Малыши обычно очень шустрые, активно передвигаются, сразу берутся за выполнение нескольких задач.
Но довольно часто встречаются медлительные дети, которых нужно постоянно подгонять, они ничего не успевают, им сложно проснуться утром.
Детская медлительность не связана с воспитанием и методиками развития, которые применяют взрослые. Просто ребенок таким родился, и родителям нужно мириться с данным фактом.
Отличительные характеристики медлительных детей
Как правило, малыши уже с рождения демонстрируют свою медлительность. Но, если у родителей первенец, им не с кем сравнивать, поэтому они не заостряют на этом внимания.
Уже в полтора года можно заметить, как кроха ведет себя на детской площадке или в развивающей группе.
Остальные дети бегают, хватают игрушки, быстро лепят или рисуют, а медлительный малыш все делает основательно и на любое занятие у него уходит значительно больше времени, чем у других деток.
Медлительный ребенок тяжело просыпается по утрам, медленно жует за столом, долго одевается. Эта черта характера проявляется с каждым годом все четче.
Когда другие детки уже вовсю болтают, медлительный ребенок лишь произносит базовые звуки: «ма-ма», «па-па», «гав-гав», и т. д. При этом логопеды и неврологи не видят отклонений в развитии.
Когда малыш научится говорить, он будет медленно произносить слова, растягивать слоги.
Таким детям тяжелее в современном мире, где скорость – важная составляющая успеха. Родителям не стоит волноваться, что медлительность ребенка помешает развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Нужно лишь приложить усилия и дать правильное направление развитию, учитывая особенности малыша. К сожалению, взрослые не учитывают этот факт и стараются постоянно «ускорить» сына или дочь.
Но нервная система устроена так, что по своему желанию мы не можем ее изменить, как бы ни старались.
С какими проблемами необходимо вести ребенка к психологу
На что нужно обратить внимание родителям?
Чем больше вы будете ругать, торопить, дергать ребенка, тем медленнее он все будет выполнять. На это нужно обратить особое внимание при подготовке к школе, а также в начальных классах.
«Ускорение» медлительного школьника может отбросить его старания на стартовую линию. Например, ребенок что-то вам рассказывает, но делает это медленно, с объяснением всех подробностей и нюансов.
Если вы начнете торопить: «Рассказывай быстрее», мальчик или девочка так и не смогут завершить свое повествование.
Приведем еще один пример из школьной жизни. Учитель спрашивает ученика, как он видит решение данной задачи. Ребенок начинает объяснять: «У этой задачи есть три решения. Первое…». При этом школьник медленно и обстоятельно рассказывает, в чем заключается способ решения.
Учитель торопит: «Неважно, каким способом ты решишь, говори уже, как ты это сделаешь». Медлительный ученик начинает сначала: «Итак, первый способ решения…». Педагог может подумать, что ребенок издевается над ним, но это не так.
Нельзя торопить медлительного ученика, иначе ему придется вернуться в начало рассказа.
Еще один важный момент – медлительные дети не могут одновременно выполнять несколько дел. У них не получается обедать и читать, слушать и писать. Они не понимают многозадачности, но одно занятие выполняют скрупулезно и качественно.
Как правило, это интроверты, с удовольствием играют в одиночестве, обладают богатой фантазией. Медлительного ребенка можно «ускорить», но это должна быть позитивная мотивация. Например, вы собираетесь на детское представление.
Малыш быстро оденется и не будет копошиться, но при этом получит порцию стресса.
С медлительными детьми хорошо справляются бабушки, которые, в силу возраста, тоже двигаются и размышляют «с чувством, толком, расстановкой».
С такими крохами легко и комфортно до того момента, пока их не помещают в жесткий график: быстро собраться в садик или школу, рано проснуться, бежать на занятия в спортивную секцию.
Ребенок начинает испытывать стресс, и это негативно сказывается на состоянии его нервной системы.
Как «ускорить» медлительного ребенка – упражнения и игры
Как обращаться с медлительными детьми?
До 6-7 лет бесполезно говорить ребенку про его медлительность. К этому возрасту можно начинать вести разговор и искать совместный выход из ситуации. Родителям важно понять малыша, поставить себя на его место. Представьте, что перед вами поставили сразу несколько невыполнимых задач. Что вы будете испытывать? Как себя поведете?
Дошкольников нужно учить выражать свои чувства. Пусть ребенок скажет: «Я не успеваю», и это может защитить от негативной реакции родителей и педагогов.
Говорите малышу, что медлительность – это не плохая черта характера, просто он такой, и вы его, конечно же, любите.
Подчеркивайте все позитивные моменты: «Как аккуратно ты нарисовал машинку, молодец!», «Какой чудесный дом ты собрал из конструктора». Да, ребенок потратил на это много времени, но результат превзошел все ожидания.
Советы психолога
В период эпидемии многие школьники перешли на дистанционное обучение. Медлительным детям намного сложнее дается учеба в домашней обстановке. Психологи советуют применять следующие методы для родителей медлительных деток.
- Научите сына/дочь рассчитывать свое время. Пусть ребенок сам ставит будильник, подсчитывает, сколько времени ему нужно для того, чтобы умыться, одеться, позавтракать. Ни в коем случае не торопите, ведь ускорение не приведет к желаемым результатам, а только вгонит ребенка в стрессовую ситуацию.
- Создайте уютную обстановку в доме. Школьнику на дистанционном обучении важно чувствовать себя комфортно. Посторонние вещи (перекусы, игровые приставки, телефон) не должны отвлекать от учебного процесса.
- Не задавайте много вопросов. Медлительным детям сложно переключиться с одного вида деятельности на другой. Если будете сыпать вопросами («Ты уже выполнил задание?», «Какое решение задачи нашел?», «У тебя все получается?»), сын/дочь не смогут завершить начатое дело, и им придется вернуться к началу.
- Медлительному ребенку нужно время для размышления. Вашему сыну (или дочери) необходимо время, чтобы подумать и принять решение. Не торопите, дайте необходимое время, и тогда школьник обязательно найдет правильный ответ.
- Не нужно давать много времени на отдых. Медлительные дети за длительный период отдыха расслабляются, и после им сложно сфокусироваться на учебе. 10-15 минут вполне хватит, чтобы малыш немного отдохнул.
- Не говорите о том, что ваш ребенок медленный. Он и сам знает, что выполняет задания дольше, чем другие дети. И ему, наоборот, нужна поддержка со стороны родителей, а не постоянные напоминания о том, что он делает что-то слишком долго.
- Чаще хвалите. Дети не издеваются над взрослыми, когда какое-то действие выполняют слишком долго. Они такие, и ничего с этим не поделаешь. Особенно сложно с медлительным ребенком родителям, которые привыкли все делать быстро. Мама-холерик начинает кричать на сына (дочь), подгонять, потому что сама успевает выполнить сразу несколько задач. Вместо ругани и критики, старайтесь чаще хвалить и мотивировать ребенка. И принимайте его таким, какой он есть.
Что говорят родители медлительных детей
Марина, мама 7-летнего Степана:
«С раннего детства Степа все делал очень медленно. Сначала это умиляло, потом начало раздражать. Мы опаздываем в садик, а он час тратит на сборы. Мы постоянно подгоняли сына, заставляли ускоряться. А потом посчастливилось поговорить с психологом, и он объяснил, что медлительных детей нельзя подгонять.
Я прочитала много литературы про таких деток, в интернете нашла родителей таких же медлительных малышей. К школе я твердо знала, как обращаться со Степой, чтобы его медлительность не мешала учебе. Сейчас он хорошо учится, любит рисовать, с папой проводит время за выжиганием картин.
Думаю, в жизни его черта характера не будет мешать, наоборот, он добьется успеха, потому что любое дело выполняет качественно и со всей ответственностью».
Светлана, мама 10-летней Даши:
«Моя Даша иногда напоминает мне ленивца, который висит на ветке и спит. Она может спать по 12 часов в сутки, и приходится придумывать что-то, чтобы разбудить дочь. Даша, на самом деле, не ленивая, просто она все делает очень медленно.
Если мы печем печенье, этот процесс занимает полдня. Если Даша садится за уроки, она может делать домашнее задание несколько часов. Но я не тороплю ее, ведь не все – холерики, которые не умеют сидеть на месте. Кому-то нужно чуть больше времени, и я это понимаю.
Пусть Даша потратит чуть больше времени, но выполнит задание хорошо».
Оставить комментарийвоспитание медлительные дети психология советы мамам
Лечение детских неврозов
Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.
Особенности формирования невроза у ребенка
Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.
Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.
Стоит выделить основные «неадекватные» типы воспитания:
- Недостаточное уделение внимания малышу — «гипоопека».
- Избыточное уделение внимания — «гиперопека».
- Жестокое воспитание.
- Авторитарное воспитание.
Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка.
Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу.
В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.
Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов.
Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма.
Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).
Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент.
Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом.
При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в «классические», как у взрослых.
При неврозах у детей часто встречается заиканияе.
Виды и симптомы неврозов
Существуют такие виды общих неврозов, как:
- Истерия. У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко «притворяются». Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
- Неврастения. У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
- Навязчивые состояния. Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.
Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:
- Тики. Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
После перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
- Заикание. Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье.
- Энурез. Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).
Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения.
Лечение невроза у детей
Основным способом лечения является психотерапия.
Психотерапия способствует:
- Улучшению обстановки в семье.
- Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
- Коррекции воспитания малыша.
Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная.
Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем.
Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.
Основным способом лечения неврозов является психотерапия.
Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.
Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:
- Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
- Седативные средства: валериана, пустырник и др.
- Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид); настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
- Полезны ванны (хвойные).
- В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах — нейролептик соннапакс (меллерила).
Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.
Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.
Гиподинамический синдром: «медлительные дети»
Малыш ведет себя тихо, послушно, не дерется и не устраивает истерик в магазине. «Золотой ребенок» — говорят о таких в детском саду. Но уже в школе появляются проблемы: низкая концентрация внимания, медлительность, сложности в общении.
Ровесники начинают обидно обзываться: «тормоз», «мямля» и так далее, а учителя – предполагают интеллектуальный дефицит… Хотя очень часто с интеллектом у этих детей как раз все в порядке , но есть свои особенности нервной системы.
И, конечно, чтобы такие ребята росли счастливыми и успешными, их особенности нужно принимать и учитывать в воспитании!
Гиподинамический синдром – это не просто темперамент или черты характера. Это врожденная слабость процессов возбуждения в центральной нервной системе.
Поэтому такому ребенку чисто физически с рождения постоянно необходима внешняя стимуляция со стороны взрослых.
Очень важно понимать, что своим медлительным поведением он не хочет никого злить, он не ленится и не капризничает, он правда не может быть «шустрее»!
Причинами такого состояния могут быть особенности перинатального периода: заболевания, гипоксия, травмы, а также семейная предрасположенность.
Как распознать гиподинамический синдром?
Дошкольный возраст
- Это очень «удобный» для взрослых ребенок: послушен, не убегает на улице, не «хулиганит», в еде непривередлив, но новые незнакомые блюда не приветствует.
- В садике часто играет один в углу или сидит на стульчике.
- Не любит ничего нового: игрушки, люди, места, блюда, посуда, одежда.
- Очень часто логопедические проблемы, легкая задержка речевого развития. Могут ставиться диагнозы: «задержка развития речи» (ЗРР) или «общее недоразвитие речи» (ОНР).
- На занятиях в детском саду ребенок молчалив, на вопросы воспитателей отвечает неохотно, может отказываться в группе от рисования или любой другой деятельности говоря, что он устал, болят ручки.
Школьный возраст
- Общая медлительность: например, не успевает выполнить контрольную работу вовремя и получает низкие отметки, а домашние задания делаются часами, хотя хорошо. Видно, что ребенок может сделать задание, но ему требуется долгое время.
- Не любит быть в центре внимания: никогда не поднимет руку на уроке чтобы ответить, даже если знает, не любит выходить к доске, предпочитает письменные задания устным, на перемене остается спокойно сидеть за партой или в классе, не хулиганит.
- Редко показывает эмоции и чувства, безынициативен.
- Стеснительность. Часто таких детей сверстники обижают. Однако, если есть хорошие друзья, то это очень крепкие отношения.
- Домосед, не любопытен, снижено желание познавать окружающий мир. Очень не любит посещать общественные места, культурные мероприятия, парки аттракционов.
- Не любит физкультуру и спорт, часто имеет избыточный вес, во дворе с ребятами в подвижные игры не играет. При попытке отдать ребенка в спортивную секцию проявляются страх, нежелание.
- Любимые предметы в средней школе это труд и возможно какой-то из фундаментальных предметов, но только если будет хороший контакт с учителем, который сможет заметить такого ребенка и хвалить.
- Нравятся тихие одиночные игры за столом: пазлы, конструктор, компьютер, иногда чтение серьезных книг.
- Проблемы у гиподинамичных детей могут проявиться при переходе в среднюю школу с разными учителями и кабинетами. Именно в этот период им особенно важна поддержка!
Как помочь?
- Во-первых, не ставьте диагнозы самостоятельно, обязательно обратитесь к неврологу и психологу! Они исключат другие причины особенностей ребенка, проведут тесты и подтвердят или опровергнут гиподинамический синдром.
⠀
Что же можно сделать дома, прежде всего немедикаментозно?
⠀
Главное и самое порой сложное – понять и принять своего ребенка. Только тогда он сможет противостоять негативной среде, которая, к сожалению, часто окружает гиподинамичных детей. Основная задача родителей – помочь сформировать здоровую и сильную личность!
⠀
Не пытайтесь чрезмерно его ускорить, ругать за медлительность – у ребенка могут развиться невроз и комплексы. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими более активными детьми- это очень ранит.
⠀
Выбирайте другую стратегию – помочь ребенку адаптироваться в этом мире.
⠀
Например: - Всегда за 5-10 минут предупреждайте о планах.
- Бережно и не торопясь приобщайте ребенка к коммуникации вне семьи. Выберите кружки, например, бисероплетения, вышивки, кружок натуралиста и т.д., где могут встретиться такие же дети.
- Гиподинамичный ребенок остро нуждается в одобрении и похвале. Можно иногда давать несложные поручения по дому, с которыми дети хорошо справляются, после чего похвалить и поблагодарить, что без его помощи вам было бы сложно.
- Много разговаривайте с ребенком, даже если будет он мало говорить в ответ. Он внимательно вас слушает! Речь должна быть взрослой, без попыток говорить на “детском языке”.
Нельзя ни в коем случае отдавать неподготовленного гиподинамичного ребенка в школу! Он не сможет «наверстать»! Лучше подождать еще год в детском саду и обязательно ходить на подготовительные курсы.
Желательно – к той учительнице, к которой планируется приход в 1 класс. Идеальная учительница для таких детей — похожая на самого ребенка — спокойная, терпеливая, не вспыльчивая, не слишком требовательная к безукоснительной дисциплине в классе.
В противном случае ребенку будет сложно, может быть полная потеря интереса к учебе.
Перед началом учебы желательно поговорить с учителем, предупредить о наличии такого синдрома у ребенка, чтобы учитель был вашим союзником.
Медлительность у детей
Чрезмерная медлительность может быть связана с
● синдромом дефицита внимания● нарушениями познавательной деятельности (трудностями в обучении).
ИСТОРИИ
«Моя 7-летняя дочь очень яркая и талантливая, но она все делает невероятно медленно. Сначала мы думали, что она еще просто маленькая, так как она была такой всегда, но теперь она в школе, и учителя стали на нее жаловаться. Хуже всего то, что чем больше мы ее торопим, тем медленнее она все делает».
«Наш сын учится во втором классе. Он постоянно не успевает доделать классную работу. В итоге ему приходится дома делать и классную, и домашнюю работу. На это у него уходит очень много времени, и мне приходится ему помогать»
Что объединяет этих детей? Они все делают медленнее своих сверстников.
Их чрезмерную медлительность можно объяснить медленным темпом обработки информации мозгом.
Медленная скорость обработки, связанная с синдромом дефицита внимания
Эти дети вечно «витают в облаках», мечтают, они рассредоточены. Работу они выполняют медленно, часто с ошибками.
Причины:
- нарушение концентрации внимания, когда ребенку трудно сосредоточится на задании;
- проблемы с активацией, когда ребенок не может долго собраться и начать выполнять работу, отвлекается на более интересные стимулы;
- высокая утомляемость; во время выполнения заданий, а также при повышении нагрузки ребенок жалуется, что устал;
- недостаточная кратковременная память увеличивает время выполнения задания. Например, дети с кратковременной памятью к концу предложения могут забыть, о чем читали в начале.
Часто у детей с синдромом дефицита внимания плохое чувство времени. Ребенок может недооценивать, сколько времени займет задание, а при игре — сколько времени прошло.
Причины, связанные с особенностями мозговой деятельности, в сочетании с плохим чувством времени превращают выполнение домашнего задания в многочасовой процесс, создают сильный стресс ребенку.
ИСТОРИЯ
«Варя часто получает плохие оценки за контрольную работу, потому что она не успевает! Дома у нее все прекрасно получается, она хорошо разбирается в материале, но ей нужно больше времени на выполнение задания, чем другим»
Медленная скорость обработки, связанная с нарушениями познавательных процессов (трудностями в обучении)
- Расстройства чтения, такие как дислексия (распознавание букв, проблемы с понимание прочитанного, плохая техника чтения и др.).
- Графомоторные проблемы (дисграфия). У детей с дисграфией возникают серьезные проблемы с формированием образа букв и цифр; они пишут медленно и неразборчиво; у них могут быть проблемы с интервалом между словами т. д. Поскольку аккуратность появляется только при очень длительной работе, письменная работа для таких детей очень трудоемкая, напряженная и сложная.
Важно отметить, что интеллект у детей с нарушениями познавательных процессов часто в норме и даже выше среднего.
ИСТОРИЯ«Собраться и выйти куда-то всей семьей целая проблема. Мы все стоим и ждем, пока наш 8 летний сын найдет свои вещи, оденется и выйдет. Утром приходится его будить раньше, чем всех остальных, чтобы не опоздать в школу»
Обратиться к специалистам:
- к нейропсихологу для проведения необходимых тестов определения темпа обработки информации и для проведения нейропсихологической коррекции;
- к логопеду или дефектологу при трудностях в обучении;
- при необходимости к невропатологу.
Чем могут помочь родители?
Если вы читаете эти строки, значит вы уже сделали первый важный шаг – осознали особенность вашего ребенка и ее влияние на повседневную жизнь.
- В первую очередь надо избегать эмоционального реагирования на медлительность своего ребенка и тем более наказаний.
- Следить за сном и питанием ребенка, поощрять спорт.
- Структурировать время ребенка, используя расписания, таймеры, стимулы.
- Для уменьшения затрат на рутинные вещи, переводите их в автоматизмы: например, каждое утро ребенок сразу чистит зубы, причесывается и убирает постель.
- При организации любой деятельности, будь то поездка за город или подготовка домашнего задания, принимать во внимание особенности ребенка, планировать больше времени, регулировать нагрузку, тем самым обеспечивать ребенку поддержку.
Медленный ребенок: что с ним не так?
— Каково мнение психолога: медлительность ребенка — проблема?
— Ребенок может быть медлительным в силу особенностей нервной системы и темперамента. Может быть и так, что в стрессе ребенок делает все быстро, а в покое — медленно. Или, наоборот, — в стрессе замедляется, а в спокойной ситуации убыстряется.
Могут быть и особенности когнитивных процессов, восприятия. Например, ребенок не научился обобщать информацию или структурировать ее, и сидя на уроке, он часть ее не воспринимает и не понимает. Поэтому он и замедляется, ему сложно сориентироваться. Или могут быть проблемы с вниманием.
Тогда ребенок начинает все делать быстро и бодро, а через 10 минут его внимание переключается, и дальше он сидит с уроками 3 часа, пока к нему не подойдут. То есть все очень индивидуально, и надо смотреть на конкретную ситуацию.
Но в целом медлительность как темп деятельности — особенность нервной системы и темперамента и может быть абсолютной нормой.
— А если это влияет на успеваемость в школе?
— Если есть какие-то сомнения в плане восприятия ребенком информации, у него есть проблемы с обучением, можно обратиться к нейропсихологу. Он проведет диагностику познавательных процессов и скажет — есть проблема или ее нет.
В дошкольном и школьном возрасте все подобное хорошо компенсируется упражнениями и занятиями. Это может быть и специальная гимнастика, и встречи непосредственно с нейропсихологом.
Может быть и так, что ребенок медлительный сам по себе, с ним все в полном порядке, но он не успевает сделать положенное за целый урок. Тогда тоже имеет смысл проконсультироваться у нейропсихолога.
— Чем это может помочь?
— Если нет никаких проблем с неврологией, если ребенок здоров, то надо понять причину такого замедленного темпа деятельности. И в зависимости от этого могут быть разные стратегии. Например, уровень тревожности во время контрольной работы у ребенка настолько высокий, что это мешает не то что успеть, а даже понять задание.
Это происходит от стресса. Ребенок выпадает в запредельное торможение. Читает задание и не может его понять. Это бывает и у взрослых детей на ЕГЭ. Готовился, все знает, пришел на экзамен и впал в стопор.
Если дело не в тревожности, стрессоустойчивость и когнитивные процессы в норме, то здесь тот случай, когда ребенку нужен индивидуальный подход в обучении.
— В чем он будет заключаться?
— Надо обсудить с педагогом возможные варианты. Наверняка что-то можно придумать. К примеру, дать возможность ребенку получить положительную оценку за творческое задание, которое он выполнит дома, если на контрольных не слишком справляется. В любом случае надо снять акцент с проблемы.
Нужно помочь ребенку организовать свое время: устроить понятный и последовательный режим дня, научить его пользоваться часами, устанавливать таймер, чтобы занятие не растягивалось слишком надолго. Дома можно устраивать игры и делать что-то на скорость. Например, кто быстрее оденет куклу или сложит игрушки в коробку.
Главное — помогать ребенку, давать ему инструменты для управления временем, а не ругать и обвинять в медлительности.
— Зачем нужен таймер?
— Ребенку, особенно маленькому, важно давать опорные точки во времени. Не «через 5 минут мы должны выйти», а когда таймер зазвенит один раз, мы должны быть в ботинках, а когда второй — в шапке, третий — мы выходим. Это понятные маячки.
Можно договориться и с педагогом давать медлительному ребенку какие-то точки опоры, напоминания. Таким детям очень важна структура и режим. Чтобы была понятная, предсказуемая картина мира, чтобы он понимал, какие действия за чем последуют. Это будет снижать тревожность и организовывать.
Потому что медлительность часто тянет за собой неорганизованность.
— Если мама очень быстрая, а ребенок все делает медленно, как избежать конфликтов?
— Действительно, бывает часто именно так. И мама все ждет, что ребенок подрастет и станет быстрым. Но нет, не будет. Важно понять — это особенность ребенка, он не может по-другому.
Если на него кричать и подгонять, можно только развить невротические реакции. Невозможно изменить темперамент. Это такие качества, на которые мы не можем влиять педагогическими усилиями.
Родителям надо подстраиваться.
— Как?
— Например, если вы знаете, что сын долго ест кашу, а вам надо выйти куда-то к определенному часу, то просто заложите это время на завтрак и встаньте раньше. Можно ставить песочные часы и говорить: «Вот пока песчинки сыпятся, ты ешь», чтобы ребенок не замечтался.
— Спорт не поможет «ускорить» медленного ребенка?
— Занятия спортом всегда хороши. Спортсмены, в принципе, более организованы. Спорт учит владеть телом и ориентироваться во времени. Плюс развитие крупной моторики способствует развитию межполушарного взаимодействия, слухового и зрительного восприятия, повышает активность ребенка в целом и помогает лучше управлять своим поведением.
Но надеяться на то, что спорт «ускорит» маленького человека, не стоит. Кстати, для медлительного ребенка и вид спорта нужно выбирать соответствующий. Не отдавать, например, в соревновательные виды, где часто проводятся эстафеты или другие упражнения на скорость.
Лучше выбрать такие занятия, где ребенок сможет проявить себя самостоятельно, а не в сравнении с другими.
— Если ребенок был быстрый и стал вдруг медленный?
— Любые резкие изменения в привычном поведении ребенка должны насторожить. Это повод пройти обследование. Бывает, что психотравма может приводить к такой резкой смене темпа деятельности.
Часто такие перемены могут вызывать физиологические проблемы. То есть в первую очередь нужно обратиться к врачу — педиатру, неврологу.
У подростков такое изменение — повод заподозрить, не употребляет ли он какие-то запрещенные вещества.
Медлительный ребенок
-
Острое или хроническое заболевание способствуют замедлению ритму и темпу действий ребёнка.
После полного выздоровления, когда силы полностью восстановятся, «медлительность» закончится естественным путём.
С медлительностью, возникшей по какой либо подобной причине, на помощь родителям придут педиатры. Иногда бывает достаточно провести витаминную терапию общеукрепляющего действия.
-
Трудные роды, тяжело протекающая или недоношенная беременность могут стать причинами изменений темпа и ритма деятельности ребёнка.
В подобных случаях дети должны наблюдаться у детских невропатологов, психологов, психоневрологов. Органическая патология может послужить фоном для разнообразных нарушений психического развития.
Подобному медлительному ребёнку нужно длительное наблюдение у специалистов, всестороннее системное обследование.
-
В некоторых случаях медлительность детей в раннем возрасте является этапом нормального развития. В период от полутора до трёх лет медлительность может быть соотнесена с естественным недоразвитием моторных функций, в частности, моторики пальцев рук. Дети стараются застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, но пальцы и руки ещё не настолько гибки и подвижны, как у взрослых.
Это вызывает у родителей непонятное ребёнку раздражение или даже незаслуженные унижения, хотя ребёнок пытается изо всех сделать всё правильно и стать самостоятельным. Подобная замедленность проходит с возрастом. Жизнь взрослых людей, вынуждающая каждый день решать множество разнообразных задач, непонятна маленьким детям.
Только от терпимости родителей зависит то, насколько их ребёнок станет самостоятельным и независимым от взрослых. Часть родителей, утомленных собственными проблемами, вызывающими раздражительность, не «слышат» ритм жизни собственного ребёнка и делают за малыша множество дел, полагая, что этим облегчают ребёнку жизнь.
Подобные навязанные ребёнку услуги развивают у него пассивность и неуклюжесть на долгое время, зачастую вплоть до подросткового возраста.
-
Леворукость ребёнка, если к ней относятся без должного внимания, также становится причиной медлительности. Переучивание левши на правшу может стать причиной замедления темпа и ритма деятельности, общему нарушению формирования гармоничной личности. Урождённых левшей не переучивают!
-
Темперамент урождённого флегматика является классическим примером самой настоящей медлительности. Флегматичные дети не переносят спешки и торопливости и при всей своей медленности они отличаются рассудительностью и солидностью. Во всех своих делах флегматики выбирают привычные проверенные способы действий, с завидным упорством преодолевая препятствия.
Отвлечь флегматиков от их целей крайне сложно, решений своих они не меняют, а в их отстаивании проявляют непоколебимость. Ко всем новшествам флегматики привыкают с трудом, но психика их очень устойчива ко многим внешним раздражающим факторам, почти невозможно вывести флегматиков из себя. Ребёнок-флегматик скуп на проявление эмоций, но чувства его глубоки и постоянны.
В дружбе проявляет преданность и постоянство, хотя и с трудом находит друзей. Флегматичный ребёнок не проявляет агрессии, бесконфликтен, уходит от борьбы, предпочитая не рисковать без веских причин. Смена привычного ритма жизни, перемены в обстановке, отношениях вызывают у флегматиков огромные опасения.
Родители должны знать и понимать: темперамент является врождённой чертой, наподобие черт лица, и темперамент своего ребёнка нужно принимать таким, какой он есть.
-
Любая кризисная ситуация – переезд, конфликты в семье, развод, новый детский сад, новая школа – являются для ребёнка стрессами. Неустойчивая детская психика подвергается большим нагрузкам.
С повышенной тревожностью дети бессознательно пытаются справиться замедленным выполнением обычных действий и замедляя свою общую активность. Стрессовые ситуации не только травмируют детскую психику, но и создают благодатную почву для развития неврозов.
Подавленность, ощущение собственной вины, детская замкнутость способствуют развитию медлительности. Решить эту проблему поможет снятие нервного напряжения, устранение конфликтной ситуации.
Психолог: как помочь медлительным детям справиться с учебой
И наладить процесс обученияИногда дети бывают очень медлительны. Им это сильно мешает в школе: на контрольных вовремя не сделаны все задания — плохая оценка, долго делает уроки, не может отвечать у доски. С этими проблемами можно справиться, если найти правильный подход к ребенку. О том, как помочь медлительным детям хорошо учиться, читайте в нашей новости.
Не все дети могут быстро соображать. Причины у всех разные. Если ребенок все понимает, но пишет, например, медленно, то в этом случае нужно просто отработать этот навык, тогда проблем с учебой не будет. Если ребенок медленный из-за полного непонимания, что происходит, то тут нужно развивать навык мышления. Бывают очень неуверенные в себе дети, с этим связана их медлительность. А бывают и просто неторопливые люди: они в принципе все делают медленно, тут необходима комплексная коррекция. Ольга Давыдова, детский психолог, в своем Instagram-аккаунте объяснила, как правильно работать над медлительностью школьника.
Специалист отмечает, что нельзя заставить ребенка просто все делать быстрее, нужно развивать те навыки, которые не получаются. Медленно читает — тренируйте чтение, пишет — письмо. Только таким способом можно добиться результата. Также важно понимать, что в учебе одно зависит от другого: медленно читающий быстро писать и выполнять задания не будет.
Если в начале работы ребенок медлителен, допускает ошибки, но постепенно ошибки исчезают, а скорость возрастает почти в два раза, то это говорит о замедленной врабатываемости. Таким детям необходимо давать время для «настройки». Нельзя требовать, чтобы они сразу начинали действовать быстро, так как в этом случае дети сделают много ошибок в начале работы или вообще не приступят к ней.
Детский психолог предлагает использовать сначала черновик, а только потом чистовик.
Если же ребенок наоборот сначала выполняет все без ошибок, а потом скорость и качество работы падают, то стоит дать ему отдохнуть. Это говорит об общей загруженности школьника.
Необходимо привести все в норму: соблюсти равновесие между учебой и отдыхом, выстроить режим, правильно питаться. Тогда все придет в норму.
Психолог отмечает, что ребенка не следует подгонять. Пусть он живет в привычном ритме, тогда снизится тревожность и все наладится само собой.
Проблемы с учебой, вызванные медлительностью, легко можно решить, если правильно проанализировать, почему конкретный ребенок не может делать все быстрее.
Ранее «Летидор» писал, как перестать манипулировать ребенком.