Воспитание ребёнка-сангвиника

Задаваясь вопросом о том, как правильно воспитывать своего малыша, мало кто принимает во внимание тип его темперамента.

Многие родители и не подозревают, как сильно влияет это на гармоничное развитие личности ребенка. Воспитание юного сангвиника, в частности, вовсе не является легкой задачей, как может показаться на первый взгляд.

Оно имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать ответственным родителям.

Воспитание ребёнка-сангвиника

Темперамент – врожденная совокупность индивидуальных душевных и психических свойств, выражающихся в динамике поведения и в отношении в окружающему миру, в степени жизненной активности. Темперамент детерминируется силой или, наоборот, слабостью нервной системы, функционированием процессов возбуждения и торможения.

Темперамент – поскольку он врожден – изменить нельзя, однако можно его несколько скорректировать.

Почему это так важно? Ребенку, когда он повзрослеет, в различных социальных ситуациях нужно будет контролировать и при необходимости маскировать свой темперамент.

Поэтому заботливый родитель в процессе воспитания своего чада должен своевременно определить его ведущий тип темперамента и суметь к нему адаптироваться.

Существует четыре типа темперамента:

  • Сангвиник
  • Холерик
  • Меланхолик 
  • Флегматик

В чистом виде любой из этих типов встречается крайне редко. Но один из них, как правило, преобладает.

Ребенок-сангвиник – неугомонный весельчак.

Воспитание ребёнка-сангвиника

Поскольку в данной статье мы рассматриваем особенности воспитания детей с последним типом темперамента, нас интересует более подробная характеристика юного сангвиника:

  • быстрый, неугомонный, веселый и жизнерадостный;
  • с детства проявляет общительность и дружелюбие;
  • экстраверт, любит находиться среди людей;
  • к ним тянутся окружающие, они буквально заряжают их своей внутренней энергией и очень часто становятся душой компании;
  • легко переносят неудачи и адаптируются к изменившимся обстоятельствам, работоспособны и многозадачны.

Разве это не мечта любого родителя? Плюсов у сангвиников, безусловно, хоть отбавляй, но есть и слабые стороны:

  • Эти люди могут усердно чем-то заниматься лишь до тех пор, пока испытывают к этому интерес. В случае его утраты они тут же охладевают к работе и иногда даже бросают ее;
  • Терпения и усидчивости у детей-сангвиников часто не хватает;
  • Для сангвиников не характерны глубина и долговечность чувств. Обычно у них много хороших знакомых, товарищей, но по-настоящему близкого друга, как правило, им найти трудно.

Что нужно для воспитания сангвиника?

Воспитание ребёнка-сангвиника

Несмотря на обилие сильных сторон юного обладателя этого типа темперамента родителям расслабляться все же не стоит не стоит, так как важно:

  • направлять энергию малыша-сангвиника в нужное русло;
  • уметь заинтересовывать его теми или иными задачами, играми, собственным примером;
  • максимально развить в сангвинике способность доводить начатое дело до конца;
  • своевременно выявить выдающиеся способности ребёнка;
  • стать авторитетом, примером для малыша;
  • выдерживать баланс между контролем над ребенком и его самостоятельностью.

Если вы заботитесь и беспокоитесь о гармоничном развитии малышей-сангвиников, можете смело выполнять нижеприведённые рекомендации.

Как воспитывать детей-сангвиников: контроль над слабыми сторонами.

  1. Очень важно развивать в таком ребенке целеустремленность, ставить перед ним задачи с упором на конечный результат;
  • Поначалу задачи должны быть предельно простыми, но постепенно следует повышать их сложность;
  • Необходимо, чтобы они были выполнимы. Только так вы сможете научить ребёнка доводить начатое до конца, что является, пожалуй, самым проблематичным вопросом для представителей данного типа темперамента;
  • Хвалите и поощряйте ребенка за успешно завершенный дела.
  1. Уделяйте внимание качеству выполнения задач, исключайте принцип «тяп-ляп»;
  • Прививайте ребенку аккуратность и усердие;
  • Обсуждайте с ребёнком результаты его деяний, задавайте ему вопросы по типу «Тебе самому нравится то, что сделал?»
  1. Приучайте юного сангвиника к порядку: следите, например, за тем, чтобы он всегда убирал на место игрушки, был аккуратен в процессе приема пищи;
  2. В процессе воспитания сангвиника избегайте криков и жёсткие рамок, ограничений. Лучше устанавливать свои условия спокойно, с готовностью идти на компромисс;
  3. Почаще говорите с ребенком о чувствах, делитесь своими переживаниями, впечатлениями и эмоциями. Говорите ему о том, что любите ему, какие из его поступков вас радуют, а какие огорчают, и стимулируйте его ответную реакцию.
  4. Воспитывая сангвиника, развивайте его сильные стороны.
  • Старайтесь быть энергичны и эмоциональны в общении с ним. Это поможет вам пробудить в нем интерес к какому-либо делу, привлечь его внимание, стать для него примером;
  • Рассказывайте позитивные истории, смейтесь, улыбайтесь, способствуя поддержанию хорошего настроение ребенка;
  • Поощряйте творческие стремления малыша, его артистизм, будьте для него восхищенным зрителем;
  • Занимайте юного сангвиника различными играми, рисованием, танцами, чтением, занятием спортом – все эти активности должны непрерывно сменять друг друга в ходе воспитания;
  • Избегайте излишней похвалы в сторону ребенка, это может повлечь развитие у него «звездной болезни»;
  • Для того, чтобы по максимуму развить талант малыша, наблюдайте, что он делает с наибольшим энтузиазмом. Скорее всего, это направление вам и нужно избрать, чтобы добиться успеха.

Воспитание ребёнка-сангвиника

Важно обращать внимание на окружение ребёнка.

  1. Следите за тем, с кем играет, общается, дружит малыш, как в отношениях проявляет себя он и как относятся к нему другие дети;
  2. Прививайте ребенку уважение к старшим;
  3. Ребенок-сангвиник очень доверчив даже к незнакомым людям и легко может поддаваться влиянию извне. Поэтому с раннего детства важно внушать ему мысль о том, что разговоров с незнакомцами нужно избегать, и уж тем более нельзя куда-то с ними идти.

Темперамент – основа формирования характера и очень важных, значимых для жизни в социуме, вступления в социальные взаимоотношения качеств. Вот почему каждое ваше действие в ходе воспитания должны осуществляться с учетом особенностей ребенка, связанных с его типом темперамента.

Именно от родителей зависит раскрытие положительных сторон личности малыша и корректировка его слабых сторон, а также развитие его таланта. Чутко реагируйте на индивидуальные потребности своего ребенка и стремитесь создать все необходимые условия для его гармоничного развития.

Шпаргалка для родителей детей-сангвиников

Воспитание ребёнка-сангвиника13.01.20 10:00 / ????2356 (14 за неделю) / ⏱️7 мин. /

Когда родители задумываются о воспитании своего чада, они часто упускают из вида тип его темперамента, хотя от него весьма зависимо гармоничное развитие его личности. Например, воспитание сангвиника характеризуется некоторыми особенностями, требующими особой внимательности от старших. Под темпераментом понимают индивидуальные врождённые свойства психики индивида, выражающиеся в динамике его поведения. Темперамент обусловлен силой или слабостью нервной системы, уравновешенностью и лабильностью процессов возбуждения и торможения. Изменить темперамент невозможно, разве только немного его скорректировать. Когда ребёнок вырастет, то ему часто приходится маскировать и контролировать свой темперамент. Вот почему, занимаясь воспитанием отпрыска, важно сразу же выявить, каким он обладает темпераментом, чтобы вовремя под него подстроиться. Далее шпаргалка для родителей детей-сангвиников.

Сангвиник – неугомонный весельчак

Вот как выглядит подробное описание ребёнка-сангвиника:

  • весёлый, шустрый, эмоциональный;
  • дружелюбный и общительный с детства;
  • любит человеческое общество, быстро заводит новые знакомства;
  • притягивает к себе других детей, становясь душой компании;
  • способен заряжать окружающих своей энергией;
  • легко преодолевает неудачи, адаптируется к изменившимся условиям (например, когда впервые приходит в детский сад), работоспособен и вынослив.

Кажется, что о таком ребёнке мечтают любые родители. И на самом деле, у такого типа людей много плюсов. Но есть у сангвиников и слабые стороны:

  • они способны усердно что-то делать лишь до тех пор, пока это им интересно, а после утраты интереса моментально остывают к своему занятию, часто бросая его незавершённым;
  • не имеют достаточной усидчивости и терпения;
  • также недолговечны и не глубоки часто бывают и их чувства – имея массу приятелей и знакомых, они могут не иметь ни одного настоящего друга;
  • им не следует поручать однообразной скучной работы, которую они моментально забудут, занявшись более интересным для себя делом, либо бросят его без всякого стеснения, если им предложат нечто более интересное;
  • среди его многочисленных приятелей будет много таких, которые не будут соответствовать привычному кругу семьи.

Если судить поверхностно, то ребёнок-сангвиник покажется удачей, дающей родителям массу возможностей. Сангвиники стрессоустойчивы, в меру быстры, чаще являются жизнерадостными людьми. Ещё до того, как научились говорить, дети-сангвиники являются весьма контактными, хотя их контактность не похожа на ту, которой обладают холерики.

Несмотря на готовность идти на контакт они настроены на обратную связь, с раннего детства чувствуют реакцию другого человека. Ответственными сангвиники становятся раньше детей с другими видами темперамента, поскольку обладают высокой чувствительностью к социальным взаимодействиям.

Большую часть дня они радостные, но их радость не бьёт через край, как у холерика, скорее напоминает ровный огонёк. Сангвиники особенно выносливы, на таких сколько не наваливай – всё потянут. Тянут даже тогда, когда холерик впал бы в истерику, флегматик давно бы успокоился и встал, а меланхолик залил бы всё вокруг слезами. Отсюда и опасность для него в виде системной перегрузки, которая начинается с детства. Сангвиники посещают музыкальную школу и несколько кружков, в их расписании нет ни свободной минуты. Но постепенно они начинают чувствовать повышенные ожидания, которые в их отношении витают в семье. От этого у них возникает гиперответственность. Если перегрузка длится долго, то сангвиник становится холериком – более возбудимым, склонным к истерикам. Поэтому родителям сангвиников важно научить своих детей самим чувствовать перегрузку и уметь отдыхать. Как ему понять, что ему уже хватит? В норме сангвиник выглядит словно солнышко – тёплый, радостный, не колючий. А если свет из его глаз чуточку потускнел, появилась нервозность, закрытость, он менее готов идти на контакт, то это даёт себя знать перегрузка. Все лучшие качества сангвиника при этом словно тускнеют. Его усталость не будет выпирать наружу, пока он полностью не истощится. Такие дети будут бегать, пока не повредят ногу или не свалятся от системной перегрузки. Зная такую выносливость и устойчивость сангвиника важно позволить ему быть несовершенным, чтобы он не сломался. Современная школа рассчитана на детей-сангвиников, которые могут быть в ней наиболее успешными. Выносливые, быстрые, они легко переключаются, без проблем следят за многозадачными процессами, не устают от большого шумного коллектива. Сангвиникам комфортно в школе. Если в семье есть несколько детей школьного возраста, среди которых сангвиник и представители других темпераментов, то им всем лучше объяснить, что успехи первого в школе не обязательно являются только его личной заслугой, результатом его особых стараний. В значительной степени успешность сангвиника определяется его типологией, и лишь в остальном им зарабатывается. Сангвиники часто становятся «мягкими» лидерами класса (не диктаторами и тиранами), принимают активное участие во внешкольной деятельности.

Читайте также:  Запор у ребёнка: причины, 3 вида, 5 способов борьбы с затруднённым опорожнением кишечника

Сангвиники наполнены оптимизмом, их не расстраивают ситуации, которые расстроили бы большинство других детей. Они постоянно окружены группой поддержки, которую сами же и создают из своих фанатов.

Но детям-сангвиникам следует объяснять, что такую их успешность без видимых усилий не всем легко переносить. Вот, например, одноклассник сангвиника старается, учит, зубрит, но больше четвёрки получить не может, в то время как сангвиник разок прочитает и преспокойно получает пятёрку.

Первому очень трудно это принять. Благодаря своей контактности сангвиники легко смогут это понять.

Что необходимо для воспитания сангвиника?

Хотя дети-сангвиники имеют много преимуществ благодаря своему темпераменту, но их родителям всё же не стоит расслабляться при их воспитании. Им важно делать следующие вещи:

  • бурную энергию сангвиника направлять в правильное русло;
  • заинтересовывать его личным примером, игрой, делами;
  • развивать упорство и старательность, умение довести до конца начатое;
  • создавать подходящие условия для воспитания;
  • вовремя подметить талант и способности ребёнка;
  • стать для него авторитетом, выдерживая равновесие между самостоятельностью и контролем.
  • Развивать целеустремлённость в ребёнке, постоянно ставить перед ним такие задачи, в которых самым важным является результат. Пусть он что-нибудь нарисует, смастерит (фигурку, игрушку), выучит песню, научится чему-то новому, наконец, уберёт за собой вещи. Вначале нужно ставить перед ним простейшие задачи, но с течением времени постепенно их усложнять. Важно, чтобы они в любом случае были выполнимыми. С помощью этого сангвиника можно приучить доводить до конца начатое дело, что для его темперамента является непростым моментом. Такой навык станет очень ценным помощником для него в дальнейшей жизни и работе.
  • За успешно выполненную работу нужно не скупиться на похвалы, ведь это будет мощным стимулом для желания усердно трудиться и продолжать двигаться к своей цели.
  • Нужно обращать внимание сангвиника на качество выполненной им работы, чтобы в ней не проявлялась небрежность, которая также может быть ему свойственна. Его нужно приучать к основательности и аккуратности, говорить с ним на эту тему, спрашивать, нравится ли ему самому результат своей работы или он что-то хотел бы исправить.
  • Действия сангвиника нужно постоянно контролировать и направлять его.
  • Важно приучать его к порядку: есть аккуратно и в одно и то же время, всегда убирать свои игрушки, расставляя их по местам, бережно обращаться с предметами.
  • Можно воспитывать сангвиника и в строгости, но при этом крайне нежелательно прибегать к жёстким ограничениям и крику. Лучшим вариантом тогда будет ставить свои условия уверенным и спокойным тоном.
  • Ребёнка-сангвиника нужно поощрять к разговору на тему чувств, делиться с ним своими переживаниями в отношении него. Читая вместе с ним книги и рассматривая картинки, на примере показанных простых эмоций нужно попытаться раскрыть перед ним внутренний мир персонажей.

Родительские ошибки

Жизнерадостные, легко идущие на общение и быстро улавливающие учебный материал сангвиники так радуют и успокаивают в отношении себя родителей, что те часто не обращают внимания на его поверхностность, перестают присматриваться к его внутреннему миру и контролировать его.

За привычным весёлым и дружелюбным тоном подростка могут скрываться его переживания и создаваемые близкими людьми проблемы. Неумение доводить до конца дело, небрежность в учёбе, невнимательность к мелочам способны ухудшить его успехи в школе, а позднее – и в будущей работе.

Укрепляйте сильные качества при воспитании сангвиника

7 Концепция покоя для психоэмоционального развития ребёнка и родителя

В психологию развития входит кажущаяся парадоксальной, но очень важная концепция покоя. Для психоэмо …

  • При общении с ребёнком нужно быть энергичным и эмоциональным, поскольку так его будет легче заинтересовать чем-либо, привлечь к себе внимание, повлиять на поведение, стать примером для него.
  • С улыбкой рассказывать ему смешные истории, стремиться, чтобы дома он чаще пребывал в хорошем настроении.
  • Поощрять артистизм ребёнка, разыгрывать совместные сценки, стать его благодарным зрителем.
  • Пусть ребёнок всё время чем-то занимается: лепкой, рисованием, подвижными играми, танцами, чтением с мамой. Все эти виды деятельности должны постоянно сменять друг друга.
  • Не стоит перехваливать сангвиника, чтобы он не «зазвездился». Хвалить можно только за конкретные дела и достижения.
  • Для максимального раскрытия таланта сангвиника нужно подметить, чем он любит заниматься, и что у него лучше получается – в этом направлении его и следует развивать. Делая что-то с энтузиазмом, сангвиник добьётся в этом больших успехов.

Следите за окружением ребёнка

  • Важно замечать то, с кем играет и дружит ребёнок, как к нему относятся прочие дети.
  • Его нужно учить уважению старших, не допуская панибратства с его стороны.
  • Отношения ребёнка с незнакомыми людьми нужно обязательно контролировать. Он легко поддаётся чужому влиянию, поскольку открыт для окружающих. Поэтому ему сызмала нужно закладывать в сознание, что нельзя разговаривать с незнакомцами, что-то у них брать и, тем более, куда-то с ними идти.

Важные для существования в обществе качества человека формируются на основе темперамента. Поэтому воспитание должно быть направлено на сдерживание негативных сторон личности и раскрытие положительных.

Своего ребёнка нужно чувствовать, отзываться на его потребности, создавая для развития комфортные условия.  А чтобы разобраться во всех премудростях воспитания было проще, мы и написали шпаргалку для родителей детей-сангвиников.

Дети-сангвиники. К чему стоит быть готовым родителям, и на что обратить внимание?

Среди четырех типов темперамента сангвиник – пожалуй, самый близкий к образу воспитанного и любознательного ребенка, не создающего проблем капризами или вспышками гнева. Но и к детям с таким типом нервной деятельности тоже надо уметь подобрать ключик. Сангвинический темперамент – совсем не такой удобный для окружающих, как кажется.

Черты сангвинического типа

Этот тип нервной деятельности – действительно, самый сбалансированный из всех существующих. Процессы возбуждения и торможения проходят равномерно, без резких всплесков.

Уже во младенчестве такие дети удивляют спокойным поведением. Они редко плачут, мало капризничают, с большим удовольствием идут на контакт.

Даже засыпают они быстро и хорошо, если родители позаботились об установлении разумного режима.

http://img1.liveinternet.ru/http://img1.liveinternet.ru/

Ребенка-сангвиника отличают следующие характерные черты:

  • повышенный эмоциональный фон, преимущественно хорошее настроение;
  • легко просыпаются и быстро засыпают;
  • с легкостью приступают к новым занятиям, любознательны и оптимистичны;
  • обладают природной эмпатией – способностью сопереживать, искренне интересуются состоянием других людей и готовы оказать помощь;
  • очень дружелюбны, доверчивы, не избирательны в контактах. Такие дети дружат сразу и со всеми;
  • довольно легко усваивают новый материал, усидчивы, но если им стало скучно, могут бросить начатое дело;
  • с энтузиазмом относятся к смене обстановки.

Сангвиники – очень контактные и позитивные люди. Часто в них ярко выражены задатки лидеров, хотя сами они не стремятся занимать руководящие позиции. Они просто заражают всех активностью и оптимизмом.

Трудности, к которым надо быть готовым

Дети-сангвиники крайне неразборчивы в людях. Поэтому они могут включать в круг своего общения людей, явно не подходящих для дружбы.Они легко увлекаются, доверчивы и любознательны, готовы прийти на помощь. К сожалению, такие черты характера становятся фактором риска, если ребенок вступил в общение со взрослым с криминальными намерениями.

Сангвиник в принципе всегда доволен результатами своего труда. Поэтому ожидать, что такой ребенок будет выполнять работу с максимальным старанием и идеально по качеству, не следует.Основной мотив активности такого ребенка – «мне интересно». Как только дело ему наскучит или появится что-то более увлекательное, он бросит начатое без сожаления.

https://www.kidzblog.ru

  • Ошибки в воспитании и как их избежать
  • При всех замечательных природных качествах, в воспитании ребенка-сангвиника родители часто допускают промахи в воспитательной тактике.
  • Причиной серьезных проблем могут стать:
  • отсутствие режима. Это препятствует развитию волевой сферы. Без четко установленного распорядка дня ребенок не приучается доводить начатое до конца и заниматься чем-то не только потому, что это увлекательно;
  • считают, что ребенок всегда и всем доволен. Это не так, просто сангвиники – врожденные оптимисты. Но внутренние душевные переживания от потерь, несбывшихся ожиданий у них тоже есть. К подростковому возрасту сангвиник приучается скрывать свои чувства, поскольку привык, что взрослые никогда не интересуются его истинными переживаниями;
  • бесконтрольность в учебе. Дети-сангвиники легко обучаемы и в первые школьные годы очень успешны без дополнительных усилий со стороны родителей. Из-за этого у таких ребят формируется убеждение, что учеба не требует никакого напряжения. В средней школе учебный материал становится более сложным, но оптимистичные сангвиники будут вполне довольны любыми учебными результатами;
  • стихийно формируемый круг общения. Ребенок с таким характером будет дружить абсолютно со всеми. Поскольку в раннем возрасте он действительно не может критически оценить качество социальных контактов, необходимо регулировать их и учить малыша внимательнее относиться к выбору друзей. Если этого не сделать, к подростковому возрасту его ближайшими товарищами могут стать очень сомнительные люди. Переубедить его, что что-то не в порядке, будет довольно трудно.

Родителям важно установить и поддерживать близкий эмоциональный контакт с ребенком-сангвиникам, развивать в нем критичность мышления, укреплять волевую сферу. Для этого подходят регулярные занятия спортом и творчеством, участие в совместных походах и творческих делах. Тем более, что общение с таким позитивным и веселым ребенком всегда доставляет много радости и удовольствия.

Как воспитывать ребенка-сангвиника

У вас ребенок-сангвиник? Считайте, что вы выиграли приз. Конечно, любого ребенка нужно воспитывать, ведь он должен понимать, что хорошо, что плохо, что можно, а что нельзя, но имея ребенка-сангвиника, вам не придется прилагать сверхусилия, чтобы объяснить это малышу.

Характер у ребенка-сангвиника сильный и уравновешенный. У него отлично уравновешены реакции торможения и возбуждения, поэтому его легко успокоить, когда он огорчен или слишком возбужден, а также он никогда не будет носить «камня за пазухой» на своего обидчика, так как сразу же простит его.

Сангвиники прекрасно умеют контролировать свои эмоции с самого раннего детства. Они очень активны, чрезвычайно любознательны, легко осваиваются в новой обстановке, легко знакомятся с детьми и взрослыми, прекрасно чувствуют себя в новой компании.

Психологические качества этих детей позволяют им принимать друзей и знакомых такими, какие они есть, и не завышать свои требования. Дети-сангвиники очень решительные, уверенные в себе, сильные личности, вырастая, они всегда остаются такими же собранными и деловитыми.

Несмотря на то, что никогда не рвутся к власти, они часто являются негласными лидерами коллектива. К тому же у них прекрасное чувство юмора, которое способствует оптимистическому восприятию мира.

Читайте также:  Стопдиар для детей: 3 основных показания, 3 противопоказания, суточная дозировка в зависимости от возраста

Проблемы детей-сангвиников

Несмотря на отменный набор личных качеств, у детей-сангвиников все же существует ряд проблем, на которые следует обращать внимание.

Дети-сангвиники в силу своего характера не хотят заниматься скучной, монотонной работой, к тому же, начав какое-то дело, он часто теряют к нему интерес и переключаются на другую работу, которая им кажется значительно интересней.

У них обычно достаточно обширный круг общения, который может быть совершенно непонятен родителям.

Как воспитывать детей-сангвиников

Родителям стоит помнить, что нельзя пускать на самотек воспитание ребенка-сангвиника, так как, привыкнув, что он сам за себя в ответе, ребенок может начать относится к урокам невнимательно и небрежно, выполнять свои обязанности спустя рукава, а это может в дальнейшем отразится на его работе. Заметив, что родители к нему не очень внимательны, ребенок перестанет делиться с ними своими проблемами и переживаниями, скрывая их за веселым тоном.

В воспитании ребенка необходимо уделять особое внимание тому, чтобы он научился концентрироваться на работе и выполнять ее до конца, несмотря на утраченный интерес. Стоит также подсказать ему, что работа выполнена неаккуратно и ее следует переделать.

Воспитывая ребенка-сангвиника, постарайтесь участвовать в его увлечениях, обсуждать их с ним и поддерживать интерес, чтобы он всегда доводил дела до конца. Хвалите ребенка и повышайте планку, чтобы ребенку было к чему стремиться.

Ребенку-сангвинику также прекрасно подойдут занятия спортом, так как ему всегда есть к чему стремиться и к тому же спорт прекрасно дисциплинирует и воспитывает силу характера.

Так что воспитание ребенка-сангвиника, несмотря на прекрасные исходные данные, — кропотливый ежедневный труд, который требует любви и понимания.

Темперамент дошкольника. Советы родителям сангвиника

В общем смысле темперамент человека – это индивидуальные проявления впечатлительности, возбудимости нервных процессов, уравновешенности и скорости протекания психических процессов.

Иван Петрович Павлов подчеркивал, что основой темперамента человека является тип нервной деятельности. От сочетания силы нервных процессов, уравновешенности и подвижности зависит, какой из четырех типов нервной системы будет у ребенка.

Тип нервной системы / темперамент Свойства нервных процессов
«безудержный» / холерик Сильный, неуравновешенный, подвижный
«живой» / сангвиник Сильный, уравновешенный, подвижный
«спокойный» / флегматик Сильный, уравновешенный, инертный
«слабый» / меланхолик Слабый, неуравновешенный, инертный, или подвижный

Иван Павлов подчеркивал, что темперамент, несмотря на врожденный характер, все же поддается педагогическому влиянию.

Ведь у детей особенности ВНД (высшая нервная деятельность) проявляются ярче, чем у взрослых, в силу того, что они еще не замаскированы чертами характера, не прикрыты педагогической работой и жизненными установками. Воспитатель может судить о типе темперамента на основе анализа поведения малыша.

Темперамент ребенка проявляется еще в раннем детстве и определяет стиль поведения малыша, его манеру общения, предпочтения, отношение к игре, проблемные моменты в общении с друзьями и родителями.

Психологи выделяют четыре типа темперамента: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический. Однако представители какого-то из направлений редко встречаются в «чистом виде», чаще у человека смешанный тип, но, тем не менее, в его поведении достаточно выразительно присутствуют особенности определенного типа темперамента.

Наверняка, вы не раз обращали внимание, как по-разному ведут себя детки, начиная с рождения: один карапуз спокойно сидит в колясочке и внимательно наблюдает за всем вокруг, а другого не удержишь на месте никакими игрушками и ограничителями, ему крайне важно вылезти и самому исследовать территорию. Причина – в темпераменте малыша, переделывать который нет смысла, а вот попытаться научиться понимать ребенка и общаться с ним, исходя из его личных качеств.

 Если дошкольник сангвиник…

Сангвиники – это дети спокойного типа с уравновешенной, подвижной и сильной нервной системой. Своим поведением они напоминают холериков: так же активны, у них живая мимика, говорят громко и быстро. Но у маленького сангвиника обычно жизнерадостное, спокойное настроение, без резких перепадов.

Основная особенность сангвиников – их быстрая адаптация к новым условиям. Малыши очень быстро осваиваются в ясельной группе и детском саду. Привыкание к воспитателю и сверстниками проходит очень быстро: уже к вечеру первого дня ребенок играет с другими детьми и не плачет, вспоминая маму.

Сангвиник легко засыпает и просыпается, быстро переходит от спокойных занятий к подвижным играм и наоборот. В контакт с детьми вступаю легко, причем с одинаковой простотой руководят другими и подчиняются.

Соблюдение распорядка в группе не представляет сложности, охотно прислушивается ко взрослым и их указаниям.

Однако повышенная пластичность нервной системы иногда может играть плохую роль: ребенок меняет игрушки одну за другой, с той же легкостью расстается с приятелями, верных друзей практически не имеет, ничего не доводит до логического завершения. Ребенок послушен, однако слишком легко вступает в контакт с незнакомыми взрослыми и случайными прохожими. Разнообразие интересов приводит к тому, что ребенок меняет кружки, занятия, не достигая в них больших успехов.

 Активный сангвиник действительно как солнышко – яркий, эмоциональный, впечатлительный. Такие малыши открыты миру, часто пребывают в хорошем настроении, улыбаются, общительны, первыми идут на контакт.

Сангвиники достаточно легко привыкают к новой обстановкенаходят новых друзей, поэтому пребывание в садике или поход в школу не представляет для них проблем.

Из таких малышей вырастают отличные путешественники – им очень нравится открывать для себя новые места, и пусть сначала это будет парк на другом конце города, будьте уверены, если ему там будет интересно, то поездку можно считать успешной.

А для развлечения сангвиника не стоит прикладывать особых усилий, этот ребенок с одинаковым удовольствием готов как прокатиться на велосипеде, так и просто побродить по заброшенным дорожкам в дубовой роще. Чтение, спорт, творчество – у сангвиника нет каких-либо особых предпочтений, при чем он часто успешен во многих направлениях.

Без новых впечатлений ребенок начинает скучать, поэтому часто берется за несколько дел одновременно, не всегда успевая все сделать в срок или достаточно хорошо. Но сангвиник не унывает, он соглашается с тем, что был не прав, но при этом не перестает неутомимо открывать для себя все новые и новые горизонты.

Дети-сангвиники редко капризничают, хорошо осваивают новые знания, не испытывают проблем с речью, часто становятся заводилами, но без проблем готовы уступить свое место кому-то другому, так как достаточно неконфликтны. 

У малыша-сангвиника могут возникать проблемы с сосредоточенностью и внимательностью, иногда он бывает рассеянным и несерьезным при выполнении заданий.

Проблема становится серьезной, если задача, над которой работает ребенок, ему не интересна.

Взять себя в руки и довести начатое до конца для сангвиника достаточно проблематично, поэтому он легко может вместо решения скучного примера заняться чем-то интересным, например, болтать с соседом по парте.

Советы родителям сангвиника

Похвала и поощрение – отличные принципы в работе и воспитании сангвиника, если малыш заслужил хорошее слово, не забывайте сказать, что именно он сделал хорошо, обрадоваться, что он уделил должное внимание качеству выполненной работы. Например, если сангвинику не напомнить, что при отработке навыков письма необходимо стараться, писать он будет как «курица лапой», при чем абсолютно искренне не видя в этом проблемы.

Сангвиники очень любят учиться, поэтому в классе или группе детского сада такой ребенок чувствует себя достаточно комфортно. К тому же у него не возникает проблем в общении, взаимодействии, его часто хвалят учителя, ставя в пример детям.

Сангвиники при этом не зазнаются, для них привычно быть хорошими, знающими, правильными. Но иногда они могут попадать и под отрицательное влияние. В таком случае с ребенком следует много и аргументировано разговаривать.

Сангвиник – готов признать проблему и согласиться на компромисс, в том случае, если вы докажете ему, что он был не прав.

Для ребенка-сангвиника очень важен пример его семьи, а также оценка родных и близких. Если ребенок знает, что маме или папе не нравится его выбор, он будет страдать, и чаще всего выберет то, что сделает его хорошим в глазах значимых для него людей.

Рекомендации для воспитателей:

  • необходимо проявлять требовательность и строгость к сангвинику;
  • важно не оставлять без внимания мелкие нарушения, указывая на необходимость уборки за собой игрушек;
  • следить за тем, чтобы начатое дело было доведено до конца и, важно, с хорошим качество выполнения;
  • небрежную работу следует предложить сделать заново, затем показав конечный итог добросовестной работы;
  • воспитывать внимательное отношение к товарищам для прочных и устойчивых отношений.

Каким бы ни был темперамент  малыша, главное – не пытаться его изменить, а любить его таким, какой он есть.

Как воспитать сангвиника или учет особенностей темперамента младших школьников в учебно-воспитательной работе. (Рос. мова)

собенностей, влияющих на результативность деятельности, важное место занимает темперамент, поскольку:

  • темперамент влияет на всю деятельность ребенка, определяет то, как ребенок общается, играет и учится, как переживает неприятности и даже как двигается;
  • темперамент — это те качества, которые присущи нам от рождения, изменению не подлежат;
  • учебная деятельность школьников, являющихся представителями разных типов темперамента, существенно отличается.

Оценивая психологические характеристики темперамента, следует отметить, что в каждом из них есть как позитивные, так и негативные проявления. Поэтому важно знать тип темперамента ребенка, чтобы, опираясь на его сильные стороны можно было бы вести коррекционную работу.

Итак, как же воспитывать детей, учитывая особенности темперамента?

Воспитывая сангвиника, необходимо опираться на характерные для них качества — общительность, энергичность. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.

Сангвиник легко меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.

Не следует допускать частой смены деятельности. Следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания.

Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново.

Читайте также:  Высокое давление при беременности

Общительность, остроумие детей-сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений.

Нужно учесть, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом. Отсутствие контроля, частая снисходительность к «мелким», на первый взгляд, нарушениям правил, порядка (не убрал учебники, разбросал карандаши, не повесил пальто на вешалку) способствуют разрушению у сангвиников полезных привычек.

Сангвиник быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Больше всего ему подходит работа, требующая быстрой реакции. Сангвиникам лучше работать небольшими «порциями», чередуя время работы с перерывами.

Очень важно научить его сосредотачиваться на выполняемом деле — например, с помощью совместных занятий: чтения книг, собирания конструктора, пазлов.

Ребенку-сангвинику больше понравится спорт «для души», пойдут на пользу занятия в театральных кружках

Ученик-сангвиник – очень живой, непоседливый. На уроках проявляет большую настойчивость, энергию и работоспособность, тянет руку.

Если учебный материал ему интересен, понятен, то его изучение идет легко, без особых усилий, ученик-сангвиник «схватывает на лету» материал.

Если же учебный материал ему кажется неинтересным, то он его плохо усваивает, совершенно не слушает учителя, разговаривает с соседями, зевает, постоянно отвлекается на другие занятия.

Сангвинику претит длительная, напряженная, неинтересная работа. Это вовсе не потому, что он устает, а просто ему становится скучно. Получив низкий бал, он готов расплакаться и с трудом сдерживает себя.

Однако не проходит и получаса, как он совершенно забывает об этом и на перемене бурно и весело носится по коридорам. Несмотря на его живость и непоседливость, его легко дисциплинировать.

Ученик-сангвиник легко привыкает к новой обстановке и новым требованиям.

Оборотной стороной этого типа темперамента является некоторая легкомысленность, отсутствие порядка в работе, непоследовательность в подготовке к занятиям, излишняя беспечность и беззаботность.

Воспитывая холерика, целесообразно использовать любимые ими подвижные и спортивные игры для оптимизации взаимоотношений со сверстниками. В то же время ребенку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания.

Надо считаться с тем, что «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров, будут уместны шутки, юмор.

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование – словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.

От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение вести работу по определенному плану, требовать добросовестного отношения к работе в процессе выполнения задания.

Но вместе с тем нельзя забывать об особой силе игрового общения, опоры на значимые для младших школьников мотивы деятельности — игровые, соревновательные, самоутверждения. Холерикам лучше работать небольшими «порциями», чередуя время работы с перерывами.

Холерикам особенно рекомендуется заниматься спортом: плаванием, теннисом, легкой атлетикой. Их неуемная энергия найдет выход в достижении спортивного разряда и установлении рекордов. Таким детям нужно много жизненного пространства, поэтому следует чаще бывать с ними на природе.

Ученик-холерик выделяется среди одноклассников своей порывистостью, возбудимостью. Он со страстью принимается за дело, работает с подъемом, чаще всего стремится стать лидером, склонен проявлять инициативу.

Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями. На любой вопрос преподавателя готов отвечать, не подумав, и потому нередко отвечает невпопад. При ответах у доски говорит громко и быстро.

Пишет быстро, размашисто, почерк неровный. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь.

Ученик-холерик не терпит критики даже в виде дружеских замечаний. Может вспыхнуть из-за пустяка и наговорить дерзостей, но, даже раскаиваясь в своем поступке, он из гордости и самолюбия не станет делать первого шага к примирению. Интересы и увлечения ученика холерического типа темперамента довольно постоянны и устойчивы.

Воспитывая флегматика, нужно активизировать его деятельность, бороться с излишним спокойствием и медлительностью, вызывать эмоциональное отношение к процессу деятельности.

Частой ошибкой при воспитании флегматиков является проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым.

Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь.

В таком случае ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах.

Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка разным видам домашнего труда и самообслуживания. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.

Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. При оказании помощи флегматику следует опереться на такие качества, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность.

Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать и при проведении спортивных игр и упражнений.

Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов.

Обращайте внимание ребенка на интересные события в окружающем мире, побуждайте заниматься делами, развивающими творческое мышление: рисованием, музыкой, шахматами. В то же время не навязывайте ему того, чему он противится.

Ученик-флегматик нетороплив, чаще всего внешне невозмутим, уравновешен и ровен в общении. Во время урока молчалив и вне урока первым не начинает разговор, с новыми людьми сходится трудно.

Его трудно рассмешить или рассердить. Ученик с таким типом темперамента медлителен при выполнении заданий.

На вопросы учителя отвечает не сразу, и иногда учитель, не дождавшись его ответа (хотя урок ребенок знает), вызывает другого ученика.

Учитель порой не замечает многих ценных качеств данных учащихся: запоминания учебного материала прочно, основательно и надолго, доведения любого дела до конца, усидчивости, деловитости, настойчивости. Однако для реализации этих качеств ученик-флегматик нуждается в порядке, четких инструкциях и указаниях, стабильности отношений и условий учебы.

Воспитывая меланхолика, особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности — меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения. Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.

Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.

На них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции.

Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

У учащихся с меланхолическим темпераментом следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества. Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок освоится, этот круг можно расширить.

Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Подчеркивайте все, что ребенок смог сделать, отмечайте позитивные моменты даже в неудачах: «Ты не очень хорошо ответил на уроке? Все равно ты молодец, что поднял руку и встал».

Если ребенок хорошо рисует, пусть вывешивает свои картины, если играет на музыкальном инструменте или поет — почаще просите его сыграть для вас. Побуждайте ребенка не таить обиды в себе, пусть рассказывает о своих чувствах, учиться находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение.

Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживанию, эмпатии. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной). Важно учитывать это в процессе воспитательной и коррекционной работы.

Ученик-меланхолик на уроках спокоен, сидит всегда в одном и том же положении. Настроение меняется от очень незначительных причин. Он очень чувствителен. По малейшему поводу погружается в собственные переживания, болезненно реагирует не только на реальные, но и мнимые неудачи. Стоит учителю сделать ему самое мягкое замечание, как ученик смущается, голос его становится глухим и тихим.

Отвечает на уроке неуверенно, запинаясь, даже когда хорошо знает материал. Свои способности и знания оценивает низко даже тогда, когда в действительности они могут быть выше среднего уровня. Легко опускает руки, теряется и не доводит работу до конца. Движения вялые, слабые, говорит медленно, несколько тягуче. На уроке утомляется намного раньше, чем представители других типов темперамента.

Меланхолик-ученик может мучительно завидовать своим одноклассникам, он одновременно хотел бы быть с ними, участвовать в общих делах – и боится, что его не поймут, обидят, опасается выглядеть в их глазах неловким, неумелым.

В классе (особенно на начальных этапах его становления) чувствует себя крайне неуверенно, старается держаться в стороне, хотя и страдает от своей изолированности.

Легко теряется, а в привычных и спокойных условиях ученик с меланхолическим типом темперамента чувствует себя более уверенно и работает достаточно продуктивно. Это тонко чувствующий учащийся, как правило, осторожный, осмотрительный.

В благоприятных условиях (в доброжелательной и тихой обстановке, при дружеской поддержке, интересной работе) меланхолик проявляет мягкость, тактичность и деликатность.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *