чтобы назвать какие-либо объекты, малышу сначала нужно их запомнить. Играйте в игры с простым сюжетом (покормить или искупать игрушку, уложить её спать или погулять с ней на улице) и проговаривайте свои действия вслух. Так ребёнок запомнит эти действия не как отвлечённые понятия, а как пережитые на собственном опыте.
Как можно больше разговаривайте с ребёнком в период кризиса первого года жизни. Называйте предметы, чувства и эмоции своими именами, используя мимику, жесты и весь свой актёрский потенциал.
✓ Старайтесь соблюдать режим дня. Дети, которые гуляют, кушают и спят по режиму, более спокойные и здоровые. Но пусть ваш режим будет достаточно гибким. Чтобы днём без проблем лечь спать или хорошо пообедать, ребёнок к этому времени должен нагуляться и проголодаться.
✓ Знакомьте ребёнка со сверстниками. Но не заставляйте вступать с ними в контакт. Ребёнок сам начнёт играть и общаться с другими детьми, когда будет готов.
✓ Будьте примером. Детям свойственно копировать поведение взрослых. Следите за собой и контролируйте своё поведение в присутствии малыша.
✓ Показывайте ребёнку свою любовь. Ставьте желания ребёнка в приоритет каждый раз, когда это возможно. Чаще обнимайте, целуйте, говорите дружелюбным тоном, называйте его ласково по имени. Ребёнок узнаёт о себе в первую очередь от вас. Называя его умным, добрым и любимым, вы формируете у ребёнка чувство собственной ценности и значимости.
Узнайте как подобрать подходящий метод воспитания именно для вашего ребёнка- на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».
Прямо сейчас жмите на кнопку «Зарегистрироваться» и получите подарок.
Бесплатный онлайн интенсив
от 0 до 11 лет
ТРИ ДНЯ
КОТОРЫЕ ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕВЕРНУТ ВАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Зарегистрироваться
Чего делать нельзя во время кризиса 1 года жизни
- Не обвиняйте себя в том, что ребёнок капризничает и ведёт себя несносно.
- Не слушайте родственников, которые считают, что вы его разбаловали.
- Не заставляйте ребёнка есть, если он отказывается.
- Не подавляйте в ребёнке проявления самостоятельности.
- Не нервничайте, не кричите и категорически не наказывайте ребёнка физически. Он всё равно не поймёт, в чём провинился.
- Не балуйте ребёнка и не потакайте его капризам. Кризис 1 года закончится, а привычка к капризам останется.
- Не игнорируйте малыша, не оставляйте в истерике одного или рядом с чужими людьми.
- Не давите на ребёнка авторитетом. Не показывайте, что правы, потому что вы — взрослый и главный.
- Не проводите всё свободное время с ребёнком, даже если он этого требует.
Иначе не избежать эмоционального выгорания, от которого будет хуже и вам, и малышу.
Когда следует обратиться к психологу
Случается, что в раннем возрасте малыш пережил психологическую травму, которую вы не заметили. Например, ребёнок остался с человеком, который его напугал, или вы не поддержали его в нужный момент. Возможно, в это время был переезд или другие травмирующие события.
Обратитесь к психологу, если:
- у ребёнка наблюдаются длительные непрекращающиеся истерики;
- вы заметили, что ребёнок ведёт себя по-разному с вами и другими взрослыми;
- у вас есть сомнения по поводу нормы развития ребёнка;
- в вашей семье наблюдается несогласованность в вопросах воспитания.
Специалист поможет избежать ошибок в кризисные моменты, а также даст советы по воспитанию на будущее, когда у ребенка закончится кризис года.
*****
Рекомендации из статьи помогут вам пережить кризис первого года максимально быстро.
Но даже если не запомните всё, возьмите за основу главный совет: воспитывайте ребёнка с любовью, доверяйте своим чувствам. Следуйте за малышом и будьте с ним в тесном контакте.
Благодаря этому вы заложите основу для гармоничного развития ребёнка и доверительных отношений между вами в будущем.
Кризис 1 года у ребёнка: возрастная психология + совет Комаровского
Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п.
В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год.
Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер.
Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача — помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.
Что такое кризис первого года
Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша — неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.
Возрастные кризисы у детей: причины, признаки, что делать
Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.
Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.
Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?
Признаки кризиса
- Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
- Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
- Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
- Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
- Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
- Ребёнок постоянно требует внимания. Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.
Читайте еще: Методика раннего развития детей Гленна Домана.
Причины проблемы
А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне — как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.
Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.
Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.
Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.
Отсюда вывод — ребёнок в 1-й год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.
Продолжительность
Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.
А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.
Как справляться: советы психологов
Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше.
Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры.
Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.
- По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
- Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
- Если малыш не хочет кушать — не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
- Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
- Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом — ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
- Постоянно общайтесь с крохой. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете — рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
- Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
- Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.
Читайте еще: Как пеленать новорождённого: советы родителям
Чего делать нельзя
Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:
- Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
- Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
- Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
- Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
- Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
- В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
- Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
- Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.
Читайте еще: Ребенок боится мыть голову? Советы родителям
Стоит ли бояться кризиса первого года
Не нужно бояться кризиса 1-го года — он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.
Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.
Видео: «Непослушные дети» — Комаровский
Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами.
Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу.
Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.
- Наталья Галушко
- Распечатать