Вторая беременность: особенности планирования, ее течения и родов, отличия от первой, психологические и физиологические аспекты

Второй период родов – период изгнания. Начинается после полного раскрытия шейки матки и заканчивается рождением малыша. Вторая беременность: особенности планирования, ее течения и родов, отличия от первой, психологические и физиологические аспектыПродолжительность периода изгнания у первородящих составляет 1-2 час, у повторнородящих – 15-30 мин. Здесь к сильным схваткам добавляются сокращения мышц брюшной стенки, диафрагмы и тазового дна, и чувство давления на прямую кишку — это состояние называется потугами.

Вторая беременность: особенности планирования, ее течения и родов, отличия от первой, психологические и физиологические аспекты

Средняя продолжительность каждой потуги – 10–15 секунд. Обычно за время одной схватки женщина испытывает потребность тужиться в среднем три раза. И хотя в этот момент схватки самые сильные, большинство женщин говорят, что когда к схваткам присоединились потуги, они стали не такими болезненными.

Потугами, в отличие от схваток, можно управлять – женщина может задерживать потуги или, наоборот, усиливать. Если врач или акушерка пока еще запрещают тужиться, то сдерживать потуги поможет техника дыхания «по-собачьи».

Обычно акушерка говорит: «Не тужься, продыши потугу!», тогда надо дышать поверхностно с короткими вдохами и выдохами.

Вторая беременность: особенности планирования, ее течения и родов, отличия от первой, психологические и физиологические аспекты

  1. В момент, когда уже пора тужиться, роженице нужно набрать полные легкие воздуха, сделав вдох через рот и задержать дыхание, как перед погружением в воду, при этом плечи должны быть опущены вниз. Выдыхать нужно очень плавно сквозь немного открытый рот. Так нужно действовать до конца потуги. Самое главное – движение потуги и все усилия женщины должны быть направлены в промежность.
  2. За время каждой схватки надо потужиться три раза.

    3.Тужиться нужно плавно, а между потугами – отдыхать и настраивать себя на работу.

Потуги – это главный момент родов от них зависит исход родов и состояние ребенка. Поэтому, даже если сил уже нет, надо собрать волю в кулак и начать тужиться. Между схватками очень важно передыхать глубокими спокойными вдохами.

Это позволит набраться сил перед следующей схваткой и эффективно провести очередную потугу. В перерывах между потугами врач будет слушать сердцебиение малыша датчиком КТГ или акушерским стетоскопом.

Тужиться тяжело и больно, но это очень важно для малыша: в этот момент ему тоже трудно, и помочь может только мама.

Если во время потуг возникает вероятность разрыва промежности, то врач делает ее надрез — эпизиотомию. Как только головка плода перестает прятаться в таз, акушерка извлекает новорожденного малыша на свет.

Вторая беременность: особенности планирования, ее течения и родов, отличия от первой, психологические и физиологические аспекты

Вторая беременность: особенности планирования, ее течения и родов, отличия от первой, психологические и физиологические аспектыВо втором периоде родов — потуг и изгнании плода роль партнера заключается в моральной поддержке: роженицу можно просто держать за руку, вытирать пот со лба и помогать правильно (по команде врача) дышать.

Для отца ребенка партнерские роды — это возможность помочь любимой женщине во время родов, увидеть, как рождается ребёнок и взять его на руки. Так формируются неразрывные узы между всеми членами семьи.

Некоторые аспекты психологического изучения беременности: от анализа практики к проектированию исследования / Альманах №8 / Архив

Актуальность, значимость и необходимость исследований, посвященных различным аспектам психологии материнства, определяется остротой демографических, экологических и социально-экономических проблем, с которыми сталкивается современная Россия.

Сегодняшняя ситуация характеризуется не только общим снижением рождаемости, но и прогрессирующим уменьшением доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышением показателей осложнений беременности (угроза прерывания беременности – от 10 до 55%, поздний токсикоз – до 30%) и родов.

По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных в течение 7 лет наблюдения снизилась с 48,3% до 26,5%. Известно, что физиологическое течение беременности и родового акта, состояние плода и новорожденного во многом зависит от психологического состояния женщины во время беременности (Акимова К.В.

, 1988; Рымашевский Н.В. и соавт., 1990). Кроме того, психологическое состояние женщины во время беременности, родов и первых лет жизни ребенка влияет на качество диадического взаимодействия и относится к числу факторов, определяющих психическое развитие ребенка на ранних этапах онтогенеза (Скобло Г.В., Дубовик О.Ю., 1992).

Растет число социальных сирот и детей, подвергающихся жестокому обращению в собственной семье, что, по-видимому, связано с особенностями недетоцентрированной родительской культуры в России, которая характеризуется низким безусловным принятием и пониманием эмоциональных проявлений ребенка его родителями.

В этой связи работа над формированием пренатальной общности, родительской привязанности и эмоционального контакта до рождения является особенно важной.

Эти проблемы ставят перед психологией ряд конкретных практических задач. Необходима разработка стратегий и методов диагностики тех отклонений в развитии материнского отношения, которые являются фактором риска развития психической патологии у детей.

Нужны новые коррекционные и психотерапевтические подходы, направленные на изменение материнского отношения, родительской позиции и стиля воспитания по отношению к любому ребенку, в том числе к ребенку с отклонениями в развитии.

Необходим анализ существующих и создание новых научно обоснованных программ адекватной психологической поддержки в период беременности.

В настоящей работе мы остановимся на трех аспектах психологического изучения беременности: 1 — анализ практической деятельности пренатальных центров г. Москвы, 2 — проблема развития внутренней картины беременности, 3 — формирование и структура родительского отношения в период беременности.

На основании изучения деятельности пренатальных центров г.

Москвы можно говорить о наличии трех уровней мотивации, присущей женщине и побуждающей ее посещать занятия по пренатальному воспитанию и подготовке к родам: первый уровень – функциональный (потребность в получении информации, в овладении навыками и умениями), второй уровень – эмоционально-оценочный (потребность в решении психологических проблем и улучшении своего эмоционального состояния, получении психологической и социальной поддержки), третий, личностно-смысловой уровень — осознанная забота о благополучии будущего ребенка — включает в себя мотивацию первого и второго уровней. Можно отметить, что собственно психологический запрос – запрос на пренатальное воспитание в первичном смысле этого слова – практически не сформирован.

Программы различных пренатальных центров строятся в соответствии с выделенными уровнями мотивации. Например, на удовлетворение потребностей первого уровня мотивации направлены методики Вельвовского, Платонова, Николаева, Сыроватко, которые представляют своего рода рациональную психотерапию и предполагают отработку конкретных навыков поведения женщины в период беременности и в родах.

Отмечается недостаточность работы пренатальных центров на втором уровне мотивации: программами, как правило, предполагается, что решение эмоциональных и психологических проблем женщины и семьи в целом осуществляется в процессе групповой работы, при этом довольно мало внимания уделяется индивидуальным консультациям. Групповая форма работы, безусловно, является достаточно эффективной, однако в практике пренатальных центров нередки сложные внутрисемейные ситуации, депрессивные состояния у женщин, т.е. такие, когда наряду с групповой показана индивидуальная психотерапия.

На мотивацию третьего уровня ориентируются в основном центры Пренатального Воспитания, в которых особое внимание уделяется именно формированию пренатальной общности “мать-плод”. При более широкой трактовке можно рассматривать проводимые ими программы как реализацию системы пренатального воспитания.

Это обобщающее понятие, используемое для описания организованного, систематического и целенаправленного воздействия на пренатальную общность «мать — плод», результатом которого является рождение ребенка, обладающего физическим здоровьем и психологической готовностью к развитию новых связей с миром.

Кроме того, пренатальное воспитание формирует предпосылки ранней материнской адаптации.

Наличие социальной потребности в пренатальном воспитании, в частности, внутри медицины, тиражирование и перенесение опыта практик пренатального воспитания из других культур приводят в последние годы к массовости в сфере пренатального воспитания, поэтому остро стоит проблема психологической экспертизы и юстификации подобных инновационных проектов. Кроме того, можно обозначить такие проблемы, как проблема подготовки пренатальных инструкторов и обеспечения для них доступа к научной информации, недостаточность научно-исследовательской работы и изучения эффективности тех или иных программ, их влияние на ребенка, семью.

Все сказанное подтверждает тезис о необходимости работы с беременными групп социального и медицинского риска.

Однако, в силу неразработанности проблем психопрофилактической работы по подготовке к беременности, родам и воспитанию ребенка в семье, особенно в отечественной психологии и практической деятельности, подобная работа в нашей стране проводится локально, коллективами энтузиастов, без должного контроля и экспертизы, зачастую не охватывает женщин групп риска или недоступна им. Вот почему в рамках работ по созданию системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей целесообразно было бы проведение исследовательских проектов по изучению особенностей формирования материнского отношения, поведения и взаимодействия в диаде «мать — ребенок» и «мать — ребенок с особыми потребностями», а также процессов трансформации, происходящих в семье в период перехода к родительству, с целью выработки научно обоснованных практических рекомендаций и создания комплексных программ психопрофилактики и психотерапии.

Многие исследователи рассматривают беременность, в особенности первую, как кризис развития, который включает в себя не только соматические, но и глубокие психологические изменения, поскольку подразумевает изменение социальной ситуации развития — конец существованию женщины как независимого отдельного существа и начало непременных и бесповоротных отношений мать – дитя.

Беременность предъявляет новые эмоциональные и поведенческие задачи, решение которых будет определять адаптацию к следующим фазам развития: материнству и старению в менопаузе (Bibring & al., 1961; Э. Эриксон, 1959). Подход к беременности как к кризису возможен и на основе идей отечественных психологов (Л.С. Выготский).

Беременность, особенно первая, может быть рассмотрена как распад старой и возникновение новой социальной ситуации развития, внутри которой возникают психологические новообразования.

Читайте также:  Хурма при грудном вскармливании: состав и польза, 7 основных противопоказаний

Психологический анализ периода беременности в контексте возрастного развития предполагает изучение таких психологических новообразований, как телесный опыт, развивающийся в связи с происходящей в организме перестройкой и с движениями плода, и эмоциональный опыт, связанный со становлением родительского отношения.

В соответствии с новым подходом к телесности, который базируется на идеях Л.С. Выготского о том, что натуральные психологические функции, превращаясь в собственно человеческие, «высшие», социальные по происхождению, радикально меняются (Николаева В.В., Арина Г.А.

1996), неправомерно сводить беременность только к физиологическим, организменным событиям, это некоторая субъективная реальность и феномен культуры. Так же как и болезнь, беременность не может быть презентирована субъекту иначе как в виде внутренней картины беременности.

Интрацептивное восприятие в ее структуре не может быть однозначно определено свойствами раздражителей, связанными с перестройками в организме, оно наделяется смыслом будущего материнства и заряжается соответствующими этому смыслу аффектами.

С момента подтверждения беременности в самосознании женщины начинает строиться образ будущего ребенка, который постепенно “обрастает” определенными ожиданиями и представлениями, возникает внутренний диалог матери с ним.

Параллельно осознанию телесных изменений, нарастающих по мере увеличения срока беременности, постепенно развивается эмоциональное отношение к ребенку, а возникновение нового сенсорного опыта, связанного с движениями формирующегося плода, заставляет женщину признать его отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью (Брутман В. И., Радионова М. С.

, 1997). Начиная с этого времени можно говорить о формировании родительского отношения которое определяется как целостная система, включающая разнообразные чувства по отношению к ребенку, особенности восприятия и понимания характера ребенка и его поступков, а также поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ним (Варга А.Я., 1987).

Наряду с эмоциональным отношением начинают формироваться родительские позиции и стиль воспитания.

Исходя из этого можно предположить, что субъективное значение материнства и возникающее уже во время беременности родительское отношение к будущему ребенку определяют формирование внутренней картины беременности и семантическую организацию телесного и эмоционального опыта в ее структуре.

В структуре родительского отношения ядром, организующим систему взаимосвязей между такими компонентами, как восприятие и понимание ребенка, чувства по отношению к нему и реальное поведение, является образ ребенка, который можно рассматривать как систему элементов, которая развивается в онтогенезе под влиянием социокультурных факторов и на основе индивидуального опыта женщины. В этом отношении образ ребенка представляет собой специфическое образование: первоначально он базируется большей частью на культурных стереотипах (т.к. у женщины может отсутствовать индивидуальный опыт взаимодействия с детьми); в период первой беременности он начинает конкретизироваться и наполняться содержанием, однако интенсивные процессы формирования представлений о ребенке не подкрепляются восприятием и развернутым взаимодействием с младенцем, а следовательно, не корректируются в соответствии с реальной ситуацией. Можно предположить, что такая гетерохронность развития компонентов родительского отношения ставит определенные адаптационные задачи, которые женщина должна успешно решить в период беременности и после родов для того, чтобы взаимодействие с ребенком было адекватным и не искажалось чрезмерно ригидным психическим образом. Для иллюстрации этого положения можно привести пример выраженного диссонанса между сформированным образом и реальностью, который возникает в случае рождения ребенка с отклонениями в развитии. По всей видимости, в структуре кризиса родительского отношения в этом случае не последнее место занимает необходимость быстрой трансформации имеющегося образа ребенка и родительского отношения.

Сформулированные выше теоретические предположения нуждаются во всесторонней проверке в ходе эмпирических исследований.

Психологические особенности беременности как биопсихосоциального феномена

Маслова, В. Э. Психологические особенности беременности как биопсихосоциального феномена / В. Э. Маслова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2018. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13541/ (дата обращения: 25.02.2022).



Беременность вызывает сильные изменения в организме женщины, которые затрагивают физиологическую, социальную и психологическую сферы. Во время беременности у женщин может возникать эмоциональная неустойчивость, раздражительность, высокий уровень личностной тревожности, повышенная чувствительность, мнительность, слабость, снижающая активность личности, неадекватная самооценка.

И. В. Добряков отмечает, что «в начале беременности важными изменениями функционирования центральной нервной системы женщины являются понижение возбудимости коры головного мозга и относительное повышение возбудимости подкорковых образований» [1, с. 70].

Изменяется тонус вегетативной нервной системы, в результате чего у беременных нередко наблюдаются сонливость, плаксивость, сильная раздражительность, иногда головокружения и другие расстройства. Эти нарушения обычно присущи раннему периоду беременности и затем постепенно исчезают.

Подобные изменения носят адаптивный характер, так как приводят к нужному снижению активности женщины (социальной и сексуальной), к увеличению времени, отводимого на отдых и сон, к ограничению контактов беременной с внешней средой.

Женщине нужно время, чтобы привыкнуть к некоторым изменениям, а именно к новой форме тела, к встречающимся в разных сочетаниях слабости по утрам, тошноте, сонливости, к болям в пояснице и в животе, к судорогам в ногах, к учащению мочеиспусканий (тахиурии), склонности к запорам и пр.

Как известно, при беременности происходит развитие доминантного возбуждения, которое оказывает глобальное влияние на течение регуляторных процессов, формируется специфический уровень высшей нервной деятельности, способствующий нормальному развитию беременности.

При надпороговом стрессовом воздействии может происходить срыв защитных механизмов, искажение или подавление развития доминанты, что приводит к нарушению регуляции гомеостатических процессов, обеспечивающих физиологическое течение беременности.

Специфика нервно-психических реакций беременных и характер их эмоциональных переживаний необходимо расценивать как проявление адаптации организма и личности к наступающей беременности [4].

Физиологические изменения, связанные с беременностью, сильно влияют на эмоциональный фон женщины и в то же время частично обусловлены переменами в аффективной сфере.

Психологические особенности периода беременности связаны с неустойчивостью и нередко противоречивостью.

С одной стороны, женщина испытывает счастье и чувство гордости в связи с состоявшимся материнством, с другой — страх взросления, опасения осложнений течения беременности и родов, сомнения в своей материнской компетенции и состоятельности.

С момента осознания и внутреннего принятия себя как будущей матери у женщины проявляются в различной степени, выраженные амбивалентные представления о беременности. Они обусловлены наличием противоречий, опасений и страхов, связанных с предстоящими родами, иногда даже случаются приступы паники. Может возникать неуверенность в своих собственных силах родить и стать полноценной матерью.

Возможны страхи за здоровье будущего ребенка, обеспокоенность возможным ухудшением материального положения своей семьи, ущемлением личного времени и свободы. Беременность также связана с изменением образа телесного «Я» и ощущением собственной сексуальной непривлекательности. Особенности данных представлений о беременности обусловливают изменения, происходящие не эмоциональном уровне [2].

Беременность оказывает многофакторное влияние на женский организм и особенно на психоэмоциональное состояние женщины. Во время беременности очень важно поговорить с женщиной и выяснить вопросы, которые ее волнуют, узнать об отношении к предстоящим родам, самочувствии, страхах и сомнениях.

Беременность женщин, столкнувшихся с патологическим ее течением, вызывает сильное беспокойство, стресс. Такие женщины ориентированы скорее на состояние неудачи, что подразумевает большее эмоциональное беспокойство во время вынашивания ребенка.

Они считают, что быть уверенными в себе возможно только после рождения ребенка, в отличие от беременных с нормальным протеканием беременности.

В случае переживания хронического стресса, вызванного психотравмирующей ситуацией, у этих женщин формируются различные невротические расстройства, выраженная астенизация организма, реакция «ухода», отрицание проблем, соматизация [3].

Беременность будет протекать более спокойно, если женщина планировала ребенка и готова стать в скором времени матерью. Готовность к материнству формируется под влиянием как биологических, так и социальных факторов. Уровень психологической готовности к материнству определяется воздействием благоприятных и неблагоприятных факторов к тому моменту, когда женщина становится матерью.

А. И. Захаров выделяет факторы, способствующие созреванию и проявлению готовности к материнству:

  1. Прообраз материнства. Желание иметь детей, установка на них. При нежелательности ребенка готовность к материнству может не проявиться.
  2. Положительный отклик на беременность. Заранее планируемый день зачатия, ожидаемая задержка месячных, что получает адекватный положительный отклик.
  3. Нежность к зарождающейся жизни. Первое шевеление плода создает волнующее ощущение сопричастности, желание быть с ребенком.
  4. Чувство жалости и сострадания к ребенку.
  5. Чувство близости с ребенком.
  6. Эмоциональная отзывчивость матери [5].
  • При изучении особенностей психического состояния женщины во время беременности, влияющего на развитие ребенка, исследуются:
  • – наличие стрессовых, депрессивных состояний, психопатологических особенностей, их возникновение и обострение в различные периоды беременности;
  • – материнские ожидания, установки, воспитательные стратегии, удовлетворенность материнской ролью, компетентность матери с целью прогноза стиля отношения матери к ребенку и особенностей материнско-детского взаимодействия в постнатальном периоде [6].
Читайте также:  Могут ли идти месячные во время беременности на ранних сроках, какие они должны быть, как отличить от кровотечения, почему бывают, отзывы

В психологии выделяются типологические различия отношения женщин к своей беременности: адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный, отвергающий. Адекватному типу свойственно наличие положительных эмоциональных переживаний.

Тревожный тип связан со страхами, беспокойством, депрессивным состоянием, особенно в первые три месяца беременности. При эйфорическом типе все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, замечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства.

Обычно к концу беременности появляются осложнения. Игнорирующий тип проявляется в поздней идентификации беременности, сопровождается недовольства, неудовлетворенности или неприятного удивления.

Динамика эмоционального состояния либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса.

При амбивалентном типе общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью является возникновение болевых ощущений. Интерпретация своих негативных эмоций выражена как страх за ребенка или результат беременности и родов. Для отвергающего типа характерны тревоги, страхи и резкие отрицательные эмоции.

Многие из этих и других тревог происходят от незнания некоторых моментов, связанных с беременностью, родами, развитием и воспитанием ребенка. Также к возможным причинам возникновения тревоги можно отнести чувство одиночества беременной, отсутствие поддержки со стороны близких людей, непохожесть на других женщин, субъективное отсутствие понимания.

Во время беременности происходит изменение всех сторон жизни женщины, беременность провоцирует глубокие изменения самосознания, отношения к другим людям и к миру в целом, происходит трансформация ценностно-смысловых составляющих образа мира, собственной идентичности в новых условиях.

Интенсивный темп жизни, чрезвычайно насыщенная информационная среда, высокий уровень ежедневного стрессового воздействия, экологическое неблагополучие — все это негативно отражается на психофизиологическом состоянии беременных женщин.

Даже практически здоровые женщины на протяжении генеративного периода находятся в состоянии биологического и психологического кризиса.

Женщине гораздо легче справляться с трудностями и проблемами, связанными с беременностью, если она готова к материнству, имеет поддержку со стороны близких людей, чувствует опору и уверенность в себе и своих силах.

Таким образом, биологические, социальные и психологические преобразования подчеркивают важность периода беременности в жизни женщины и являются необходимыми условиями для удовлетворения потребностей будущего ребенка.

Будущая мать должна подготовиться к беременности, как морально, так и физически, выяснить все интересующие ее вопросы, проверить свое здоровье, иметь поддержку от окружающих ее людей.

Насколько будет внимательно относиться женщина к вынашиванию, соблюдать советы врача, правильно питаться, принимать себя со своими изменениями, настолько будет зависеть благополучие и здоровье будущего ребёнка.

Литература:

  1. Добряков И. В. Перинатальная психология. — СПб.: Питер, 2015. — 234 с.
  2. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
  3. Лустин С. И. Психологические особенности беременных женщин. // Царскосельские чтения. — 2016. — № 3. — С. 241–244.
  4. Менделевич В. Д. Клиническая психология. — М.: МЕДпресс-информ, 2008. — 587 с.
  5. Захарова, Г. А. Психологическая готовность женщин к материнству // Перинатальная психология и психология родительства. — 2007. — № 3. — С. 19–29.
  6. Баженова О. Б. Готовность к материнству // Синапс. — 1993. — № 4. — С. 10–12.
  7. Герасимова Т. Г. Психические состояния беременных женщин и их коррекция в условиях специально организованного обучения. Автореферат дис. на соиск. уч. степени пс. наук. Иркутск, 2003. — 18 с.
  8. Крикуненко Л. Ю., Куташов В. А., Хабарова Т. Ю. Исследование и формирование уровня психологической готовности к материнству у беременных в период наблюдения в женской районной консультации // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 698–701.
  9. Королева Н. Н. Беременность и материнство как ситуация адаптации// Молодой ученый. — 2010. — № 9. — С. 254–257.

Основные термины (генерируются автоматически): беременность, женщина, время беременности, будущий ребенок, высокий уровень, изменение, материнство, ребенок, сторона близких людей, тревожный тип.

беременность, женщина, время беременности, будущий ребенок, сторона близких людей, ребенок, материнство, изменение, высокий уровень, тревожный тип.

беременность, женщина, время беременности, будущий ребенок, сторона близких людей, ребенок, материнство, изменение, высокий уровень, тревожный тип. Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период…

беременность, женщина, время беременности, будущий ребенок, сторона близких людей, ребенок, материнство, изменение, высокий уровень, тревожный тип.

Огромное влияние взаимодействия с матерью на развитие базовых личностных структур и психосоматическое состояние ребенка указывают многие исследования психологического состояния женщины во время беременности, в родах и послеродовом периоде.

Психологические особенности беременности как… Во время беременности у женщин может возникать эмоциональная неустойчивость, раздражительность, высокий уровень личностной тревожности, повышенная.

Отношение к изменениям в своем состоянии и претензии к другим людям, в том числе к отцу ребенка, близким родственникам, медицинскому персоналу, отражают неудовлетворенность ситуацией материнствабеременностью)…

психологическая готовность, ребенок, материнство, роль матери, рождение ребенка, мать, беременная женщина, женская консультация, девиантное материнство, высокий уровень. Особенности психологического сопровождения семей…

Ключевые слова: беременность, психологическое состояние женщины, ребенок, роды, развитие ребенка.

Практически для каждой женщины беременность и материнство — являются неотъемлемыми составляющими жизни.

личностная тревожность, III, ситуативная тревожность, женщина, триместр беременности, умеренный уровень, уровень тревожности, повторнородящая женщин, высокий уровень тревожности, уровень тревоги. Механизмы психологической защиты женщин во время

Психологические особенности женщины в период беременности и родов

В нашем сложном и далеко не однозначном мире каждому известно чувство тревоги, а объектом страха может стать любой предмет или явление. Вряд ли можно считать случайным, что от 30 до 40% людей хотя бы раз в жизни испытывали сильное беспокойство, а кто-то даже, панику. Давайте попробуем разобраться почему так происходит.

Почему мы боимся ?

Чувство тревоги является сигналом неожиданных изменений происходящих в окружающем мире или в собственном организме и помогает вовремя среагировать на опасность. Однако если тревога выражена чрезмерно, то, напротив мешает нормальной жизнедеятельности.

Во время беременности весь организм женщины претерпевает значительные изменения, что само по себе, способствует развитию тревоги. Физиологическая перестройка в центральной нервной системе приводят к тому, что переутомление, ослабленное физическое состояние вполне может привести к беспокойству . То есть, будущая мама изначально, по физиологическим показателям, предрасположена к тревожности.

Кроме того, в период ожидания ребенка, у женщины преобладают интересы связаны с рождением и здоровьем будущего ребенка, все другое отходит на второй план.

При этом женщина может не чувствовать себя готовой заботиться о малыше.

Ответственность за ребенка порождает повышенные требования к себе – справлюсь ли, получится ли у меня это? Завышенные требования к себе, стремление достичь идеала и стать образцовой мамой также ведет к тревоге.

Еще один важный момент: развитию тревоги способствует оторванность будущей мамы от активной жизни – особенно когда она не работает и сидит дома, — отсутствие новых впечатлений и положительных эмоций, а также негативный чужой опыт (предположим, что уже родившая подруга живописала вам в деталях ужасы своих родов и весьма хлопотливую жизнь молодой мамы), то появление тревоги в этот период вполне предсказуемо (по наблюдениям врачей одна треть всех женщин испытывает нечто подобное в период беременности). Если вы всегда стремились придать своему образу жизни некую стабильность и уравновешенность, если вы не любите неожиданностей и сюрпризов, вполне вероятно, что такое событие, как рождение ребенка, вызовет у вас мысль: «Как все сложится?». Неизбежные перемены, которые произойдут в вашей семье после рождения малыша, также являются источником тревог.

Тревога — это неопределенный страх, проецируемый в будущее. Вроде все хорошо, но человек находится в постоянном ожидании, что вот-вот случится что-то нехорошее с ним или с его близкими. Это тягостное переживание надвигающейся беды, когда не знаешь где и когда случится несчастье, но уверен, что оно произойдет.

Если тревога становится столь сильной и частой, что лишает человека способности к нормальной жизнедеятельности, то это является признаком тревожного расстройства.

Для него характерно напряжение доходящем до дрожи, выраженный дискомфорт, когда из-за беспокойства трудно усидеть на месте, сердце учащенно бьется, «не хватает воздуха», усиливается потоотделение, может быть слабость, дурнота, головокружение, чувство «комка в горле». Такое состояние нуждается в лечении.

Читайте также:  Лямблии у детей: признаки, причины, симптомы и лечение, профилактика

Чего мы боимся ?

Переносить состояние тревоги крайне тяжело, кажется, что опасность исходит отовсюду. Гораздо легче знать чего именно следует бояться. Благо жизнь предоставляет множество ситуаций для «опредмечивания» тревоги.

Как только появляется конкретный страх, так сразу становиться легче, спокойнее. Мы знаем как с ним бороться, что делать чтобы себя обезопасить. Таким образом, нахождение конкретного страха помогает облегчить состояние.

Предмет для страха может быть извлечен из раннего негативного детского опыта. Он может быть позаимствован у своих родителей или в огромном культурном наследии всего человечества. Более того, существуют предположения, что человек способен помнить свои внутриутробные переживания и там находить пугающие ситуации.

Теперь давайте спроецируем эти обстоятельства на то психологическое состояние, которое характерно для женщины в период беременности и выстроим в хронологической последовательности факторы, пугающие будущих мам.

  • Незапланированная спонтанная беременность: увидев положительные результаты теста, женщина начинает судорожно вспоминать, какие алкогольные напитки она пила, сколько сигарет выкуривала и какие лекарства принимала. Если результаты подсчетов неутешительные, начинается паника.
  • Возможные осложнения во время беременности, которые могут повлиять на здоровье будущего ребенка. Спектр волнений здесь весьма объемен: от считающейся вредной для здоровья работы за компьютером до несделанных некогда прививок и опасения заболеть гриппом или краснухой.
  • Боязнь родов: ожидание боли, ощущение беспомощности, отсутствие власти над собственным телом.
  • Генетические страхи: рождения неполноценного ребенка вследствие необратимых природных причин.
  • Эстетические страхи: боязнь тех изменений, которые происходят с лицом и фигурой – вернется ли прежняя форма?
  • Один из самых распространенных страхов – страх о здоровье будущего ребенка.
  • Страх стать плохой матерью: сомнение в собственной способности правильно ухаживать за ребенком.
  • Боязнь ответственности за судьбу ребенка: никто в такой мере не отвечает за жизнь и здоровье другого человека, как мать за дитя.
  • Страх будущего: различных перемен в семье, связанных с появлением ребенка – от материальных и жилищных сложностей до изменения отношений с мужем и крушения профессиональной карьеры.

То, что появился конкретный страх это неплохо. Сработала психологическая защита, пошел процесс адаптации к новым жизненным условиям. Найдя то, что следует бояться в ситуации беременности и родов психика женщины сделала первый шаг к совладению с тревогой. Следующий шаг – расширение представлений об опасности и действия по ее устранению или минимизации.

Хуже когда развивается патологический или навязчивый страх, называемый фобий. При фобии человек понимает нелепость своих опасений, но не в состоянии противостоять им. Единственный выход, который видится больному – это избегание пугающей ситуации. Если в таких обстоятельствах вовремя не принять меры, то может развиться чувство безвыходности и последующая депрессия.

Как победить страх

Если тревожность мешает вам радоваться жизни в ожидании приятных будущих изменений, необходимо начать действовать. Ни в коем случае не стоит впадать в панику: просто нужно не эмоционально, а рационально подойти к этому вопросу. Начать следует с квалифицированного медицинского обследования.

При заранее запланированной беременности, поводов для волнений будет гораздо меньше. Супруги имеют возможность пройти полное обследование, чтобы предотвратить возможные проблемы.

Спонтанная беременность требует более пристального наблюдения врачей. Первые двенадцать недель, особенно с 5-й по 10-ю, действительно наиболее опасны во всех отношениях, идет ли речь о курении, инфекционном заболевании или стрессовой ситуации.

По мнению специалистов, если отрицательные факторы сработали на самых ранних сроках, то беременность развиваться не будет. Если же она проходит нормально, волноваться не стоит. Просто за такой беременной необходимо наблюдать более пристально.

Боязнь родов легко преодолима, если посещать курсы подготовки к родам. В настоящее время существуют различные методики, цель которых – формирование готовности женщины к родам. Выбирая те или иные курсы, имейте в виду, что занятия с будущими мамами должны включать четыре основных компонента:

  1. Психопрофилактичекая подготовка – это могут быть индивидуальные беседы и лекции, которые направлены на устранение отрицательных эмоций, связанных с родами и страхом перед ними. Основная цель психофизиологической подготовки беременных к родам заключатся в следующем: выработать у женщины сознательное отношение к беременности, научить воспринимать роды как физиологический процесс, а также создать хороший эмоциональный фон и уверенность в благоприятном течении беременности и завершении родов.
  2. Страх боли во время родов преодолевается не только с помощью знания естественного для женщины механизма родов, но и во многом помогает присутствие близкого человека, которому женщина доверяет, это может быть не только муж, но и врач, акушерка, с который у роженицы сложились доверительные отношения.
  3. Групповые занятия специальной гимнастикой обычно направлены на тренировку дыхания и группы мышц, которым предстоит особо напряженная работа во время родов: брюшной пресс, мышцы тазового дна.
  4. Знание особенностей физиологии новорожденных также избавляют маму от многочисленных переживаний по поводу его здоровья, а занятия, обучающие уходу за ребенком реально способны облегчить хлопотливое будущее молодой мамы.

Обычно подобные занятий проводятся в группах по 6-8 человек, это важно опять-таки в психологическом плане – возможность пообщаться с другими женщинами, обменяться впечатлениями и поговорить о волнующих будущих мам проблемах создает ощущение включенности в активную жизнь, помогает понять, что ваши страхи разделяют многие женщины.

Так что доверие к современной медицине, знание физиологических процессов и психологическая подготовка помогут развеять многие страхи будущих мам. Мы боимся того, что не знаем. Так давайте попробуем вовремя все узнать! Достоверная информация способна кардинально изменить ситуацию – единственным условием становится ваше желание этого изменения.

Вам поможет психотерапия

Если страхи, связанные с вашим здоровье и здоровьем малыша, не смогли развеять врачи общей практики (убеждая вас, что все в порядке), то на помощь придут врачи -психотерапевты и медицинские психологи. Уже давно существуют проверенные тренинги и методики, хорошо зарекомендовавшие себя на практике.

Обычно самое сложное – это осознать наличие проблемы. Грядущие перемены действительно очень волнуют. Они не могут не волновать, но проблема в неадекватном восприятии ситуации, которое приводит к негативным эмоциям, к той же тревоге и страху.

А те, в свою очередь, подталкивают к неадекватным поступкам, ведущим к возникновению различных стрессовых ситуаций (проблемы в семье, на работе, значимые потери и т.д.).

При этом в центральной нервной системе возникают стойкие очаги возбуждения, что может привести к осложнениям беременности.

Наиболее эффективным методом преодоления тревожности считается когнитивно-бихевиоральная психотерапия.

Этот метод основан на том, что именно мышление человека – его способ восприятия себя, мира и других людей – определяет его поведение, его чувства и его проблемы.

Перестроив свое неадекватное мышление и развив способность мыслить более реалистично и конструктивно, человек уже совсем иначе начинает смотреть на мир и свое место в нем – учится жить, подстраиваясь под обстоятельства, которые не в силах изменить.

Никто не говорит, что беременность и роды это легко, но вы хорошо знаете, что организм женщины специально для этого предназначен, и взрослая женщина без вреда для своего здоровья может выносить и родить здорового ребенка.

Важно заранее позаботиться о квалифицированной медицинской помощи, стоит рационально решить материальные или жилищные проблемы – где и на что жить – вполне возможно, предварительно обсудив это с мужем и другими родственниками.

Когда же вы покинете стены роддома вместе с малышом, вам придется приспосабливаться к новому распорядку жизни. А пока вы никак не можете повлиять на ситуацию и не должны ее контролировать — в вашем нынешнем положении остается только ждать и извлекать максимум положительных эмоций от того, что происходит в данный момент.

Ваша неуверенность в своих силах, отсутствие опыта, вовсе не означает, что вы действительно не справитесь. Вы можете думать, что не способны на мягкость, терпение и понимание по отношению к будущему малышу.

Возможно, в вашей прежней жизни подобные чувства оказывались под запретом или не встречали ответной нежности и теплоты. Поэтому теперь вы не знаете, способны ли на них. Не забывайте, что в своем стремлении к совершенству, вы можете отвлечься от главного – осознания счастья материнства.

Помните, что природа уже дала вам все, что необходимо для успешного материнства.

 М.В. Голубев

статья напечатана в Журнале «9 месяцев» №02, — 2005 г 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *