Странные привычки у маленьких детей: 3 совета от детского психолога

Странные привычки у маленьких детей: 3 совета от детского психолога

Это не такое редкое явление — малыш, пытающийся успокоить себя самостоятельно, причем не вполне привычными для взрослого мира способами. К различным приемам самоуспокоения относится сосание пальцев (одного, двух, кто как привык), пустышки, обгрызание ногтей, засовывание в рот и «обмусоливание» частей одежды, игрушек, уголка одеяла и прочих предметов, которым не место во рту.

Палец или соска во рту выглядят довольно мило и гармонично в грудничковом периоде, но теряют свое очарование с ростом детей. И чем старше ребенок, тем больше претензий может возникнуть у детского стоматолога из-за деформации зубов, вызванной привычкой сосать пальцы и предметы.

Помимо пальцев и достаточно чистых домашних предметов в возрасте от 12 до 24 месяцев в рот также могут попадать выдранные из придверного коврика нитки, окурки, кусочки кирпичей, еда домашних животных и прочие не вполне пригодные для обсасывания вещи. Это, как ни странно, нормальное явление, хотя попадание грязи в ротовую полость надо избегать. Малыши, несмотря на свою репутацию привередливых едоков, тянут в рот все вокруг для исследования.

Еще один из методов, который дети используют при скуке, усталости или плохом настроении — раскачивание тела. Ритмичные движения корпусом назад и вперед помогают расслабиться и переключить внимание, напоминая о пребывании внутри маминого живота в период вынашивания и укачивании на руках или в кроватке в младенчестве.

Этот нормальный и приемлемый способ порой дополняется или трансформируется в ритмичное постукивание головой об стенку, ограждение кроватки, пол.

Наблюдать это действие довольно сложно: несмотря на то, что практически не зафиксировано случаев, когда малыш наносил себе подобным образом какой-либо вред, родители опасаются за травмы и последствия и прикрепляют мягкую обивку на кроватку или кладут коврик на пол, что вполне разумно.

Как правило, ситуативные проявления таких методов самоуспокоения проходят не позднее 3-х лет.

Когда привычки становятся тревожным знаком?

  • Раскачивание тела в течение длительного времени со слабо выраженной реакцией на попытки отвлечь.
  • Сильные удары головой об стену, выраженная самоагрессия.
  • Поедание несъедобных предметов, особенно в сочетании с такими признаками, как отставание в речевом развитии, нарушение контакта с родителями и другими детьми в семье.

15 вредных детских привычек, которые могут вывести из себя даже самого терпеливого родителя

Странные привычки у маленьких детей: 3 совета от детского психолога

Дети — это безусловное счастье, которое только может быть. Однако случаются моменты, когда даже самый очаровательный малыш может вывести из себя родителей — своими вредными привычками. О самых распространенных мы расскажем в этой статье. 

Итак, 15 самых вредных привычек детей. 

1. Сосание большого пальца 

Привычка сосать палец может появиться у ребенка вскоре рождения и продолжаться вплоть до двух-четырех лет. 

В основе этой вредной привычки лежит естественный сосательный рефлекс у детей, который заставляет их держать большой палец во рту. Поначалу это занятие помогает ребенку чувствовать себя в безопасности, а позже превращается в привычку. Малыш старается это делать всякий раз, когда ему нужно успокоиться или пора засыпать.

До формирования постоянных зубов сосание пальцев может повлиять на прикус или привести к другим стоматологическим проблемам. 

Как предотвратить сосание большого пальца?

Если ребенок уже достаточно взрослый, постарайтесь объяснить, почему эта привычка вредна, и предложите ему вознаграждение, когда он перестанет это делать. Если излишнее внимание к большому пальцу появляется в результате какого-либо стресса, установите его причину и предложите малышу другие способы утешения. 

2. Обкусывание ногтей 

По данным Американского фонда Nemours Foundation, примерно 30-60% детей и подростков обкусывают один или несколько ногтей. Хотя истинная причина этого поведения неизвестна, многие считают, что это происходит из-за стресса и беспокойства.

Как предотвратить обкусывание ногтей?

Если ребенок грызет ногти не из-за стресса, подумайте о том, чем бы можно было занять его руки. Нанесите немного лака или отвлеките внимание малыша на пластилин и бумажные поделки.

3. Кусание/облизывание губ

Основными причинами привычки детей облизывать рот является сухость губ, стресс или несоосность зубов.

Дети обычно облизывают губы, когда они сухие — чтобы их немного увлажнить. Кроме того, в состоянии стресса это происходит бессознательно. 

В некоторых случаях, если верхние зубы выступают над нижними, это может привести к прикусыванию губ. Это стоматологическая проблема, которую необходимо решить. 

Постоянное сосание или покусывание губ может привести к покраснению, опуханию и раздражению губ и кожи вокруг рта. Это также может вызвать боль и дискомфорт, а в некоторых случаях привести к повреждению тканей.

Как предотвратить обкусывание губ?

Если ребенок старшего возраста, предложите ему бальзам или вазелин — для лечения сухих или потрескавшихся губ. Поощряйте пить больше воды, давайте конфеты без сахара, чтобы отвлечь от привычки сосать губы.

4. Ковыряние в носу

Одной из распространенных привычек у детей является ковыряние в носу. Нередко причина кроется в скопившейся слизи. Помимо социальной стигматизации, связанной с ковырянием в носу, привычка может также привести к кровотечению из носа или к появлению бактерий и вирусов.

Как предотвратить ковыряние в носу?

Детям старшего возраста скажите, что ковыряться в носу — ой, как некрасиво. Предложите взамен использовать салфетку. 

Малышам наденьте варежки или перчатки, подстригите ногти — во избежание кровотечения и занесения инфекции в носу.  

Если нос сухой, закапайте ребенку солевые капли. 

5. Кручение волос

Кручение волос — еще одна привычка детей, возникающая в результате стресса или скуки. Это одно из самоуспокоительных действий, которое обычно наблюдается у малышей в возрасте около трех лет. К четырем годам она, как правило, спадет.

Как предотвратить кручение волос?

Если у ребенка длинные волосы, это может усугубить и без того вредную привычку. Попробуйте решить проблему красивой короткой стрижкой.

Предложите ребенку другие виды деятельности — например, танцы, езда на велосипеде. 

6. Скрежетание зубами

По данным Nemours Foundation, от двух до трех детей из десяти имеют привычку скрежетать зубами или стискивать челюсти. С медицинской точки зрения бруксизм, скрежет зубов, как правило, происходит, когда ребенок находится в глубоком сне или в состоянии стресса. Другие причины эвключают прорезывание зубов, несоосность верхних и нижних зубов и боль.

У некоторых детей эта привычка проходит с выпаданием молочных зубов. 

Как предотвратить скрежетание зубов?

Определите причину. Все, что связано с прорезыванием зубов и болью в мышцах, временно.

Стрессового бруксизма также можно избежать, определив причину. Поговорите с ребенком о том, что его расстраивает или вызывает стресс, и помогите ему найти выход. В некоторых случаях может помочь посещение стоматолога.

Если скрежет зубов происходит перед сном или во время сна, попробуйте отвлечь ребенка — приготовьте теплую ванну, почитайте вместе книгу на ночь. 

7. Зависание с гаджетами

Дети пытаются подражать взрослым, в том числе в пристрастии к гаджетам. Длительное время, проведенное перед экраном компьютера или телевизора, негативно влияет на самочувствие. Поскольку 90% роста мозга происходит в возрасте до пяти лет, чрезвычайно важно позволить детям исследовать окружающую среду, а не ориентировать на смартфон. 

Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует давать детям в возрасте от 18 до 24 месяцев проводить время перед гаджетом только в присутствии родителям, детям от двух до пяти лет — не более часа в день. 

Как предотвратить привычку к чрезмерному экранному времени?

Убедитесь, что ребенок использует гаджет только в образовательных целях. Переключите внимание на другие интересные занятия, установите четкие границы.

8. Вредные привычки в еде

Вредные пищевые привычки могут включать в себя неправильное питание, употребление большого количества сладких продуктов, таких как шоколад и мороженое, употребление нездоровой пищи и пропуск завтрака. Отказ от здоровой еды может привести к проблемам со здоровьем, а игнорирование плохих привычек питания приведет к плохому выбору продуктов питания в дальнейшей жизни.

Как предотвратить вредные привычки в еде?

Если ребенок пропускает прием пищи, постарайтесь изменить подход: включите в это время здоровую закуску, которую малыш любит. Старайтесь предлагать на выбор разнообразные продукты.

Включите фрукты, углеводную пищу и белок. Если ребенок отказывается есть, не заставляйте. 

Следите за физической активностью ребенка: пускай он сжигает калории и нагуляет аппетит. Планируйте питание таким образом, чтобы ребенок привык к временным интервалам между приемами пищи. 

9. Прикосновение к интимным частям тела

Попытки исследовать части тела, в том числе интимные, с помощью прикосновение, потирания, часто встречаются у малышей. Такое поведение наблюдается у детей от двух до шести лет.

С возрастом ребенок может пытаться коснуться интимных частей кого-то другого, показывая свои интимные части другим, сидя рядом с кем-то и проявляя любопытство к обнаженным телам других. Все эти действия совершаются из любопытства и в большинстве случаев безвредны. 

Как предотвратить прикосновение детей к интимным частям тела?

Расскажите ребенку про разные части тела, назовите их. Проведите четкие границы, описав, какие части тела являются частными и поэтому их покрывают купальным костюмом. 

10. Частое вранье

Согласно Американскому Институту детского разума, дети лгут по разным причинам — не только для того, чтобы получить желаемое. Они могут врать, чтобы получить всеобщее одобрение, стать центром внимания или просто из импульса. 

Как уберечь ребенка от лжи?

Если ребенок рассказывает какие-то причудливые вещи только для того, чтобы привлечь внимание, лучше подобные разговоры игнорировать, а не задавать вопросы. Если вы не будете обращать внимания на все эти байки, то ребенок увидит бессмысленность своей затеи. 

11. Использование плохих слов

Использование плохих слов — это привычка, которую дети обычно приобретают после посещения школы. 

Как уберечь ребенка от употребления нехороших слов?

Не паникуйте, когда впервые услышите, как ребенок ругнулся. Постарайтесь не обращать на это внимания с самого начала.

Если это случится снова, сохраняйте спокойствие и попытайтесь поговорить. Дайте понять, что использование таких слов недопустимо.

12. Перебивание

С возрастом ребенок начинает чувствовать себя независимым, у него появляется ощущение, что он знает все лучше всех, а поэтому может агрессивно реагировать даже на простые просьбы.  

Как воспрепятствовать ребенку говорить в ответ?

Читайте также:  Шишка во влагалище (внутри, на стенке, около входа) - что делать

Не повышайте голос, как только ребенок заговорит в ответ. Постарайтесь сохранять спокойствие и вести беседу в спокойном тоне.

Спросите ребенка, все ли в порядке и почему он раздражен. Вы также можете молчать некоторое время, пока ребенок не осознает свою ошибку.

13. Плохие манеры за столом

Отрыжка, разговоры с едой во рту, чавканье — все это свойственно детям. 

Как научить ребенка следить за манерами за столом?

Попытайтесь объяснить ребенку, почему такие манеры неправильны и являются социально неприемлимыми. Попросите следовать примеру взрослых за столом. Научите уважать пищу.

14. Неконтролируемый гнев

Истерики часто случаются у детей в возрасте от двух до трех лет. К школе подобное поведение, как правило проходит, у некоторых же, напротив, усугубляется и доходит до серьезных проблем с гневом.  

Как справиться с неконтролируемым гневом у ребенка?

То, как вы реагируете на сердитого ребенка, имеет огромное значение для исправления поведения. 

Постарайтесь не обращать внимания на истерику и молчать, пока ребенок не осознает свою ошибку. Не отвечайте резко и не пытайтесь наказать. Пусть ребенок знает, что за такое поведение будут последствия. 

Будьте последовательны в своих усилиях. 

15. Откладывание дел на потом

Будь то обычная домашняя работа или какие-то обязанности по дому, «сделаю это позже» — распространенная привычка среди детей. Это может произойти из-за того, что ребенок не заинтересован или слишком занят другими вещами, или же попросту ленив.

Как предотвратить откладывание на потом?

Расскажите ребенку, почему откладывание не является хорошей привычкой. Если ребенку просто неинтересно, постарайтесь решить проблему, сделав обязанность приятной.

Хвалите ребенка, когда он заканчивает работу вовремя.

References:

  1. Your Child’s Habits; KidsHealth – The Nemours Foundation
  2. Bruxism (Teeth Grinding or Clenching); KidsHealth – The Nemours Foundation
  3. Brain Development; First Things First
  4. Where We Stand: Screen Time; American Academy of Pediatrics
  5. Why Kids Lie and What Parents Can Do About It; Child Mind Institute
  • На портале Vikids вы можете:

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться?

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

  1. Страхи ребенка.

  2. Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

  3. Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

  4. Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

  5. Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

  6. Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

  7. Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно.

Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств.

Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение.

Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание.

Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы.

Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его.

А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет.

Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него.

Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери.

Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений.

Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри.

Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право.

Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности.

Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию.

Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.

Странные привычки у детей

Как только в поведении ребенка появляются странности, многие родители начинают пугаться, ругать малыша и даже водить его к специалистам. Но иногда стоит просто не обращать на это внимание.

Довольно часто мамочки наблюдают такие явления как разнообразные хватания, кручения предметов, повторение мимики родителей и другие. Но все это происходит из-за того, что приблизительно с 6 месяцев дети начинают изучать способности своего тела. Подобные привычки длятся не очень долго, могут меняться или же попросту проходят.

Бывают случаи, когда действия учащаются. Например, ребенок все чаще сосет пальчик в определенных ситуациях. И в подобных ситуациях не удается самостоятельно отучить малыша от привычки. В таком случае можно обратиться к эксперту. Но для начала стоит подробнее рассмотреть популярные детские выходки и оценить их воздействие на психическое здоровье ребенка.

Самоуспокоение.

Факт, что к трем годам дети часто совершают повторяющиеся действия лишь для того, чтобы успокоиться в состоянии стресса, отдохнуть. И при этом привычки и движения могут выглядеть пугающе. Рассмотрим эти странности:

  • Ребенок бьется головой о стены.

Как ни странно, но подобные вещи встречаются довольно часто, но в большинстве случаев не приводит к каким-либо серьезным последствиям, так как ребенок в такие моменты осознает свое поведение и не причиняет себе вреда. Иногда битье головой о стены вызвано следующими факторами:

  • ребенок хочет привлечь внимание или же манипулирует;
  • истерика (истерический приступ чаще всего сопровождается агрессивным поведением, и в подобных ситуациях негатив направлен на себя, нежели на окружающих людей);
  • неудачи (когда у ребенка что-то не поучается выполнить, он может начать кричать, биться головой);
  • самопознание (в раннем возрасте детям всегда интересно познать свои ощущение, даже боль, и поэтому он может экспериментировать);
  • недомогание (простуда, зубная боль и прочее могут вызвать агрессивное поведение и тогда малыш начинает биться головой).

Что делать родителям

В первую очередь родителям нужно успокоить ребенка, исключить ссоры, крики. Затем обернуть мягкими тканями твердые поверхности, чтобы в будущем смягчить удары.

Важно знать, что если ребенок развивается и растет в стабильном темпе, без отклонений, то можно не тревожиться. Если же данная привычка присутствует и после трех лет, имеются другие странности, которые наносят вред, то нужно незамедлительно обратиться за медицинской или психологической помощью.

  • Сосание пальца или одежды.

Данная привычка тоже может являться способом снятия стресса. Не стоит переживать, если данная странность исчезает к 4 годам. Если малыш продолжает сосать палец, то это может негативно сказаться на здоровье десен, а также могут возникнуть проблемы с речью. Помимо пальцев, ребенок любит тащить все в рот (песок, корм для питомцев, игрушки). Но как только они взрослеют, привычка забывается.

У многих детей в возрасте 1-2 лет могут появиться так называемые ежедневные ритуалы. Например, ребенок может на протяжении какого-то времени расставлять игрушки в одну ровную линию или же одеваются по строгому алгоритму (сначала кофта, потом штаны). Но если у него не получается или порядок нарушается, ребенок может начать нервничать и закатить истерику.

Данная привычка появляется, ибо детям может не хватать постоянства, они хотят, чтобы все было стабильно. Если родителей не устраивает такое поведение, то стоит обратиться к квалифицированному работнику.Ковыряние в носу. Таким образом дети исследуют свое тело.

Следует понемногу приучать ребенка к носовым платкам и салфеткам, чтобы он смог избавиться от этой привычки.

Как взрослые, так и дети часто страдают от этой привычки. Она носит название ‘’онихофагия’’. Привычкой страдают 30% детей от 6 до 10 лет. В возрасте от 10 до 17 лет процент возрастает до 50% По результатам наблюдения, мальчики подвержены этому больше, чем девочки. Причины могут быть различными. Например, ссоры и недопонимания с родителями, перемены в жизни, недосып.

Читайте также:  Как решиться на третьего ребенка

Также несвоевременное подстригание ногтевой пластины достает неудобства ребенку, они начинают ломаться и отслаиваться, поэтому он начинает их грызть. Если ребенку запрещать есть сладкое, то он может это заменять дурной привычкой. Это оказывает на него успокаивающее действие.

Еще следует огородить ребенка от чрезмерного употребления техникой, так как он начинает впитывать весь негатив и это становится катализатором.

Специалисты советуют приобретать определенные аптечные лаки, которые наносятся на ногти и имеют горький вкус, но они не всегда помогают. Тогда детям прописывают легкие успокоительные средства и ноотропные препараты.

Довольно частая ситуация, когда ребенок видит в игрушках своих воображаемых друзей. Он укладывает их спать, общаются. Стоить помнить, что в раннем возрасте у детей богатая фантазия.

Малышам довольно сложно адаптироваться во взрослом мире, где многое для них еще непонятно, поэтому они создают свой воображаемый мир. Лучше, чтобы родители не ругали, а наоборот поощряли, ведь тем самым они подпитывают его активность к созданию творения.

Но наступает время, когда воображаемого друга(игрушку) нужно отправлять в стирку. В этот момент у ребенка развивается стресс. Но для родителей это будет прекрасная возможность объяснить ребенку, что воображаемый друг не всегда будет рядом и стоит отвыкать от привычных вещей.

Чаще всего воображаемые друзья ребенка не приводят к каким-либо вредным последствиям, поэтому помощь психолога не нужна.

Бывает такое, что родители замечают своих детей за поеданием странных вещей. Например, кусок мела, клубки шерсти и пыли, растения и прочий мусор.

Это объясняется тем, что дети используют свой рот для исследования окружающего мира. Малыши часто что-то облизывают, кусают-для раннего возраста это считается нормой.

Важно обратить внимание на то, как часто ребенок что-либо грызет, жует. Если это происходит довольно часто, стоит обратиться ко врачу.

Иные привычки у детей: некоторые малыши могут путать день с ночью, холод с жарой. Многие любят представлять себя различными животными, бегая на четвереньках, облизывают лицо.

В данной ситуации не стоит пугаться. Это является естественной стадией развития, так дети познают мир и находят свое место в нем.

Если данные привычки мешают жизни, то можно поговорить с ребенком и объяснить ту или иную ситуацию.

Некоторые странные привычки беспокоят и пугают родителей, но стоит заметить, что это не всегда является чем-то страшным и ужасным.

Если, например, ребенок начинает качать головой, то скорее всего он просто таким образом успокаивается и снимает стресс.

В любом случае важно поговорить с малышом, выстроить правильную стратегию поведения, успокоить его, предотвратить закрепление привычки, предложить замену тех или иных действий.

Ни в коем случае нельзя смеяться над ребенком и его привычками, иначе у него будет недоверие к родителям. Нужно оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Если были замечены отклоняющиеся особенности, интенсивность странных и нежелательных действий, нежно обратиться к психологу/врачу.

В любом случае надо проявлять внимание к действиям и состоянию ребенка и его внутреннему миру. Надо проводить как можно больше времени вместе и проявлять любовь. Это поможет ребенку отвлечься от своих привычек и ненужного поведения, так как он будет чувствовать любовь и заботу.

Автор статьи.Статью проверил и отредактировал Papa Vlada.

Первоисточник статьи опубликован на сайте https://mamochka.site

п. с. Данная статья носит исключительно информационный характер и выражает личное мнение автора. Мы не даем никаких рекомендаций. Мнение автора статьи и мнение владельца данного канала могут не совпадать.

Понравился материал? Подпишитесь на канал и поставьте палец вверх!

  • Заходите к нам на сайт https://mamochka.site/
  • Подписывайтесь на наши социальные сети:
  • ВК
  • ОК
  • Фейсбук
  • Instagram
  • Оставьте комментарий ниже!

Детские навязчивости: что делать, если вы заметили у ребенка странные движения

Некоторые родители могут расценивать нелепые действия ребенка как нервные тики, детскую вредность или обычное непослушание. Но это далеко не так. Речь пойдет о синдроме навязчивых движений.

Специально для читателей «Летидора» материал подготовил Сергей Анатольевич Горин, психиатр, психотерапевт, автор десяти монографий, создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза. По мнению коллег, Горин — живой классик русского нейролингвистического программирования.

Среди «малых бедок малых деток» встречаются навязчивые движения. У мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек, а в возрасте до 10 лет — у 20% детей, то есть у каждого пятого!

Симптоматика имеет два возрастных пика: 3 года и 7-11 лет.

Вот далеко не полный список симптомов: обгрызание ногтей, щелканье пальцами, однотипные гримасы, причмокивание, покашливание, шмыганье носом, моргание с явным усилием, скрежет зубами, повороты шеи, взмахи кистями рук, покручивание пуговицы на одежде, накручивание волос на палец и выдергивание волос, стереотипное повторение одного и того же слова — всего не перечислишь.

Бывает и так, что одновременно с этим в поведении ребенка появляются нелепые ритуалы.

Например, ребенок обходит все препятствия только с одной стороны, справа или слева; дует на ладони, прежде чем сесть за стол; закрывая двери, дергает дверную ручку определенное число раз; если нужно погасить свет в комнате, несколько раз нажимает на выключатель, и тому подобное.

Характерный признак подобных навязчивостей —

их повторение, порой почти ежеминутное и безумно раздражающее родителей.

  • Ребенок может причинить себе вред: сгрызть ногти до крови, прокусить губу, открутить все пуговицы на одежде, выдрать волосы на голове до видимой залысины и так далее.
  • На просьбу родителей прекратить навязчивые действия малыш иногда отвечает нелепой вспышкой раздражения, детской истерикой, чего раньше за ним не водилось.
  • Родители советуются с «опытными» знакомыми, от которых слышат: синдром Жиля де ла Туретта!
  • Посмотрев в Интернете про синдром, родители бегут к детскому невропатологу — и слышат еще более пугающий их диагноз:

обсессивно-компульсивный синдром/невроз, он же синдром навязчивых движений.

Что делать? Для тех, кто не дочитывает статьи до конца, сразу скажу: в целом прогноз благоприятный, возможно даже, что никуда бежать не надо и это пройдет само.

Но лучше эту статью дочитать до конца, почему — сейчас поймете.

Родителям следует уделить внимание качественной диагностике детского расстройства. Вы спросите: если все так просто и пройдет само, зачем же вкладывать время, силы и деньги в диагностику? Затем, что у детей один и тот же симптом может возникать от очень разных причин и приводить к очень разным последствиям, среди которых бывают весьма серьезные.

Но в целом теория вероятности — на вашей стороне, поскольку тяжелые причины у детских навязчивостей встречаются редко.

Какими могут быть причины синдрома? Для объяснения понятий из области неврологии, которые нам скоро понадобятся, я часто использую аналогию с телевизором. Если он не работает, то в чем причина?

1. Либо неисправен сетевой провод, тогда возникают перебои питания.

2. Либо неисправна какая-то деталь — ее надо заменить, найти другую с той же функцией.

3. Либо сбиты настройки прибора (яркость, четкость, цвет) — тогда их надо грамотно отрегулировать.

Что ищет врач при постановке диагноза?

1. В рамках представленной аналогии, он сначала отсекает самые тяжелые из причин синдрома навязчивости, категорию «обрыв провода»: генетические дефекты и врожденные нарушения нервной системы (к счастью, они редко встречаются).

2. Далее врач обращает внимание на категорию «поломка детали»: предшествующие черепно-мозговые травмы, заболевания центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты) и тяжело протекавшие общие заболевания (ревматизм, тяжелый грипп).

3. Самая распространенная же категория диагнозов — сбой настроек прибора, а в самом приборе все детали рабочие. Это функциональное расстройство нервной системы.

Таким образом, пугающий родителей диагноз «обсессивно-компульсивный синдром (синдром навязчивых движений)» — наиболее безобидный: это именно функциональное расстройство нервной системы.

Расстройство функции при отсутствии нарушений структуры.

  1. Причины невротических навязчивых движений неспецифичны и почти одинаковы для всех случаев детских неврозов:
  2. • длительная эмоциональная перегрузка в семье (скандалы и разводы) или в детском коллективе,
  3. • подражание в детском коллективе,
  4. • переутомление,
  5. • недосыпание,
  6. • недоедание и так далее.
  7. Разумеется, диагноз установит невропатолог после осмотра и обследования ребенка, но кое-что из ваших наблюдений ему очень поможет.
  8. Так, отличие невротических навязчивых движений от подергиваний мышц при других заболеваниях состоит в частности в том, что невротические симптомы больной может частично контролировать.

Невротические навязчивые движения можно удержать силой воли.

То есть они не возникают при целенаправленных контролируемых движениях (например, при взятии чашки чая и во время питья из нее).

Понаблюдайте за ребенком, когда он получает долгожданное мороженое или шоколадку: есть ли симптом? Есть ли навязчивые движения, когда ребенок чем-то увлечен?

Поможет и домашняя видеосъемка — не только потому, что ребенок склонен скрывать имеющиеся у него симптомы при общении с врачом. Видеозапись поможет и в ходе лечения — дети часто вообще не осознают наличие у себя навязчивых движений, пока им не показали со стороны.

Возможно, один только простой просмотр видеозаписи избавит ребенка от симптома, бывает и такое.

Весьма частый механизм развития подобных симптомов — подражание в детском коллективе. Дети подражают симптомами лидеру группы (причем неважно даже, ровеснику или взрослому), подражают предмету симпатии, подражают даже героям фильмов!

Когда вы забираете ребенка из детского сада или из школы, обратите внимание, есть ли там еще дети с подобной симптоматикой.

При постановке диагноза поможет и это.

Есть справедливая поговорка: каждый невропатолог с нервинкой, каждый психиатр с психинкой.

Если детский невропатолог поставил тяжелый диагноз на первом же осмотре, с первого же взгляда, еще в дверях, толком не выслушав вас, без тщательного инструментального обследования, —

разделите диагноз на 5 или 10 и идите искать другого специалиста.

Наверное, не все детские невропатологи обожают пугать родителей больного крайне тяжелыми диагнозами, но, по личному опыту, многие… И не все родители имеют медицинское образование, чтобы понять, что им сказали два тяжелых, но взаимоисключающих диагноза.

Читайте также:  Автокресло britax romer kidfix xp sict: 8 плюсов, 3 минуса, обзор, установка, стоимость

Не может быть диагнозом «отставание в росте у мастера спорта по баскетболу», не может быть «явная лихорадка при пониженной температуре», не может быть «синий-синий презеленый красный шар».

Но родители — не медики, и бывают в шоке от подобных диагнозов.

  • Если вы вдруг услышали про упоминавшийся мной «синдром Туретта», будьте предельно скептичны: у детей младше 7 лет такого диагноза просто не бывает.
  • Как кажется лично мне, в детской неврологии принята гипердиагностика вообще и в диагностике неврозов в частности.
  • У детей диагноз «невроз» следует ставить очень осторожно; диагностируют акцентуации (чрезмерная выраженность некоторых черт характера), невротическое развитие, не более того.

Я бы порекомендовал делать выбор детского невропатолога, к которому вы намерены обратиться, по рекомендациям «сарафанного радио». Зайдите в Интернет, почитайте городские форумы, медицинские страницы в соцсетях, темы вроде «У кого лечиться в городе N».

  1. О лекарственном лечении я говорить здесь не буду, его назначит врач на приеме.
  2. Из средств народной медицины при функциональных расстройствах нервной системы рекомендуют набор общеуспокоительных средств:
  3. • отвары пустырника, валерианы, мелиссы;
  4. • воду или молоко с медом перед сном;
  5. • ванны с добавлением мяты, лаванды, морской соли перед сном.

Проводите больше времени с малышом: на прогулках, в общих занятиях, в играх.

На школьных каникулах вывезите ребенка в новое для него место: к морю, если живете на равнине, и в горы, если живете у моря. При выезде обязательно смените его круг общения, пусть отдохнет от одноклассников.

Если навязчивые движения наблюдаются у совсем маленького ребенка, позаботьтесь о его безопасности — чтобы он не поранил себя, зашейте ему рукава рубашки.

Самое главное: не ругайте и не наказывайте ребенка за симптом!

Невротическим симптомом ребенок привлекает ваше внимание к своим трудностям.

Поэтому поговорите с ним откровенно: что его волнует на самом деле? Какие у него трудности, проблемы в общении с кем-то?

Ругать больного бессмысленно: повторное описание проблемы закрепляет проблему, а чтобы получить решение, надо описывать решение.

В общем, разговаривайте с ребенком о чем угодно, только не о его симптомах. Наказание за симптом лишено смысла. Если вы скажете ребенку: «Сегодня ты грыз ногти, поэтому будешь стоять в углу», то в углу ребенок, скорее всего, будет грызть ногти — больше там заняться нечем.

Есть, конечно, методики поведенческой терапии, которые делают симптом нежелательным и болезненным, но ребенок — не собака, одними условными рефлексами его не вылечишь.

Ваше главное лечебное средство — отвлечение внимания, постоянная занятость ребенка вместе с вами.

Учитывайте темперамент: холерику противопоказаны ограничения двигательной активности и проявления эмоций, ему надо дать набегаться и навосхищаться к концу дня. Флегматика нельзя подгонять, попытки ускорить его действия приведут к тому, что он еще больше замедлит свои действия и замкнется, станет упрямым.

В целом прогноз благоприятный. Любые нервно-психические расстройства детского возраста имеют тенденцию компенсироваться по мере взросления, поэтому ни один диагноз не является пожизненным приговором.

  • Если навязчивости появились после 8 лет, то чаще всего они проходят сами и бесследно, если появились в 3-6 лет, то есть риск их возврата в 8-11 лет.
  • У взрослых могут сохраняться такие навязчивые действия, причиной которых был не невроз, а более глубокое расстройство — нейроинфекция, например, но и они значительно смягчаются по сравнению с детскими.
  • Правда, чем раньше появляются навязчивые движения, тем длительнее их течение, но все они имеют тенденцию уменьшаться или исчезать к подростковому возрасту.

Опасения врачей вызывают только навязчивости, появившиеся до 3 лет.

Обычно они являются симптомом более тяжелого расстройства — по введенной ранее классификации, из категорий «обрыв провода» или «поломка детали». В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

Legion-Media.ru

Вредные привычки у ребенка и как с ними бороться

Консультация для родителей:

«Вредные привычки у ребенка и как с ними бороться»

К сожалению, у каждого человека имеются вредные привычки, и возраст здесь играет малую роль. Вредные привычки бывают как у взрослых, так и у подростков, а также у детей более младшего возраста.

Очень трудно найти взрослого человека или ребёнка, у которого совсем нет вредных привычек. К примеру, некоторые мамы и папы «грешат» пристрастием к никотину, алкоголю, чрезмерно сладкой или жирной пище.

Привычка представляет собой часто повторяющуюся модель поведения, не требующую от человека длительных раздумий.

Одни привычки не вызывают беспокойства родителей, а другие требуют их повышенного внимания. Некоторые привычки исчезают самостоятельно без особых усилий. Но есть и те, что остаются навсегда и даже наносят вред ребенку и окружающим его людям. Они носят название вредных привычек.

Какими бывают детские вредные привычки?

К первой группе относят те ритуалы, которые появляются из-за дефицита родительского внимания, ласки, чрезмерно строгого воспитания, жестоких наказаний. Кроме того, патологические привычки могут возникнуть у малыша, который был отлучён от груди слишком рано. Желая успокоить себя, ребёнок начинает:

  • — грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);
  • — сосать пальцы (постельное бельё, собственную одежду);
  • — ковыряться в пупке;
  • — качать головкой;
  • — накручивать или даже выдёргивать волосы;
  • — манипулировать интимными частями тела (детский онанизм);
  • — биться головой об подушку.

Второй вид привычек – следствие ненадлежащего воспитания ребёнка. Родители не прививают необходимые культурно-гигиенические навыки или сами демонстрируют нежелательное поведение. К вредным непатологическим привычкам психологи относят следующие ритуалы:

  1. — ковыряние в носу;
  2. — чавканье;
  3. — обилие слов-паразитов;

— нецензурная речь и т.д.

  • Профилактика вредных привычек у детей
  • Как уберечь детей от возникновения вредных привычек? Успешная профилактика достигается путём выполнения следующих рекомендаций:
  • — своевременные рассказы о том, что есть хорошо, а что плохо. Рассказы о плохих привычках и о том, какое негативное влияние они оказывают на здоровье;
  • — проявление внимания к ребёнку, решение его проблем и беспокойств своевременным образом;
  • — привитие правильных культурных ценностей;
  • — правильное питание и планирование корректного распорядка дня;
  • — родители должны поддерживать связь с воспитателями и учителями, чтобы быть в курсе поведения своего ребёнка в обществе и своевременно проводить воспитательную работу дома, если она необходима.
  • Последствия вредных привычек

Всегда стоит заниматься профилактикой вредных привычек, чтобы избежать негативных последствий в будущем. Не стоит также забывать, что если простая вредная привычка у вашего ребёнка перетекла в серьёзную зависимость, то здесь потребуется консультация соответствующего специалиста.

Глубоко укоренившиеся вредные привычки у детей – это уже весомый повод обратиться к психологу или неврологу. И чем раньше родители начнут действовать, тем выше вероятность безболезненного искоренения нежелательного поведения. Согласитесь, что намного легче переучить малыша, чем ребёнка младшего школьного возраста.

Как бороться с вредными привычками у детей: 7 советов родителям

1. Будьте терпеливы и последовательны

Любую привычку трудно искоренить, если бороться с ней от случая к случаю. Поэтому регулярно обсуждайте «проблему» с ребенком, иначе результата не будет.

Акцентируйте внимание чада на его действиях, но не слишком навязчиво, чтобы не вызывать у него раздражение и протест. Родителям не стоит ругать и наказывать ребенка.

Напротив, всячески его ободряйте, вселяя уверенность, что при желании он справится с любыми трудностями, в том числе, с вредными привычками.

2. Докажите вред привычки

Корректно разъясните ребенку, почему его привычка некрасивая и небезопасная.

Например, если ваше чадо грызет ногти, расскажите ему, что болезнетворные бактерии из-под ногтей могут попасть в организм через рот и стать источником заболевания.

Постоянно напоминайте, что обгрызенные ногти выглядят некрасиво. Наберитесь терпения на тот случай, если эти доводы придется повторить не один раз.

3. Контролируйте действия ребенка

Старайтесь не создавать ситуаций, в которых вредные привычки проявляются наиболее ярко. Для этого проводите с ребенком больше времени, чтобы иметь возможность контролировать его действия. Например, чаще играйте с ним.

Проследите, чтобы у чада был сформирован правильный режим дня, в котором достаточно времени отведено на игры и отдых. Помните, чем больше занят ребенок в течение дня, тем меньше времени остается у него на разные шалости.

4. Займите ребенка интересным делом

Постарайтесь увлечь ребенка каким-то делом, которое поможет ему отвлечься от вредной привычки. Найдите для своего чада интересные занятия и игры, соответствующие его возрасту.

Также можно записать его на курсы или мастер-класс. Поступив подобным образом, вы принесете ребенку двойную пользу.

Он не только получит шанс избавиться от вредной привычки, но и приобретет полезные знания и навыки.

5. Уделяйте ребенку достаточно внимания

По мнению специалистов, дурные привычки у детей часто являются проявлением беспокойства или депрессии. Ребенок в силу возраста не осознает, что его тревожит, и попытки родителей выяснить причину тревоги ни к чему не приводят.

Это может происходить, когда ему уделяют мало внимания, или он одинок. Дети очень чувствительны к происходящему и подсознательно чувствуют, как к ним относятся родители. Выясните, что доставляет беспокойство ребенку, внимательно выслушайте его жалобы и обиды.

Постарайтесь устранить те причины, из-за которых он испытывает стрессы и нуждается в успокоении.

6. Следите за своими привычками

Любые привычки формируются у детей под влиянием воспитания в семье. Если один из родителей имеет негативные склонности и привычки, ребенок может сознательно копировать его поведение, которое является для него единственно правильным. Дети во многом берут с нас пример, а значит, стоит начать корректировать собственное поведение.

7. Формируйте у ребенка правильные привычки

Лучшим способом профилактики вредных привычек у детей является не периодические нотации и одергивания при совершении нежелательного действия, а похвала за правильный поступок.

Действуя так, вы показываете, что поощряете желаемое поведение ребенка и хотели бы, чтобы он поступал так и в дальнейшем. Родителям стоит прививать чаду правильные привычки, а не фиксировать его внимание на неблаговидных поступках и склонностях.

Так, например, объясните ему, что ковыряться в носу некрасиво, но он всегда может использовать носовой платок или салфетку.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *